Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:29, дипломная работа
Цель данной работы – изучить теоретические основы мотивации и рассмотреть применение теории мотивирования сотрудников на практике на примере ООО «Центр поддержки бухгалтеров».
Задачи:
1. Изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование».
2. Изучить методы мотивации персонала.
3. Провести анализ системы мотивации персонала в ООО «Центр поддержки бухгалтеров».
4. Разработать практические рекомендации по эффективному
Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы мотивации в управлении персоналом………………7
1.1 Сущность мотивации в системе управления персоналом……………..…..7
1.2 Классические теории мотивации…………………………………………..13
1.3 Современный взгляд на систему мотивации персонала…………………..22
2 Анализ организации и мотивации труда на предприятии ООО «Центр
поддержки бухгалтеров»………………………………...................................... 36
2.1 Характеристика ООО «Центр поддержки бухгалтеров» …………………36
2.2 Описание методики изучения мотивации сотрудников…………….…….37
2.3 Анализ системы мотивации в ООО «Центр поддержки бухгалтеров»….42
2.4 Разработка рекомендаций по эффективному функционированию системы
мотивации в организации……………………………..……………………….. 47
Заключение …………………………….………………………………………..52
Список использованных источников ………………………………………….55
Приложение А Задание на выполнение выпускной квалификационной
работы……………………………………………………………………………57
Приложение Б Организационная структура ООО «Центр поддержки
бухгалтеров»……………………………………………………….…………….60
Приложение В Примеры анкет и опросников для тестирования персонала...61
Приложение Г Бухгалтерский баланс ООО «Центр поддержки
бухгалтеров»………….……………………………………………………….…63
Приложение Д Исполнение обязанностей (женщины)………………...……74
Приложение Е Рекомендации по улучшению системы мотивации для
женского коллектива…………………………………………………...………..76
Приложение Ж Слайды………………………………………………………….85
Приложение Д
Исполнение обязанностей (женщины)
Таблица Д.1 – Особенности поведения в женском коллективе
Эффект |
Иллюстрация |
Своеобразное понимание |
- Т.к. женщина всегда должна оставаться женщиной, она позволяет себе иногда опаздывать, прихорашиваться, отлучаться по личным делам. Но не просите ее работать в выходные или задержаться на работе! Женщина считает время до конца рабочего дня, до конца недели, до первого праздника, до отпуска. - Получается, что у мужчины конец работы более размазан, а у женщин более четкий. |
Женщинам сложнее воспринимать логическую информацию буквально. |
- Мужчинам достаточно объяснить
логику, вызвать всех на совещание
и четко по шагам проговорить,
что и как должно быть |
Женщины могут зациклиться на второстепенном, о главном вовсе забыть |
- Женщину спросишь, какую машину купила. Она - красненькую, сиденья замшевые, диски литые. Двигатель ее не интересует. |
Склонность к |
- Женщины склонны к четкому
соблюдению процедур и - Женщины используют четко - Женские коллективы, вопреки распространенным представлениям, определенно более работоспособны и ответственны, чем мужские |
Женщинам сложно принимать решения и выбирать из нескольких альтернатив, особенно сложно отказаться от рефлексии после принятия решения. Раздвоение между работой и домом. |
- Женщины часто медлят, принимая решение... Они склонны постоянно взвешивать - перевешивать. Когда примут решение, начинают думать и
передумывают. Например, поворачивая на перекрестке, женщина может остановиться на середине пути и подумать, туда ли она повернула. Там, где есть логический уровень принятия решения, женщины чаще притормаживают. Плюс не всегда женщины готовы четко и быстро выполнять приказы. - Мужчина приходит на работу
и забывает, что у него дом
есть, а женщина всегда думает
о семье. Практически, все они
домохозяйки. На работе от - Превалирование у многих женщин
личного и частного над - Женщина воспринимает свою
трудовую деятельность как |
Приложение Е
Рекомендации по улучшению системы мотивации для женского коллектива
Таблица Е.2 - Рекомендации по улучшению системы мотивации для женского коллектива
Ослабить «женский фактор» |
Усилить «женский фактор» |
Своеобразное понимание рабочего времени | |
Задача: предотвратить опоздания, провести нормирование рабочего дня. - Ввести электронную систему присутствия. - Мотивировать женщину материально и нематериально соблюдать рабочую дисциплину. ПРИМЕР. Бесплатный утренний кофе / сок, предлагаемый сотрудницам за 15 минут до начала рабочего дня, наряду с запретом питаться на рабочем месте, позволяет решить проблему с опозданиями и растянутым во времени чаевничанием. |
Задача: позволить женщине свободно оперировать определенными временными интервалами. - Разрешить брать работу
на дом, установив |
Задача: установить фильтр, повысить объективность - Нужно раскрасить задачу:
показать перспективу, - Объяснять индивидуально,
причем вызывая эмоции, не важно,
положительные или продолжение таблицы Е.2 настроении, то чем-то необидным задеть. Чтобы завоевать внимание, она будет лучше слушаться и делать все внимательно. - Встраивать в рабочий
процесс процедуру - Действия «через бумагу», ведение журналов, мониторинга. - Необходим промежуточный контроль «в деле», т.к. у человека может быть «бумажка к бумажке» в отчете, а реального дела нет. |
Задача: развивать творческий подход, креатив. - Учитывать способы и
суть приукрашивания - Переводить приукрашивание реальности в поиск плюсов в той или иной ситуации. - Отдельные методы |
Страсть к мелочам, зацикливание на второстепенном | |
Задача: сконцентрировать внимание на главном - Четко проговаривать,
что именно в задаче является
главным: «Будем считать Задача: понимать, что значит «мелочи» и «главное» в трактовке женщин - По-крупному все можно
объяснить, но горят все на
мелочах. Руководитель должен
помнить о мелочах: День |
Задача: обращать внимание на мелочи, учитывать их влияние на всю работу - Дробить процесс выполнения работы с целью привлечения внимания к деталям. - Выделять трудоемкую работу с мелочами в отдельную задачу. ПРИМЕР: корректор текстов. - Вовлекать любителей
мелочей к работе по доведению
результатов труда до |
Задача: научить рисковать в разумных пределах. - Поддерживать, убеждать: «Ты
сможешь, ты справишься». - Декларировать право сотрудницы на ошибку, разъяснив последствия для нее и для компании. - Создавать ситуации
продолжение таблицы Е.2 - Чаще ставить в позицию обучающегося, когда о результатах можно думать меньше (производственная игра, тест). |
Задача: повысить эффективность работы, минимизировать риски - Поручать выстраивать
цепочки, процедуры, - Поручать выявление зон риска в работе, составление перечня типовых ошибок. - При формулировке задачи
делать акцент на «соблюдении
точного соответствия
принятым правилам». - Поручать задачи, сопряженные с выявлением жульничества (откаты, взятки и пр.). |
Задача: освободить от рефлексии,
упростить выбор между - По возможности - Нужно поддерживать, убеждать, говорить: «Ты сможешь!» - Если задача новая
и сложная, до начала работы
пояснить принцип выполнения, не
надеяться на - Четко определять сроки
и ответственного, можно вводить
промежуточные сроки сдачи - Сразу оговаривать, что
нужно приходить не с ПРИМЕР. Неверно: Может быть, нам премировать Юрия? (всегда звучит как сомнение) Верно: Нам нужно премировать Юрия, т.к…. Согласны? - Предлагать выполнить
задание, предоставив |
Задача: развивать вариативность в решениях - Ставить в ситуацию неопределенности, выбора. - Поручать подготовить
сразу несколько вариантов - Привлекать сотрудниц
к анализу предлагаемых |
продолжение таблицы Е.2 Раздвоение между работой и домом | |
Задача: отвлечь женщин от семейных проблем на работе - В некоторых компаниях
существует такое понятие как
«женский день»: один - На Западе распространены корпоративные детские сады и няни, с тем чтобы сотрудники могли, не торопясь, доделывать свою работу по вечерам. - В крупных компаниях
существуют специальные службы,
которые помогают сотрудникам
в решении бытовых проблем:
заплатить за квартиру, получить
какую-то справку, подать |
Задача: вовлечь семью в рабочие процессы - Развивать «вирусный маркетинг»: готовить темы и речевые модули для общения в семье. - Поощрять участие в
корпоративных мероприятиях ПРИМЕР. Компания практикует экскурсии в выходные дни для сотрудников и членов их семей. - Награждать за хорошую работу подарком, который порадует членов семьи сотрудника. - Учитывать интересы семьи
в системе материального ПРИМЕР. Медицинские страховки для всех членов семьи. ПРИМЕР. Новогодние подарки детям сотрудников. ПРИМЕР. Скидки сотрудникам и членам их семей на товары / услуги компании. |
Желание нравиться | |
Задача: ослабить женское проявление симпатии - Ввести фирменные стандарты
на взаимоотношение с - Ограничить проведение
праздников и вечеринок на
рабочем месте, запретить
|
Задача: создать благоприятный эмоциональный фон - Найти в каждой сотруднице
достоинства и регулярно - Хвалить и поддерживать сотрудниц. - Использовать устные
и письменные поощрения как
дополнительный стимул в
|
продолжение таблицы Е.2 | |
Задача: сократить разговоры, научить говорить по очереди. - Обеспечить загруженность работой. - Твердо останавливать.
Просить повторить спокойно - Ограничить «групповое
распитие кофе» на рабочем
месте. В идеале выделить - Ограничить ведение телефонных
переговоров по личным - Обычно болтовня отсутствует там, где сотрудники работают в одной комнате с начальником. - Рассаживать «болтушек». |
Задача: использовать разговорчивость
в целях распространения - Использовать разговорчивость в общении с клиентами - центры по прозвону и приему звонков, контакты с клиентами. |
Способность «заводить» и «накручивать» друг друга
| |
Задача: успокоить, привести в рабочее состояние - Ввести всех в состояние
«школяра», потребовать - Нужно пресекать «накручивания» - Выявлять зачинщиков, провести с ними по отдельности беседы. Успокоить и больше загрузить работой. - В ряде компаний существуют комнаты отдыха с тренажерами или «лечебные кабинеты», где можно принять душ и измерить давление. продолжение таблицы Е.2
|
Задача: использовать умение «заводить» для развития энтузиазма, желания работать ударными темпами. - Нужно в каждой женщине искать и найти свой плюс. Сказать ей об этом и постараться этот плюс развивать. Увлекать ее, обращая внимание, как у нее получается, хвалить. - Ежедневное вдохновляющее
приветствие со стороны - Обязательно хвалить за хорошо сделанную работу. - Выражая похвалу сотруднице в личной беседе, также сказать добрые слова в адрес ее коллег. |
Задача: минимизировать соперничество за внимание, ослабить конкуренцию. - Необходимо четко определить
функции и сферы - В конфликтных ситуациях
разбираться только - Регулярно, открыто и
регламентировано обсуждать Использовать категорию «Мы» при постановке задач. ПРИМЕР. Мы это сделаем, у нас получится. Итак, мы договорились, что через неделю Вы выполните это задание. В коллективе нужно сразу следить за реакцией людей на мелкие проблемы, выявить, кто чаще недоволен. Эти люди, как правило, оказываются инициаторами конфликта. Склочные начинают цепляться за плохое. От этих людей нужно сразу дистанцироваться, сократить общение с ними до минимума. Не вступать в разговоры.
продолжение таблицы Е.2
|
Задача: развить желание нравиться до энтузиазма и перевести соперничество в борьбу за результат. - Если руководитель мужчина,
он должен стать главой гарема,
самцом в стае, при этом часто
говорить комплименты, - Обязательно хвалить!
Помнить, что невнимание - Внимание необходимо
разделить между сотрудницами
так, чтобы продемонстрировать
индивидуальный подход к каждой
сотруднице. - Позже важно запретить
решение личных проблем на
работе, иначе мужчина потеряет
уважение и адаптируется в
коллективе на правах «подруги» - Уходить от разбирательства, кто прав, а кто нет. Разговаривать тет-а-тет. ПРИМЕР. Сначала спокойно дождаться, когда человек выйдет из состояния падучей. Затем перечислить то, за что ты его уважаешь (начинать со слов: «ты же знаешь, как я тебя ценю, ты такой нужный человек на работе»), а потом сказать: «Но мне бы хотелось, чтобы ты пересмотрела свою позицию в этом вопросе. Чтобы не было столкновений, мне нужно, чтобы вы сами нашли подходы друг к другу». Если конфликт продолжается, то нужно вызвать конфликтующих людей: «Значит так, я не
Макаренко и не Сухомлинский, я предпринял все усилия для слаженной работы, к сожалению, это не принесло результатов. Даю 2 недели, определитесь между собой, все ли остаются или кто-то уйдет. Если кто-то уйдет, то брать сотрудников в ближайшее время не буду, работа будет распределена между вами только за те же деньги». Как правило, люди входят в разум. Негатив идет на руководителя, а внутри коллектива все усмиряются. |
Значимость личных симпатий и антипатий в работе | |
Задача: отделить личные отношения от продвижения по профессиональной лестнице - Осуществлять «перетасовки»
перемещать сотрудников по - Демонстрировать стабильность
положения сотрудницы, знакомить
ее с будущими планами ПРИМЕР. Склонность к
личным отношениям - это для женщины
комфорт и прикрытие своих
тылов для большей надежности.
Это способ борьбы с - Проводить регулярную аттестацию персонала. |
Задача: создать источник дополнительной мотивации, связанный с личными симпатиями. - Усложнить задачи при условии персонального подбора кадров. - Регулярно оценивать работу отдела в целом. |
Стремление контролировать, отслеживать | |
Задача: научить делегировать полномочия, - Четко описывать содержание
работы, полномочия и зоны
продолжение таблицы Е.2 документах компании. Проговаривать сотрудникам их место и роль в общей работе. - Внедрить промежуточный
этап наставничества при |
Задача: минимизировать наушничество и «разведдеятельность» - Ввести фирменные стандарты и обеспечить
полную загруженность на работе. Задача: использовать способности регулярного контроля, направлять «отслеживание» в продуктивное русло - Описать с помощью процедур процесс контроля, выделить это в отдельную функцию и назначить ответственных. |
Задача: ограничить претензии на привилегии - Через систему рейтингов демонстрировать, что излишняя звездность может привести к потере работы (суперспециалисту лучше искать себе иное место). - Усложнять задачи, посредством
делегирования большего - Проводить аттестацию, регулярную
оценку квалификации не только
«звезды», но и работы всего
отдела (направления). Предоставлять
возможность подчиненным - Если совсем непроходимая звездность, увольнять, иначе коллектив не сможет работать. ПРИМЕР. Человек изменился за несколько недель. «Звезда» в подчиненных видела букашек. Весь коллектив лихорадило от самодурства и заносчивости. Сначала я пыталась объяснять, как это выглядит со стороны, но ничего не поменялось. Пришлось увольнять.
|
Задача: использовать «звездность» как дополнительный мотивационный фактор - Предоставлять звезде
возможность доказывать свою
«яркость» посредством - Поручать реализацию новых проектов. - В случае снижения
статуса женщины-сотрудника (даже
если она не была «звездой»,
например, ее должны были назначить
на руководящую должность, но
не назначили), желательно удовлетворить
ее амбиции в чем-то другом
(материальное поощрение, |
Замкнутость отдела, эффект огруппления мышления | |
Задача: сделать работу отдела (подразделения) прозрачной и выделить истинные функции руководителя. - Присутствовать на внутренних планерках и продолжение таблицы Е.2 совещаниях и по ситуации «корректировать» задачи и ответственность. - Проверять, кому и
как даются задания. Вводить
временную отчетность не |
Задача: предотвратить эффект огруппления мышления - Данный эффект едва ли нуждается в усилении... |
Приложение Ж
Слайды
Информация о работе Мотивация в управлении персоналом (на примере ООО «Центр поддержки бухгалтеров»)