Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является реализация процесса маркетингового исследования на примере конкретного исследования на тему «Маркетингового исследования влияния бренда на цену на примере предприятия ОАО «Гормолзавод №2»»
Введение 3
1. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы исследования 4
1.1 Технико-экономическое обоснование предприятия 4
1.2. Оценка ёмкости рынка 9
1.3. Описание конкурентов 9
1.4. Оценка конкурентоспособности 12
1.5. Анализ рыночных возможностей 16
1.6. Описание потребителей. Сегментация рынка 21
1.7 Формулировка гипотезы методом экспертных оценок 24
1.7.1 Метод фокус-группы 24
1.7.2 Опрос экспертов 26
2.Маркетинговые исследования бренда «Молочный гостинец» и проведение эксперимента 31
2.1. Глубинное интервью 31
2.1.1 Анализ данных 32
2.1.2 Результаты анализа данных 33
2.2 Проведение эксперимента 33
3. Определение объёма выборки 37
4. Разработка анкеты 39
5. Анализ данных 41
5.1. Результаты опроса респондентов 41
5.2. Проверка статистической гипотезы 43
6. Подготовка отчета для руководства 45
Заключение 47
Литература: 49
Приложение 1. 50
8.
Какие советы и рекомендации
вы бы могли дать руководству
предприятия для
Были предложены такие рекомендации, как:
1. разработка удобной упаковки, для применения на улице, в походе, на прогулке, на учебе и т.п.;
2. расширение ассортиментной
3. разработка линии «VIP» - продуктов
с улучшенными
4. усиление рекламы на
Таким образом, проведя глубинной интервью можно сделать следующие выводы о отношении потребителей к продуктам компании ОАО «Гормолзавод№2», о оценке положительных и отрицательных качеств.
1) наше главное преимущество – то, что мы обеспечивает товар высоким качеством, это основной фактор, влияющий на выбор потребителя. Но мы мало известны на рынке и у нашей упаковки не слишком привлекательный внешний вид;
2) необходимо уделить внимание разработке удобной упаковки, для применения на улице, в походе, на прогулке, на учебе и т.п.;
3) необходимо расширение и
Эксперимент это научное исследование, в котором исследователь сознательно манипулирует одной или более независимыми переменными и наблюдает за вариацией зависимой или зависимых переменных, сопутствующих манипулированию независимыми переменными.
Различают два типа экспериментов — лабораторный и полевой. Воспользуемся полевым экспериментом - исследование в реальной или естественной ситуации.
К этапам осуществления эксперимента относятся:
На
восприятии продукта потребителям сказывается
степень информированности
Хороший пример – «Молочный гостинец». У компании есть своё позиционирование, есть свой образ. Эти факторы продвигают компанию и приносят ей прибыль. Покупатель доверяет бренду и готов заплатить за его продукцию высокую стоимость. Если предложить группе людей попробовать кисломолочную продукцию разных производителей, то очень немногие определят, какой именно торговой марке они принадлежат. Тем не менее, когда речь идет о покупке, то потребители покупает наиболее известный бренд.
Целью данного эксперемента будет выявление потребительских предпочтений и оценка качества бренда «Молочный гостинец» по отношению к конкурентам.
Был проведён эксперимент с применением метода парного сравнения. Это стандартный метод, при использовании которого испытуемому предъявляют четыре йогурта и просят его принять решение относительно этих йогуртов. Здесь суждение носило качественный характер: испытуемого просили по вкусу определить, качество какой продукции лучше по вкусовым параметрам, и готов ли покупатель отдать определенную сумму за данный продукт.
Эксперимент проводился в воскресенье 10 декабря с 12.00 до 18.00 вТЦ «Корона». К участию в эксперименте было привлечено 20 испытуемых в возрасте от 16 до 60 лет. Перед экспериментом был проведён опрос, состоящий из 5 вопросов, который позволил удостовериться, что испытуемый употребляет молочную продукцию и осведомлен о основных брендах молочной продукции. Опрос проводился устно.
Эксперимент
заключался в следующем : было установлено
4 стола, т.е.для каждого
В этом эксперименте дегустировали йогурт "Молочный гостинец", йогурт "Савушкин продукт", йогурт "Молочная страна" , йогурт "Минская марка". Испытуемым требовалось отдать голос за понравившийся йогурт, притом, что у каждого из испытуемых был лишь один голос, учитывая при этом цену, и сопоставляя свои желания приобрести данный продукт за данную цену.
Проанализировав данные, составляем следующую таблицу 2.1.
Таблица 2.1 Результат проведения эксперимента
Название бренда | Количетсво голосов | Цена (фиксированная), руб. | Цена реализации, руб. |
«Молочный гостинец» | 7 | + | 2800 |
«Савушкин продукт» | 7 | + | 3400 |
«Молочная страна» | 3 | - | 3000 |
«Минская марка» | 3 | - | 2900 |
Как
видно из представленной таблицы, бренд
«Молочный гостинец» получил 7 голосов
наравне с «Савушкин продукт».
Потребитель готов заплатить одинаковую
цену за оба эти бренда, из чего можно сделать
вывод, что известность бренда влияет
на его цену, так как цена реализации «Молочный
гостинец» значительно ниже, чем у бренда
«Савушкин продукт». Из этого следует,
что «Молочный гостинец» нуждается в более
качественной и обширной рекламе, для
того, чтобы добиться большей узнаваемости
и доверия среди потребителей.
На основании таблицы 1.6.1. мы получили данные, что генеральная совокупность составляет 2 560 000 человек, т.е. трудоспособное население РБ.
Для
того чтобы определить объем выборки,
воспользуемся
Таблица 3.1. Группы генеральной совокупности
Группа | Количество покупателей | Процент от общего количества покупателей, % |
16-30 лет | 902 500 | 42% |
31-40 лет | 867 500 | 25% |
41-50 лет | 588 166 | 19% |
Свыше 50 лет | 202 334 | 13% |
Итого | 2 560 000 | 100% |
Для определения объема выборки воспользуемся формулой:
где n – число элементов выборки;
N – число элементов генеральной совокупности (N=2 560 000);
t –
коэффициент, связанный с
p –
доля единиц с данным
q – доля единиц, не имеющая данный признак;
- предельная ошибка выборки.
Уровень достоверности составляет 95%, а предельную ошибку выборки зададим равной 30%. Данному уровню достоверности соответствует коэффициент достоверности t=2,0.
Объем выборки для группы людей 16-30 лет:
Объем выборки для группы людей 31-40 лет:
Объем выборки для группы людей 41-50 лет:
Объем выборки для страты люди свыше 50 лет:
Итого выборка составит 34 человека. Сведем данные в таблицу:
Таблица 3.2. Объемы выборки в зависимости от групп
Группа | Процентное соотношение | Объем выборки. |
16-30 лет | 42% | 7 |
31-40 лет | 25% | 5 |
41-50 лет | 19% | 4 |
Свыше 50 лет | 13% | 3 |
Итого: | 100% | 19 |
Такиим образом, проведя анкетирование 19 человек и проанализировав полученные результаты, мы сможем говорить о 95% точности полученных результатов.
Одним из основных видов опроса является анкетный опрос. В настоящее время он широко используется в исследованиях.
Особенностью анкетного опроса выступает то, что респондент самостоятельно работает с анкетой: понимает вопрос, обдумывает его и отвечает на него, (сам регистрирует ответ) в соответствии со своими знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями и др.
Проведем анкетный опрос на примере ОАО «Гормолзавод №2»
Для получения всей необходимой информации проведём личный опрос с помощью стандартизированной открытой анкеты. Интервью будем проводить лично для установления более тесного контакта с опрашиваемыми респондентами. Структура анкеты приведена в приложении 1.
Таблица 4.1. Пример описания вопросов анкеты
№ | Вопросы | Тип вопроса | Цель | Ответ |
1 | По какой причине Вы покупаете молочные продукты? | О фактах,закрытый, основной, прямой | Узнать, причинину приобретения данного вида товара |
|
2 | Какую роль при выборе молочного продукта для Вас играет его марка? | О мотивах, закрытый, основной, прямой | Узнать, что влияет ли на выбор продукции потребителями марка |
|
3 | Молочные продукты, какой торговой марки Вы предпочитаете покупать? | О фактах, закрытый, основной, прямой | Узнать, на какую торговую марку наибольший спрос | 1. «Молочный гостинец»
2. «Савушкин продукт» 3. «Данон» 4. «Молочная страна» 5. «Минская марка» |
4 | Пожалуйста, укажите две основные причины, в связи с которыми Вы выбрали именно эту марку среди прочих | О мнении, закрытый, основной, прямой | Узнать мнение потребителей о ведущих качествах продукции |
|
5 | Какие молочные продукты Вы покупаете чаще всего? | О фактах, закрытый, основной, прямой | Узнать, какая молочная продукция предпочтительнее для потребителей |
|
6 | Как часто Вы покупаете выбранный продукт? | О фактах, основной, закрытый, прямой | Выяснить, как часто потребители покупают молочную продукцию |
|
7 | Ваш возраст? | О фактах, основной, закрытый, прямой | Выяснить возраст потребителей |
|
8 | Пожалуйста, укажите Ваш средний доход (руб./мес.) | О фактах, основной, закрытый, прямой | Выяснить доход потребителей |
|
9 | К какому типу покупателей Вы себя отнесете? | О мнении, закрытый, основной, прямой | Узнать, с какой тип покупателей встречается наиболее часто |
|