Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине;
совершенствование управления товарным ассортиментом.
Объектом исследования является товарный ассортимент ООО «Элдер».
Введение 4
Раздел I Теоретическая часть
Понятие ассортимента 6
Планирование ассортимента 11
Раздел II Аналитическая часть
Краткая характеристика предприятия ООО «Элдер» 17
Анализ влияния торгового ассортимента на прибыль 23
Раздел III Рекомендательная часть
Разработка мероприятий по совершенствованию
управления ассортиментом ООО «Элдер» 34
Прогнозирование товарного ассортимента и его влияние
на величину прибыли 37
Заключение 43
Используемая литература 46
Приложение 48
* Данные для составления карты SWOT были определены экспертным путем.
Рассчитаем общую оценку каждого из четырех параметров карты SWOT.
Наибольшее
влияние на деятельность исследуемого
предприятия оказывают его
Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности предприятия составим обобщающую матрицу SWOT (Таблица. 3).
Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направление развития коммерческой деятельности исследуемого предприятия и в рамках его - выбор альтернативной стратегии развития предприятия либо их комбинации.
Таблица 3
Обобщающая матрица SWOT
Возможности |
Угрозы | |
Баллы (23) |
Баллы (27) | |
Сильные стороны |
Баллы (36) |
36*23=828 |
Слабые стороны |
Баллы (18) |
18*23=414 |
Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направление развития коммерческой деятельности исследуемого предприятия и в рамках его - выбор альтернативной стратегии развития предприятия либо их комбинации.
Результаты расчета показали, что наибольшее значение было определено в поле «Сила и угрозы» (СИУ) (972), следовательно, целью основной деятельности предприятия должно являться удержание лидирующих позиций на рынке, усилия предприятия должны быть направлены на минимизацию угроз, связанных с факторами внешней среды.
К слабым сторонам по итогам исследования можно отнести ограниченность финансовых ресурсов вследствие не заемных средств из-за их дороговизны, что приводит к ограничению возможностей. Влияние последнего фактора удается уменьшить за счет постоянного и тщательного контроля за остатками товаров, как на центральном складе, так и в магазинах.
Основной проблемой магазина по улице Мичурина, 21 является отдаленность от оживленных улиц и остановок. Основными клиентами магазина являются люди, живущие в близлежащих домах.
Не хватает
рекламы для привлечения
2.1 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА НА ПРИБЫЛЬ
Основными текущими показателями работы любого торгового предприятия является величина розничного товарооборота (выручки) как основного источника прибыли, в котором увязаны между собой затраты и доходы торгового предприятия, взаимосвязь с ассортиментом.
При анализе розничного товарооборота, прежде всего, интересует его динамика, как в стоимостных показателях, так и относительных путем определения темпов прироста к сравниваемому периоду. Причем расчет показателей введется как в действующих, так и сопоставимых ценах для исключения влияния фактора инфляции. Однако анализ товарного ассортимента любого розничного торгового предприятия начинается с таких количественных характеристик как его широта, глубина, степень обновления, о которых говорилось в первой части работы.
Оптимизация предлагаемого ассортимента продукции дает дополнительный шанс на победу в конкурентной борьбе, то есть на основе данных базового периода необходимо определить, какой объем закупок в планируемом периоде товаров необходим для увеличения уровня выручки или прибыли на уровне, достигнутом предприятием в базовом периоде. Для этого воспользуемся методом экономического анализа как «директ – костинг», основанном на раздельном учете постоянных и переменных затрат.
Главная особенность системы « директ - костинг» заключается в том, что себестоимость продукции (совокупность затрат на ее приобретение и доведение до покупателя) учитывается и планируется только в части переменных затрат. По переменным расходам оцениваются также остатки товаров на складах.
Постоянные затраты в этой системе управленческого учета сразу относятся на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли (обычно постоянные затраты распределяются между товарами пропорционально выручке от реализации, что при широкой номенклатуре может привести к завышению или наоборот к занижению роли тех или иных ассортиментных позиций в формировании общей прибыли предприятия). Для выполнения расчетов такой вариант намного проще.[1, с.40-41]
Эта система позволяет:
Директ - костинг позволяет в качестве показателя эффективности использовать соотношение маржинального дохода к переменным затратам.
Но этот метод планирования рационального ассортимента не предусматривает использование торговым предприятием заемных средств. В любом случае, при использовании любого метода и способа планирования необходимо на основе собранных статистических данных определить величину спроса, определить рациональность существующего ассортимента для построения более гармоничной товарной политики, определить наличие на рынке товаров конкурентов, оценить степень влияния инфляции и др. факторов, определить временные границы прогноза, в течение которого он будет максимально приближен к реальности.
АВС - анализ один из способов проведения таких исследований по системе директ - костинг . АВС- анализ основан на исследовании структуры сбыта по критериям удельного веса той или иной товарной группы или товара в общем объеме сбыта, прибыли и покрытию затрат. Все продукты делят на три группы: А - большой вклад в общий объем; В - средний вклад; С - малый вклад. Результаты представляются в виде накопленных частот продуктов и долей по сбыту (прибыли) [20,с.4].
АВС показывает, какие товары являются наиболее выгодными, а какие нежелательными в ассортименте. С точки зрения затрат предприятию выгоднее сконцентрироваться на малом числе продуктов из групп В и А, однако при исключении убыточных продуктов из ассортимента нужно тщательно изучить мнение потребителей. Следует также учесть удельный вес отдельных продуктов в покрытии общих затрат (убытки возникают только за счет переменных затрат). Постоянные расходы при исключении убыточных продуктов из номенклатуры реализуемых перераспределяются на оставшиеся, увеличивая их себестоимость.
Интересы предприятия могут пострадать, если будут удалены все малодоходные позиции, так как это может ущемить интересы покупателей.
Достоинства АВС - анализа: количественное измерение доли отдельных видов продукции в сбыте и прибыли. Помогает выстроить последовательность продуктов в зависимости от размеров вклада в общий сбыт, затраты, прибыль.
Иногда даже выгоднее оставить нерентабельный товар с маленькой долей в сбыте по результатам исследования, если в результате связей между продуктами приносится доход в другом месте.
Недостаток – трудоемкость потому, что для каждого вида продукции рассчитывается себестоимость, доходность.
Необходимые условия проведения:
Проведение АВС классификации включает ряд этапов.
Первый-выбор критерия классификации. Для предприятия частной формы собственности, не являющегося юридическим лицом, показателем эффективности работы является величина дохода (прибыли). Также на выбор критерия оптимизации товарного портфеля влияет стратегия развития – удержание рынка и повышение прибыли от реализации.
Второй этап подразумевает проведение расчета нарастающего итога значения критерия классификации по номенклатурным позициям (см. таблицы 4,5). Удельный вес критерия классификации рассчитывается как отношение значения критерия каждой позиции (столбец 2) к итоговой сумме значения критерия классификации второго столбца. 4-ый столбец таблицы получается следующим образом: удельный вес первой позиции переписывается без изменений, последующие строки получаются суммированием нарастающего итога предыдущей позиции и удельного веса текущей.
Структура номенклатуры за период 10.04.09-10.05.09 г.
№ |
Номенклатура |
Валовый доход руб. |
уд. вес % |
Нарастающий итог % |
Группа |
1 |
подгузники |
19265,57 |
58,23 |
58,23 |
А |
2 |
м/с |
3789,6 |
11,45 |
69,68 |
А |
3 |
соки |
3482,88 |
10,52 |
80,2 |
А |
4 |
игрушки |
1668,5 |
5,04 |
85,24 |
В |
5 |
косметика |
1015,5 |
3,07 |
88,31 |
В |
6 |
каши |
1147,98 |
3,47 |
91,78 |
В |
7 |
пюре (в стекле) |
617,3 |
1,87 |
93,65 |
В |
8 |
аксессуары |
598,08 |
1,81 |
95,46 |
В |
9 |
мол. кухня |
408,63 |
1,24 |
96,70 |
С |
10 |
Пюре (в жести) |
366 |
1,11 |
97,81 |
С |
11 |
печенье |
363,3 |
1,10 |
98,91 |
С |
12 |
чай |
216,86 |
0,66 |
99,56 |
С |
13 |
вода детская |
144,9 |
0,44 |
100 |
С |
14 |
итого: |
33085,10 |
100 |
Таблица 5
Структура номенклатуры за период 11.05.09-11.06.09 г.
№ |
Номенклатура |
Валовый доход руб. |
уд. вес % |
Нарастающий итог % |
Группа |
1 |
подгузники |
18262,44 |
56,78 |
56,5 |
А |
2 |
м/с |
3757,38 |
11,68 |
68,46 |
А |
3 |
соки |
3671,84 |
11,41 |
79,87 |
А |
4 |
игрушки |
1584 |
4,9 |
84,77 |
В |
5 |
косметика |
1067,98 |
3,32 |
88,09 |
В |
6 |
каши |
911,4 |
2,83 |
90,92 |
В |
7 |
пюре (в стекле) |
791,76 |
2,46 |
93,38 |
В |
8 |
аксессуары |
609,04 |
1,89 |
95,27 |
В |
9 |
мол. кухня |
468,63 |
1,46 |
96,73 |
В |
10 |
пюре (в жести) |
363,3 |
1,13 |
97,86 |
В |
11 |
печенье |
306 |
0,95 |
98,81 |
С |
12 |
чай |
210 |
0,65 |
99,46 |
С |
13 |
вода детская |
157,5 |
0,5 |
100 |
С |
14 |
итого: |
32161,27 |
100 |
Информация о работе Планирование ассортимента товаров предприятия розничной торговли