Маркетинговое исследование компании AVON

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Для обеспечения эффективного использования редких ресурсов и максимального удовлетворения потребительских требований специфика современной жизни требует от субъектов экономических отношений проведения глубокого анализа протекающих на рынке процессов.

Содержание

Введение 3
1. Исследование поведения потребителей рынка парфюмерно-косметической продукции 6
1.1. Анализ современного рынка парфюмерии и косметики в России 6
1.2 Формирование ценовой политики 10
1.3. Разработка системы продвижения товара 12
1.4. Разработка программы (стратегии) маркетинга 12
2. Теоретические основы исследования потребителей 14
2.1 Основные направления маркетинговых исследований 14
2.2 Выбор каналов распределения 18
2.3 Формы оплаты труда 19
3. Анализ фирменной структуры рынка 20
3.1 Правовая защита товара 20
3.2 Конкурентоспособность товара 20
3.3 Анализ цен товаров конкурентов 21
4. Обоснованность выбранного метода исследования 24
4.1. Процедура маркетинговых исследований 24
4.2 Основные направления изучения потребителей и их характеристика 27
5. Проведение маркетингового исследования предпочтений потребителей и анализ полученных данных. 34
5.1 Выводы по результатам маркетингового исследования 38
Заключение 41
Литература 43
Приложение 1 44
Приложение 2 45
Приложение 3 46

Работа содержит 1 файл

1-4готовая.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

     «Интерес  покупателя к товару формируют впечатление от окружающего мира. Наиболее эффективны те впечатления, которые соответствуют потребностям покупателя, а также те, которые резко отличаются от привычных. Лучше воспринимается и запоминается информация, соответствующая уровню понимания, вкусам и убеждениям человека».1

     При формировании покупательского восприятия возможны его искажения. Корректировка  поступающей информации может происходить  в направлении, соответствующем  внутренним установкам человека.

     Восприятие - промежуточный этап мотивации, за которым следует усвоение полученных впечатлений. Усвоение требует повторных впечатлений, подкрепления полученной информации, ответной реакции покупателя с учетом имеющихся у него данных. Усвоенная информация должна быть закреплена путем создания у покупателя целостной мысленной оценки предлагаемого товара - убеждения.

     На  основании сложившихся убеждений  происходит заключительная фаза мотивации - формирование необходимого для совершения покупки отношения к товару.

     При изучении модели покупательского поведения следует определить различные подходы, которые использует участник рынка, и возможные реакции со стороны потребителя, которые формируются под воздействием маркетинга.

     Участник  рынка может использовать три  подхода к формированию модели покупательского поведения: экономический, психологический и социологический.

     В соответствии с экономическим подходом покупатель безразличен к выбору и сочетанию товаров, имеющих  одинаковую полезность. Отказ от одного из товаров (например, товара с высокой ценой) компенсируется путем замещения его другим товаром в большем количестве.

     Существует  множество вариантов количественного  сочетания полезных товаров, приемлемых для потребителя.

     Таким образом, поведению покупателей  свойственны закономерности, которые нужны для предпринимателей при формировании объемов производства и продвижении товаров на рынок.

     Ценность  экономического подхода состоит  в аргументации, основной на здравом  смысле, хотя он не всегда оправдывает  себя на рынках и не объясняет поведение покупателей.

     В частности, есть много примеров, когда  спрос на товары растет, несмотря на повышение цены.

     Наиболее  существенными факторами экономического подхода являются уровень дохода покупателя, цена товара, эксплуатационные расходы и т.д.

     Экономический подход основан на законах:

  • максимизации полезности;
  • предельной (маргинальной) полезности.

     Полезность - способность товара (услуги) удовлетворять  потребителя, доставлять ему удовольствие. Полезность показывает отношение потребителя  к товару, его реакцию на товар.

     Закон максимизации полезности предполагает: рациональное и последовательное поведение  потребителя; наличие большого объема информации, что затрудняет правильный выбор; эластичность спроса по отношению  к цене.

     Покупатель  руководствуется прагматическими соображениями и личными представлениями о максимальной полезности и выгодности, покупаемых товаров, однако на самом деле он не так рационален в своих покупках и поведении.

 

5. Проведение маркетингового исследования предпочтений потребителей и анализ полученных данных.

     Целью настоящего исследования является получение  и анализ первичной информации для  выявления факторов, влияющих на отношение  покупателей к косметически-парфюмерной  продукции, и к шампуню для  мытья волос, в частности, а также  выявление предпочтений потребителей.

     Исходя  из целей исследования, были определены его задачи:

  • определить востребованность в данной продукции, частоту приобретения;
  • установить важность качественных характеристик шампуня;
  • выяснить, шампунем каких торговых марок пользуются покупатели;
  • определить степень удовлетворения качеством продукции;
  • установить взаимосвязь цены и качества шампуня;
  • выяснить, что влияет на выбор шампуня;
  • определить демографический профиль покупателей, с использованием таких параметров, как возраст, пол, доход.

     Инструмент  реализации опроса в данной работе - анкета (Приложение 3). С помощью  вопросника получена первичная информация, необходимая для определения  потребности покупателей в средстве гигиены – шампуне для мытья  волос, охвата исследуемой проблемы.

     Тип вопросов в анкете - закрытый. Варианты вопросов, используемых при проведении исследования - дихотомические и многовариантные, использование которых должно активизировать деятельность респондентов по заполнению анкет, облегчить процесс ввода  полученных данных.

     Первичные данные были собраны в течение  нескольких дней. Подход к сбору  данных - самостоятельный. Были получены ответы респондентов практически на все вопросы анкет (Приложение 4).

     Обработка полученной информации проводилась  с помощью редактора таблиц Microsoft Excel, который позволяет выполнять вычисления, анализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах.

     Анализ  анкет клиентов показал, что респонденты, в основной массе, приобретают шампунь  для мытья волос 1-2 раза в месяц – так ответили 30 опрошенных, 20 человек приобретают шампунь 1 раз в 2-3 месяца (табл. 1). 
 
 
 

     Таблица 1

Распределение ответов на вопрос № 1 анкеты

Варианты  ответов Всего опрошенных, чел.
   
1-2 раза  в месяц 30
1 раз  в 2-3 месяца 20
1 раз  в неделю 0
Другое 0
Всего: 50

     Ответы  на вопрос анкеты № 2, где спрашивалось, насколько важны для респондентов качества шампуня для волос, удалось  выяснить, что практически все  качества данной продукции важны  для потребителя (табл. 2):

     Таблица 2

Распределение ответов на вопрос № 2 анкеты

Варианты  ответов Сумма баллов
   
Блеск 66
Мягкость  49
Разглаживание 20
Легкость  в применении 10
Ежедневное  применение 70
Содержание  бальзама 85
Всего: 300

     Далее респондентам ставился вопрос «Шампунем  какой торговой марки Вы пользуетесь?» Сделав анализ ответов, были получены следующие данные. Здесь лидирует шампунь Schwarzkopf – его доля составила 19%. Это не удивительно – производитель доминирует на рынке косметики благодаря качественной продукции, многолетнему опыту работы на профессиональном рынке косметики и парфюмерии.

     Однако, ненамного ниже доли отечественной  косметики. Увеличение объема отечественной  продукции связано с открытием  в Росси новых производств, и  этот процесс, по мнению аналитиков, будет  усиливаться. Сегодня торговые марки «Линда», «Калина», «Nevea», «Avon» достаточно популярны – их доли составили 12, 10,16,2% от общего объема исследуемой продукции.

     Наиболее  важным при изучении любого рынка  является исследование потребительских  предпочтений в отношении качества и цены товара. Эти две характеристики находятся в постоянном взаимодействии, и цена часто определяется качеством.

     В то же время для косметических  средств характерно увеличение цены за счет имиджа косметических фирм, которое может доходить до нескольких десятков раз. Долгое время сохранялось мнение, что спрос на товары на российском рынке, в том числе, косметические, определяется их ценой вследствие низкой платежеспособности населения.

     Однако, исследования относительно качества и  цены косметических средств, показывают обратное. Только 13% опрошенных ориентируются исключительно на цену товара. Это, в основном, люди старше 50 лет, которые покупают товар по привычке, так как раньше ассортимент косметических средств не был велик и на качество не обращали внимания. Большинство потребителей (48%) стараются выбрать оптимальный вариант, в котором сочеталось бы высокое качество и соответствующая цена. Группа потребителей, которая ориентируется исключительно на качество продукции, составляет 39%.

     Указанные выше доли имеют высокие значения и свидетельствуют о повышении требований к качеству товара. Эту тенденцию следует учитывать отечественным производителям, которые разрабатывают новые рецептуры, а также совершенствуют имеющиеся.

     Результаты  исследования в области соотношения цены и качества шампуня, которым в настоящее время пользуется потребитель, представлены на рис. 4. Большинство респондентов показали, что цена приобретенных косметических средств соответствует их качеству (62%), 20% занимает доля респондентов, указавших на завышение позиции цены, доля «цена ниже качества» составила 18%

     Одним из наиболее важных факторов, определяющих спрос на российском рынке, является цена товара. Вопрос № 6 анкеты звучал: «По какой цене Вы предпочитаете  приобретать шампунь?» Удалось выяснить, какие ценовые диапазоны приемлемы для покупателей шампуня: цена флакона шампуня в 50 рублей устраивает 28 из 50 опрошенных, ценовой диапазон от 51 до 150 рублей подходит для 20 респондентов, два человека отметили сумму от 151 рубля и выше.

     При покупке шампуня основным фактором, определяющим его выбор, является его назначение: потребитель выбирает шампунь в зависимости от состояния кожи головы и волос. Оптимальным вариантом является тот, при котором структура ассортимента шампуней по их назначению соответствовала бы процентному соотношению типа волос потребителей.

     Тип волос «нормальный» составляет долю в 52%. Почти в два раза меньше доля сухих волос (25%). Как показывает статистика, шампуни для жирных волос и  специальные (для окрашенных, для  тонких и ломких волос, для придания объема, для блондинок и брюнеток и т.д.) представлены в пределах 10-14% от общего объема реализации шампуня на отечественном рынке. В тоже время, обследования показали, что среди опрошенных потребителей жирный тип волос имеют около 13%. Это свидетельствует о практическом соответствии структуры ассортимента по назначению фактическим требованиям.

     Расчет  структуры ассортимента шампуней по назначению на основе обобщенных данных показал, что наибольшую долю в ассортименте занимают шампуни универсальные и для нормальных волос. Эти две группы объединены по причине того, что это шампуни одного и того назначения, хотя производители указывают на маркировке по-разному.

     Большинство респондентов приобретают универсальные  шампуни (43%), шампунем для жирных волос пользуются 22%, для сухих -22%, специальными шампунями пользуются 11% опрошенных, против перхоти – 10% респондентов .

     На  вопрос анкеты, где спрашивалось о  том, что влияет на выбор шампуня, были получены следующие результаты. Собственный опыт оказался на первом месте (41%), ценовые характеристики устроили 21%, по 13% получили вопросы о советах знакомых и действии на выбор рекламы, и 8% респондентов отметили, что на выбор влияет рекомендация продавца

     Заключительными вопросами анкеты были вопросы классификационного характера, куда относились вопросы о поле, возрасте, уровне дохода.

     В отношении половых характеристик  выяснилось, что большинство покупателей  – женщины, это объясняется тем, что женщины чаще мужчин осуществляют покупки в магазинах и торговых точках.

Информация о работе Маркетинговое исследование компании AVON