Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине;
совершенствование управления товарным ассортиментом.
Объектом исследования является товарный ассортимент ООО «Элдер».
Введение 4
Раздел I Теоретическая часть
Понятие ассортимента 6
Планирование ассортимента 11
Раздел II Аналитическая часть
Краткая характеристика предприятия ООО «Элдер» 17
Анализ влияния торгового ассортимента на прибыль 23
Раздел III Рекомендательная часть
Разработка мероприятий по совершенствованию
управления ассортиментом ООО «Элдер» 34
Прогнозирование товарного ассортимента и его влияние
на величину прибыли 37
Заключение 43
Используемая литература 46
Приложение 48
Шаг три – выделение групп классификации по принципу Паретто, где 20% качественного критерия определяется 80% количества выбранной совокупности объектов (группа А); группа В- до 15% в объеме прибыли и оставшаяся часть – блок С. Деление может быть и другим в зависимости от потребностей анализа, при более детальном анализе при резком увеличении исследуемых позиций можно воспользоваться методом кумулятивной кривой линии нарастающего удельного веса .
Из таблиц видно, что наибольшую долю в реализации и доходах имеют товары из блока А: подгузники, соки, молочные смеси-80%. Эта группа не зависит от сезонных колебаний спроса, исключение составляют пики рождаемости, приходящиеся на осень и весну, когда спрос возрастает, особенно на специализированные молочные смеси. Во вторую группу входят 5 товарных подгрупп: игрушки, косметика, пюре в стеклянной таре, аксессуары, каши, в июне добавилась молочная кухня. Молочной кухни в более доходную группу связано с ростом физических продаж вследствие изучения микроспроса. Переход из одного блока в другой товаров предполагает разнообразие бизнес ситуаций и невозможность ориентации на единственное зафиксированное как универсальное соотношение границ групп классификации по накопленному значению качественного критерия.
По итогам анализа можно дать следующие рекомендации. Усилия предприятия должны быть сосредоточены на товарах из подгрупп, вошедших в блоки А и В, по ним целесообразно тщательно отслеживать динамику продаж, колебания спроса. Широту и глубину ассортимента по товарным группам и маркам, миграцию отдельных товаров и торговых марок из группы в группу, отслеживать влияние различных маркетинговых мероприятий на темпы продаж. Для товаров группы. В, обеспечивающих средний вклад в совокупный доход (около 15%) усилия должны быть сосредоточены на переводе в более доходную группу. В отношении блока С рационально производить политику его сокращения с целью уменьшения малопроизводительных затрат за счет удаления из ассортимента товаров, находящихся в стадии упадка своего жизненного цикла.
АВС анализ позволяет оптимизировать товарный ассортимент на ближайшую перспективу, а для устойчивого положения на рынке любой компании необходимо иметь портфель товаров, сбалансированный таким образом, чтобы в нем находились товары с различными этапами своего жизненного цикла. Вся товарная номенклатура согласно матрице БКГ в зависимости от стадий жизненных циклов товаров ее составляющих может быть поделена на 4 части (см. рис.2).
Весь имеющийся товарный ассортимент делим на четыре группы в зависимости от перспектив дальнейшего существования на рынке (Таблица 6)
Таблица 6
Товарный портфель
«Восходящие звезды»
Топ-топ, Фрисокрем, Фрутолино каши; Вини-пюре; Тонус(новый), Топ-топ, Бабушкино лукошко-соки; Памперс; Джамбо-Памперс; Хипп-печенье; Растишка-мол.кухня; Нени, Хипп(б.уп), нов. Малютка, Нестле мол.-м/с |
«Трудный ребенок»
Фрисолак, Даниа-каши; МакЛав, Типтоп, Фруто-няня, Динка, Бабушкино лукошко, Блядишеф-пюре; Спеленок, Оазис Вкуса (гранат.1л)-сок; Еврон, Белла беби, вкладыши в подгузник-памперсы; Нестле(бол)-печенье; Беби-вода; Даниа-чай; Био-Макс, мол.кухня; Вини, ЖуЖу, Семпер-м/с |
«Дойные коровы»
Малышка, Хайнц, Вини, Беби, Малышка-каши; Топ-топ, Азов, Тихорецк, Тонус, Хипп-пюре; Тонус, Фруто-няня, Фруктовый сад, Азов, Тип-топ-сок; Хаггис, Либеро, Памперс, Трусики, Хелен Харпер-памперсы; Малышок, Хайнц-печенье;Вини, Бабушкино лукошко, Тип-топ-вода; Хипп-чаи; Агуша-мол.кухня; Нутрилоны, Малютка, Нан, Фрисо, Малыш»Истра»-м/с |
«Собаки»
Крошка-каши;Гербер, Бичнат, Дева, Фрисолак, Фрутек-пюре; Бичнат, Дева, Фрутек-сок; Фиксис, Молтекс, Либеро(устар)-памперс Нутрилак-аква-вода,Бебе, Беби Ситтер-чай; Нутрилак, Малыш с варкой,Малютка-м/с |
Распределение товаров внутри матрицы говорит о том, что у фирмы прочное положение на рынке, достаточный запас новинок и звезд. Некоторые товары сразу попали в несколько секторов матрицы (Малютка м/с, Либеро - подгузники, Тонус соки) из-за того, что на рынок были выпущены их усовершенствованные варианты, а старый товар еще не покинул рынок полностью.
Изначально при открытии магазина широта ассортимента составляла 1328 наименования из 3560 находящихся на складе, к концу второго отчетного месяца широта ассортимента уменьшилась на 27 товарных позиций (1301-1328=-27), то есть совокупная широта товарного ассортимента по магазину «Элдер» составила 98% от первоначальной (3560/1328*100%=98%). В данном случае понятие широты и насыщенности совпадают.
В группах соки, пюре стекло, молочных смеси, подгузники и аксессуары было отмечено сужение товарной номенклатуры, а вот в группах каши, молочная кухня, вода, игрушки, косметика количество представленных товарных позиций выросло. Следует отметить, что изменение товарной номенклатуры происходило внутри товарных групп за счет изменения длины ассортиментного ряда (глубины ассортимента). Как и предполагалось каши дороже 40 рублей за пачку слишком дороги для рядового покупателя, постоянно проживающего в этом районе, поэтому концу второго месяца глубина товарного ассортимента составила 12 (были сняты с продажи каши марок Семпер и Фрутолино).
Однако насыщенность товарной линии каш Малышка и Бэби резко выросла, что позволило даже увеличить общую широту ассортимента этой группы на 20 (144-124) позиций по итогам отчетного периода или 16,%(.Изменение широты в относительных показателях представляет собой коэффициент широты:
Кп = (124/144*100-100=16)
Подобные процессы происходили и внутри других групп, вследствие чего общий коэффициент обновления номенклатуры составил 4% за два месяца наблюдений:
Кн= 56/1301*100-100 = 4 %
Далее следует проанализировать развитие товарооборота магазина по улице Мичурина в динамике (таблица 7).
В схематичном варианте розничный товарооборот можно представить как
РТО = ∑ Рi*Qi (10),
где Рi- цена товара, включающая расходы по приобретению товара и величину дохода предпринимателя;
Qi- количество физических единиц товара проданных за анализируемый период;
РТО = Он+ П - Ок (11) ,
где Он- Остатки товаров на начало очередного отчетного периода; П- поступление товаров ;
Ок- остаток нереализованных товаров на конец отчетного периода.[9,с 24-25]
Таблица 7
Развитие товарооборота в динамике, руб.
Номенклатура |
Розничный товарооборот,руб. |
Цепной темп роста,% |
Абсолютный прирост,руб. | |
10.04.-10.05.09 |
11.05-10.06.09 | |||
каши |
14349,8 |
13349,8 |
93,0 |
-1000 |
пюре (в стекле) |
8818,61 |
8700,62 |
98,7 |
-117,99 |
соки |
43536 |
45898 |
105,4 |
2362 |
пюре (в жести) |
6100 |
5100 |
83,6 |
-1000 |
вода детская |
2070 |
2250 |
108,7 |
180 |
чай |
3098 |
3000 |
96,8 |
-98 |
м/с |
63160 |
62623 |
99,1 |
-537 |
печенье |
5190 |
5190 |
100,0 |
0 |
молочная кухня |
6810,5 |
7810,5 |
114,7 |
1000 |
Косметика |
6770 |
6076 |
89,7 |
-694 |
Аксессуары |
4984 |
6598 |
132,4 |
1614 |
Подгузники |
113326,87 |
107426,14 |
94,8 |
-5900,73 |
игрушки |
3337 |
3168 |
94,9 |
-169 |
итого: |
281550,78 |
277190,06 |
98,5 |
-4360,72 |
В соответствии с таблицей 7 данные об объеме розничного товарооборота магазина «Элдер» в действующих ценах свидетельствуют о его снижении до 98,5% от уровня базисного периода, что в стоимостном выражении составляет 4360,72 рубля вследствие изменения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота). Отмечено снижение продаж по таким товарным группам: каши, пюре, чаи, молочные смеси, косметика, подгузники и игрушки. (Таблица 8).
Динамика продаж
в натуральных показателях
Приходя в магазин, каждый покупатель определяет для себя диапазон цен на товары, которые ему необходимы. Если цены в магазине соответствуют представлениям покупателей, то он остается удовлетворенным и приобретает товар. В обратном случае у покупателей могут возникнуть отрицательные эмоции и спрос покупателей на товары останется неудовлетворенным. Поэтому магазин «Элдер» при формировании цен учитывает этот фактор и использует минимально возможную торговую надбавку, чтобы покупателя устраивала цена, и он получал удовлетворение при покупке товара.
Динамика РТО в натуральном выражении магазина «Элдер».
Номенклатура |
Продажи, шт. |
Динамика | ||
10.04.-10.05.09 |
11.05-10.06.09 |
шт. |
% | |
каши |
550 |
550 |
- 46 |
- 8.4 |
пюре (в стекле) |
937 |
937 |
- 100 |
-10.7 |
соки |
2345 |
2345 |
136 |
5.8 |
пюре (в жести) |
423 |
364 |
- 59 |
-14.0 |
вода детская |
105 |
109 |
4 |
3.8 |
чай |
31 |
31 |
0 |
0.0 |
м/с |
540 |
535 |
- 5 |
- 0.9 |
печенье |
110 |
110 |
0 |
0.0 |
молочная кухня |
1023 |
1123 |
100 |
9.8 |
Косметика |
158 |
136 |
- 22 |
- 13.9 |
Аксессуары |
95 |
150 |
55 |
57.9 |
Подгузники |
562 |
557 |
- 5 |
- 0.9 |
игрушки |
60 |
77 |
17 |
28.3 |
итого: |
8964 |
9827 |
75 |
9.6 |
Динамика РТО в натуральном выражении магазина «Элдер», представленная в таблице свидетельствует о положительных тенденциях в ассортиментной политике ООО «Элдер».
Данные о доходе магазина представлены в таблице 9.
Таблица 9
Основные показатели хозяйственной деятельности магазина
Показатель |
апрель-май |
май - июнь |
Динамика |
1 |
2 |
3 |
4 |
РТО |
281550,78 |
277190,06 |
-4360,72 |
Тприроста РТО |
-1,55 | ||
Закупочн.стоим. |
248465,68 |
245028,79 |
-3436,89 |
валовый доход(руб.) |
33085,10 |
32161,27 |
-923,83 |
% |
11,75 |
11,60 |
-0,15 |
Тприроста дох. |
-2,79 | ||
Аренда |
6000 |
6000 |
0 |
З/П1,1% |
3097,1 |
3049,1 |
-48,0 |
Прочие расходы |
320 |
400 |
0 |
Налоги |
2700 |
2700 |
0 |
Прибыль(руб.) |
20968 |
20012,17 |
-955,83 |
% |
7,44 |
7,21 |
-0,22 |
Из таблицы видно, что розничный товарооборот снизился на 4360,72 рубля, хотя продажи в натуральном выражении в целом по магазину, как было отмечено выше, выросли на 9,6% по сравнению с первым месяцем работы. Это связано с тем, что из-за сильной конкуренции фирма не может резко повышать цену на товары, и сдерживает её рост за счет своих доходов для сохранения клиентуры.
Общая сумма валового дохода снизилась на 923,83 рубля или -0,15%. Это произошло за счет того, что отрицательные темпы роста валового дохода выше темпов роста товарооборота. Причина в новых поставщиках с более низкими ценами закупки при сохранении величины розничной цены по одним товарам и резкое удорожание других позиций импортируемых из-за рубежа, дефицита сырья у иностранных производителей, вызванного экономическим кризисом в ряде стран, являющихся основными поставщиками сырья на международном сельскохозяйственном рынке. Как следствие потребители вынуждены были перейти на более доступные аналоги ранее используемых ими товаров. Так же уменьшился показатель чистой прибыли остающейся в распоряжении предприятия на 0,22% (955,83 руб.).
Информация о работе Планирование ассортимента товаров предприятия розничной торговли