Основы формирования корпоративной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в исследовании проблемы формирования корпоративной культуры на предприятии (на примере ООО «Беловодье») как фактора маркетинговой среды предприятия.
Достижение обозначенной цели ставит перед автором исследования решение следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность явления корпоративной культуры;
- рассмотреть типы и виды корпоративной культуры;
- определить структуру и содержание корпоративной культуры;
- дать общую характеристику предприятия ООО ГРК «Беловодье»;
- охарактеризовать внешнюю и внутреннюю среду предприятия. Применить методику SWOT-анализа;
- дать анализ организации корпоративной культуры исследуемого предприятия как фактора маркетинговой среды.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ……………………………………………………………………5
Понятие и сущность корпоративной культуры……………………5
Типы и виды корпоративной культуры…………………………..11
Структура и содержание корпоративной культуры……………..15
2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ООО ГРК «БЕЛОВОДЬЕ» КАК ФАКТОР ЕГО МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ……………………………....19
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………..19
2.2. Внешняя и внутренняя среда предприятия. SWOT-анализ………..24
2.3. Организация корпоративной культуры на предприятии.………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….……………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….41

Работа содержит 1 файл

Марине петуховой.doc

— 454.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ  КУЛЬТУРЫ……………………………………………………………………5

    1. Понятие и сущность корпоративной культуры……………………5
    2. Типы и виды корпоративной культуры…………………………..11
    3. Структура и содержание корпоративной культуры……………..15

    2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ООО ГРК «БЕЛОВОДЬЕ» КАК ФАКТОР ЕГО МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ……………………………....19

         2.1. Общая характеристика предприятия………………………………..19

         2.2. Внешняя и внутренняя среда предприятия. SWOT-анализ………..24

    2.3. Организация корпоративной культуры на предприятии.………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………….……………………………..39

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  исследования. Сегодняшняя динамично развивающаяся экономика приводит к тому, что фирмы и организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса. Насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что компаниям приходится буквально биться за покупателей, приводит к полному переосмыслению принципов и задач функционирования различных структур в рамках предприятия. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели должны начать перестройку с самих себя.

      Постоянно подвергаясь влиянию со стороны  внешней среды, приспосабливаясь к изменениям, современная организация должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации.

      Этот  потенциал деятельности организации  во многом обеспечивается благодаря  корпоративной культуре: того, ради чего люди стали членами организации; того, как строятся отношения между  ними, какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе.

      Цель  данной работы заключается в исследовании проблемы формирования корпоративной культуры на предприятии (на примере ООО «Беловодье») как фактора маркетинговой среды предприятия.

      Достижение  обозначенной цели ставит перед автором исследования решение следующих задач:

      - раскрыть понятие и сущность  явления корпоративной культуры;

      - рассмотреть типы и виды корпоративной  культуры;

      - определить структуру и содержание  корпоративной культуры;

      - дать общую характеристику предприятия  ООО ГРК «Беловодье»;

      - охарактеризовать внешнюю и внутреннюю  среду предприятия. Применить методику SWOT-анализа;

      - дать анализ организации корпоративной  культуры исследуемого предприятия как фактора маркетинговой среды.

      Объект  исследования – корпоративная культура ООО ГРК «Беловодье». 

      Методологической  основой исследования послужили  труды следующих отечественных и зарубежных авторов: В. Д. Козлова, Г. Р. Латфулиной, Д. А. Леонтьева, В. И. Маслова, Б. З. Мильнер, А. Радугина, П. В. Романова, Н. В. Самоукина, Е. Собчик, Э. Шейн и др.   

      В ходе исследования использовались отчетность и стандарты деятельности ООО «Беловодье», а также собственные наблюдения аналитические выкладки и разработки автора.

      Работа  состоит из введения, основной части, а также заключения, списка использованной литературы и приложений.   
 
 
 
 
 
 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 

    1. Понятие и сущность корпоративной  культуры
 

      Эффективность деятельности компании определяется следующими факторами: техническим и организационным уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оплаты труда, наличием стратегии развития. Эти механизмы, обычно регламентируются в различных нормативных документах (технических паспортах, планах, программах, тарифной системе и др.). В то же время в коллективе любой корпорации имеется такая сфера отношений, которая не поддается формальной регламентации. Эти отношения складываются в течение ряда лет по неписаным правилам под влиянием исторического опыта, менталитета людей, местньгх обычаев и традиций, духовных ценностей и вкусов.

      В менеджменте предприятий названные отношения проявляются в неформальном разделении труда, наличии неформальных лидеров, устоявшихся привычек и традиций, а также особого микроклимата в коллективе. Вся указанная сфера объединяется понятием «корпоративная (или организационная) культура».

      В современной литературе существует довольно много определений понятия  «корпоративная культура». Как и  многие другие термины организационно-правовых дисциплин этот не имеет единого  толкования. В современной учебной  и научной литературе насчитывается  около 50 понятий «корпоративной культуры». Рассмотрим наиболее распространенные:

      …Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды [16  , С. 112].

      Корпоративная культура - специфическая, характерная для данной организации система связей, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения дела [8, С. 86].

      …Корпоративная  культура - это система принципов, обычаев и ценностей, позволяющих всем в компании двигаться в одном направлении как единому целому [11].

      …Корпоративная  культура - это набор наиболее важных положений, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий [12, С. 32].

      На  наш взгляд, корпоративная (организационная) культура базируется на основополагающих ценностях, разделяемых членами компании. Эти ценности в разных корпорациях могут быть разными и в том числе в зависимости от того, чьи интересы лежат в основе деятельности компании: самой компании в целом или отдельных ее членов. Из названных выше ценностей вытекают стили руководства, поведения, общения, деятельности.

      Высокий уровень корпоративной культуры является важным стратегическим фактором, мобилизующим все структурные звенья корпорации и ее отдельных работников на достижение поставленных целей в рамках продекларированной миссии компании.

      К наиболее значимым характеристикам  корпоративной культуры относятся:

  • осознание работником своего места в компании (группе);
  • тип совместной деятельности;
  • нормы поведения;
  • тип управления;
  • культура общения;
  • система коммуникаций;
  • деловой этикет;
  • традиции компании;
  • особенности трактовки полномочий и ответственности;
  • трудовая этика.

      Корпоративная культура формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов: сформулированной корпоративной философии, менталитета, внешней среды, моды и т. д. (рис. 1).

    Факторы, влияющие на корпоративную  культуру
    Корпоративная философия Национальная  культура, менталитет Культура  эффективного бизнеса Профессиональ

    ная культура

    Конкурентная  среда Законодательство Мода

 

Элементы  корпоративной культуры
Миссия  корпорации Командный дух Стиль руководства и лидерства Деловой этикет общения Мотивация и стимулирование работников Фирменный стиль Культура  качества
 

Рис. 1. Факторы воздействия  на формирование КК 

      Решающим  фактором, на наш взгляд, в становлении  корпоративной культуры является философия  компании или другими словами, принципы, которым следует руководство  компании. Эти принципы формируются в рекламных материалах, в речах основателей компании, информационных документах. Формирование таких принципов преследует цель создать в глазах своих сотрудников и во внешней среде определенный имидж корпорации.

      Основными характеристиками, раскрывающими сущность корпоративной культуры организации, являются тип совместной  деятельности, тип управления и корпоративные стандарты.

      Тип совместной деятельности — характер взаимодействия работников в рамках коллективного труда, способ организации такого труда. Существует несколько типов совместной деятельности (табл. 1).

      Таблица 1

      Характеристика  отдельных типов  совместной деятельности

Тип совместной деятельности       Основные  черты
Индивидуальный  -Минимальное  взаимодействие между участниками  труда.

-Каждый  исполнитель имеет свой объем работ в соответствии с профессиональной позицией.

-Личное общение осуществляется  в основном в непрямой форме: через компьютерные сети, телефон, телетайп и т.п.

-Общим  является лишь предмет труда, в обработку которого каждый вносит свою лепту.

-Высокая  инициативность, ориентация на индивидуальные достижения

Последовательный  -Последовательное  включение в работу исполнителей одного за другим в соответствии со спецификой технологического процесса и квалификацией каждого.

-Межличностное  общение выражено в большей  степени, чем при индивидуальном  типе совместной деятельности.

-Высокая  технологическая дисциплина.

-Четкое  соблюдение нормативов 

Взаимодействующий -Участие  каждого работника в решении  общей задачи.

-Характер труда отдельных работников определяется руководителем.

-Эффективность  общей трудовой деятельности в равной степени зависит от вклада каждого члена коллектива.

-Высокая  ориентация на авторитет лидера, коллективные цели, групповую нравственность

Творческий -Особый  тип деятельности — совместное  творчество; каждый участник в  равной степени создатель чего-то  нового, уникального. 

-Особая  активность участников, гибкость группы, изменчивость ее состава.

-Ориентация  на профессиональное развитие.

-Данный тип особенно характерен для сфер науки и искусства

Информация о работе Основы формирования корпоративной культуры