Мотивация в управлении персоналом (на примере ООО «Центр поддержки бухгалтеров»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:29, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить теоретические основы мотивации и рассмотреть применение теории мотивирования сотрудников на практике на примере ООО «Центр поддержки бухгалтеров».

Задачи:

1. Изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование».

2. Изучить методы мотивации персонала.

3. Провести анализ системы мотивации персонала в ООО «Центр поддержки бухгалтеров».

4. Разработать практические рекомендации по эффективному

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы мотивации в управлении персоналом………………7

1.1 Сущность мотивации в системе управления персоналом……………..…..7

1.2 Классические теории мотивации…………………………………………..13

1.3 Современный взгляд на систему мотивации персонала…………………..22

2 Анализ организации и мотивации труда на предприятии ООО «Центр

поддержки бухгалтеров»………………………………...................................... 36

2.1 Характеристика ООО «Центр поддержки бухгалтеров» …………………36

2.2 Описание методики изучения мотивации сотрудников…………….…….37

2.3 Анализ системы мотивации в ООО «Центр поддержки бухгалтеров»….42

2.4 Разработка рекомендаций по эффективному функционированию системы

мотивации в организации……………………………..……………………….. 47

Заключение …………………………….………………………………………..52

Список использованных источников ………………………………………….55
Приложение А Задание на выполнение выпускной квалификационной
работы……………………………………………………………………………57

Приложение Б Организационная структура ООО «Центр поддержки

бухгалтеров»……………………………………………………….…………….60

Приложение В Примеры анкет и опросников для тестирования персонала...61

Приложение Г Бухгалтерский баланс ООО «Центр поддержки

бухгалтеров»………….……………………………………………………….…63

Приложение Д Исполнение обязанностей (женщины)………………...……74

Приложение Е Рекомендации по улучшению системы мотивации для

женского коллектива…………………………………………………...………..76

Приложение Ж Слайды………………………………………………………….85

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМЧИК ГОТОВ 2010 (Восстановлен).docx

— 297.84 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д 

 Исполнение обязанностей (женщины)

 

Таблица Д.1 – Особенности поведения  в женском коллективе

Эффект

Иллюстрация

Своеобразное понимание рабочего  времени

- Т.к. женщина всегда должна  оставаться женщиной, она позволяет  себе иногда опаздывать,  прихорашиваться,  отлучаться по личным делам.  Но не просите ее работать  в выходные или задержаться  на работе! Женщина считает время  до конца рабочего дня, до  конца недели, до первого праздника,  до отпуска. 

- Получается, что у мужчины конец  работы  более размазан, а у  женщин  более четкий.

Женщинам сложнее воспринимать логическую информацию буквально.

- Мужчинам достаточно объяснить  логику, вызвать всех на совещание  и четко по шагам проговорить,  что и как должно быть выполнено.  Для женщин логическая цепочка  работает не всегда. Они перескакивают  с одного на другое.

Женщины могут зациклиться на второстепенном, о главном вовсе забыть

- Женщину спросишь, какую машину  купила. Она - красненькую, сиденья  замшевые, диски литые. Двигатель  ее не интересует.

Склонность к последовательности и процедуре, исполнительность, нежелание  рисковать

- Женщины склонны к четкому  соблюдению процедур и предпочитают  предсказуемость процесса. Они лучше  справляются там, где нужны  проверенные методы и механизмы,  т.к. женщинам  нужна уверенность.  Правда, уверенность всегда связана  с консерватизмом, нежеланием вносить  что-то новое, поэтому консерватор  - хороший исполнитель.

- Женщины используют четко наработанное, для них важно, чтобы сам  механизм слаженно работал. Женщины  более тщательно и аккуратно  выполняет работу. Они сядут и  сделают, не будут отвлекаться  на ерунду. Они более скрупулезные  в исполнении обязанностей.

- Женские коллективы, вопреки распространенным  представлениям, определенно более  работоспособны и ответственны, чем мужские

Женщинам сложно принимать решения   и выбирать из нескольких альтернатив, особенно сложно отказаться от  рефлексии после принятия решения. Раздвоение между работой и домом.

- Женщины часто медлят, принимая  решение... Они склонны постоянно  взвешивать - перевешивать. Когда примут  решение, начинают думать и 

 

передумывают. Например, поворачивая  на перекрестке, женщина может остановиться на середине пути и подумать, туда ли она повернула. Там, где есть логический уровень принятия решения, женщины  чаще притормаживают. Плюс не всегда женщины  готовы четко и быстро выполнять  приказы.

- Мужчина приходит на работу  и забывает, что у него дом  есть, а женщина всегда думает  о семье. Практически, все они  домохозяйки. На работе от звонка  до звонка.

- Превалирование  у многих женщин  личного и частного над корпоративным  и общим. У женщин много проблем  - ребенок заболел, мама захворала.  Ей домой нужно. 

- Женщина воспринимает свою  трудовую деятельность как тяжкое  бремя, а ее труд -  это семья.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Е

Рекомендации по улучшению  системы мотивации для женского коллектива

Таблица Е.2 - Рекомендации по улучшению системы мотивации  для женского коллектива

Ослабить «женский фактор»

Усилить «женский фактор»

Своеобразное понимание  рабочего  времени

Задача: предотвратить опоздания, провести нормирование рабочего дня.

- Ввести электронную систему  присутствия.

- Мотивировать женщину  материально и нематериально  соблюдать рабочую дисциплину.

ПРИМЕР. Бесплатный утренний кофе / сок, предлагаемый сотрудницам  за 15 минут до начала рабочего дня, наряду с запретом питаться на рабочем месте, позволяет решить проблему с опозданиями  и растянутым во времени чаевничанием.

Задача: позволить женщине  свободно оперировать определенными  временными интервалами.

- Разрешить брать работу  на дом, установив промежуточный  контроль.

Сложность восприятия логической информации, приукрашивание

Задача: установить фильтр, повысить объективность

- Нужно раскрасить задачу: показать перспективу, расписывать,  как будет замечательно, получается  дольше, но результат можно получить  более эффективный, женщина может  сделать работу более квалифицированно.

- Объяснять индивидуально,  причем вызывая эмоции, не важно,  положительные или отрицательные,  важно использовать желание женщины  понравиться. Например, подойти,  сказать комплимент, тогда она будет слушать более внимательно.

продолжение таблицы Е.2

настроении, то чем-то необидным  задеть. Чтобы завоевать внимание, она будет лучше слушаться  и делать все внимательно.

- Встраивать в рабочий  процесс процедуру перепроверки.

- Действия «через бумагу»,  ведение журналов, мониторинга.

- Необходим промежуточный  контроль «в деле», т.к. у  человека может быть «бумажка  к бумажке» в отчете, а реального  дела нет.

Задача: развивать творческий подход, креатив.

- Учитывать способы и  суть приукрашивания реальности  для усовершенствования работы  компании.

- Переводить приукрашивание  реальности в поиск плюсов  в той или иной ситуации.

- Отдельные методы представления  реальности могут быть взяты  на вооружение рекламистами и  продавцами (например, работа с возражениями, описание преимуществ).

Страсть к мелочам, зацикливание на второстепенном

Задача: сконцентрировать внимание на главном

- Четко проговаривать,  что именно в задаче является  главным: «Будем считать задачу  выполненной, если сделано А,  В, С. Если это не сделано,  остальное не имеет значения».

Задача: понимать, что значит «мелочи» и «главное» в трактовке  женщин

-  По-крупному все можно  объяснить, но горят все на  мелочах. Руководитель должен  помнить о мелочах: День рождения, подготовка к праздникам (подарки,  парикмахерская) и тому подобное 

Задача: обращать внимание на мелочи, учитывать их влияние на всю работу

- Дробить процесс выполнения  работы с целью привлечения  внимания к деталям. 

- Выделять трудоемкую  работу с мелочами в отдельную  задачу. ПРИМЕР: корректор текстов.

- Вовлекать любителей  мелочей к работе по доведению  результатов труда до совершенства, выделив это в отдельный этап  работы (в т.ч. внешнее оформление, подготовка примечаний и инструкций  и другое)

Склонность к последовательности, нежелание рисковать

Задача: научить рисковать  в разумных пределах.

- Поддерживать, убеждать: «Ты  сможешь, ты справишься». Приводить  вдохновляющие примеры.

- Декларировать право  сотрудницы на ошибку, разъяснив  последствия для нее и для  компании.

- Создавать ситуации неопределенности, ставить в условия выбора.

 

продолжение таблицы Е.2

- Чаще ставить в позицию  обучающегося, когда о результатах  можно думать меньше (производственная  игра, тест).

Задача: повысить эффективность  работы, минимизировать риски

- Поручать выстраивать  цепочки, процедуры, отлаживать  процесс, наводить порядок там,  где серьезные решения уже  приняты. 

- Поручать выявление зон  риска в работе, составление перечня  типовых ошибок.

- При формулировке задачи  делать акцент на «соблюдении  точного соответствия результата 

 

принятым правилам».

- Поручать задачи, сопряженные  с выявлением жульничества (откаты, взятки и пр.).

Сложность принятия решений, страх решительных действий

Задача: освободить от рефлексии, упростить выбор между альтернативами. Сужать рамки неопределенности:

- По возможности автоматизировать  принятие решений, задать алгоритм.

- Нужно поддерживать, убеждать, говорить: «Ты сможешь!»

- Если задача новая  и сложная, до начала работы  пояснить принцип выполнения, не  надеяться на изобретательность.

- Четко определять сроки  и ответственного, можно вводить  промежуточные сроки сдачи работы. Предоставлять максимально подробную  информацию по проблеме.

- Сразу оговаривать, что  нужно приходить не с проблемами («не знаю, что делать» или «у  меня не получается»), а с предложениями  и решениями. Ввести эту процедуру  через фирменные стандарты.

ПРИМЕР.

Неверно: Может быть, нам  премировать Юрия? (всегда звучит как  сомнение)

Верно: Нам нужно премировать  Юрия, т.к…. Согласны?

- Предлагать выполнить  задание, предоставив промежуточные  варианты решения. А затем выбирать  из промежуточных окончательный  вариант, который дорабатывается.

Задача: развивать вариативность  в решениях

- Ставить в ситуацию  неопределенности, выбора.

- Поручать подготовить  сразу несколько вариантов решений  с указанием плюсов и минусов  каждого.

- Привлекать сотрудниц  к анализу предлагаемых альтернатив  (в т.ч. не их) с целью выявления  недостатков и потенциальных  рисков.

продолжение таблицы Е.2

Раздвоение между работой  и домом

Задача: отвлечь женщин от семейных проблем на работе

- В некоторых компаниях  существует такое понятие как  «женский день»: один дополнительный  оплаченный выходной, который женщина  использует на свои «личные  дела», чтобы потом не отпрашиваться.

- На Западе распространены  корпоративные детские сады и  няни, с тем чтобы сотрудники  могли, не торопясь, доделывать  свою работу по вечерам.

- В крупных компаниях  существуют специальные службы, которые помогают сотрудникам  в решении бытовых проблем:  заплатить за квартиру, получить  какую-то справку, подать заявление  на оформление документов и  так далее.

Задача: вовлечь семью  в рабочие процессы

- Развивать «вирусный  маркетинг»: готовить темы и речевые  модули для общения в семье.

- Поощрять участие в  корпоративных мероприятиях членов  семьи.

ПРИМЕР. Компания практикует экскурсии в выходные дни для  сотрудников и членов их семей.

- Награждать за хорошую  работу подарком, который порадует  членов семьи сотрудника.

- Учитывать интересы семьи  в системе материального стимулирования  и соцобеспечения.

ПРИМЕР. Медицинские страховки  для всех членов семьи.

ПРИМЕР. Новогодние подарки  детям сотрудников.

ПРИМЕР. Скидки сотрудникам  и членам их семей на товары / услуги компании.

Желание нравиться

Задача: ослабить женское  проявление симпатии

- Ввести фирменные стандарты  на взаимоотношение с коллегами,  внешний вид сотрудников, на  состояние рабочего места и  пр. и санкции за их несоблюдение.

- Ограничить проведение  праздников и вечеринок на  рабочем месте, запретить распитие  спиртных напитков. 

 

 

 

 

 

Задача: создать благоприятный  эмоциональный фон

- Найти в каждой сотруднице  достоинства и регулярно делать  комплименты.

- Хвалить и поддерживать  сотрудниц. 

- Использовать устные  и письменные поощрения как  дополнительный стимул в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

продолжение таблицы Е.2

Болтовня. «Тарахтенье»

Задача: сократить разговоры, научить говорить по очереди.

- Обеспечить загруженность  работой.

- Твердо останавливать.  Просить повторить спокойно или  изложить вопрос в письменной  форме. 

- Ограничить «групповое  распитие кофе» на рабочем  месте. В идеале выделить специальное  место для этого и ограничить  число его посещений в день.

- Ограничить ведение телефонных  переговоров по личным вопросам  в рабочее время (кроме экстренных  случаев).

- Обычно болтовня отсутствует  там, где сотрудники работают  в одной комнате с начальником.

- Рассаживать «болтушек». 

Задача: использовать разговорчивость  в целях распространения полезной информации (вирусный маркетинг)

- Использовать разговорчивость  в общении с клиентами - центры  по прозвону и приему звонков,  контакты с клиентами.

Способность «заводить» и  «накручивать» друг друга

Задача: успокоить, привести в рабочее состояние

- Ввести всех в состояние  «школяра», потребовать изложить  проблемы на бумаге, собрав всех  вместе.

- Нужно пресекать «накручивания»: четко говорить - проблема ясна. Этого  достаточно. «Не накручивайте».

- Выявлять зачинщиков, провести  с ними по отдельности беседы. Успокоить и больше загрузить  работой. 

- В ряде компаний существуют  комнаты отдыха с тренажерами   или «лечебные кабинеты», где  можно принять душ и измерить  давление.  

продолжение таблицы Е.2

Задача: использовать умение «заводить» для развития энтузиазма, желания работать ударными темпами.

- Нужно в каждой женщине  искать и найти свой плюс. Сказать  ей об этом и постараться  этот плюс развивать. Увлекать  ее, обращая внимание, как у нее  получается, хвалить.

- Ежедневное вдохновляющее  приветствие со стороны руководителя.

- Обязательно хвалить  за хорошо сделанную работу.

- Выражая похвалу сотруднице  в личной беседе, также сказать  добрые слова в адрес ее  коллег.

Борьба за внимание. Соперничество.

Задача: минимизировать соперничество  за внимание, ослабить конкуренцию.

- Необходимо четко определить  функции и сферы ответственности  каждого из сотрудников; создать  ясную структуру организации;  определить простые и четкие  правила, в соответствии с которыми  полагается разрешать все возникающие  рабочие вопросы и споры; довести  до понимания каждого сотрудника  то, кто, чем и когда занимается - люди должны быть достаточно  заняты, чтобы не было времени  на пустой треп и сплетни.

- В конфликтных ситуациях  разбираться  только индивидуально  с каждой - наедине. Важно выявить  организаторов и решить вопросы  с ними.

- Регулярно, открыто и  регламентировано обсуждать все  рабочие моменты с коллективом.

Использовать категорию  «Мы» при постановке задач.

ПРИМЕР. Мы это сделаем, у  нас получится. Итак, мы договорились, что через неделю Вы выполните  это задание.

В коллективе нужно сразу  следить за реакцией людей на мелкие проблемы, выявить, кто чаще недоволен. Эти люди, как правило, оказываются  инициаторами конфликта. Склочные начинают цепляться за плохое. От этих людей  нужно сразу дистанцироваться, сократить  общение с ними до минимума. Не вступать в разговоры.

 

 

продолжение таблицы Е.2

 

 

Задача: развить желание  нравиться до энтузиазма и перевести  соперничество в борьбу за результат.

- Если руководитель мужчина,  он должен стать главой гарема, самцом в стае, при этом часто  говорить комплименты, проявлять  внимание, заботу и нежность (каждой  женщине свое).

- Обязательно хвалить!  Помнить, что невнимание мужчин  расценивается болезненно: «О нас  все забыли!»

- Внимание необходимо  разделить между сотрудницами  так, чтобы продемонстрировать  индивидуальный  подход к каждой  сотруднице. - Позже важно запретить  решение личных проблем на  работе, иначе мужчина потеряет  уважение и адаптируется в  коллективе на правах «подруги»,  «своего мужика». 

- Уходить от разбирательства,  кто прав, а кто нет. Разговаривать  тет-а-тет.

ПРИМЕР.

Сначала  спокойно дождаться, когда человек выйдет из состояния  падучей. Затем перечислить то, за что ты его уважаешь (начинать со слов: «ты же знаешь, как я тебя ценю, ты такой нужный человек на работе»), а потом сказать: «Но  мне бы хотелось, чтобы ты пересмотрела свою позицию в этом вопросе. Чтобы  не было столкновений, мне нужно, чтобы  вы сами нашли подходы друг к другу». Если конфликт продолжается, то нужно  вызвать  конфликтующих людей: «Значит  так, я не

 

Макаренко и не Сухомлинский, я предпринял

все усилия для слаженной  работы, к сожалению, это не принесло результатов. Даю 2 недели, определитесь между собой, все ли остаются или  кто-то уйдет. Если кто-то уйдет, то брать  сотрудников в ближайшее время  не буду, работа будет распределена между вами только за те же деньги». Как правило, люди входят в разум. Негатив идет на руководителя, а  внутри коллектива все усмиряются.

Значимость личных симпатий и антипатий в работе

Задача: отделить личные отношения  от продвижения по профессиональной лестнице

- Осуществлять «перетасовки»  перемещать сотрудников по горизонтали  с должности на должность. 

- Демонстрировать стабильность  положения сотрудницы, знакомить  ее с будущими планами компании, ставить персональные цели и  задачи.

 ПРИМЕР. Склонность к  личным отношениям - это для женщины  комфорт и прикрытие своих  тылов для большей надежности. Это способ борьбы с нестабильными  вещами. Если я знаю, что в течение  года ничего радикального не  произойдет, то, конечно, могу взять  на работу профессионала, который,  может быть, мне не очень симпатичен.

- Проводить регулярную  аттестацию персонала. 

Задача: создать источник дополнительной мотивации, связанный  с личными симпатиями.

- Усложнить задачи при  условии персонального подбора  кадров.

- Регулярно оценивать  работу отдела в целом.

Стремление контролировать, отслеживать

Задача: научить делегировать полномочия,

- Четко описывать содержание  работы, полномочия и зоны ответственности  в 

 

продолжение таблицы Е.2

документах компании. Проговаривать  сотрудникам их место и роль в  общей работе.

- Внедрить промежуточный  этап наставничества при передаче  полномочий.

Задача: минимизировать наушничество и «разведдеятельность»

- Ввести фирменные стандарты  и обеспечить 

 

полную загруженность  на работе.  Задача: использовать способности регулярного контроля, направлять «отслеживание» в продуктивное русло

- Описать с помощью  процедур процесс контроля, выделить  это в отдельную функцию и  назначить ответственных.

Подверженность «звездной  болезни», требование признания

Задача: ограничить претензии  на привилегии

- Через систему рейтингов  демонстрировать, что излишняя  звездность может привести к  потере работы (суперспециалисту  лучше искать себе иное место).

- Усложнять задачи, посредством  делегирования большего количества  функций, но не полномочий.

- Проводить аттестацию, регулярную  оценку квалификации не только  «звезды», но и работы всего  отдела (направления). Предоставлять  возможность подчиненным оценивать  «звезду».

- Если совсем непроходимая  звездность, увольнять, иначе коллектив  не сможет работать.

ПРИМЕР. Человек изменился  за несколько недель. «Звезда» в  подчиненных видела букашек. Весь коллектив  лихорадило от самодурства и заносчивости. Сначала я пыталась объяснять, как  это выглядит со стороны, но ничего не поменялось. Пришлось увольнять.  

 

Задача: использовать «звездность» как дополнительный мотивационный  фактор

-  Предоставлять звезде  возможность доказывать свою  «яркость» посредством публичных  презентаций результатов.

- Поручать реализацию  новых проектов.

- В случае снижения  статуса женщины-сотрудника (даже  если она не была «звездой»,  например, ее должны были назначить  на руководящую должность, но  не назначили), желательно удовлетворить  ее амбиции в чем-то другом (материальное поощрение, высокий  балл при аттестации, предоставить  какие-то статусные вещи, место). В этом случае она не будет  настраивать коллектив против  нового руководителя, постарается  оправдать доверие и доказать  свое право на более высокий  статус. 

Замкнутость отдела, эффект огруппления мышления

Задача: сделать работу отдела (подразделения) прозрачной и выделить истинные функции руководителя.

- Присутствовать на внутренних  планерках и 

продолжение таблицы Е.2

совещаниях и по ситуации «корректировать» задачи и ответственность.

- Проверять, кому и  как даются задания. Вводить  временную отчетность не только  непосредственному, но и вышестоящему  руководителю.  

Задача: предотвратить эффект огруппления мышления

- Данный эффект едва  ли нуждается в усилении...


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Ж 

Слайды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мотивация в управлении персоналом (на примере ООО «Центр поддержки бухгалтеров»)