Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:10, курс лекций
Сегмент рынка – это его часть, определенная особым способом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.
Сегментация рынка – разбивка рынка на четкие группы покупателей, каждой из которых требуются отдельные товары и комплексы маркетинга. В основе сегментации рынка лежит учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Она позволяет из общего числа потенциальных потребителей выбрать определенные группы (рыночные сегменты), предъявляющие более или менее однородные требования к товару.
Главная цель сегментирования – обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару.
При сегментации потребительских рынков пользуются следующими признаками:
– географическими (континенты, страны, регионы, районы, округа, области и т.д.) (таб.1),
– демографическими (возраст, пол, размер семьи) (таб.2),
– социально-экономическими (уровень дохода, род занятий, уровень образования, национальность) (таб. 3),
– психографическими (стиль жизни, образ жизни) (таб.4) и
1. Рыночный сегмент, признаки сегментации
Сегмент рынка – это его часть, определенная особым способом, которая может быть эффективно обслужена предприятием.
Сегментация рынка – разбивка рынка на четкие группы покупателей, каждой из которых требуются отдельные товары и комплексы маркетинга. В основе сегментации рынка лежит учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Она позволяет из общего числа потенциальных потребителей выбрать определенные группы (рыночные сегменты), предъявляющие более или менее однородные требования к товару.
Главная цель сегментирования – обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару.
При сегментации потребительских рынков пользуются следующими признаками:
– географическими (континенты, страны, регионы, районы, округа, области и т.д.) (таб.1),
– демографическими (возраст, пол, размер семьи) (таб.2),
– социально-экономическими (уровень дохода, род занятий, уровень образования, национальность) (таб. 3),
– психографическими (стиль жизни, образ жизни) (таб.4) и
– поведенческими (степень случайности покупки, степень приверженности, интенсивность потребления) (таб.5).
Таблица 1 - Сегментация по географическим признакам
Признак сегментации | Характеристики сегментации |
Регион | Район Крайнего Севера; Центрально-Черноземный район; Северный Кавказ; Урал; Сибирь; Дальний Восток и т.п. |
Административное деление | Республика; край; область; район; город |
Численность населения (для городов) | 5-20 тыс. чел.; 20-100 тыс. чел.; 100-250 тыс. чел.; 250-500 тыс. чел.; 500-1000 тыс. чел.; 1-4 млн. чел.; свыше 4 млн. чел. |
Плотность населения | Город; пригород; сельская местность |
Климат | Умеренно-континентальный, континентальный, субтропический и т.д. |
Таблица 2 - Сегментация по демографическим признакам
Признак сегментации | Характеристики сегментации |
Возраст | До 3 лет; 3-6; 6-12 лет; 13-19 лет; 20-29; 30-39….60 и старше |
Пол | Мужской, женский |
Размер семьи | Бездетные; малодетные;
многодетные
(1-2 чел., 3-4 чел., 5 и более) |
Этап жизненного цикла семьи | Молодежь –
одинокие; молодежь- семейные без детей;
молодежь - семейные с детьми; семейные,
с детьми, пожилые, имеющие детей, пожилые - семейные, не имеющие детей, пожилые - одинокие |
Таблица 3. - Сегментация по социально-экономическим признакам
Признак сегментации | Характеристики сегментации |
Уровень доходов (в месяц) | Ниже минимального
размера заработной платы
минимальный размер зарплаты от 2 до 5 минимальных размером зарплаты и т.д. (менее 3000, от 3001 до 5000 руб., 5001-10000 руб. и т.д.) |
Род занятий | служащие, преподаватели, бизнесмены, рабочие государственных предприятий, научные работники, инженерно-технические работники фермеры, учителя, студенты, домохозяйки |
Уровень образования | Начальное; неоконченное среднее; среднее; среднее специальное, незаконченное высшее; высшее; ученая степень |
Национальность | Русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи, татары и т.д. |
Религия | Православная, католическая, ислам... |
Таблица 4 - Сегментация по психографическим признакам
Признаки сегментации | Характеристики сегментации |
Стиль жизни | Элитарный, богемный, молодежный, спортивный, городской, сельский... |
Образ жизни | консерваторы, жизнелюбы, эстеты |
Личные качества | Амбициозность, авторитарность, импульсивность, стадный инстинкт, новаторство, стремление к лидерству, уравновешенность, флегматичность . |
Таблица 5 - Сегментация по поведенческим признакам
Признаки сегментации | Характеристики сегментации |
Степень случайности покупки | Обычно случайный характер приобретения. Иногда случайный характер приобретения и т.п. |
Поиск выгод | Качество, надежность, хорошее обслуживание, экономия; престиж |
статус пользователя | не пользующийся, бывший покупатель, потенциальный пользователь, регулярный пользователь |
степень приверженности | никакой, средняя, сильная, абсолютная |
Степень нуждаемости в продукте | Нужен постоянно, нужен иногда... |
Степень готовности купить изделие | неосведомленный, осведомленный, информированный, заинтересованный, желающий купить, намеревающийся купить |
Повод для совершения покупки | Обыденная покупка, особый случай |
отношение к товару | восторженное, положительное, безразличное, отрицательное, враждебное |
интенсивность потребления | слабая, умеренная, активная |
Для сегментации рынков предприятий, используется значительная часть тех же признаков, что и при сегментации потребительских рынков. Это – географические, поведенческие и др. Наиболее употребительны экономические и технологические. В частности, выделяют следующие:
– отрасль обслуживания;
– размер предприятия;
–подходы к организации закупок (например, отношения поставщиков сельскохозяйственного сырья и их клиентов могут выражаться в осуществлении, как разовых закупок, так и долговременных договорных отношений);
– условия оплаты и формы (характер) взаимосвязей с поставщиками.
2.
Маркетинг: понятие,
цели, функции
Маркетинг
– центральная функция
Существует множество определений маркетинга. По определению американского профессора Ф. Котлера маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд человека и потребностей посредством обмена. Согласно определению Американской ассоциации маркетинга, маркетинг представляет собой процесс планирования и осуществления замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Сущность
маркетинга – в производстве таких
товаров и услуг, которые удовлетворяют
конкретного потребителя и общество сегодня,
завтра и в будущем.
Суть системы маркетинга раскрывается через совокупность социально-экономических категорий, представленных на рис. 1.1.
Рис.
1.1. Основные категории маркетинга
Первой исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, где под термином «нужда» понимается ощущение нехватки человеком чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны. Это и физические нужды в пище, одежде, тепле, безопасности, и социальные – в духовной близости, влиянии и привязанности, и личные – в знаниях и самовыражении. Они являются исходными составляющими природы человека.
Вторая исходная идея маркетинга – потребность. Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Для удовлетворения потребностей производители предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует. Так, производитель информационных систем может считать, что потребителю нужна его информационная система, в то время как на самом деле потребителю нужна информация. Потребности людей безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые доставляют ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Спрос (запрос) - это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Нетрудно перечислить спрос конкретного общества в конкретный момент времени. Однако спрос — показатель недостаточно надежный, так как он меняется. На смену выбора влияют и изменения цен, и уровень доходов. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих специфических потребностей и ресурсов.
Человеческие нужды, потребности и запросы удовлетворяются товарами. Товар в маркетинге – это средство удовлетворения потребностей или нужды, предлагаемое рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Производитель товара должен отыскать потребителей, которым он хочет продавать товар, выяснить их потребности, а затем создать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности.
Сделка – основная единица измерения в сфере маркетинга. Сделка – это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами, предполагающий наличие:
– двух ценностно-значимых объектов;
–
согласованных условий
– согласованного времени совершения;
– согласованного места проведения.
Рынок – в узком значении слова, совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В развитом обществе рынок — не обязательно какое-то физическое место для осуществления сделок. При наличии современных средств связи и транспорта обмен осуществляется через рекламу, телевидение, систему Интернет и т.п. без вступления в физический контакт с покупателями. По соотношению спроса и предложения различают «рынок продавца», если спрос превышает предложение, и «рынок покупателя», если предложение превышает спрос.
Маркетинг
– завершающее понятие цикла рынка,
это работа с рынком для осуществления
обменов, цель которых – удовлетворение
человеческих нужд и потребностей. Процесс
обмена требует поиска покупателей, выявления
их нужд, проектирования соответствующих
товаров, продвижения их на рынок, складирования,
перевозки, ценообразования, организации
сервиса, рекламирования.