Крнкурентоспособность фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка конкурентоспособности фирмы.
В связи с поставленной целью в курсовой работе решаются следующие задачи:
- дается понятие и характеристика конкурентоспособности фирмы и исследуется информационная база;
- изучаются методы определения конкурентоспособности фирмы;
- дается организационно – экономическая характеристика предприятия;
- проводится анализ сбытовой сети и производственной сети предприятия;
- проводится оценка конкурентоспособности товаров фирмы;
- оценивается финансовая стабильность фирмы;
- рассчитывается конкурентоспособность предприятия и предлагаются пути ее повышения.

Содержание

Введение 3
1 Конкурентоспособность фирмы: понятие, характеристика, структура, информационная база 6
2 Методы определения конкурентоспособности фирмы 18
3 Организационно – экономическая характеристика предприятия 29
4 Анализ производственной среды и сбытовой сети предприятия. Оценка конкурентоспособности товаров фирмы 37
5 Оценка финансовой стабильности фирмы 47
6 Расчет конкурентоспособности предприятия 51
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложения 61

Работа содержит 1 файл

Конкурентоспособность фирмы ООО Панда.docx

— 825.33 Кб (Скачать)

Основными источниками внутренней вторичной информации являются: документация фирмы, бюджет, отчеты, счета, запасы и  результаты маркетинговых исследований.

Основными источниками внешней  вторичной информации являются:

  1. Публикации национальных и международных официальных организаций;
  2. Публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций;
  3. Сборники статистической информации;
  4. Отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий;
  5. Книги, сообщения и статьи в газетах и журналах;
  6. Публикации учебных, научно исследовательских, проектных институтов и общественно научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций;
  7. Прайс листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации;
  8. Материалы консалтинговых организаций.

Для оценки конкурентоспособности  фирмы в целом существует множество  методов. Некоторые из них рассмотрим во второй главе данной курсовой работы.

 

2 Методы определения конкурентоспособности  фирмы

 

В настоящее время менеджерам российских организаций все чаще приходится задумываться о собственной  конкурентной позиции и завоевании безусловных конкурентных преимуществ. В этой связи тема оценки конкурентоспособности  становится очень актуальной. По каким  критериям оценивать и сопоставлять с конкурентами свои товары (услуги) и свою организацию, какие методы при этом использовать, - эти и  многие другие вопросы ежедневно  решаются специалистами тысяч российских организаций.

Существуют следующие  методы определения конкурентоспособности  фирмы:

  1. метод исследования конкурентов на основе SWOT- анализа;
  2. концепция «4Р»;
  3. метод, базирующийся на теории конкурентоспособности товара;
  4. матричный метод;
  5. финансовый метод;
  6. метод рейтингов и другие.

SWOT-анализ применительно к исследованию конкурентов включает следующие элементы:

- выявление изменений структуры потребительских предпочтений (открывающихся на рынке возможностей);

- оценка предполагаемых действий конкурентов по использованию этих возможностей (угроз);

- определение целей и стратегии фирмы по реагированию на появляющиеся возможности и угрозы;

- изучение сильных и слабых сторон конкурентов и вашей фирмы по наиболее важным аспектам хозяйственной деятельности, сбор соответствующей информации;

- систематизация результатов обработки информации и определения «узких» мест в вашем бизнесе, на которых предстоит сконцентрировать усилия;

- составить план действий (мероприятий, увязанных по ресурсам, срокам реализации и ответственным исполнителям) по «расшивке узких мест».

Чтобы принять в расчет факторы конкурентоспособности  на практике, предприятию необходимо:

    • выявить всех своих конкурентов (прямых и косвенных, уже существующих и тех, кто может появиться в будущем);
    • определить, каких стратегий придерживаются конкуренты, действующие на тех же сегментах рынка, что и вы? На каких других сегментах рынка сбыта по тому же региону;
    • уточнить цели, которые преследуют ваши конкуренты;
    • проанализировать все сильные и слабые стороны конкурентов;
    • попытаться оценить, какова будет их возможная реакция на ваши действия по повышению вашей конкурентоспособности.

При анализе сильных и  слабых сторон своего предприятия и  конкурентов необходимо получить ответы на следующие вопросы:

- какие планы существуют у конкурентов в отношении доли рынка, повышения рентабельности производства и увеличения объемов продаж?

- какой рыночной стратегии придерживаются ваши конкуренты в настоящее время? С помощью каких средств они обеспечивают ее реализацию?

- какие действия можно ожидать от них в будущем?

Для систематизации данных SWOT-анализа составляется таблица для проведения анализа вашего предприятия и конкурентов. В ней проводятся сопоставления по основным показателям деятельности: финансы, производство, организация и управления, маркетинг, кадровый состав, технология.

Также для изучения конкурентов  в маркетинге применяется концепция  «4Р», которая представляет собой  сравнительный анализ вашего предприятия  и предприятий-конкурентов по следующим  факторам:

Product – по продукту/услугам (основным и дополнительным);

Price – по финансовому положению и ценовой стратегии;

Promotion – по формам и методам продвижения на рынке;

Place – по регионам/каналам сбыта

Матричный метод оценки был  разработан маркетинговой организацией «Бостон консалтинг групп». В основе этого метода лежит подход, предполагающий анализ конкурентоспособности фирмы  с учетом жизненного цикла товара. Как известно, любой товар, с момента  появления на рынке и до своего исчезновения с рынка проходит определенные стадии жизненного цикла, которые обычно включают в себя внедрение, рост, зрелость и упадок. На каждом этапе проявляются  объективные закономерности изменения  объема продаж и доли товара на рынке  сбыта. Сущность оценки конкурентоспособности  состоит в анализе матрицы, построенной  по принципу системы координат. По вертикали  отмечаются темпы роста (снижения) количества продаж в линейном масштабе, а по горизонтали – относительная  доля товара на рынке в логарифмическом  масштабе. Наиболее конкурентоспособными считаются те фирмы, которые занимают значительную долю на конкурентном рынке [11,с. 23].

Внешне конкурентоспособность  фирмы проявляется как его  платежеспособность, финансовая устойчивость. Для оценки конкурентоспособности  так же могут быть использованы методики финансового анализа.

Анализ финансов и хозяйственной деятельности связан с обработкой обширной информации, характеризующей самое разнообразные  аспекты функционирования предприятия. Чаще всего эти сведения сосредоточены  в документах бухгалтерской отчетности, учетных ведомостях, балансах.

Анализ финансового положения  фирмы, осуществляемый на основе данных бухгалтерской отчетности, позволяет  отследить тенденции ее развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности. Он служит связующим звеном между выработкой управленческих решений и собственно предпринимательской деятельностью  фирмы.

Финансовый анализ обычно включает два основополагающих и  взаимосвязанных аспекта: анализ финансового  состояния фирмы и анализ финансовых результатов ее деятельности.

Финансовое состояние  выявляется на основе использования  системы показателей, отражающих наличие, размещение, использование, движение ресурсов предприятия в денежном измерении. Оно формируется под воздействием многообразных организационно технических  и производственно хозяйственных  факторов.

Финансовые результаты деятельности предприятия в рыночной сфере  оцениваются целой системой индикаторов, определяющую роль среди которых  играет прибыль и ее производные.

Конечный финансовый результат  деятельности предприятия – это  прибыль или убыток.

Пб = Пр + Пфпр,                                                       (1)

где: Пб – прибыль или убыток до налогообложения;

Пр – результат от реализации товарной продукции;

Информация о работе Крнкурентоспособность фирмы