Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:29, дипломная работа
Цель данной работы – изучить теоретические основы мотивации и рассмотреть применение теории мотивирования сотрудников на практике на примере ООО «Центр поддержки бухгалтеров».
Задачи:
1. Изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование».
2. Изучить методы мотивации персонала.
3. Провести анализ системы мотивации персонала в ООО «Центр поддержки бухгалтеров».
4. Разработать практические рекомендации по эффективному
Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы мотивации в управлении персоналом………………7
1.1 Сущность мотивации в системе управления персоналом……………..…..7
1.2 Классические теории мотивации…………………………………………..13
1.3 Современный взгляд на систему мотивации персонала…………………..22
2 Анализ организации и мотивации труда на предприятии ООО «Центр
поддержки бухгалтеров»………………………………...................................... 36
2.1 Характеристика ООО «Центр поддержки бухгалтеров» …………………36
2.2 Описание методики изучения мотивации сотрудников…………….…….37
2.3 Анализ системы мотивации в ООО «Центр поддержки бухгалтеров»….42
2.4 Разработка рекомендаций по эффективному функционированию системы
мотивации в организации……………………………..……………………….. 47
Заключение …………………………….………………………………………..52
Список использованных источников ………………………………………….55
Приложение А Задание на выполнение выпускной квалификационной
работы……………………………………………………………………………57
Приложение Б Организационная структура ООО «Центр поддержки
бухгалтеров»……………………………………………………….…………….60
Приложение В Примеры анкет и опросников для тестирования персонала...61
Приложение Г Бухгалтерский баланс ООО «Центр поддержки
бухгалтеров»………….……………………………………………………….…63
Приложение Д Исполнение обязанностей (женщины)………………...……74
Приложение Е Рекомендации по улучшению системы мотивации для
женского коллектива…………………………………………………...………..76
Приложение Ж Слайды………………………………………………………….85
И, наконец, третья типичная слабость систем стимулирования заключается в том, что они используются, как правило, без обратной связи.
Большинство работников предприятий
(а среди них были и с большим
стажем работы) впервые в жизни
участвовали в тренинге, посвященном
оценке той формальной (жесткой) системы
стимулирования, которую на сегодняшний
день имеет каждый из них на своем
предприятии. Далее было предложено
дополнить эту систему в
При этом на многих предприятиях не использовались и не используются какие-либо формы и методы оценки работниками системы стимулирования. То есть получается мотивационно-стимулирующий парадокс: работнику адресуется некий набор формальных стимулов, а как он их воспринимает и оценивает, никого не интересует. От работника ожидаются только результаты работы. Такое "стимулирующее равнодушие" - весьма характерная черта российской практики.
В связи с этим возникает закономерный
вопрос: "А какая же информация
используется при совершенствовании
системы стимулирования?". И тут
же опять возникает этот традиционный
ответ: "Видение руководства
Многих руководителей
Работники подразделений рассматривают эти проблемы в несколько другом ключе: как при существующей системе материального стимулирования (размер заработной платы, доплаты, надбавки и премии), которая, по их мнению, не соответствует все увеличивающемуся объему работ, "вчерашним срокам" и требуемому уровню качества, обеспечивать требуемые результаты. Мышлению подчиненных работников свойственна обратная последовательность: "стимулирование - работа, выполняемая при данном уровне материального стимулирования" [8].
Таким образом, с какой стороны ни рассматривать данные проблемы, ключевой позицией оказывается используемая система стимулирования.
Дело в том, что объемы и сроки выполнения работы являются более подвижными в соотнесении с темпами роста заработной платы, доплат и надбавок. Поэтому основной интерес работодателя заключается в том, чтобы "взять труда" больше и качественнее, а заплатить меньше или неадекватно.
Работник, в принципе, понимает эти процессы. Он начинает "от себя" соотносить имеющиеся материальные стимулы и показатели работы. Поэтому он волей-неволей приходит к необходимости соответствия: сколько мне платят, настолько и будет выполняться работа. Поэтому основной интерес работника состоит в том, чтобы "дать труда" столько и такого качества, во сколько фактически оценивают его работу.
В условиях низкой цены труда работник придерживается стратегии соответствующих результатов в своей работе.
В то же самое время в данной
проблеме многое зависит от конкретного
человека и соотношения в нем
внутренней и внешней мотивации.
Практика показывает, что в зависимости
от этого соотношения можно
Первый тип работника - назовем его экстрамотивируемый, у которого внешняя мотивация преобладает над внутренней, - более чувствителен к системе стимулирования, и в частности к уровню оценки и оплаты его труда.
Такой тип работников в незначительной мере может находить и использовать методы самостимулирования.
Второй тип работников - назовем его интрамотивируемый, у которого внутренняя мотивация доминирует над внешней, - менее чувствителен к системе стимулирования, поскольку большее значение он придает содержанию выполняемой работы. Для него интересная работа сама по себе является сильным стимулом. Данный тип работников находит и использует различные методы самостимулирования и модифицирует имеющуюся внешнюю систему стимулов под себя [10].
Семинары показали также довольно
распространенное явление, существующее
в управлении персоналом и называемое
переносом мотивации и
Однако использование
Таким образом, практической закономерностью
в области мотивации и
Стратегии развития мотивации и системы стимулирования
Вначале отметим своеобразный парадокс:
данные стратегии на практике являются
одними из наиболее востребованных, но
одновременно одними из трудно разрабатываемых.
Как показывают семинары-тренинги,
главные причины этого
1. Практическое отсутствие на
предприятиях специалистов, владеющих
оценочными методиками, которые
позволяют периодически
2. Нехватка специалистов, имеющих
опыт разработки подобных
3. Крайне малое количество
Все эти и некоторые другие причины формируют любительский подход, который, как показывает практика и время, позволяет определять такие стратегии, которые во многом оказываются теоретическими, нереальными и, следовательно, остаются только на бумаге.
Чтобы этого не происходило, существуют
так называемые блиц-тесты готовности.
Предположим, руководство предприятия
решило разработать стратегию развития
мотивации и системы
Блиц-тест по информационному обеспечению мотивации персонала на предприятии.
1. Практикуется ли на
2. Можем ли мы предоставить
самим себе результаты
3. Имеется ли на предприятии
какая-либо статистика по
Блиц-тест по информационному обеспечению стимулирования персонала на предприятии.
1. Производилась ли за последние два года оценка персоналом подразделений используемых в них систем стимулирования?
2. Обладаем ли мы информацией
по предложениям работников
3. Имеется ли на предприятии
по подразделениям какая-то
Если при ответах на эти вопросы
преобладают ответы "нет", значит,
бессмысленно пытаться разработать
стратегию развития мотивации и
стимулирования персонала, поскольку
предприятие находится в поле
неопределенности-
Поэтому одной из тенденций на ряде
российских предприятий является освоение
современных оценочных
2 Анализ организации и мотивации труда на предприятии ООО «Центр поддержки бухгалтеров»
2.1 Характеристика ООО «Центр поддержки бухгалтеров»
Общество с ограниченной ответственностью «Центр поддержки бухгалтеров» было создано 21 ноября 2005 года во главе с генеральным директором Гречиным Максимом Сергеевичем. Отраслью организации является рекламный рынок, рынок прессы, сфера деятельности – агентство по подписке и распространению бухгалтерских изданий. «Центр поддержки бухгалтеров» успешно существует и развивается на рынке 5 лет. Численность персонала организации за год увеличилась почти в 3 раза, а годовой оборот увеличился в 2 раза. ООО «Центр поддержки бухгалтеров» находится в постоянном движении, расширяется и охватывает все новые и новые регионы. Так за последний год организация вышла на города Омск и Томск.
Фирма является обладательницей награды за перевыполнение плановых показателей по приросту клиентов «Серебряные партнеры «Актион-медиа».
Основными потребителями являются юридические лица.
Продуктами фирмы является печатное издание «Главбух» и бухгалтерская справочная система «Система Главбух». «Система Главбух» – это электронная база эксклюзивных рекомендаций по бухгалтерскому учету, налогам и кадровому делопроизводству от авторитетных специалистов из государственных структур. Также в Систему входят нормативно-правовые документы (включая Налоговый кодекс РФ), справочная информация и электронный архив журнала «Главбух» и отраслевых изданий для бухгалтера.
Преимущества Системы - единая официальная точка зрения по вопросам бухучета и налогообложения от представителей министерств и ведомств позволяет оптимизировать затраты и защититься от штрафов. БСС (бухгалтерская справочная система) предназначена для бухгалтеров и руководителей компаний. Для работы в Системе не требуется специфических знаний и навыков. «Система Главбух» подходит для всех типов бизнеса.
В штате организации 80 человек. Весь процесс работы отлажен и четко распределен. В компании атмосфера единства, дружбы и взаимопонимания. По словам самих сотрудников, конфликтные ситуации практически отсутствуют. Руководство компании очень внимательно относится как к работе персонала, так и к взаимоотношениям внутри организации. Для сплочения коллектива, для улучшения отношений между служащими и начальством и просто для разрядки, руководство периодически проводит тематические корпоративы, которые, как правило, проходят с большим успехом, повышая корпоративный дух и увеличивая производительность труда.
Организационная структура организации представлена в приложении Б.
Юридический адрес организации: проспект Калинина, 15 офис 315
2.2 Описание методики изучения мотивации сотрудников
В "войне за таланты" побеждает та компания, которая знает о своих сотрудниках так же много, как и о своих клиентах. Западные исследования показывают, что мнение руководства по поводу мотивации персонала, как правило, не совпадает с мнением сотрудников. Поэтому для определения оптимальной стратегии следует использовать специальные методики.
Изучение мотивации помогает экономить значительные средства, считает генеральный директор Ассоциации Бизнес Мастерства Светлана Бадаева [22]. Так, молодые и амбициозные специалисты часто готовы работать за небольшой оклад, только чтобы получить необходимый опыт, а изменение системы материального стимулирования для сотрудников отдела продаж дает возможность получить заметную прибыль.
Несмотря на все преимущества
изучения мотивации персонала, в
России этим на регулярной основе занимаются
разве что иностранные
– Если говорить о средних
и малых предприятиях, то исследований
мотивации персонала здесь
Руководитель, для которого важны карьерный рост и зарплата, обычно уверен, что и для его подчиненных эти факторы тоже являются стимулом. Кроме того, зачастую сотрудник и сам не может точно ответить на вопрос, что конкретно его мотивирует. Поэтому руководству лучше довериться не собственной интуиции, а разработанным и проверенным практикой методикам. Они позволяют понять, чего же действительно ожидают сотрудники от организации [24].
Все существующие методы можно объединить в несколько категорий. Прежде всего, это опросы и анкеты, которые применяются для оценки степени удовлетворенности персонала. В них, как правило, задаются более-менее прямые вопросы о том, насколько сотруднику нравятся сама работа, ее условия, отношения в коллективе, стиль руководства и тому подобное Вопросы в анкетах должны быть правильно сформулированы и понятны. По возможности следует избегать тех, которые не оставляют у сотрудников сомнений в том, как нужно ответить "правильно". Если условия анонимности при проведении опроса не будут соблюдены, то руководство, скорее всего, получит завышенную оценку своей деятельности.
Информация о работе Мотивация в управлении персоналом (на примере ООО «Центр поддержки бухгалтеров»)