Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:29, дипломная работа
Цель данной работы – изучить теоретические основы мотивации и рассмотреть применение теории мотивирования сотрудников на практике на примере ООО «Центр поддержки бухгалтеров».
Задачи:
1. Изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование».
2. Изучить методы мотивации персонала.
3. Провести анализ системы мотивации персонала в ООО «Центр поддержки бухгалтеров».
4. Разработать практические рекомендации по эффективному
Введение………………………………………………………………………….4
1 Теоретические основы мотивации в управлении персоналом………………7
1.1 Сущность мотивации в системе управления персоналом……………..…..7
1.2 Классические теории мотивации…………………………………………..13
1.3 Современный взгляд на систему мотивации персонала…………………..22
2 Анализ организации и мотивации труда на предприятии ООО «Центр
поддержки бухгалтеров»………………………………...................................... 36
2.1 Характеристика ООО «Центр поддержки бухгалтеров» …………………36
2.2 Описание методики изучения мотивации сотрудников…………….…….37
2.3 Анализ системы мотивации в ООО «Центр поддержки бухгалтеров»….42
2.4 Разработка рекомендаций по эффективному функционированию системы
мотивации в организации……………………………..……………………….. 47
Заключение …………………………….………………………………………..52
Список использованных источников ………………………………………….55
Приложение А Задание на выполнение выпускной квалификационной
работы……………………………………………………………………………57
Приложение Б Организационная структура ООО «Центр поддержки
бухгалтеров»……………………………………………………….…………….60
Приложение В Примеры анкет и опросников для тестирования персонала...61
Приложение Г Бухгалтерский баланс ООО «Центр поддержки
бухгалтеров»………….……………………………………………………….…63
Приложение Д Исполнение обязанностей (женщины)………………...……74
Приложение Е Рекомендации по улучшению системы мотивации для
женского коллектива…………………………………………………...………..76
Приложение Ж Слайды………………………………………………………….85
3. Разработка предложений по
совершенствованию системы
4. Определение и внедрение новых методов стимулирования труда.
5. Обоснование новых систем
6. Формирование статистической
базы данных по уровню
7. Изучение опыта отечественных
и зарубежных предприятий по
оценке мотивации и применению
различных методов
То есть у некоторых первых исполнительных
руководителей появилось
С сожалением (а потом уже и с радостью!) следует отметить, что многие участники семинаров впервые для себя лично поняли разницу между понятиями "мотив" и "стимул", "мотивация" и "стимулирование".
Напомним, что мотивы - это внутренние побудители отдельного человека-работника (индивидуальные мотивы), группы людей (групповые мотивы) или коллектива (коллективные мотивы).
Понятия "мотивация" и "мотивирование" используются не только в смысле формирования индивидуальных, групповых и коллективных мотивов, но и обозначения процесса влияния стимулов на мотивы для получения требуемого уровня мотивированности.
В свою очередь, относительно отдельного
работника, группы или коллектива стимулы
выступают как внешние
Исходя из такого понимания мотивов
и стимулов, а также соответственных
систем мотивации и стимулирования,
участники семинаров выходили на
их различные соотношения в
Соотношение первое: чем больше система стимулирования соответствует мотивации работника, группы, коллектива, чем сильнее ее действие, тем выше эффективность действия стимулов.
Это простое и вроде бы понятное, на первый взгляд, соотношение в отечественной практике управления предприятиями длительное время было лишено необходимого информационно-аналитического подкрепления по знанию мотивации своего персонала. Поэтому практика стимулирования на многих российских предприятиях базировалась и продолжает базироваться на некоем внутреннем ощущении руководителями мотивации своего персонала. Это ощущение основывается на следующих элементах:
1. На видении отношения работников к труду, выполнения своих задач и трудовых функций.
2. На оценке количественных и качественных результатов труда.
3. На восприятии различных высказываний работников относительно существующей системы стимулирования, и прежде всего оплаты труда [21].
В создании подразделений по мотивации
персонала находит отражение
попытка руководства
Поэтому совсем не случайно живейший
интерес со стороны слушателей на
всех проводимых нами семинарах вызывали
вопросы практического
Соотношение второе (или обратное):
чем меньше система стимулирования
соответствует мотивации
Такое соотношение возникает по
различным причинам, но главной среди
них является, как отмечали участники
семинаров, незнание мотивации, или
отсутствие необходимой аналитической
информации. Для устранения этой причины
и начали появляться (как было отмечено
выше) в том или ином виде подразделения
по мотивации персонала, одна из задач
и функций которых - систематическое
изучение мотивации работников и
в связи с этим разработка предложений
по совершенствованию системы
При этом весьма важным методологическим и методическим положением считается разделение мотивационной системы (индивидуальной, групповой и коллективной) на мотивы (что побуждает) и антимотивы (что не побуждает) [17].
Практика показывает, что смысл
совершенствования системы
Возможно ли на практике достигнуть
такого уровня, когда стирается грань
между стимулами и мотивами и,
соответственно, система стимулирования
равна системе мотивации? Да, на некоторых
малых предприятиях, где человек
больше открыт по своей мотивации/антимотивации
и руководство заинтересовано в
повышении эффективности
Обычно нарушает такое равновесное
состояние так называемая динамика
индивидуальной мотивации, на которую
оказывают влияние самые
Недовольство со стороны работника стимулами или системой стимулирования по своей сути обусловлено накопившемся в нем (в ней) превалированием антимотивов над мотивами. И если имеется такая возможность, работник начинает искать и в итоге переходит на новое место работы, где его мотивационный баланс (как надеется человек) будет иным - мотивы "перевесят" антимотивы и, соответственно, стимулы – антистимулы [24].
Поэтому, подводя итоги этому кругу обозначенных на семинарах проблем, выразим их с помощью следующего вывода: заниматься совершенствованием системы стимулирования без знания мотивации и особенно антимотивации персонала - крайне непродуктивно. Это все равно, что строить дом, не изучив грунт и не обеспечив необходимый фундамент. В применении к нашей теме - это все равно, что адресовать систему стимулов незнакомым или малознакомым людям по правилу "может быть, сработает".
Используемые в рамках проведенных семинаров авторские методики по оценке систем стимулирования и обсуждение оценочной информации позволили выявить их типичные слабости, или "болезни".
Первая типичная слабость заключается
в том, что руководители, как правило,
рассматривают систему
Руководители обычно относят к стимулам три классические группы:
1. Методы материального
2. Социальный пакет - оплата предприятием в том или ином процентном соотношении различных услуг и/или выполнение определенных социальных обязательств перед своими работниками.
3. Методы морального
Работники рассматривают систему стимулирования в более широком спектре, добавляя к этому делению следующие группы.
4. Методы организационного
5. Условия труда: санитарно-гигиенические, материально-технические, информационные, социально-бытовые, социально-психологические, условия социальной защиты, помощи, пространственные, эстетические, темпоритмические.
6. Стиль непосредственного
Таким образом, для практики управления персоналом на российских предприятиях характерны следующие тенденции или закономерности.
Во-первых, руководители на предприятии
примерно в два раза зауживают
как понимание системы
Поэтому сами руководители приходят к выводу о том, что необходимо освоение передового опыта в области стимулирования персонала и соответствующее обогащение индивидуального набора методов стимулирования.
В данном отношении следует отметить следующую закономерность. Методы морального стимулирования являются наиболее доступными для руководителей, но их палитра в практическом использовании, как правило, довольно бедна. Это, как выяснилось, объясняется тремя причинами:
1. Взгляд на стимулирование как на систему и процесс, имеющий преимущественно денежное выражение.
2. Никто не учил и не учит руководителей организационным и социально-психологическим технологиям использования этих методов;
3. Укоренившиеся представления, с одной стороны, о легкости и даже "советскости" этих методов (благодарность, ценный подарок, почетная грамота, фотография на Доске почета), а с другой - чрезмерная бюрократизация, например, процесса представления работников к награждению орденами, медалями, присвоению почетных званий [7].
Во-вторых, работники предприятий рассматривают методы стимулирования в более широком спектре, и поэтому их адекватные ожидания по их использованию со стороны руководителей не оправдываются. Это закономерно приводит к восприятию руководителей как непрофессионалов и разрыву между потребностями в стимулах и уровнем удовлетворенности.
Поэтому доминирующим мнением специалистов
различных подразделений
В кулуарах участники семинаров отмечали синдром "сытой руководящей команды": если ее члены удовлетворены своим материальным положением, то мотивация работников на предприятии их не очень интересует. Чем больше разрыв в уровне мотивированности, тем сильнее противоречия в области стимулирования труда.
Вторая типичная слабость системы стимулирования состоит в том, что руководители рассматривают ее с чисто формальных позиций (то есть наличие прав по применению тех или иных методов), а подчиненные - как с формальных, так и с неформальных.
Работники предприятий делят методы стимулирования на следующие группы:
1. Жесткие - зафиксированные (документами) в системе стимулирования и используемые в соответствии с установленными и утвержденными внутрикорпоративными правилами. К ним относятся (смотрите выше) методы первой, второй, третьей и четвертой групп.
2. Полужесткие - частично зафиксированные и частично не зафиксированные (в зависимости от практики предприятия). В их состав работники включают частично методы из четвертой и пятой групп.
3. Мягкие, которые во многом зависят от стилевых особенностей руководителя и уровня его профессионального мастерства (шестая группа). Мягкие методы работники увязывают со стилевыми особенностями руководителей, поскольку здесь имеется так называемое поле для гибкого маневра [16].
По мнению работников предприятий,
большинство руководителей
Было бы ошибкой, как показывает разнообразная практика, недостаточность или даже бедность жестких и полужестких методов стимулирования компенсировать мягкими методами. На некоторых предприятиях такой перекос имеется, и он, конечно же, не в пользу работодателя.
Для ряда российских предприятий (и даже передовых!) характерна "скрытая непропорциональность". Например, на бумаге руководство продекларировало обширный социальный пакет, а до конкретного работника "доходит" два-три метода.
Информация о работе Мотивация в управлении персоналом (на примере ООО «Центр поддержки бухгалтеров»)