5. Рынок
предприятия.
Общие отличительные черты
рынка предприятия.
1. Организация приобретает товары
и услуги с целью:
· извлечения прибыли;
· сокращению издержек;
· удовлетворению нужд своей
и внутренней клиентуры;
· выполнение каких-либо общественных
или правовых обязательств.
- В процессе принятия решения о закупках для нужд организации формально принимает участие большее число лиц, чем когда речь идёт о потребительских покупках.
- Агенты по закупкам должны следовать официальным установкам, лимитам, прочим требованиям организации.
- Существует практика запрашивания оферт (предложения), составляя договор о купли-продажи и так далее.
Закупки для нужд предприятия
- это процесс принятия решения, посредством
которого официальная организация
констатирует наличие нужды, так
же выявляет, оценивает и отбирает
конкретные марки товаров и конкретных
поставщиков из числа имеющихся
на рынке.
- Рынок товаров промышленного назначения.
Рынок товаров промышленного
назначения - совокупность лиц и
организаций, закупающих товары и услуги,
которые используют при производстве
других товаров или услуг, продаваемых,
сдаваемых в аренду или поставляемых
другим потребителям.
Характеристики рынка
товаров промышленного назначения.
- На нём меньше покупателей.
- Эти немногочисленные покупатели крупнее.
- Эти покупатели сконцентрированы географически (географическая концентрация производителей способствует концентрацию издержек).
- Спрос на товары промышленного назначения определяется спросом на товары широкого потребления.
- Спрос на товары промышленного назначения неэластичен (изменение цен не влечёт за собой сильных колебаний общего спроса).
- Спрос на товары промышленного назначения резко меняется (10% увеличение потребительского спроса приводит к увеличению промышленного спроса до 200%).
- Покупатели товаров промышленного назначения профессионалы.
Основные виды ситуации совершения
закупок.
- Повторная закупка без изменения, когда покупатель удовлетворён ранее сделанными закупок.
- Повторная закупка с изменениями, вносятся изменения технических характеристик, условий поставок, замена части поставщиков.
- Закупки для решения новых задач.
В процессе принятия решения
покупатели товаров промышленного
назначения подвержены следующим влияниям:
- экономического порядка (min цена, лучший товар, наиболее комплексное обслуживание);
- мотивы личного характера (содействие, внимание, возможность снижения риска);
- различные обстоятельства:
- факторы окружающей обстановки (спрос, перспективы роста, стоимость заказа, НТП, политические события, конкуренты);
- особенности организации (цели организации, установки, методы работы, организационная структура);
- межличностные отношения (полномочия, статус, умение убеждать);
- индивидуальные особенности личности (возраст, доход, образование, служебное положение, тип личности, готовность пойти на риск).
Процесс принятия решения
о закупках проходит в восемь этапов.
- Осознание проблемы под воздействием внутренних и внешних стимулов. Внутренний стимул - выпуск нового товара, поломка, замена деталей, возможное получение более качественного товара.
Внешний стимул - новые мысли
по закупкам от посещения выставок,
встреч, рекламы.
- Обобщённое описание нужды, описываются общие характеристики необходимого товара и потребляемое количество.
- Оценка характеристик товара, составляется свод необходимых технических характеристик товара. (Функционально-стоимостной анализ)
- Поиск поставщиков, изучение торговых справочников, рекомендаций, источники с помощью ЭВМ.
- Запрос приложений от квалифицированных поставщиков.
- Выбор поставщика.
Оценивается поставщик по
следующим критериям:
- техническая компетентность;
- способность обеспечить своевременную поставку;
- предоставление необходимых услуг.
7. Разработка процедур выдачи
заказа.
В окончательном заказе покупатель
указывает технические характеристики
товаров, его потребное количество,
расчётное время поставки, условия
возврата, гарантии и т.д.
- Оценка работы поставщиков, определяем либо продолжить сотрудничество, либо внести в сотрудничество коректировки, либо отказаться от услуг.
- Рынок промежуточных продавцов.
Рынок промежуточных продавцов
- это совокупность лиц и организаций,
приобретающих товары для перепродажи
или сдачи их в аренду другим потребителям
с выгодой для себя (оптовая
и розничная торговля).
Промежуточные продавцы могут
иметь дело с:
- товаром одного производителя;
- множеством аналогичных товаров многих производителей;
- несколькими видами связных между собой товарами;
- торговать разнообразным, несвязным между собой товаром.
- Рынок государственных учреждений.
Рынок государственных учреждений
составляют организации федерального
правительства, правительств республик
и местные органы, закупающие или
арендующие товары, необходимые им
для выполнения своих функций
власти.
В отношении каждого закупающего
товара государственные учреждения
должны принять дополнительные решения:
как много, где и по какой цене
приобрести товары; какие услуги запросить
вместе с товаром? При этом учитывается
максимальная возможность сокращения
расходов налогоплательщиков. Обычно
предпочтения отдаётся продавцам, которые
предлагают товары и услуги, удовлетворяющие
объявленным требованиям по самым
низким ценам.
Влияния при закупках для
государственных нужд:
- за ними следят различные группы общественности;
- громоздкие бумажные накопления;
- факторы неэкономического характера.
Процедуры закупки товаров
для государства проходит в три
этапа.
- Принимают решения о закупках.
- Распространяют информацию о своих нуждах и особенностях процедуры закупок.
- Осуществляют государственные закупки двумя основными путями:
- Открытых торгов, когда закупщики запрашивают данные о характеристиках товара, условиях поставки (предпочтения отдаётся более низким ценам).
- Контрактов. Применяются при работе над сложными проектами часто предполагающие значительные расходы на НИОКР и значительную долю риска или в случаях отсутствия достаточно действенной конкуренции.
Маркетинг
услуг. Маркетинг в сфере некоммерческой
деятельности.
1. Маркетинг
услуг
2. Маркетинг
организации
3. Маркетинг
отдельных лиц
4. Маркетинг
мест
5. Маркетинг
идей
1. Маркетинг
услуг.
Услуга - это любое мероприятие или
выгода, которую одна сторона может предложить
в другой и которая в основном не осязаема
и не приводит к завладению чего-либо.
Характеристики услуг:
- Не осязаемость
- Неотделимость от источника
- Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, от времени и места оказания услуг.
- Несохраняемость услуги.
Классификация услуг по признакам.
- Источники услуги.
а) люди.
По источнику услуги "люди"
требуется
- наличие профессионалов(банковское,
бухгалтерское консультирование).
- наличие квалифицированных
специалистов(ремонт машин, санитарно-технические
работы).
- наличие неквалифицированной
рабочей силы. (работа дворника, уход
за газонами).
б) машины
По источнику услуги "машины"
требуется
- наличие автоматов(мойки
машин, торговые автоматы).
- наличие устройств, управляемых
операторами сравнительно низкой
квалификации(такси, кинотеатры).
- Оборудования, работающие
под управлением
высококвалифицированных специалистов(самолеты,
компьютеры).
- Присутствие клиента.
- Мотивы приобретения услуги. Удовлетворение личных или деловых нужд.
- Мотивы поставщика услуги. Коммерческая или некоммерческая деятельность.
- Формы предоставления услуги. Для отдельных лиц или услуги общественного характера.
2.Маркетинг
организации.
Маркетинг организации - это деятельность, предпринимаемая
с целью создания поддержания или изменения
позиции и поведения целевых аудитории
по отношению к конкретным организациям.
Организация общественного
мнения - это управленческая функция,
в рамках которой осуществляется оценка
отношении общественности соотнесения
принципов и приемов деятельности лица
или организации с общественными интересами
планирования и проведения в жизнь программы
действии рассчитанных на завоевание
понимания и восприятия со стороны общественности.
Этапы проведения маркетинга
организации.
- Выявление нынешнего образа организации среды основных контактных аудитории.
- Формулирование образа, которую организация хотела бы иметь.
- Разработка плана маркетинга, рассчитанных на достижении сдвига ныне существующего образа в сторону желаемого.
- Периодическое повторение обследования своих аудитории, чтобы выявить, способствуют ли принимаемая организацией действия по улучшению этого образа.
3.Маркетинг
отдельных лиц.
Маркетинг отдельных
лиц - это деятельность, предпринимаемая
для создания, поддержания или изменения
позиции и поведения целевых аудитории
по отношению к конкретным лицам.
Маркетинг знаменитостей.
- Пресс-секретарь размещает информационные материалы о звезде в СМИ.
- Планирует график появления звезды в местах, в которых привлечено широкое внимание.
Маркетинг политических кандидатов.
Включает:
- Посещение кандидатом "рынка избирателей"
- Использование маркетинговых исследовании и коммерческой рекламы для обеспечения максимального уровня покупки кандидата избирателями.
4.Маркетинг
мест.
Маркетинг мест - это деятельность, предпринимаемая
с целью создания или изменения отношении
и поведения касающихся конкретных мест.
Существуют 4 вида маркетинга
мест.
- Маркетинг жилья. Включает:
- застройку
- активные предложения на продажу
- сдачу в найм жилищ
- Маркетинг зон, хозяйственных застроек. Включает хозяйственное освоение, продажу или сдачу в аренду участков или имущества типа заводов, магазинов, контор, складов.
- Маркетинг инвестиции в земельную собственность. Включает обустройство и продажу земельных участков как объектов помещения капитала. Покупатели таких участков - корпорации, врачи - рассчитывающие продать их после того, как земля в достаточной мере повысится в цене.
- Маркетинг мест отдыха. Имеет целью привлечь отдыхающих и туристов на курорты, в конкретные города, штаты и даже страны.
5.Маркетинг
идей. Общественный маркетинг.
Маркетинг идей - это разработка претворения
в жизнь и контроль за выполнением программ
имеющих целью добиться восприятия целевой
группой общественной идеи, движения или
практики.
Деятели общественного маркетинга
могут преследовать самые разнообразные
цели.
- Достижение понимания.
- Побуждение к единовременному действию.
- Стремление изменить поведенческие привычки.
- Изменение основополагающих представлении.