Маркетинговое исследование рынка витаминных препаратов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка целевого рынка витаминных препаратов для гипотетической фирмы на рынке Санкт-Петербурга. Для этого будет проведено маркетинговое исследование рынка витаминных препаратов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Анализ рынка витаминных препаратов 3
1.1 Определение товарных границ 3
1.2 Характеристика рынка 3
1.3 Потребительские свойства товара 6
1.4 Емкость рынка витаминных препаратов 10
1.5 Анализ конкурентов 11
Глава 2. Процедура проведения маркетингового исследования 13
2.1 Планирование и разработка маркетингового исследования 13
2.2 Планирование выборки 20
2.3 Предварительный анализ результатов опроса 22
Глава 3. Сегментирование рынка витаминных препаратов 24
Глава 4. Позиционирование товаров 28
Глава 5. Комплекс маркетинга 32
Заключение 43
Библиография 44
Приложение 45

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 788.00 Кб (Скачать)

      Работа  по связям с общественностью направлена на формирование доброжелательного  и благоприятного отношения к фирме со стороны общественного мнения. Эта деятельность включает установление и поддержание контактов с прессой, пропаганду, информирование общественности о специфике фирмы, взаимодействие с государственными органами в области законодательства, предоставление информации и консультаций руководству фирмы по вопросам отношений с общественностью.

      Личная  продажа предусматривает прямой, индивидуальный контакт торговых агентов  с конечным потребителем. Благодаря  личным контактам с клиентом, достигается  стимулирование сбыта продукции с учетом индивидуальных особенностей покупателя. 

     Что касается нашего товара, то разработка маркетинга будет заключаться в  следующем:

     Во-первых, наш товар будет иметь сложный  состав: сочетание различных витаминов, дополненное комплексом микроэлементов. Состав витаминных препаратов должен определяться в зависимости от цели, для которой требуются поливитамины и каких лечебно-профилактических эффектов при этом необходимо достичь. Основываясь на составе и лечебно-профилактических эффектах витаминных препаратов, предлагается позиционировать поливитаминные комплексы в зависимости от предназначения и целей их использования.

     К группе поливитаминов для профилактики гиповитаминозов отнесены поливитаминные комплексы, в которых дозы витаминов, макро- и микроэлементов не должны превышать их суточной потребности. Эта группа поливитаминов может применяться с профилактической целью при несбалансированном питании, повышенных физических и эмоциональных нагрузках. К поливитаминам для лечения гиповитаминозов и других заболеваний отнесены витаминные комплексы, в которых содержание витаминов превышает их суточную потребность в десятки раз. Поливитаминные препараты этой группы используются при лечении авитаминозов, глубоких гиповитаминозов, комплексной терапии различных заболеваний и должны назначаться врачом.

     Наш поливитаминный комплекс будет использоваться для профилактики гиповитаминозов, будет иметь в своем составе  витамины, микро- и макроэлементы. Тем самым наш продукт будет нести положительный эмоциональный заряд (как профилактическое средство, витамины дают человеку уверенность, что он заботится о себе любимом). Сами витамины мы будем выпускать в двух формах: таблетки п/о, упакованные в блистеры или в стеклянную баночку № 30, № 60 и сиропы для детей в комплекте с маленькой пластмассовой ложечкой. Выбраны такие формы выпуска продукта потому, что блистеры и баночки очень удобны в применении, не занимают много места и их всегда можно взять с собой, а сироп выбран для детей - это облегчит прием витаминов внутрь, также он приятный на вкус.

     Действие  нашего препарата будет определяться свойствами витаминов, входящих в его  состав.

     Витамин А способствует правильному росту и развитию организма. Играет важную роль в формировании иммунной системы, повышает сопротивляемость организма к различным инфекциям. Нормализует зрительную функцию. Является важнейшим компонентом антиоксидантной защиты организма. 

     Витамин D защищает костную ткань от остеопороза, переломов, повышает сопротивляемость организма туберкулезной инфекции. 

     Витамин С способствует повышению сопротивляемости организма к различным инфекциям. Играет большую роль в синтезе кортикостероидных гормонов и гормонов щитовидной железы, ответственных за устойчивость и адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней среды. Улучшает метаболизм липидов, способствуя нормализации обмена холестерина. Стимулирует синтез элементов соединительной ткани. Важный антиоксидант и иммуностимулятор организма. 

     Витамин Е улучшает состояние иммунной системы. Естественный природный антиоксидант, что является важнейшим свойством, определяющим его значение в лечении и профилактике ИБС. Препятствует преждевременному старению. Предупреждает развитие катаракты. 

     Витамин В1 является необходимым компонентом углеводного обмена в качестве составной части коэнзима для декарбоксилирования кетокислот; играет важную роль в углеводном, белковом и жировом обмене, участвует в проведении нервного возбуждения в синапсах. 

     Витамин В2 имеет большое значение в обмене углеводов, белков и жиров, синтезе гемоглобина. Обеспечивает хорошее состояние кожных покровов, способствует регенерации тканей при ранениях и порезах, сохраняет нормальную структуру и функцию слизистых оболочек. 

     Витамин В6 участвует в синтезе нейромедиаторов, поэтому имеет важное значение для нормальной функции центральной и периферической нервной системы, смягчает проявления предменструального синдрома. 

     Никотинамид эффективно снижает уровень общего холестерина. Регулирует высшую нервную деятельность и функции органов пищеварения. 

     Пантотеновая кислота играет большую роль в регуляции процессов окисления и ацетилирования. Участвует в обмене углеводов и липидов. Способствует заживлению ран, стимулирует синтез антител. Снижает побочные и токсические эффекты антибиотиков. 

     Фолиевая кислота участвует в воспроизводстве генетического материала, при нормальном делении клеток, в т.ч. форменных элементов крови, в синтезе аминокислот, нуклеиновых кислот, пиримидинов, имеет важное значение в образовании гемоглобина в эритроцитах. 

     Магний имеет большое значение в регуляции сократительной функции миокарда, обеспечивает нормализацию сердечного цикла. Способствует лучшей переносимости стрессовой ситуации, подавлению депрессии. 

     Железо участвует в процессах кроветворения. Способствует поддержанию клеточного и местного иммунитета. 

     Цинк необходим для образования эритроцитов и других форменных элементов крови. Влияет на синтез половых гормонов. Стабилизирует иммунные процессы организма. Не синтезируется в организме. 

     Медь является жизненно необходимым микроэлементом. Играет большую роль в метаболических процессах. 

     Хром участвует в процессе синтеза инсулина. Понижение содержания хрома в организме человека может вызвать резкие колебания сахара в крови и способствовать развитию диабета. 

     Селен, благодаря антиоксидантным свойствам, предотвращает образование свободных радикалов, которые оказывают повреждающее действие на организм. 

     Йод входит в состав гормонов щитовидной железы, выполняющих жизненно важные функции (регулируют деятельность мозга, нервной системы, половых и молочных желез, рост и развитие организма).

     Что касается цены, есть два варианта развития событий.

     Можно применить стратегию проникновения, которая заключается в предложении  товара по низкой цене, для того чтобы  привлечь большое количество покупателей. Высокий объем продаж в свою очередь ведет к снижению издержек. Также низкая цена может служить и определенным барьером для прихода товаров конкурентов.

     Успешное  применение этой стратегии возможно, если в покупке нашего товара будет заинтересовано подавляющее большинство и для покупателей этого товара должна быть характерна высокая чувствительность к ценам и также низкая цена не должна отождествляться в сознании покупателей с низким качеством товара.

     Второй  вариант – это ценовая стратегия  престижа. Такая стратегия отличается тем, что товар должен обладать достаточно высоким качеством или какими-то особыми характеристиками. Из этих двух вариантов целесообразно выбрать ценовую стратегию престижа, потому что в ходе нашего маркетингового исследования  было выявлено, что потребитель обращает большее внимание на состав препарата, нежели на цену. То есть, покупатель не имеет определенных ценовых предпочтений и за высокое качество и хорошо подобранный состав поливитаминных комплексов готов платить деньги - люди стали лучше следить за своим здоровьем и чаще применять дорогостоящие препараты. Следовательно, будем делать акцент на высокое качество нашего товара, удобство применения и сбалансированную формулу минералов и витаминов, содержащуюся в нашем препарате, который является базовым комплексом витаминов для всей семьи.

     Цена  на витаминные комплексы известных  марок колеблется от 200 рублей и выше. Мы же сделаем цену на наш препарат около 180 рублей. То есть цена не достаточно низкая, но по сравнению с другими  марками все же ниже. Это объясняется тем, что мы пока еще не являемся раскрученным брендом, но мы пытаемся показать, что наш препарат очень высокого качества, что это не просто очередной рекламный ход, а действительно хороший продукт, направленный на потребителей предпочитающих сбалансированный состав, нежели яркость упаковки. Люди, разбирающиеся в витаминах – оценят.

     Для того чтобы заполучить доверие потребителей, необходимо зарекомендовать себя на рынке, это возможно путем правильного продвижения товара.

     Для продвижения мы будем использовать следующие инструменты коммуникаций:

  1. Реклама – любая платная форма наличного представления и продвижения идей, товаров или услуг от имени известного спонсора. Реклама имеет различные виды, в нашем случае мы будем использовать телевидение, газеты. Также необходимо будет создать официальный сайт в интернете. Возможность почтовой рассылки, для связи с различными поставщиками.
  2. Упаковка – служит инструментом маркетингового коммуникационного обращения. Так как наш товар ориентирован на потребителей, для которых упаковка не играет приоритетной роли, мы не будем делать нашу упаковку слишком яркой. Для упаковки будет использован белый и черный цвет, на белом фоне крупно будет написано название комплекса. Шрифтом поменьше – витамины и микроэлементы входящие в состав комплекса. Просто и со вкусом. Также на упаковке будет указано, какими полезными свойствами обладают элементы, входящие в поливитаминный комплекс. Внутрь упаковки обязательно будет вложена подробная инструкция по применению. Так как упаковка у нас не имеет каких-то особенностей, необходимо сделать больший упор на стимулирование сбыта.
  3. Стимулирование сбыта – разнообразные краткосрочные поощрительные акции, направленные на стимулирование покупки или апробирование товара или услуги.

     В связи с авитаминозом конца зимы – начала весны спрос на витамины неизбежно возрастает. Именно в этот период и стоит начать акцентировать внимание на сбыте препаратов поливитаминов. Учитывая и без того повышенный спрос на витамины в этот период, можно обойтись без скидок – важно просто привлечь внимание покупателя к нашему продукту. Возможно, устроить специальную тематическую выкладку в аптеках города под лозунгом «Удар по авитаминозу»: она будет актуальна минимум до середины весны. Также, так как наш препарат является сбалансированным комплексом для всей семьи, можно сделать скидку на препарат, например в День семьи, День защиты детей.  Нужно договориться с представителями аптек, чтобы они располагали наш товар на витрине рядом с серией успешных брендов – это придаст ему солидность. Так как люди все же в своем большинстве обращают внимание на марку, это может сыграть в нашу пользу.

     И последней важной составляющей является сбыт. Сбытовая политика предприятия  должна строиться на общих принципах деятельности по перемещению товаров и доведению их до покупателей.

  • Основные принципы:
  • Системность
  • Комплексность
  • Ориентация на маркетинговые исследования
  • Целенаправленность
  • Готовность к инновациям

     В соответствии с этими принципами строится сбытовая деятельность.

     И последнее необходимо разработать  сбытовую стратегию. Она представляет собой комплекс решений по следующим  вопросам:

  • Выбор каналов товародвижения
  • Обоснование оптимальных методов и систем сбыта
  • Выбор посредников и определение формы работы с ними

     Наша  работа будет заключаться непосредственно  в работе с посредниками.

     Товар будет распространяться в мелкие и крупные сетевые аптеки города.

     Посреднические  предприятия организуют приемку, сортировку, хранение и отпуск товаров покупателям. Для нас это является наиболее удобным вариантом.

 

Заключение 

     В ходе проделанной работы по маркетинговому исследованию рынка витаминных препаратов были сделаны следующие выводы:

     Рынок витаминов Санкт-Петербурга в целом  является конкурентным.  
Ценовая стратегия крупных предприятий существенно зависит от действий других участников рынка, которые ограничивают их рыночную силу и заставляют прибегать к неценовым формам конкурентной борьбы, что положительно влияет на расширение ассортимента и повышение качества предлагаемой на рынке продукции.

     Емкость рынка витаминных препаратов стремительно растет с каждым годом, также и  растут цены на витамины.

     В курсовой работе были определены, каковы шансы нашей компании в выбранной сфере деятельности занять устойчивую позицию. Так как охватить сразу весь рынок для фирмы не представляется возможным, нам необходимо определить предпочтения наших покупателей, для чего мы провели сегментирование рынка и выявили наиболее привлекательный для нас сегмент. Затем мы провели позиционирование товара, чтобы выявить те характеристики товара, которые наиболее важны для наших покупателей. Ими оказались упаковка и состав витаминного препарата. В ходе проводимого исследования обнаружилась ниша – поливитаминные комплексы с микроэлементами, без особых предпочтений по упаковке.

Информация о работе Маркетинговое исследование рынка витаминных препаратов