Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:10, курс лекций
Сегмент рынка – это его часть, определенная особым способом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.
Сегментация рынка – разбивка рынка на четкие группы покупателей, каждой из которых требуются отдельные товары и комплексы маркетинга. В основе сегментации рынка лежит учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Она позволяет из общего числа потенциальных потребителей выбрать определенные группы (рыночные сегменты), предъявляющие более или менее однородные требования к товару.
Главная цель сегментирования – обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару.
При сегментации потребительских рынков пользуются следующими признаками:
– географическими (континенты, страны, регионы, районы, округа, области и т.д.) (таб.1),
– демографическими (возраст, пол, размер семьи) (таб.2),
– социально-экономическими (уровень дохода, род занятий, уровень образования, национальность) (таб. 3),
– психографическими (стиль жизни, образ жизни) (таб.4) и
Реализация товара в большинстве случаев происходит через посредников.
Выбор торгового посредника зависит от специфики товара, месторасположения фирмы, выбранной ею стратегии и целей, которые она перед собой ставит (относительно завоевания доли рынка, уровня прибыли и т.п.).
В качестве посредников могут выступать оптовые фирмы, дистрибьюторы, дилеры, брокеры, агенты, комиссионеры, консигнаторы, розничные торговцы.
Оптовые фирмы – посредники, осуществляющие продажу товаров другим продавцам, например розничным торговцам или клиентам-организациям (гостиницам, ресторанам), а не конечным потребителям. Они закупают товары у изготовителей или импортеров, приобретая права собственности и обеспечивая их хранение и перепродажу небольшими партиями розничным торговцам, оказывая им дополнительные услуги.
Дистрибьюторы – крупные оптовые покупатели, имеющие свои склады и транспорт, но чаще всего не покупающие товар в полную собственность. Дистрибьюторы имеют различные скидки и льготные условия закупки от поставщика. К ним относятся товарный кредит, условия поставки товара на консигнацию, большая отсрочка платежа, право первой отгрузки и т.п. Но дистрибьюторы получают эти льготные условия в обмен на осуществление строгой рыночной политики, которую производитель запланировал на данном рынке. К основным требованиям производителя к дистрибьютору относятся:
– ведение широкой рекламной и пропагандистской работы с продуктами производителя;
– популяризация торговой марки;
– расширение круга постоянных клиентов;
–
поиск новых перспективных
– проведение презентаций, семинаров и встреч с покупателями этих товаров и т.п.
Дилеры – оптовые покупатели, действующие от своего имени и за свой счет. Источником дохода является разница цен между покупаемыми и продаваемыми товарами.
Брокер – посредник, не приобретающий право собственности на товар, главная функция которого – свести взаимно заинтересованных продавцов и покупателей, а также предоставить им информацию о рынке.
Агенты - посредники, не обладающие правом собственности на товар, но представляющие поставщика или клиента и ведущие переговоры от его имени. Агенты и брокеры получают комиссионные (посреднические), которые складываются исходя из объема продаж партии товара, а также уровня сложности сделки. Агентами могут быть как физические, так и юридические лица. Выделяют агента производителя (промышленный агент) и агента по сбыту.
Условия работы агента производителя:
– продает часть продукции производителя;
– ограничивается какой-то географической территорией;
– имеет товарный запас на условиях консигнации.
Условия работы агента по сбыту:
– обслуживает потребителей определенной отрасли независимо от местоположения;
– сбытовые операции осуществляются со склада производителя;
– в случае зависимости от поставщика могут не иметь права распространять аналогичные товары поставщиков-конкурентов.
Комиссионер – посредник, действующий на основании договора комиссии, заключаемого с товаровладельцем или покупателем. Они не приобретают права собственности на товар. Комиссионеры выступают как продавцы товара перед третьими лицами.
Консигнатор (разновидность комиссионера) – посредник, деятельность которого основывается на консигнационном соглашении. По этому соглашению владелец товара поставляет на склад консигнатора товар и последний обязан продать товар со склада и от своего имени, но за счет товаровладельца, к определенному сроку.
Розничные торговцы — посредники, которые продают товары конечным потребителям для их личных нужд. Их прибыль складывается из торговой наценки.
Существует три подхода к решению проблемы числа посредников на каждом уровне канала:
Интенсивное распределение — обеспечение запасов товара в возможно большем числе торговых предприятий. Фирма использует большое число оптовых и розничных торговцев, поэтому используются многоуровневые каналы. Цели фирмы – широкий рынок сбыта, массовая реализация и высокая прибыль. Интенсивное распределение применяется при сбыте товаров первой необходимости и пищевых продуктов: зубная паста, мыло, хлеб, молоко и др.
Исключительное (эксклюзивное) распределение происходит, когда, право на распределение товара фирмы-производители предоставляют ограниченному числу посредников. Такой вид распределения применяют при сбыте товаров специального ассортимента, уникальных товаров, когда производитель стремится к престижному образу, контролю над каналом сбыта. При этом используют каналы нулевого или первого уровней: фирменные магазины или дистрибьюторов.
Выборочное (селективное) распределение представляет нечто среднее между методами интенсивного и исключительного распределения. Фирма использует среднее число оптовиков и розничных магазинов, пытается сочетать контроль над каналом, престижный образ с хорошим объемом продаж и прибыли. Используется для товаров предварительного выбора: одежды, бытовых электроприборов и др. Такие товары продаются в специализированных магазинах или специализированных отделах универсальных магазинов. Число уровней меньше, чем в первом случае.
Фирма
может переходить от эксклюзивного
сбыта к селективному, а затем
к интенсивному по мере прохождения
товара по жизненному циклу. Однако сложно
идти от интенсивного к эксклюзивному
сбыту. Например, модельные джинсы быстро
перешли от престижных магазинов к хорошим,
а потом и ко всем торговым точкам. Этот
процесс не смог бы идти в обратном направлении.