Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:28, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение маркетинговой деятельности предприятия и пути ее совершенствования.
Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности на предприятии;
сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием;
организация маркетинга на предприятии;
товарная и ценовая политика предприятия;
сбытовая политика ОАО «Лакокраска»;
стратегия маркетинга и перспективы сбытовой политики на ОАО «Лакокраска», г. Лида.
Объектом исследования является предприятие открытое акционерное общество «Лакокраска».
ВВЕДЕНИЕ……...............................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ …………………………………....6
1.1. Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием………………………………………………………………….…6
1.2. Организация маркетинга на предприятии ……………………………...10
1.3. Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии 15
1.4. Система маркетингового контроля …………………………………......19
2. МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЛАКОКРАСКА» Г.ЛИДА………..………………………………………….22
2.1. Товарная и ценовая политика предприятия ……………………………22
2.2. Сбытовая и коммуникационная политика ОАО «Лакокраска»………28
2.3. Конкурентные рынки лакокрасочных материалов в Беларуси и за рубежом ………………………… …………………………………………..38
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ОАО «ЛАКОКРАСКА» Г.ЛИДА …………………………………….43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...51
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Сравнительные характеристики двух понятий «Управление маркетингом и маркетинговое управление»……………………………………………………53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Участие ОАО «Лакокраска» в выставках, конкурсах………………………..55
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Усовершенствованная маркетинговая деятельность и расширение товаропроводящей сети ОАО «Лакокраска» г.Лида………………………...56
В составе завода 12 цехов и 1 производство, из них – 6 цехов и 1 производство являются технологическими. На предприятии работает 1812 человек.
Суммарная мощность ОАО «Лакокраска» по производству лакокрасочных и химических материалов составляет 107,8 тыс. т. в год.
ОАО «Лакокраска» владеет технологиями и имеет оборудование для производства лакокрасочных материалов различного назначения, практически для всех отраслей народного хозяйства: сельхозмашиностроения, приборостроения, авиационной промышленности, промышленного и гражданского строительства, автомобилестроения, вагоностроения и быта, а также материалы специального назначения (антикоррозионные, эпоксидные, электроизоляционные, мебельные, для разметки дорог). Кроме того, предприятие производит синтетические смолы, фталевый ангидрид и металлическую тару.
ОАО «Лакокраска» осуществляет постоянное деловое сотрудничество со многими зарубежными фирмами: «Herberts», Австрия; «BASF», «Bayer», «Clariant», Германия, «Ciba», Швейцария, «Rohm & Haas», США.
ОАО «Лакокраска» является одним из основных производителей лакокрасочных материалов на рынках СНГ. В ассортименте предприятия более 2000 марок и расцветок различной лакокрасочной продукции, которая по своим качественным и эксплуатационным характеристикам является конкурентоспособной.
Выпускаемые
заводом лакокрасочные
На рис. 2.1 показано производство в 2009 году по основным номенклатурным группам в стоимостном выражении.
Источник : собственная разработка автора на основании данных предприятия
Из рис. 2.1 видно, что основной продукцией ОАО «Лакокраска» является лакокрасочная продукция, затем фталевый ангидрид, синтетические смолы и пластмассы, прочая продукция.
Продукция, выпускаемая на предприятии, обладает высокой конкурентоспособностью по соотношению «цена-качество».
На основании заявок потребителей ежегодно проводится работа по разработке новых марок и расцветок лакокрасочных материалов, испытание и использование новых сырьевых материалов для производства лаков и красок. Товар - материальное изделие или услуга, предлагаемые рынку с целью приобретения, использования или потребления.
Все поступающее на предприятие сырье проходит входной контроль в сырьевой лаборатории ОТК. Проверка качества сырья проводится на соответствие ГОСТов и ТУ. Процедура проверки осуществляется согласно документированной процедуре системы менеджмента качества, разработанной на предприятии ВП-8.2.4-21 «Мониторинг и измерение продукции».
Контроль
качества выпускаемой предприятием
продукции осуществляется цеховыми
лабораториями и ОТК
ОАО
«Лакокраска» - единственный отечественный
производитель лакокрасочных
Стратегия маркетинга на предприятии относительно ассортиментной политики включает в себя программу производства и продаж тех изделий, производство и сбыт которых ориентированы на потребности рынка.
По результатам последних анализов цен по предприятиям-конкурентам и торгующим организациям, а также по результатам проработки запросов потребителей, можно судить, что лакокрасочная продукция, по которой предприятие имеет бесспорное преимущество на рынке, это: на сополимерах винилхлорида; акриловые краски; эпоксидные эмали.
Стратегия в области ассортиментной политики:
Для этого на предприятии пересматривается рентабельность по каждой марке продукции и изыскиваются пути снижения затрат на их производство. При этом проводятся исследования рынка сырья и материалов с целью поиска новых поставщиков сырья, одним из главных критериев оценки которых являются: уровень цен, условия поставки и формы расчета. Это позволяет ориентировать производство только на рентабельные позиции.
Для того чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен назначить на них цены, которые были бы приемлемы покупателям. Поэтому организация должна выбрать правильную ценовую политику.
Цена товара – это количество денег соответствующей валютной системы, которое может получить продавец от покупателя за весь товар или единицу товара при определённых устраивающих обе стороны условиях.
Взаимосвязь понятий «цена» и «прибыль» очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешевый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток они будут продаваться в большем объёме, чем другие аналоги. Таким образом, важно установить взаимосвязь между ценой продукта и количеством продаваемых его единиц.
Отпускные
цены на продукцию производственно-
Включение затрат в себестоимость производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Госэкономпланом, Минфином и Госкомстатом 19.02.93 г., и дополнениями к ним или отраслевыми методиками по калькулированию себестоимости.
Отпускные цены формируются на условиях франко-станция (порт, пристань) отправления, по договоренности сторон могут быть приняты другие условия доставки продукции. При одногороднем отпуске - франко-склад изготовителя.
При
самовывозе товаров, если цены согласованы
на условиях франко-станция назначения,
предприятие возмещает
Свободные отпускные цены рассчитываются на ОАО «Лакокраска» и согласовываются при расчетах с покупателями продукции, товаров и услуг. Предприятие имеет право согласовывать с покупателями различный уровень свободных отпускных цен на одну и ту же продукцию (товар) исходя из условий поставки, платежей, конъюнктуры рынка, сезонного спроса. Допускается согласование с покупателями конечных розничных цен.
ОАО «Лакокраска» составляет плановые калькуляции на вырабатываемую продукцию при обосновании отпускных цен, которые фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями предприятия-изготовителя (продавца) и предприятия-потребителя (покупателя). Возможны иные формы согласования цен.
Информация об уровне отпускных цен направляется в органы ценообразования в трехдневный срок. Розничные цены, рассчитанные в установленном порядке, учитываются в реестре или книге учета поступления товара. Отпускные и розничные цены могут быть изменены в течение срока действия договора по согласованию сторон.
Уценка при снижении свободных розничных цен на товары, не пользующиеся спросом из-за высоких цен, а также в случаях изменения сезонного спроса производится за счет ОАО «Лакокраска».
ОАО «Лакокраска» продает одну и ту же продукцию по разным ценам в зависимости от того, в каком государстве, кому, в каком размере покупают.
За первое полугодие 2007 г. ОАО «Лакокраска» приняла участие в 54 тендерных торгах по закупке лакокрасочных материалов, проводимых организациями Минпрома, Минстройархитектуры, концерном «Беллесбумпром», предприятий Белорусской железной дороги, в количестве 4589,7 тонны. Объем лакокрасочной продукции выигранный по тендеру составляет 1584,9 тонн, в том числе организациями Министерства промышленности выиграны тендера на общий объем поставок лакокрасочных материалов на 794,2 тонны, концерна «Беллесбумпром» – 414 тонн, организациями Белорусской железной дороги – 159 тонн, Министерства строительства и архитектуры – 63 тонн, прочими организациями – 154,7 тонн. Остальные тендерные торги по закупке лакокрасочных материалов проиграны по ценовому фактору.
Рис.2.2 Структура затрат на производство
Источник: собственная разработка автора на основе данных предприятия
Источник : собственная разработка автора на основании данных предприятия
При
продаже лакокрасочной
Для реализации лакокрасочной продукции на внутреннем рынке на ОАО «Лакокраска» создана сеть фирменной торговли, которая включает в себя:
За 2009 год объем продаж через эту сеть составил 9,6 % от общего объема продаж на внутреннем рынке.
В 2009 году ОАО «Лакокраска» основной объем поставок своей продукции на внутреннем рынке будет осуществляться в адрес предприятий и организаций соответствующих Министерств, в соответствии с «Программой обеспечения потребности отечественных промышленных организаций продукцией ОАО «Лакокраска» в 2005-2010 годах».