Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:10, курс лекций
Сегмент рынка – это его часть, определенная особым способом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.
Сегментация рынка – разбивка рынка на четкие группы покупателей, каждой из которых требуются отдельные товары и комплексы маркетинга. В основе сегментации рынка лежит учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Она позволяет из общего числа потенциальных потребителей выбрать определенные группы (рыночные сегменты), предъявляющие более или менее однородные требования к товару.
Главная цель сегментирования – обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару.
При сегментации потребительских рынков пользуются следующими признаками:
– географическими (континенты, страны, регионы, районы, округа, области и т.д.) (таб.1),
– демографическими (возраст, пол, размер семьи) (таб.2),
– социально-экономическими (уровень дохода, род занятий, уровень образования, национальность) (таб. 3),
– психографическими (стиль жизни, образ жизни) (таб.4) и
Задачи маркетинга на этом этапе: завоевание позиций на рынке, отработка базовых решений, укрепление приверженности покупателей через рекламу, увеличение продолжительности этапа устойчивого роста.
Для быстрого роста объема реализации могут применяться следующие стратегии:
Т.о.,
стадия роста характеризуется
Стадия зрелости и насыщения представляет собой период постепенного замедления темпов роста объема продаж и прибыли. В это время прибыль достигает своего максимального значения и начинает снижаться за счет увеличения затрат на рекламные мероприятия. Данная стадия является наиболее продолжительной и требует значительных маркетинговых усилий.
Задачи маркетинга на этом этапе: поиск новых рынков сбыта, оптимизация каналов товародвижения, введение комплекса мер по стимулированию сбыта (скидки, конкурсы среди потребителей, продажи на премиальной основе), совершенствование условий продажи и сервисного обслуживания, разработка модификации товара.
Данная стадия является наиболее продолжительной и требует значительных маркетинговых усилий. При этом возможно использование следующих маркетинговых стратегий:
1) стратегии модификации рынка:
– поиск новых рынков или сегментов для данного товара,
– определение новых способов использования товара,
– изменение положения товара на рынке (перепозиционирование товара);
2) стратегии модификации товара:
– улучшение качества товара — изменение срока службы, надежности, вкуса и т.п.,
– модернизация товара — расширение сферы применения, повышение удобства, упрощение процесса использования;
3) стратегии модификации маркетинговых средств:
– снижение цен с целью привлечения новых покупателей,
– новые формы рекламы,
– активное стимулирование рекламы.
Т.о., особенностями стадии зрелости и насыщения являются низкие темпы роста сбыта, а затем его прекращение, уменьшение прибыли и ценовая конкуренция.
На стадии спада наблюдается значительное снижение объема продаж и прибыли. Широкие слои потребителей теряют острый интерес к товару, но остается большое количество потребителей-консерваторов, которые остаются приверженными к данной торговой марке и данному товару. Цена падает. Распределение товаров происходит избирательно.
На этой стадии возможны следующие маркетинговые стратегии:
На данной стадии спад сбыта и уменьшение прибыли уже невозможно остановить даже с помощью интенсивного маркетинга.
Производители
должны учитывать различные
Все переходы от фазы к фазе осуществляются постепенно, без резких скачков и переходов. Особенно важными являются стадии насыщения и зрелости, когда службы маркетинга должны точно отследить начало этих процессов и предпринять соответствующие меры по удержанию продукта на рынке, изменить маркетинговые планы, изменить саму структуру маркетинга и т. д. по мере того, как товар проходит разные стадии, политика отдела маркетинга производителя должна меняться.
Рассмотренные
стадии ЖЦТ товара связаны с пребыванием
товара на рынке, т.е. речь идет о рыночном
жизненный цикл товара. При его совмещении
со стадией разработки товара формируется
общий жизненный цикл товара.
6. Понятие нового товара. Причины неудач новых товаров при введении на рынок
С точки зрения маркетинга под новым товаром следует понимать:
Процесс создания нового товара включает следующие составляющие:
–
технологическую (формирование и отбор
идей, техническая проверка замысла,
опытно-конструкторские
– экономическую (обоснование инвестиций, калькуляция расходов, расчет себестоимости, цены и прибыли);
–
маркетинговую (анализ рынка, пробный
маркетинг)
Практика показывает, что от 30 до 70% товаров-новинок терпят провал при выходе на рынок. Основные причины неудачи внедрения новых товаров:
– недостаточное отличительное преимущество товара;
– непродуманное планирование;
– неудачный выбор момента выхода на рынок;
– необоснованно высокая цена;
– жесткая конкуренция;
– неудачное
позиционирование.
7. Оценка привлекательности
сегментов и выбор
целевого рынка
Сегментация рынка является
Привлекательность сегментов определяется несколькими показателями:
– ожидаемая, относительная и абсолютная прибыльность сегментов,
– текущие объемы продаж и темпы их роста.
Наибольшей выгодой отвечают следующие качества: а) высокий уровень текущего сбыта; б) высокий темп роста; в) высокая норма прибыли; г) слабая конкуренция.
Даже быстрорастущие сегменты с высокой нормой прибыли иногда приходится отвергать, т. к. это не будет совпадать с долговременной стратегией компании, отвлечет её ресурсы от основных направлений деятельности. Кроме того, могут обнаружиться неэкономические ограничения, например, нравственные, экологические, политические или социальные. Обычно обращается внимание на наибольшую «общую сумму» привлекательности сегмента и возможностей компании.
При выборе целевых сегментов руководители компании решают, сконцентрирует ли она усилия на одном сегменте или на нескольких, на конкретном товаре или конкретном рынке или на всем рынке сразу. Здесь возможны три главных стратегических направления:
Преимущества и недостатки стратегии недифференцированного (массового) маркетинга представлены в таблице 1.
Таблица 1.
|
|
1. Низкий уровень затрат и цен за счет массового производства | 1. Принципиальные технологические новшества могут обесценить имеющиеся наработки. |
2. Максимально широкие границы потенциального рынка. | 2.
Конкуренты могут перенять |
3. Незначительные расходы на маркетинг. | 3.
Концентрация внимания на |
4. Низкие цены создают серьезные входные барьеры на рынках. | 4.
Непредсказуемое повышение |
5. При появлении товаров-заменителей лидер по затратам имеет большую свободу, чем конкуренты | 5. Сложности в разработке новых товаров, которые бы пользовались успехом у большинства потребителей. |
Преимущества и недостатки стратегии дифференцированного маркетинга представлены в таблице 2.
Таблица 2.
|
|
Возможность
стратегического
маневрирования ресурсами Высокая гибкость Высокая устойчивость Невысокая чувствительность к цене Широкий спектр товаров — входной барьер для конкурентов Активный маркетинг — контроль рынка |
Угроза чрезмерной
дифференциации Высокие затраты на маркетинг
Жесткая конкуренция
Угроза появления
массового товара-аналога с Угроза появления дешевых товаров-имитаторов |
Преимущества и недостатки стратегии концентрированного маркетинга представлены в таблице 3.
Таблица
3.
|
|
Наличие
уникального товара обеспечивает:
— защищенность от товаров-заменителей Контроль рынка благодаря тесному контакту с потребителями Гибкость производства
|
Сложность нахождения
специфических сегментов со Специфическими
потребностями и создания уникального
товара
Угроза появления
массового товара-аналога с «цена — качество», нивелирующего уникальность товара Угроза изменения предпочтений (мода) Угроза появления дешевых товаров- имитаторов Сдерживание роста объема продаж |