- дифференцированный маркетинг — компания разрабатывает отдельное предложение для каждого целевого рынка;
- концентрированный маркетинг — компания работает и] на всем рынке, а в его узкой нише, стремясь стать нишевым лидером. Эта стратегия оптимальна для компаний, чьи ресурсы не позволяют претендовать на охват всего рынка.
Согласно уточненной
модели Райса — Траута существуют четыре
стратегии позиционирования.:
- Укрепление в сознании потребителей текущей позиции марки.
- Обнаружение незанятой ниши на рынке, занятие ее и формирование в сознании потребителей представления о компании как о лидере в данной нише.
- Вытеснение конкурента из сознания потребителя.
- Репозиционирование — изменение стратегии позиционирования, если прежняя оказалась ошибочной. При позиционировании фирма использует следующие отличительные особенности своего товара:
уникальное предложение продажи —
присущее только данному товару преимущество
по сравнению с товарами конкурентами
(как правило, функциональное — по техническим
характеристикам, цене или качеству обслуживания),
которое компания непрерывно рекламирует
на своем целевом рынке;
эмоциональное предложение продажи —
товар обладает некоторыми нефункциональными
характеристиками, которые вызывают в
сознании потребителя уникальные положительные
ассоциации.
Отличительные особенности товара,
на которых компания ест строить
позиционирование, должны обладать следующими
характеристиками.
Значимость — потребители
воспринимают это преиму- Тво как
важное для себя.
Характерность — у
товаров конкурентов эта особенность
утствует или выражена менее ярким
образом.
Превосходство — выбранная отличительная особенность
превосходит все другие способы, благодаря
которым потребители могут получить аналогичные
преимущества.
Наглядность — сущность данной отличительной
особенности может быть легко
доведена до потребителей.
Защищенность — конкуренты не смогут
скопировать эту особенность в разумные
сроки
Доступность — товар соответствует
финансовым возможностям целевых потребителей.
Прибыльность — товар с данными
характеристиками будет прибыльным для
компании.
Тема 7 Анализ
конкуренции на рынке
- Виды конкуренции
Под конкуренцией в маркетинге
понимается борьба между продавцами за предпочтение потребителей.
Ее наличие заставляет производителей
и поставщиков снижать издержки и предлагать
покупателям товары, наилучшим образом
соответствующие их потребностям.
С точки зрения экономической
теории различают следую- е виды
конкуренции:
Чистая (совершенная) конкуренция
— на рынке представлено множество производителей однотипного
товара, причем доля рынка каждого из них
мала, и оказывать влияние на рыночные
цены он не может.
Чистая монополия —
в данной отрасли полностью доминирует одна компания, единолично устанавливающая
цену на предлагаемый ею товар. Все покупатели
соответствующего товара вынуждены приобретать
его у этой фирмы. Монополия возникает
либо в связи с вытеснением монополистом
других производителей с рынка, либо по
причине высокого барьера входа на рынок
(высокие инвестиции в производство, в
научные исследования и т. д.).
Олигополистическая конкуренция
— рынок поделен между несколькими
крупными поставщиками. Ситуация отличается
противоречивостью — с одной стороны,
каждая из этих компаний стремится к полному
доминированию на рынке, что порождает
конкуренцию между ними. Однако конкуренция
для этих поставщиков может оказаться
чрезмерно опасной — борьба за потребителя
может принять форму ценовых войн.
Монополистическая конкуренция
— на рынке представлено много фирм, производящих разнородные
товары, направлен- с на удовлетворение
одной и то же потребности. Монополия фирмы
распространяется не на весь рынок, а на
изготовление определенной разновидности
товара (с заданными техническими характеристиками,
под конкретной торговой маркой и т. д.).
ночная ситуация близка к состоянию совершенной
конкуренции.
С маркетинговой точки
зрения конкуренцию можно подразделить на следующие разновидности:
По критерию товара:
функциональная конкуренция
— между фирмами, предлагающими разные товары, служащие для
удовлетворения одной к той же нужды.
предметная конкуренция
— между аналогичными товарами,
возможно (хотя и не обязательно), различающимися по
качеству изготовления и притягательности
торговой марки.
видовая конкуренция
— между товарами, направленными
на удовлетворение одной и той
же потребности, но различающимися по
техническим параметрам.
По критерию цены:
ценовая конкуренция
— в качестве средства конкурентной
борьбы предприятия используют снижение
цены. Имеет вид либо прямого снижения цены на товар,
либо предложения большего количества
товара за ту же цену.
неценовая конкуренция
— в борьбе с конкурентами компании используют неценовые методы
(лучший сервис, большим ассортимент, более
длительный срок гарантии и т. д.).
По типу конкурирующих
предприятий:
конкуренция между различными
фирмами;
конкуренция между различными
подразделениями, товарами или торговыми марками одной и той же компании. К внутрифирменной
конкуренции можно также отнести конкуренцию
между различными дилерами одной и той
же компании.
- Оценка конкурентного положения предприятия
Для оценки конкурентного
положения фирмы на рынке используется концепция шести рыночных сил, разработанная
Майклом Портером. В ней рассматриваются
следующие факторы:
- Риск входа потенциальных конкурентов — может угрожать прибыльности компании. Основными источниками барьеров на вход в отрасль других компаний являются: лояльность покупателей к торговой марке, высокие инвестиции в производство и научные разработки, патентная защита используемых технологий.
- Соперничество компаний, уже работающих в данной отрасли, — влечет за собой риск падения цен на товар (из-за стремления компаний привлечь к себе потребителей путем снижения цен).
- Сила потребителей — покупатели (в том случае, если они организованы, имеют возможность быстро и подробно обмениваться информацией или если их немного) могут вынудить предприятие пойти на существенные уступки (прежде всего, снизить цену).
- Давление со стороны поставщиков — они могут заставить предприятие покупать сырье по более высоким ценам, что приведет к соответствующему росту цен на данный товар и может вызвать недовольство покупателей. В качестве поставщиков можно рассматривать также сотрудников компании — они предоставляют фирме свою рабочую силу, навыки и умения и могут диктовать на свой труд (в том числе путем забастовок). Повышение зарплат в свою очередь вызывает рост цен на товар.
- Угроза появления заменяющих товаров — может привести к вытеснению данного товара с рынка.
- Давление других заинтересованных сторон (прежде всего, официальных властей) — есть риск принятия законодательных мер, способных серьезно изменить правила игры в данной отрасли и привести к падению цен и/или объемов продаж. Изначально в модель конкурентных сил этот фактор не входил.
- Анализ конкурентов
Анализ конкурентов
представляет собой процесс выявления основных конкурентов компании, оценку
их целей и стратегий, сильных и слабых
сторон. При анализе конкурентов компания
должна сформулировать перечень соперников,
которых следукт атаковать и от столкновения
с которыми следует уклоняться.
Существуют два подхода
к выявлению конкурентов предприятия:
- отраслевой — конкурентами считаются фирмы, производящие тот же или сходный товар.
- рыночный — конкурентами считаются те компании, которые предлагают товары, направленные на удовлетворение сходных потребностей.
Для оценки целей и
стратегий конкурентов и их сильных
и слабых сторон компания должна непрерывно отслеживать
их деятельность. В качестве примера приемов,
которые можно использовать с целью получения информации
о конкурентах, приведем следующие:
- Посещение стендов конкурентов на отраслевых выставках. Посетителям обычно выдается полный презентационный пакет компании с прайс-листами и базовыми скидками, а также сведениями о планируемых новинках.
- Как правило, торговые компании работают не с одним, а несколькими поставщиками. Если торговый агент поставщика установил хорошие личные отношения с одним из сотрудников торговой компании, то он также может получить от него информацию о политике конкурирующих поставщиков, а также о степени удовлетворенности торговой компании от сотрудничества с ними.
- Посещение торговых точек конкурентов, что позволит выявить сильные и слабые стороны их организации общения с потребителями.
Выбор конкурента для
атаки (более слабого или более
сильного) зависит от ресурсов компании,
от стоящих перед ней целей, а
также от прогноза возможной реакции
атакуемого конкурента (которая может варьироваться
от полного отсутствия реакции до жесткого
противодействия атаке вплоть до вытеснения
атакуюемой компании с рынка).
Успешное противодействие
конкурентам возможно только в случае, если компания обладает конкурентным
преимуществом (источником которого является
либо лидерство по издержкам, либо дифференциация).
По возможности создания конкурентных
преимуществ все отрасли делятся на группы:
- Массовая индустрия — у предприятий в этой отрасли мало возможностей достичь конкурентного преимущества, но каждое из этих преимуществ весьма значительно.
- Тупиковая индустрия — мало возможностей обеспечить конкурентные преимущества, и эти преимущества незначительны.
- Фрагментарная индустрия — возможностей для получения конкурентных преимуществ много, но эти преимущества незначительны.
- Специализированная индустрия — в этой отрасли есть множество возможностей для получения конкурентных преимуществ, причем эти преимущества будут весьма существенны.
Конкурентное преимущество
не является постоянным — с течением времени технологии,
обеспечивающие его получение, становятся
доступными для всех предприятий отрасли.
По этой причине компания должна непрерывно
вести поиск новых конкурентных преимуществ,
которые, в случае утраты ее нынешнего
преимущества, позволили бы ей сохранить
лидерство на рынке.
Тема 8 Каналы
распределения
8.1 Виды каналов
распределения
В зависимости от количества
представленных уровней, можно выделить следующие типы каналов распределения:
- Канал прямого маркетинга — промежуточные звенья отсутствуют, производитель работает напрямую с конечным покупателем. Такие каналы типичны для предприятий, выпускающих продукцию на заказ.
- Одноуровневые каналы — представляют собой цепочку «производитель - розничный торговец - конечный потребитель». Характерны для производителей крупной бытовой техники (стиральные машины, телевизоры) и мебели, которые продают свою продукцию через крупных розничных торговцев.
- Двухуровневые каналы — цепочка «производитель - оптовый торговец - розничный торговец - конечный потребитель». Используются в торговле лекарственными препаратами и продуктами питания.
- Трехуровневые каналы — цепочка «производитель - крупноооптовый торговец - мелкооптовый торговец - конечный потребитель». Часто применяются при выходе на рынки других стран с большой территорией (таких, как Россия): производитель заключает договор с эксклюзивным партнером в этой стране (крупнооптовым торговцем), который будет отвечать за торговлю товарами данного производителя на всей территори своей страны. Этот крупнооптовый торговец, в свою очереди заключает договоры о сотрудничестве с мелкооптовыми торговцами в ключевых городах и регионах своей страны, а мелкооптовые торговцы заключают договоры с розничными компания в своих городах и регионах.
Каналы распределения по типу их функционирования
подразделяются на традиционные каналы
распределения и вертикальные маркетинговые
системы.
- Традиционные каналы — совокупность независимых производителей, оптовых и розничных торговых посредников. Каждый из участников такого канала самостоятельно определяет свою маркетинговую политику и стремится к максимизации своей прибыли (возможно, даже в ущерб интересам всего канала распределения в целом). Ни один из участников такого канала не имеет права контролировать деятельность других участиников и распределять обязанности между ними и разрешать конфлик гм
- Вертикальные маркетинговые системы (ВМС) — совокупность производителей и торговых посредников разных уровней, функционирующих как единая система. Один из участников; этой системы имеет полномочия контролировать деятельность других участников, распределять обязанности и разрешать возможные конфликты. Такие системы изначально создавались при оптимизации деятельности всего канала распределения в целом. По источнику полномочий ведущего участника существуют еледующие разновидности ВМС: