Этапы планирования
маркетинга.
- Формулирование цели.
- Анализ убеждении отношении ценностных представлении и поведенческих проявлении.
- Разрабатываются замыслы, идеи, которые,возможно, решат поставленные цели.
- Оценка вариантов коммуникации и распространение идеи на целевом рынке.
- Разработка плана маркетинга и структуры службы для его претворения в жизнь.
- Разработка методики оценки достигнутых результатов и принятие корректирующих действий.
Выбор фирмой
стратегии охвата рынка.
1. Метод охвата
рынка.
2. Сегментирование
рынка.
3. Выбор целевых
сегментов рынка.
4. Позиционирование
товара на рынке.
- Метод охвата рынка.
Этапы подхода к охвату
рынка:
- Массовый маркетинг. Это массовое производство, распределение, массовое стимулирование сбыта одного и того же товара для всех покупателей.
- Товарно-дифференцированный маркетинг. Это когда продавец производит два или несколько товаров с разными свойствами в разном оформлении разного качества в разной упаковке.
- Целевой маркетинг. Когда продавец производит разграничение между сегментами рынка, выбирает из них один или несколько. Разрабатывает товары и комплексы маркетинга в расчете на каждый из отобранных сегментов.
Целевой маркетинг требует
проведения трех основных мероприятии.
- Сегментирование рынка
- определение принципов сегментирования рынка
- составление профилей полученных сегментов
- Выбор целевых сегментов рынка.
- Оценка степени привлекательности полученных сегментов
- Выбор одного или нескольких сегментов
- Позиционирование товара на рынке
- Решение о позиционировании товара на рынке в каждом из целевых рынков
- Разработка комплекса маркетинга для каждого целевого сегмента
2. Сегментирование рынка.
Основные принципы сегментирование
потребительских рынков
- По географическому принципу. Разбивка рынка на разные географические единицы: государство, республики, регионы, округа, города, районы
- По демографическому рынку. Разбивка рынка на основе демографических переменных: возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень дохода, род занятии, образование.
- По психографическому принципу. Принадлежность к общественному классу, образу жизни, характеристики личности.
- По поведенческому принципу. Покупатели делятся на группы в зависимости от их знании, отношении, характера использования товара и реакция на этот товар
* Повод для совершения
покупок. Покупателя можно разделить
по поводам возникновения идеи
совершения покупки и использования
товара.
* Искомые выгоды, которые
потребитель ищет в товаре.
* Статус пользователя
Разбивка рынка на 5 групп
o не пользующие товаром
o бывшие пользователи
o потенциальные потребители
o пользователи-новички
o регулярные пользователи
* Интенсивность потребления.
Рынок можно разбивать по группам
слабых, умеренных и активных
потребителей товара.
* Степень приверженности
к потреблению марочных товаров
Выделяют 4 группы
- безоговорочные приверженцы
- терпимые приверженцы
- непостоянные приверженцы
- "странники"
* Степень готовности покупателя
к восприятию товара
- не осведомлены о товаре
- осведомлены
- информированы о нем
- заинтересованы в нем
- желают его
- намерены купить
* Отношение к товару. Аудитория
может относиться к товару
- восторженно
- положительно
- безразлично
- отрицательно
- враждебно
3. Выбор
целевых сегментов рынка
Оценка степени привлекательности
полученных сегментов.
Маркетинговое сегментирование
скрывает возможности различных
сегментов рынка, на котором предстоит
выступать продавцу. После этого
фирме необходимо решить: сколько
сегментов следует охватить; как
определить самые выгодные для нее
сегменты.
Существуют три варианта
охвата рынка.
- Недифференцированный маркетинг. Когда фирма решается пренебречь различиями в сегментах и обращается ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением. В этом случае она концентрирует свое усилие не на то, чем отличаются друг от друга нужды клиентов а на том, что в этих нуждах общее. Предлагаемый товар необходим большей части покупателей рынка.
- Дифференцированный маркетинг. Когда фирма решает выступить на нескольких сегментах рынка и разрабатывает для каждого из них отдельное предложение. Фирма предлагает разнообразные товары и надеется добиться роста сбыта и более глубокого проникновения на каждый из осваиваемых ею сегментов рынка.
- Концентрированный маркетинг. Особенно привлекателен для организации с ограниченными ресурсами. Вместо концентрации усилии на небольшой доле большого рынка, фирма концентрирует их на большой доле одного или нескольких субрынков.
Факторы, которые необходимо
учитывать при выборе стратегии
и охвата рынка.
- Ресурсы фирмы
- Степень однородности продукции. Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для единообразных товаров. Для товаров, которые могут отличаться друг от друга по конструкции больше подходит стратегия дифференцированного или концентрированного маркетинга.
- Этапы жизненного цикла товара.
4. Степень однородности
рынка.
5. Маркетинговые стратегии
конкурентов
Критерии при выборе наиболее
привлекательных сегментов
- высокий уровень текущего сбыта
- высокий темп роста, доли рынка, нормы прибыли, слабая конкуренция
- несложные требования канала маркетинга
4.Позиционирование
товара на рынке.
Позиционирование товара
на рынке -это обеспечение товаром не
вызывающие сомнения четко отличного
от других желательного места на рынке
и сознании целевых потребителей.
Позиционирование проходит
в три этапа.
- Позиционирование существующих товаров на рынке. Когда выявляются все имеющиеся товары в данном сегменте, определяются чем они отличаются друг от друга и что выбирает в них потребитель.
2. Схема потребительских
предпочтении. Определяется, что хотят
потребители, составляющие данный сегмент.
3. Составляется сводная
схема. Накладываем 2 схемы.
Позволяет увидеть нереализованные
возможности рынка и более
привлекательные позиции товаров.
Товары.
Товарные марки. Упаковка. Услуги.
1.Товары.
Классификация товаров.
2.Товарная
марка.
3.Упаковка
товара и маркировка.
4.Услуги
для клиентов
5.Товарный
ассортимент и товарная номенклатура.
1. Товары.
Классификация товаров.
Товары - это все то, что может удовлетворить
нужду или потребность и предлагается
рынку с целью привлечения внимания, приобретения,
использования или потребления.
Товарная единица - это обособленная целостность,
характеризующаяся показателями величины
цены, внешнего вида и прочими атрибутами.
Товар создается по замыслу
на трех уровнях:
- Товар по замыслу - это то, что приобретает покупатель, т.е. приобретение выгоды для решения какой либо проблемы.
- Товар в реальном исполнении. Обладает 5 характеристиками.
- уровень качества
- набор свойств
- специфическое оформление
- марочное название
- специфическая упаковка.
- Товар с подкреплением - предоставление дополнительных услуг и выгод.
Классификация товаров по
нескольким принципам.
- по степени долговечности или материальной осязаемости. Выделяют:
- товары длительного пользования
- товары кратковременного пользования потребляемые
- услуги объекты продаж в виде действии, выгод, удовлетворение
- товары широкого потребления по покупательским привычкам
- товары повседневного спроса. Покупаются часто без раздумья и с минимальными усилиями на сравнение между собой товаров
- основные товары постоянного спроса
- товары импульсивные к покупке. Приобретаются без всякого планирования и поисков.
- товары для экстренных случаев Покупается при возникновении острой нужды в них.
- товары предварительного выбора - товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки и как правило, сравнивают между собой по показателям пригодности качества, цены и внешнего оформления.
- товары особого спроса - товары с характеристиками или отдельные марочные товары ради приобретения которых значительная часть покупателя готовы затратить дополнительные усилия.
- товары пассивного спроса - товары о которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке.
3. Товары промышленного
назначения по мере их участия
в процессе производства и
по их относительной ценности.
Выделяют:
- материалы и детали - товары, которые полностью используются в процессе производства.
- капитальные имущества - товары частично присутствующие в готовом изделии(Станционарное сооружение и вспомогательное оборудование)
- вспомогательные материалы и услуги - объекты, вообще не присутствующие в готовом изделии. (Вспомогательные материалы и деловые услуги)
- Товарная марка.
Товарная марка - это имя,
термин, знак, символ, рисунок или
их сочетание, предназначенные для
идентификации товаров или услуг
одного продавца или группы продавцов
и отличие их от товаров и услуг
конкурентов.
Марочное название - часть
марки, которое можно произнести.
Марочный знак - часть
марки, которую можно опознать, но
невозможно произнести.
Товарный знак - марка
или ее часть, обеспеченная правовой
защитой.
Авторское право - исключительное
право на воспроизведение, публикацию
или продажу содержании и формы литературного,
музыкального или художественного произведения.
Работа над марочным названием.
- Определение использования или не использования марочного обозначения.
- Определение хозяина марки.
- выпустить товар под маркой самого производителя.
- продать товар посреднику
- продажи части товара под маркой производителя а части под маркой посредника
- Определение уровня качества марочного товара.
Качество - это расчетная
способность марочного товара выполнять
свои функции - долговечность товара,
его надежность, точность, простота
в эксплуатации ремонта и прочие
ценностные свойства.
- Решение о семейственности марки.
Четыре подхода к присвоению
марочных названии:
- индивидуальное марочное название для каждого товара фирма дает индивидуальные марочные названия.
- единое марочное название для всех товаров.
- коллективные марочные названия для торговых семейств
- торговые названия фирмы в сочетании с индивидуальными марочными названиями.