Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:02, курс лекций
Тема 1 Маркетинг и его роль в деятельности предприятия
Тема 2 Маркетинговые стратегии и стратегические модели
Тема 3 Маркетинговая среда
Тема 4 Прогнозирование в маркетинге
Тема 5 Анализ потребителей
Тема 1 Маркетинг и его роль в деятельности предприятия
Целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Единственным источником прибыли для предприятия служит продажа его товаров и услуг покупателям. При •том покупатели готовы приобретать лишь нужные им товары и услуги, причем по устраивающей их цене и не только у данного предприятия, но и у его конкурентов (в современном мире один и гот же товар выпускается рядом производителей). Для согласования интересов производителей и покупателей существует особый вид деятельности — маркетинг.
Ключевыми понятиями маркетинга являются:
• нужда — физиологическое или психологическое ощущение человеком нехватки чего-либо. Очень важно, чтобы эта нехватка осознавалась человеком — например, в случае раковых заболеваний первая-третья стадии, как правило, проходят без болевых ощущений и внешних симптомов. Очевидно, что уже на этих стадиях организм человека с медицинской точки зрения нуждается в лечении, однако, поскольку болей нет, человек не осознает необходимость пойти к врачу, и для него отсутствует субъективная нужда в диагностике и лечении;
На основе этих понятий можно предложить следующее определение маркетинга:
маркетинг — это деятельность предприятия по удовлетворению платежеспособного спроса с прибылью для себя и вопреки возможному противодействию конкурентов.
Комплекс маркетинга — набор инструментов, которым может пользоваться компания для привлечения потребителей и противодействия конкурентам. Включает: товар (англ. product), цену (англ. price), меры по стимулированию сбыта (англ. promotion) и каналы распределения (англ. place). По первым буквам английских слов, обозначающих входящие в него понятия, часто называется 4Р.
Маркетинг, как правило, пытаются определить как деятельность по удовлетворению потребностей покупателей. Такой взгляд в корне неверен — предприятие заинтересовано в получении прибыли, а удовлетворение потребностей покупателей является всего лишь необходимым инструментом для достижения этой цели. Известные консультанты по маркетингу Джек Траут и Эл Райе идут дальше и утверждают, что успех маркетинговой деятельности компании заключается не в удовлетворении потребностей клиентов, а в эффективной борьбе с конкурентами (однако такой подход спорен — как компания может противодействовать конкурентам, если ее товар не соответствует потребностям покупателей?).
Другой распространенной ошибкой является представление производителей о том, что потребители нуждаются в их товарах — на самом деле покупатели заинтересованы в удовлетворении своих нужд, для чего используют соответствующие товары. Человек, покупающий холодильник, нуждается не в холодильнике как таковом, а в возможности долговременного хранения продуктов и избавлении от необходимости ежедневно ходить в магазин. В условиях русской зимы и при бюджетных ограничениях такой человек вполне может решить хранить скоропортящиеся продукты в пакете за окном. При равнодушном отношении к собственному здоровью потребитель может предпочесть покупать консервы и продукты быстрого приготовления, для хранения которых холодильник не нужен.
Управление маркетингом — совокупность мер по разработке, планированию, реализации и контролю за исполнением программ, направленных на создание, поддержание и расширение взаимовыгодных отношений с целевым покупателем. Таким образом, управление маркетингом тесно связано с управлением спросом.
Управление спросом не следует сводить исключительно к максимизации спроса — в ряде случаев компании бывает удобнее сохранять спрос на свою продукцию на существующем уровне или даже снижать его (скажем, в случае, когда спрос на товар превышает производственные возможности фирмы). Пример: Санкт-Петербургский метрополитен ранее вводил ограничение на количество жетонов, продаваемых одному покупателю, за некоторое время до повышения стоимости проезда в метро (как правило, два жетона в одни руки). Причина проста — заранее узнав о повышении цены, пассажиры метро будут впрок запасаться жетонами, чтобы сэкономить деньги. Это приведет к тому, что, с одной стороны, выигрыш метрополитена от повышения цен существенно снизится (так как в первое время после подорожания жетонов пассажиры все равно будут расплачиваться за поездку жетонами, купленными заранее, по меньшей цене), а с другой стороны — вызовет нехватку жетонов в кассах метрополитена (и невозможность обслуживать пассажиров).
Ранее приоритетной задачей маркетинга считалось привлечение новых клиентов. В настоящее время цели изменились, и предприятие прежде всего стремится формировать долгосрочные отношения с уже существующими покупателями. Специалисты по маркетингу при этом оперируют следующими двумя понятиями:
- ожидаемая потребительская ценность товара — результат сопоставления предварительного оценочного суждения потребителя о выгодах от приобретения и использования товара и затрат на его приобретение. Для привлечения новых и удержания прежних покупателей необходимо, чтобы ожидаемая потребительская ценность товара была высокой;
- удовлетворение потребителя — результат сопоставления фактических выгод от приобретения и использования товара с ожидаемой потребительской ценностью. Покупатели согласятся на повторную покупку товара того же производителя только в том случае, если фактические выгоды оказались не менее ожидаемых.
Известны следующие концепции управления маркетингом:
1. Концепция совершенствования производства, основанная на тезисе о том, что потребитель отдает предпочтение широко распространенным товарам, доступным по цене. Соответственно, управление должно быть нацелено на совершенствование производства (для снижения производственных издержек и увеличения выпуска) и повышение эффективности системы дистрибуции (для достижения максимально широкого присутствия товара). Эта концепция эффективна в двух случаях: при превышении спроса над предложением (необходимо изыскивать способы увеличения выпуска продукции) и при высокой себестоимости товара (оптимизация производства будет способствовать се снижению). Опасность этой концепции заключается в том, что придерживающаяся ее компания может сконцентрироваться на внутренних производственных процессах и забыть о направленности на удовлетворение потребностей покупателей. Ныпускаемый товар может оказаться недорогим и достаточно качественным с технической точки зрения, но при этом непри- илекательным для покупателей (например, из-за дизайна или из- ш отсутствия каких-либо технических характеристик).
2. Концепция совершенствования товара — согласно ей, погребители отдают предпочтение товару с наиболее высоким уровнем качества. Соответственно компания должна направлять псе силы на совершенствование товара. Однако в этом случае есть риск забыть о том, что потребитель заинтересован не в товаре, а в удовлетворении соответствующей нужды. Ориентация компании на продукт, а не на потребности клиентов, называется маркетинговой близорукостью.
Под комплексными маркетинговыми усилиями понимается тот факт, что ориентация на удовлетворение покупателей должна четко осознаваться всеми сотрудниками фирмы, независимо от подразделения, в котором они работают. Однако компания, придерживающаяся этой концепции, не должна в своем стремлении удовлетворить потребности своих покупателей забывать о том, что ее конечная цель — получение прибыли.
Таблица 1.1 - Сравнительный анализ концепции интенсификации коммерческих усилий и концепции маркетинга
Критерии сопоставления |
Концепция интенсификации коммерческих усилий |
Концепция маркетинга |
Отправной пункт |
Производство |
Рынок |
Объект |
Существующий товар |
Нужды потребителя |
Средства |
Продажа и продвижение товара |
Комплексные усилия маркетинга |
Цель |
Прибыль за счет увеличения объемов продаж |
Прибыль за счет удовлетворения клиентов |
Пример: ведущие мировые производители
изготавливают свою продукцию с
максимально строгим
Распространенная ошибка
— отнесение к сфере
Таким образом, концепция социально-этичного маркетинга не противопоставляет себя остальным четырем концепциям, а включает их в качестве необходимых компонентов: эффективная работа с потребителями невозможна без понимания их потребностей, оптимизации производственных процессов, непрерывного совершенствования товара и интенсивных коммерческих усилий.