Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является реализация процесса маркетингового исследования на примере конкретного исследования на тему «Маркетингового исследования влияния бренда на цену на примере предприятия ОАО «Гормолзавод №2»»
Введение 3
1. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы исследования 4
1.1 Технико-экономическое обоснование предприятия 4
1.2. Оценка ёмкости рынка 9
1.3. Описание конкурентов 9
1.4. Оценка конкурентоспособности 12
1.5. Анализ рыночных возможностей 16
1.6. Описание потребителей. Сегментация рынка 21
1.7 Формулировка гипотезы методом экспертных оценок 24
1.7.1 Метод фокус-группы 24
1.7.2 Опрос экспертов 26
2.Маркетинговые исследования бренда «Молочный гостинец» и проведение эксперимента 31
2.1. Глубинное интервью 31
2.1.1 Анализ данных 32
2.1.2 Результаты анализа данных 33
2.2 Проведение эксперимента 33
3. Определение объёма выборки 37
4. Разработка анкеты 39
5. Анализ данных 41
5.1. Результаты опроса респондентов 41
5.2. Проверка статистической гипотезы 43
6. Подготовка отчета для руководства 45
Заключение 47
Литература: 49
Приложение 1. 50
Сопоставив сильные стороны и возможности и проанализировав полученный материал из матрицы SWOT-анализа делаем следующие выводы о том, что бренд «Молочный гостинец» имеет огромный потенциал к дальнейшему развитию, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, о чем свидетельствуют сильные стороны предприятия ОАО «Гормолзавод№2».
Но существует и ряд
Матрица SWOT-анализа позволяет с помощью сильных сторон компании, и бренда в частности, и ее возможностей устранить имеющиеся недостатки и нейтрализовать существующие угрозы.
Потребителями молочной продукции являются практически все люди, проживающие на территории Республики Беларусь.
Таблица 1.6.1. Численность населения РБ
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Численность населения РБ, млн. чел. | 9849 | 9800 | 9751 | 9714 | 9615 | 9480 |
Население, регулярно потребляющ. молочн. прод., млн.чел | 1970 | 2100 | 2184 | 2295 | 2459 | 2560 |
Основными потребителями ОАО «Гормолзавод№2» является платёжеспособное население, регулярно потребляющее молочную продукцию, в возрасте от 16 до 60 лет. Таким образом, потребителями продукции данной компании являются 2 560 000 человек, проживающих на территории Республики Беларусь.
Также
следует провести сегментацию потребителей
по уровню дохода (таблица 1.6.2.)
Таблица 1.6.2. Сегментация потребителей по уровню дохода
Уровень дохода | Низкий | Средний | Высокий |
Количество, чел | 608 000 | 1202 000 | 750 000 |
Строим круговую диаграмму, отражающую сегментацию потребителей по уровню дохода (рисунок 1.6.1.):
Рисунок 1.6.1. Сегментация потребителей по уровню дохода
Изучив полученную диаграмму, можно придти к выводу, что потенциальными потребителями продукции ОАО «Гормолзавод№2» могут быть люди с разным уровнем дохода, поскольку цена на выпускаемую продукцию невысокая. Целевым же сегментом является население со средним дохода. На сегодняшний день перед предприятием стоит задача привлечь зарубежных потребителей и удержать своих клиентов, в том числе с помощью расширения ассортимента и совершенствования ценовой политики. Для удобства получения достоверной информации о всей выпускаемой продукции, был создан сайт компании www.gmz2.by, который на данный момент является достаточно часто посещаемым сайтом.
Также
проведем сегментацию по возрасту потенциальных
покупателей ОАО «Гормолзавод№2»
(таблица 1.6.3.)
Таблица 1.6.3. Сегментация потребителей по возрасту
Возраст, лет | Количество покупателей | Процент от общего количества покупателей, % |
16-30 лет | 902 500 | 42% |
31-40 лет | 867 500 | 25% |
41-50 лет | 588 166 | 19% |
Свыше 50 лет | 202 334 | 13% |
Итого | 2 560 000 | 100% |
Рисунок 1.6.2. Сегментация потребителей по возрасту
Из рисунка видно, что наибольшую покупательскую аудиторию составляет население от 16 до 30 лет. Это обусловлено высокой покупательской способностью данной ниши населения, которые выбирают товары широко рекламируемые и имеющие известные торговые марки.
Проведем сегментацию по потребительским предпочтениям ОАО «Гормолзавод№2» (таблица 1.5.3.)
Таблица 1.6.4. Сегментация потребителей по потребительским предпочтениям
Товар, предлагаемый ОАО «Гормолзавод№2» | Количество покупателей предпочитающих данный товар, чел. | Процент от общего количества покупателей, % |
Кисломолочные продукты | 1 219 400 | 59 |
Творожные изделия | 867 450 | 34 |
Сырные изделия | 473 150 | 17 |
Итого: | 2 560 000 | 100 |
Рисунок 1.6.3. Сегментация потребителей по потребительским предпочтениям
По результатам полученной диаграммы мы можем сделать вывод, что наибольшее предпочтение население отдает кисломолочной продукции. Отсюда следует, что компании ОАО нужно увеличивать ассортимент в первую очередь данной продукции, и между тем рекламировать и продвигать творожные и сырные изделия.
1.7.1 Метод фокус-группы
Перед фокус-группой стоит задача выдвинуть гипотезы на увеличению объема продаж ОАО «Гормолзавод№2»
Отбор респондентов:
-Принимали ли Вы в течении последнего года участие в маркетинговых исследованиях (опросы, фокус-группы и т.п.)?
1. Да à закончить интервью
2. Нет
- Работаете ли вы в области рекламы и маркетинга?
1. Да, работаю à закончить интервью
2. Нет, не работаю
- Ваш возраст.
1. До 16 à закончить интервью
2. Старше 16
Поскольку данная встреча будет проходить в торговом центре, она требует минимальных затрат времени. Поэтому сценарий должен быть максимально оптимизирован и краток. Он будет включать следующие пункты:
Вступительная часть ( около 5 минут):
1. Пояснить
суть и цель проведения
2. Предоставить
возможность кратко
Основная часть (45 мин):
Фоновые вопросы (10 минут):
1. По какой причине Вы покупаете молочные продукты?
2. Как часто вы покупаете молочные продукты?
3. Какие
молочные продукты вы
Основные вопросы (25 минут):
5. Какой
бренд молочной продукции
6. Что вас больше всего привлекает в данном бренде?
7. Как
вы оцениваете выставочный
8. Насколько
данный бренд, по вашему
9. Соответствует ли он вашему мнению о данном предприятии?
10. Что бы вы хотели изменить в данном бренде?
Дополнительные вопросы (5 минут):
13.Является ли несоответствие каких-либо параметров принципиальным для покупки?
14. Что
может принести изменение
Окончание дискуссии (5 минут):
1. Подвести итог.
2. Благодарность.
Далее была проанализирована работа фокус–группы и выявлены следующие основные недостатки выставочного стенда предприятия:
1.Недостаточное количество и качество рекламы.
2.Недостаточно
яркий и привлекательный
3.Непривлекательное название бренда.
1.7.2 Опрос экспертов
Для более глубокого изучения проблемы увеличения спроса следует провести опрос экспертов. Экспертам необходимо обсудить проблему ОАО «Гормолзавод№2» как на территории Республики Беларусь, так и за рубежом. Для этого им нужно оценить по десятибалльной системе, насколько качественна продукция вышеуказанного предприятия.
В качестве экспертов была выбрана группа из 10 человек. В группу вошли специалисты, которые принимают непосредственное участие в производстве, оформлении и продвижении представленного товара. Ниже приведен перечень отобранных экспертов:
№ | Должность эксперта | Ф.И.О. |
1. | Директор по маркетингу и продажам | Гарник Юрий Викторович |
2. | Директор ОАО «Гормолзавод№2» | Каровская Наталья Стефановна |
3. | Специалист по маркетингу ОАО «Гормолзавод№2» | Герасимчик Елена Алексеевна |
4. | Главный бухгалтер | Третьяков Степан Иванович |
5. | Начальник цеха по производству сырных изделий | Демидчик Геннадий Петрович |
6. | Директор по корпоративу | Панкевич Алиса Михайловна |
7. | Программист | Шукуров Алексей Эдуардович |
8. | Технолог (проверка качества молочной продукции) | Ольга Семеновна Троцкая |
9. | Автор статьи «“Юник” завревывает рынки» | Манар Игнат Викторович |
10. | Автор статьи о производителях молочных товаров РБ и за рубежом. | Андрей Михайлович Савутько |