Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 08:36, курс лекций
Тема 1. Понятие, сущность, содержание, концепции и виды маркетинга
Тема 2. Маркетинговая среда
Тема 3. Система рыночных стратегий
Тема 4. Организация и деятельность маркетинговой службы
Тема 5. Информация и информационные технологии в маркетинге
Тема 6. Маркетинговые исследования
Тема 7. Выбор целевых рынков
-2-
Окружающая среда маркетинга – совокупность активных сил и факторов, оказывающих влияние на маркетинговую деятельность организации и ее результаты. Она слагается из микро и макросреды.
Микросреда - совокупность активных сил и факторов непосредственно связанных с деятельностью организации и контролируемых им.
Она включает внутреннюю среду:
- производственный потенциал
- аналит. Потенциал
- коммуникат потенциал
- кадровый потенциал
И внеш среда:
- поставщики
- маркетинговый посредники( торговые посредники, агентства по оказанию каких либо услуг)
Клиентурные рынки
- конкуренты
- контактные аудитории – любая группа, проявляющая реальный или потенциальны интерес к фирме или оказывает влияние на ее способность достигать поставленных целей.
Выделяются:
Любая фирма действует в окружение контактных аудиторий след типов:
- Фин круги(банки, фонд биржи)
- контактные аудитории средств информации
- контактные аудитории гос учреждений
- гражданские группы действий
- местные контактные аудитории
- широкая публика
- внутренние
контактные аудитории ( служащие)
Макросфера –
совокупость гловальных сил и факторов,
действующих в масштабах и потому оказывающих
влияние на отдельно взятую организацию:
социально-демографические, экономические,
политико-правовые, природно-географические,
научно-технические, культурно-исторические.
Тема 3: « Система рыночных стратегий»
-1-
Стратегия маркетинга – комплекс базовых решений и принципов, вытекающих изоценки рыночных ситуаций и собственных возможностей и направленных на достижение гениральной цели фирмы.
Разрабатываются на 3х уровнях :
-2-
Корпоративные стратегии определяют способ взаимодействия с рынком и собственного потенциала организации с её требованиями.
На корпоративном уровне выделяют 3 группы маркетинговых стратегий.
-3-
Функциональные
стратегии – основные маркетинговые
стратегии, позволяющие организации
выбрать целевые рынки и
Выделяют 3 направления:
-4-
Индустриальные
стратегии – позволяют
Маркетинговые стратегии:
При решении вопросов о поведении фирмы на рынке можно использовать:
Портфельные стратегии (портфолиоанализ) позволяет предоставить результаты исследования направлений деятельности фирмы в матричном виде.
Маркетинговая страт матрица пространственная модель выбора фирмой определенных стратегий, которые строятся с помощью системы координат.
Матрица БКГ.
Стратегии роста разрабатываются на 3х уровнях
Диверсификационный рост оправдан в тех случаях, когда отрасль не дает фирме возможностей для дальнейшего роста или когда возможности роста за пределом этой отрасли гораздо привлекательнее.
Существует 3 разновидности диверсификации:
пополнение своей номенклатуры изделиями, которые с техн и маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары в фирме
2. горизонтальная
Пополнение ассортимента изделиями, которые могут вызвать интерес существующей клиентуры
пополнение
своей номенклатуры изделиями не
имеющими никакого отношения ни к применяемой
фирмой технологии, ни к ее товарам и рынкам.
Под конкуренцией понимается соперничество между отдельными лицами или организациями, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
К потенциально более опасным клиентам относятся:
- фирмы, склонные
к рын экспансии, которые
- фирмы, следующие стратегии диверсификации производства и работающие в данной или смежной отраслях
- круп фирмы покупатели продукции данной компании
- круп поставщики материалы, сырья, оборудования данной компании
Различают 3 формы конкуренции:
Возникает при наличии ряда других товаров, кот в состоянии удовлетворить анал запросы потребителей
Относятся к различным видам товара, кот могут конкурировать друг с другом
Охватывает
фирмы, конкурирующие на основе производства
аналог товаров или услуг
В методах конкурентной борьбы существует 2 направления
- ценовая
Цены на товар ниже, чем на аналогичные товары конкуренты. Существует прямая и скрытая конкуренция
- неценовая
Осуществляемая
за счет более высокого качества товара,
лучшей организации сбыта, торговли,
сервиса, рекламы, имиджа фирмы, снижения
материально- и энергоемкости
К незаконной (недобросовестной) конкуренции относятся:
Конкурентная борьба – деятельность фирмы, направленная на приобретение конкурентных преимуществ, завоевание прочных позиций на рынке, на вытеснение с рынка конкурента.
Конкурентные
позиции – сравнительная
Конкурентное преимущество – те характеристики рын деятельности организации, которые создают определенное преимущество над конкурентами
Инструментами конкурентной борьбы являются сегментирование рынка, методы стимулирования сбыта и продажи, гибкое регулирование цен, сервис, маркетинговое обеспечение конкурентоспособ товара.
Согласно общей конкурентной матрицы Портера конкурентное преимущество организации на рынке может быть обеспечено 3мя осн путями:
1.продуктное лидерство
2.ценовое
3.лидерство в
нише ( 1+2 на узком сегменте)
Базовые стратегии – 3 возможных способа обеспечения конкуренции.
1.Лидерство по затратам
2. Дифференциация
3.концентрация
Выбор стратегии маркетинга исходит из выдвинутых целей и опирается на изучение рын ситуации и объективную оценку собственных возможностей фирмы в сравнении с положением конкурентов.
Круп фирмы придерживаются стратегии множеств сегментации и ориентируются на ту или иную форму диверсификации.