Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 13:09, курс лекций
Маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к пользователю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации.
Введение в маркетинг.
Сущность маркетинга. Основные понятия.
Концепции управления маркетингом.
Конспекты лекций по курсу "Основы маркетинга"
Введение в маркетинг.
1. Сущность маркетинга. Основные понятия.
Существует множество определений маркетинга.
Маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к пользователю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется спрос на товары и услуги посредством их разработки, продвижения и реализации.
Маркетинг - процесс планирования и воплощения замысла ценообразования, продвижение и реализация идей товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Выделяют две сущности маркетинга:
Рассмотрим процесс
Сбыт - верхушка айсберга. Смысл маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными.
По Филиппу Котлеру, маркетинг - это человеческая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда - потребность - запрос - товар - обмен - сделка - рынок.
Нужда - это ощущение человеком нехватки чего-либо (бывают физиологические, социальные, личные нужды).
Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Запрос - это потребность, подкреплённая покупательской способностью.
Товар - это всё то, что
может удовлетворить
Обмен - это акт получения
желаемого объекта с
Сделка - это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами (основная сделка - денежная).
Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
Существует два вида маркетинга:
Прибыльные предприятия применяют смешанный вид - интегрированный маркетинг.
Существует пять концепций:
Концепция совершенствования производства (30-40 гг.) утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
Условия применения концепции:
Концепция совершенствования товара утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, которые обладают наивысшим качеством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, следовательно, организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Концепция интенсификации коммерческих усилий (50-е гг.) утверждает, что потребители не будут покупать товары организации в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования (производитель стал задумываться о психологическом воздействии на покупателей). Используется к товарам пассивного спроса (товары, о которых человек не задумывается).
Концепция чистого маркетинга (новая философия бизнеса) утверждает, что залогом достижения целей организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Отличия интенсификации коммерческих усилий и чистого маркетинга.
Объект внимания |
Средства достижения целей |
Конечная цель | |
Интенсификации коммерческих усилий |
Товар |
Коммерческие усилия и меры стимулирования |
Получение прибыли за счёт увеличения объёма продаж |
Чистый маркетинг |
Потребитель (нужды) |
Комплексные усилия маркетинга |
Получение прибыли за счёт обеспечения удовлетворённости потребителей |
Концепция социально-этического маркетинга утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков, и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителей и общества в целом.
Существует так называемый треугольник целей:
1 - удовлетворение нужд потребителей;
2 - прибыли предприятий;
3 - интересы общества.
Процесс управления маркетингом.
Процесс управления состоит из четырёх этапов.
Маркетинговая возможность
- это привлекательное
Существует два метода поиска маркетинговых возможностей:
Товар |
|||
старый |
новый | ||
Рынок |
старый |
|
|
новый |
|
|
Критерии оценки маркетинговых возможностей:
3. Отбор целевых рынков.
- географическим принципам (город, район);
- демографическим признакам (пол, возраст, уровень доходов, уровень образования);
- социологическим принципам (принадлежность к общественному классу);
- поведенческим принципам (повод для покупок, искомые выгоды);
Г1 |
Г2 |
Г3 |
||
И1 (мягкость) |
Г1, Г2, Г3 - возрастные группы | |||
И2 (продолжительность) |
И1, И2, И3 - качественные | |||
И3 (эффективность) |
характеристики препарата |
Существует пять возможностей охвата рынка.
Позиционирование проходит в три этапа: