Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине;
совершенствование управления товарным ассортиментом.
Объектом исследования является товарный ассортимент ООО «Элдер».
Введение 4
Раздел I Теоретическая часть
Понятие ассортимента 6
Планирование ассортимента 11
Раздел II Аналитическая часть
Краткая характеристика предприятия ООО «Элдер» 17
Анализ влияния торгового ассортимента на прибыль 23
Раздел III Рекомендательная часть
Разработка мероприятий по совершенствованию
управления ассортиментом ООО «Элдер» 34
Прогнозирование товарного ассортимента и его влияние
на величину прибыли 37
Заключение 43
Используемая литература 46
Приложение 48
На основные показатели экономической деятельности розничного торгового предприятия «Элдер» по адресу ул. Мичурина, 21 повлияли следующие факторы (таблица 10).
Таблица 10
Влияние факторов на величину валового дохода
Фактор |
Расчет |
Сумма |
изменение среднего уровня валового дохода в % к обороту |
рто.отч*динам уровн.дохода |
-415,79 |
277190,06*(-0,15%) | ||
изменение объема РТО |
Изм РТО*Удох.баз. |
-512,38 |
11,75%*(-4360,72) | ||
влияние структурных сдвигов |
(Удох. баз*Уд.вес тов.грбаз.)+(Удох.баз*Уд.вес тов.гр.отч.) |
4,35 |
Из таблицы видно, что наибольшее влияние на показатель доходности оказали увеличение переменных расходов и как следствие снижение уровня доходности и изменение объёмов розничного товарооборота. Изменения товарной номенклатуры особого влияния на величину валового дохода не оказали.
Те же самые факторы оказали на прибыль следующие влияние:
где Рбаз- уровень рентабельности базисного периода.
где Уiотч – удельный вес товарной группы в общем объеме розничного товарооборота.
На конечный финансовый результат те же самые факторы оказали большее влияние, чем на величину валового дохода. Причем структурные изменения оказали противоположное влияние за счёт снижения скорости товарооборачиваемости пюре в стекле, подгузников, каш, что не компенсировалось увеличением продаж соков и игрушек.
РАЗДЕЛ III. РЕКОМЕНДАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
3 РАЗРАБОТКА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО
В магазине ООО «Элдер» особенно хорошо продается питание недорогих марок, в основном отечественных. Следовательно, нужно делать упор на них. Так же следует учесть, что специализированные дорогие смеси покупатели предпочитают брать в более крупных магазинах. Вывод: необходимо отказаться от таких марок как «ЖуЖу», уменьшить запасы по другим дорогим молочным смесям, и вести их продажу по предварительному заказу.
За счет увеличения ассортимента каш среднего диапазона цен (30-40 рублей) блок А возможно расширить в глубину в рамках существующих торговых марок и в широту за счет введения новых. Добавление нескольких позиций соков в бумажных пакетах (за счет чего они имеют более низкую цену по сравнению с аналогами в стеклянной упаковке) и удаления из номенклатуры дорогих соков в стеклянной упаковке с маленьким объемом, дорогих пюре емкостью более 160 грамм, некоторых каш, можно увеличить как продажи в натуральных единицах, так и в стоимостном выражении. Наиболее популярными оказались по итогам двух месяцев отечественные пюре и соки емкостью 250 миллилитров, каши, хотя в отношении молочных смесей принцип дешевой цены и производителя не играет роли. Молочные смеси, как в принципе и все питание зависит только от медицинских показателей и вкусовых пристрастий детей.
Группа С
как раз и представлена пюре
в жестяной таре, и в основном
иностранного производства. Доля
их в обороте уменьшилась (-6,
Игрушки, аксессуары не попали в блок С по причине малых издержек обращения и высокого уровня торговой наценки. Хотя они являются всего лишь дополнением к ассортименту детского питания. Первые два месяца работы показали необходимость переориентировать ассортимент игрушек на более дешевые и летние в соответствии с наступившим сезоном, то же касается и номенклатуры косметики: летом наиболее актуальными станут крема от загара и влажные салфетки.
На первый взгляд выглядит странным снижение показателя рентабельности при снижении издержек обращения, однако с точки зрения выбранной ценовой политики ( максимизация объёма продаж в стоимостном выражении) с параллельным позиционированием относительно конкурентов, исходя из соотношения «Цена /Качество» ,предполагающих пропорциональное изменение розничных цен при изменении закупочных цен все логично. Выбранная стратегия соответствует условиям насыщенного спроса, когда предприниматель вынужден следить за ситуацией на рынке (динамикой цен, появлением новых конкурентов, товаров), предпринимать все возможные меры для предотвращения падения сбыта и обострения конкурентной борьбы и существуют значительные группы покупателей, готовых платить высокую цену в связи с высокой воспринимаемой ценностью товара. В этом случае следует придерживаться высоких цен до полного исчерпания найденного сегмента, а затем перейти к стратегии « ступенчатого» снижения цены с целью «захвата» симпатий менее платежеспособных покупателей. У «Элдера» есть возможность доставлять товар до покупателей собственным транспортом, что снижает расходы по доставке и позволяет осуществлять поиск более дешевых источников ресурсов, что является одним из конкурентных преимуществ.
На рынках однородных товаров предприятие вынуждено внимательно следить за ценами конкурентов, поэтому успех ценообразования зависит от возможной реакции контрагента на активные действия фирмы, на которую повлияют структура рынка, сила конкурентной борьбы и преимущества перед соперниками.
Необходимо так же помнить, что любой товар подобно человеку проживает на рынке жизнь, включающую «молодость», «зрелость», «старость» и «смерть». И на каждом этапе вопросы ценообразования должны решаться по-своему. Например, когда товар «молод» и спрос на него только формируется, то цены должны стимулировать рост спроса на продукцию и тут вполне оправдывает себя стратегия временного понижения цен.
Совсем другое дело, когда товар достиг зрелости и спрос на него на рынке цен сформировался, цены можно несколько завышать для получения наибольшей прибыли.
Когда же товар начинает стареть и спрос на него падает, то жизнь товара можно продлить за счет резкого снижения цены.
Следующим этапом в процессе будет выбор метода ценообразования и установление базовой цены. На этой стадии определяется размер торговой надбавки, состоящей из издержек обращения и прибыли торговли. По сути дела весь процесс ценообразования сводится к определению её оптимальной величины, т. к. цена розничного торгового предприятия – это оптовая цена закупки + торговая надбавка. Из этих двух составляющих только вторая зависит от фирмы. Для рынка детских товаров г. Самары приемлемы методы ценообразования, ориентированные на конкуренцию. С одной стороны в ситуации, когда и товар единообразен, и конкурентов великое множество, рыночная цена определяется игрой спроса и предложения (предприятие вынуждено придерживаться метода «на основе текущих цен» - рынок детского питания), а с другой стороны, когда товар сильно дифференцирован и предлагается многими конкурентами, продавец менее зависим в назначении собственной цены и эта самостоятельность ограничивается остротой конкуренции (предметы ухода за детьми, игрушки).
С учетом вышеперечисленных
ограничений и многолетней
каши – 8%;
пюре (в стекле) - 7%;
соки- 8%;
пюре (в жести) -6%;
вода детская -7%;
чай- 7%;
молочные смеси -6%;
печенье- 7%;
молочная кухня -6%;
косметика- 15%;
аксессуары -12%;
подгузники -17%;
игрушки -50%.
В дальнейшем следует более тщательно отслеживать микроспрос, так как есть позиции, по которым не было движений в течение двух месяцев.
Значение исследования ассортимента торгового предприятия в условиях рыночной экономики очень велико, так как задает основы для получения прибыли и создания устойчивой базы для дальнейшего развития и противостояния агрессивной внешней среде. В результате исследования было установлено, что:
3.1 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕТА И ЕГО
ВЛИЯНИЕ НА ВЕЛИЧЕНУ ПРИБЫЛИ
Планирование ассортимента продукции – это обоснованный отбор изделий для будущего производства и сбыта, а так же приведение всех характеристик изделий в соответствие с требованиями потребителей. При планировании ассортимента продукции обоснованно выбрать новые изделия можно с помощью следующих критериев:
2.Перспективы развития рынка;
3.Степень конкурентоспособност
4.Степень стабильности рынка.
2.Упаковка;
3.Технические характеристики товара.
2.Реализация;
3.Реклама.
2.Сырьевые ресурсы;
Опыт и знания персонала.
В процессе планирования товарного ассортимента следует опираться на жизненный цикл товара на рынке. [15,с.175]. Различные методы планирования делают упор на воздействие определенных факторов, поэтому разумно использовать несколько различных методов планирования ассортимента, чтобы создать товарный портфель, учитывающий наиболее полно интересы и продавца и конечного потребителя.
Кроме Бостонской матрицы и АВС – анализа в системе директ - костинг для отслеживания динамики товарного ассортимента может применяться и метод планирования ассортимента основанный на определении точки безубыточности. Значение этого метода возрастает при необходимости заменить какой либо товар на его аналог, по каким- либо причинам или уменьшить его долю в общем объёме реализации. Расчет точки безубыточности с учетом возможных изменений позволяет просчитать их эффективность, возможность сохранения достигнутых уровней финансовых результатов на достигнутом уровне: величина выручки, уровень прибыли.[2,с.60-63]
В отчетном периоде (май) товар Х (соки) стал пользоваться большим спросом на рынке, чем в предыдущем, исходя из чего было принято решение снизить его долю в реализации с 85 % до 90% за счет изделий У (пюре (в жести)) (увеличить до 5,4 % удельный вес) и С (чай) (с 5,56% до 4,6%). Определить: станет ли для предприятия новая структура ассортимента более рациональной и как повлияет принятое решение на изменение финансовых результатов. Исходные задачи представлены в таблице 11.
Таблица 11
Данные для расчета эффективности ассортимента
Вид продукции |
Цена за единицу(Р) |
Перем расходы на единицу (V) |
Пост расходы(C) |
Кол-во изд реа-х за период ( Q) |
Выручка (В) |
Удельный вес изделия в обьеме реализации(%)(Di) |
Х (СОКИ) |
18,5 |
17,02 |
6000 |
2481 |
45899 |
85 |
У (ПЮРЕ ( В ЖЕСТИ)) |
14 |
13,16 |
364 |
5096 |
9,44 | |
С (ЧАЙ) |
96,81 |
90 |
31 |
3001 |
5,56 |
Зная ,что прибыль выражается как П = ∑( Qi*( Рi - Vi)) – С (13).
Подставим исходные данные в формулу (13) и получим
П = [( Qх*( Рх – Vх)+ Qу*( Ру – Vу)+ Qс*( Рс – Vс)] – С (14) , далее раскроем скобки и выразим Qх и Qу через Qс : Qх=80 Qс ; Qу=12Qс.
Тогда П = [( 80Qс*( Рх – Vх)+ 12Qс*( Ру – Vу)+ Qс*( Рс – Vс)] – С (15)
Информация о работе Планирование ассортимента товаров предприятия розничной торговли