Маркетинговая деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:28, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является изучение маркетинговой деятельности предприятия и пути ее совершенствования.

Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельности на предприятии;
сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием;
организация маркетинга на предприятии;
товарная и ценовая политика предприятия;
сбытовая политика ОАО «Лакокраска»;
стратегия маркетинга и перспективы сбытовой политики на ОАО «Лакокраска», г. Лида.

Объектом исследования является предприятие открытое акционерное общество «Лакокраска».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...............................................................................................3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ …………………………………....6
1.1. Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием………………………………………………………………….…6
1.2. Организация маркетинга на предприятии ……………………………...10
1.3. Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии 15
1.4. Система маркетингового контроля …………………………………......19
2. МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЛАКОКРАСКА» Г.ЛИДА………..………………………………………….22
2.1. Товарная и ценовая политика предприятия ……………………………22
2.2. Сбытовая и коммуникационная политика ОАО «Лакокраска»………28
2.3. Конкурентные рынки лакокрасочных материалов в Беларуси и за рубежом ………………………… …………………………………………..38
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ОАО «ЛАКОКРАСКА» Г.ЛИДА …………………………………….43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...51
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Сравнительные характеристики двух понятий «Управление маркетингом и маркетинговое управление»……………………………………………………53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Участие ОАО «Лакокраска» в выставках, конкурсах………………………..55
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Усовершенствованная маркетинговая деятельность и расширение товаропроводящей сети ОАО «Лакокраска» г.Лида………………………...56

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Маркетинговая деятельность предприятия .doc

— 408.00 Кб (Скачать)

     Следовательно, функции менеджмента представляют собой виды деятельности, необходимые для осуществления управления (воздействия).

     Из  всего вышесказанного можно сделать  следующий вывод, что понятия  «управление маркетингом» и «маркетинговое управление» входят в набор инструментов менеджмента и вытекают из общего понятия управления предприятием

     Такие функции управления как целеполагание, прогнозирование, планирование, представляют собой по сути, обоснование и принятие управленческих решений, реализуемых  в рамках информационно – аналитических  задач,  маркетинга. Не все менеджеры  способны самостоятельно решить эти вопросы, и в сложных случаях  это маловероятно. В крупных и средних предприятиях эти задачи возлагаются на специальные организационные звенья – маркетинговые подразделения, службы. Они выполняют роль внутренних консультантов, осуществляя подготовку решений (для этого могут привлекаться и внешние консультанты). Взаимоотношения менеджмента и маркетинга определяются следующим образом. С одной стороны, к ним можно относится как к двум отдельным смежным сферам. С другой стороны, маркетинг можно рассматривать как часть менеджмента, ориентированную на отслеживание макроэкономической среды, внешних факторов, внутренних изменений, выработку адекватной  реакции на них в виде индикативных управленческих решений. Чем сложнее система управления предприятием, тем целесообразнее четкое разделение задач менеджмента и маркетинга. Тогда процесс принятия решений становятся более наблюдаемыми и управляемыми, а сами решения обоснованными и адекватными.

     Концепция маркетинга – генеральный замысел  действий фирмы или предприятия на рынке, определяющий ее стратегию действий, выбор системы целей и идеи бизнеса.

     Концепция маркетинга предполагает выбор или  обозначение целей, которые преследуют предприятия в бизнесе и маркетинге. Идея предпринимательства направлена на выбор способа ведения бизнеса, с помощью которой фирма или предприятие утверждаются на рынке. Идея маркетинга представляет собой подход предприятия или фирмы к продолжительности своего существования и развития в условиях свободного рынка. Она основана на решениях, принимаемых для удовлетворения потребностей или нужд потребителей. Идеи бизнеса и маркетинга взаимно предполагают друг друга .

       Менеджмент может быть ориентирован  на человека и на проблему. В первом случае важнейшей  стороной менеджмента как вида профессиональной деятельности субъектов (менеджеров) является умение управлять персоналом. Во втором случае речь идет о деловой интуиции, которая определяется умением менеджеров осуществлять (самостоятельно или при поддержке специалистов) постановку и решение задач управления. При этом менеджмент фирмы может рассматриваться как адекватная и своевременная ее реакция на изменения макроэкономической ситуации, внешние и внутренние перемены в фирме. В частности, если менеджмент понимают как управление бизнесом, то в любых условиях он должен быть нацелен на извлечение прибыли [19, с.21].

        Маркетинг в широком понимании  связан именно со вторым случаем.  При этом различие между менеджером  и специалистом по маркетингу  имеет конкретный смысл: специалист  принимает индикативные (рекомендательные) решения, а менеджер – директивные (непосредственно исполняемые). Таким образом, в конкретных случаях один и тот же субъект может выступать в разном качестве [10, с.44]. 

          1. Организация маркетинга на предприятии
 

     Термин  «маркетинг» – в буквальном смысле процесс продвижения на рынок – не отражает в полной мере внутренней двойственности процесса и акцентирует более «активную» стoрону маркетинга в сравнении с «аналитической». Чтобы охарактеризовать эту двойственность, применяют термины «стратегический» и «операционный» маркетинг. Стратегический маркетинг представляет собой процесс анализа, который включает в себя анализ потребностей, сегментацию рынка, анализ конкурентоспособности, и в заключении, выбор стратегии развития предприятия. Операционный маркетинг представляет собой процесс выбора целевого сегмента с последующим составлением плана маркетинга и применением комплекса маркетинговых коммуникаций на выбранных сегментах рынка, исходя их бюджета маркетинга [10, с.63].

     Фирма изучает потребителей, чтобы определить из большего числа потенциальных покупателей группу,  которая при оптимальных коммерческих усилиях легче и быстрее, по сравнению с другими группами, станет покупателем предлагаемой продукции. Определение таких групп, называемое сегментацией, создает нормальную основу для эффективной концепции бюджета предприятия, предусмотренного для продвижения товаров на выбранных рынках, проведения рекламных и других мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта.

     Изучение  фирменной структуры рынка позволяет определить участников рыночных отношений, действующих на интересующем рынке, фирмы и организации, которые могут оказать содействие предприятию в продвижении его продукции на выбранных рынках или противодействовать коммерческой работе. Проводится систематизация и изучение участников рыночных отношений.   

     Основные  задачи отдела маркетинговой информации в соответствии с основными стратегическими  целями фирмы и ее текущими задачами, отраженными в бизнес планах и  документах об учреждении данного предприятия отдел маркетинговой информации в своей повседневной деятельности обязан реализовывать следующие основные задачи:

  • обеспечение руководства фирмы необходимой маркетинговой информацией в интересах разработки стратегии и тактики развития и рыночного поведения фирмы. Отдел обязан при необходимости уточнять и дополнять указанную информацию, а также выполнять все необходимые работы по анализу и оценке различного рода текущих и перспективных рыночных ситуаций.
  • проведение всего комплекса рыночных исследований, связанных с рынком, товаром и потребителями как по утвержденному плану исследований маркетинга, так и по специальным указаниям руководства и по заданиям других подразделений фирмы [15, с.51].

     Для определения целей и функций  отдела маркетинга необходимо провести полный анализ деятельности фирмы и выявить узкие места и диспропорции в ее функционировании. На основании полученных данных построить гипотезу разрешения данных проблем силами создаваемого отдела маркетинга, т.е. разработать план маркетинга. Исходя, из стратегии маркетингового развития и из целей отдела маркетинга мы можем построить гипотезу о рациональной структуре отдела маркетинга. В данном случае она будет выглядеть так: директор отдела маркетинга подчиняется непосредственно генеральному директору или Совету Директоров. Он координирует и несет ответственность за работу отдела в целом. Оптимальный размер отдела - 7 сотрудников [8, с.34].

     Постоянное  участие в разработке стратегии  и тактики рыночного поведения  фирмы посредством: формирования товарной, ценовой, сбытовой, рекламной и сервисной стратегии маркетинга; консультационной помощи руководству фирмы и другим подразделениям, участвующими в разработке стратегии и тактики рыночного поведения фирмы. Организация рекламной деятельности, а также разработка комплекса мероприятий по формированию и поддержанию связей с общественностью, обеспечивающих как необходимую доходность и прибыльность деятельности фирмы, так и поддержание ее доброго имени в глазах общественности. Постоянный анализ и оценка эффективности маркетинга в фирме и соответственное развитие службы. Оказание помощи и обеспечение консультаций по маркетингу всем подразделениям фирмы. Методическое руководство (и частичное осуществление собственными силами) и обучение всего персонала фирмы основам маркетинга. Оценка психологического соответствия, принимаемых на работу в фирму сотрудников претендуемой должности. Анализ общего психологического состояния групп, коллективов и отдельных работников фирмы. Разработка новых изделий на основе получаемой маркетинговой информации, дизайнерских разработок и стоимостно- функционального анализа.

     Отдел маркетинговой информации состоит  из следующих подразделений, непосредственно  подчиненных руководителю отдела маркетинговой  информации: сектор исследований маркетинга; сектор дизайна; сектор рекламы; сектор психоанализа [9, с.72].

     В соответствии с поставленными задачами и исходя из принятой организационной  структуры, отдел маркетинговой  информации выполняет следующие  виды работ:

     Сектор  исследований маркетинга: сегментация рынков; изучение нужд потребителей и формирование "карт потребностей"; анализ и оценка товаров и рыночной политики конкурентов; комплексное исследование рынка; разработка прогнозов развития рынков с выделением и оценкой основных групп потребителей; "технологические прогнозы" и исследование отраслевых тенденций; анализ и оценка эффективности рекламы; анализ и оценка эффективности сбыта (включая исследования эффективности организации сбыта, а также изучение различных систем стимулирования сбыта). Сектор исследований маркетинга проводит также комплексную оценку новых товаров и услуг и разрабатывает основные элементы стратегии маркетинга (товара, цен, сбыта и рекламы).

     Сектор  рекламы осуществляет разработку всех рекламных и пропагандистских кампаний фирмы и организует их проведение. Оно также оказывает помощь сектору исследований маркетинга в выполнении работ по анализу и оценке фирменной рекламы.

     Сектор  дизайна осуществляет разработку дизанерско-конструкторских  параметров новых изделий на основе получаемой маркетинговой информации, дизайнерских разработок и стоимостно-функционального анализа.

     Сектор  психоанализа проводит оценку психологического соответствия, принимаемых на работу в фирму сотрудников претендуемой должности, а также анализ общего психологического состояния групп, коллективов и отдельных работников фирмы .

     Все работы отдела маркетинговой информации выполняются по утвержденному плану-графику, а разовые (внеплановые) работы выполняются  в соответствии с распоряжениями генерального директора фирмы и записками, согласованными с начальником отдела.

     Так же нельзя переоценивать значение цен  в условиях рыночной экономики. Именно цены определяют структуру производства, влияют на движение материальных потоков, распределения товарной массы, уровень благосостояния населения. Уровень цен может приводить к самым разнообразным последствиям. Цены  могут  как привлечь, так и отпугнуть покупателей. Уровень цен сильно влияет на общую выручку и размер прибылей фирмы, а в конечном счете на ее жизнеспособность. Цены являются сильным средством борьбы с конкурентами на рынке.

     Цены  подвергаются изменениям под воздействием спроса и предложения. Спрос можно  определить как желание и возможность  потребителя приобрести товар или  услугу в определенное время и в определенном месте. Но не всякое желание иметь товар является спросом, в него превращается только, то желание, которое подкреплено финансовыми возможностями.

     Финансирование  деятельности отдела маркетинговой  информации:

     1. Для выполнения своих функциональных задач отдел маркетинговой информации наделяется финансовыми ресурсами, объем и направление использования которых регламентируется бюджетом отдела маркетинговой информации, ежегодно разрабатываемым в рамках финансового плана фирмы и утверждаемым главным бухгалтером и генеральным директором фирмы.

     2. В бюджете отдела маркетинговой  информации по каждому из направлений  финансирования выделяется специальная  сумма, идущая на оплату приглашенных  консультантов и приглашение  работ контрагентов в интересах службы маркетинга. Объем финансирования планируется, исходя из цен и принятых коммерческих уровней оплаты труда консультантов. Руководитель отдела маркетинговой информации имеет право самостоятельно перераспределять средства, выделяемые на оплату консультационные работы, в пределах 25% суммы, установленной по каждому направлению.

     3. По представлению начальника  отдела маркетинговой информации  и в зависимости от результатов  сбыта продукции и услуг фирмы,  бюджет отдела маркетинговой  информации может быть пересмотрен. Такие пересмотры могут осуществляться по истечении каждого квартала.

     4. Штатные сотрудники подразделений,  временно откомандированные на  работу в отдел маркетинговой  информации, оплачиваются из бюджета соответствующих подразделений [14, с.46]. 

    1.3. Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии 

     Цель  – это ориентир, к которому должно стремится предприятие в своей  деятельности. Планирование целей предприятия  состоит из нескольких этапов. Чтобы  правильно выбрать путь, необходимо знать исходное положение предприятия. Для этого на первом этапе планирования проводится всесторонний анализ его текущей деятельности (ситуационный анализ). Такой анализ дает возможность оценить внутренние возможности и ресурсы предприятия, его сильные и слабые стороны, определить тенденции изменения внешней среды и степень адаптации предприятия к этим изменениям. Проведя все исследования и ответив на интересующие вопросы, можно переходить ко второму этапу – выработке целей предприятия. Цели должны характеризоваться:

Информация о работе Маркетинговая деятельность предприятия