Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:50, курсовая работа
Целью выполнения данной курсовой работы является исследование системы сбыта продукции предприятия ООО «Шушенская марка» г. Красноярска.
Введение………………………………………………………………………3
Теоретические основы системы сбыта продукции предприятия………5
Оптовая и розничная торговля в системе сбытовой политики………..13
Особые формы реализации (сбыта) продукции………………………..19
Исследование сбытовой политики предприятия……………………….24
Эффективность сбытовой деятельности предприятия………………...40
Рекомендации по совершенствованию сбытовой политики предприятия, формирование стратегий сбыта…………………………43
Заключение…………………………………………………………………..49
Библиографический список…………………………………………………48
Горизонтальная система сбыта (распределения) представляет собой объединение двух или более фирм в совместном освоении открывающихся маркетинговых возможностей на конкретном рынке, используя возможности друг друга и дополняя их, беря риск освоения нового рынка на двоих и более.[5]
Многоканальная или смешанная система сбыта (распределения) предполагает использование как прямых, так и косвенных методов сбыта, т.е. торговля организуется через собственную сбытовую сеть, а также через посредников.
В системе маркетинга, в частности в сбытовой политике предприятия, существенное место занимает политика организации каналов товародвижения (сбыта, распределения, реализации). Ее назначение – организация оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж производимой продукции, включая создание собственной товаропроводящей сети оптовых и розничных магазинов, складов промежуточного хранения, пунктов техобслуживания, торгово-сервисных центров и выставочных залов, определение оптимальных маршрутов товародвижения, организация транспортировки, работ по отгрузке и погрузке, вопросы логистики, системы снабжения, обеспечение эффективности товародвижения и др.
Под каналом распределения понимается ряд организаций или отдельных лиц, включенных в процесс, делающий продукты доступными для использования или потребления индивидуальными потребителями или отдельными организациями; это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителю. [26]
Любой канал включает следующие потоки: физических продуктов, собственности на них, платежей, информации и продвижения продукта. В каналах сферы услуг циркулируют нематериальные продукты (услуги, идеи, знания).
Каналы
распределения можно
Выбор
каналов распределения
В
маркетинге существует следующая классификация
каналов товародвижения (рисунок 1).
Рисунок
1. Виды каналов товародвижения
Можно отметить, что:
- трехуровневый канал включает в себя трех посредников.
Реализация
продукции в большинстве
Посредники,
благодаря своим контактам, опыту
и специализации позволяют
Канал распределения принимает на себя и помогает передать кому-либо другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Его можно трактовать как путь (маршрут) передвижения товаров.
Каналы распределения могут быть трех видов:
Естественно, изготовитель заинтересован сбывать свою продукцию непосредственно потребителям при наличии собственных региональных складов. Но прежде чем прибегнуть к прямому маркетингу (прямой сбыт) изготовитель должен убедиться в том, что продукция предприятия может быть полностью реализована.
Прямой маркетинг в системе сбыта используется, как правило, при сложном технологическом производстве, когда изготовитель своими силами обеспечивает монтаж сложного оборудования непосредственно на предприятиях потребителя; когда предприятие работает под заказ; когда круг его клиентов ограничен небольшой группой потребителей и т.п. Концентрация потребителей в территориально разобщенных зонах также сокращает наличие сбытовых филиалов, и прямые контакты в результате оказываются более эффективными. [17]
Кроме того, в результате сбытовой политики на предприятии могут возникнуть издержки сбыта продукции. Издержки сбыта - издержки, связанные с реализацией готовой продукции предприятием. Издержки сбыта включают в себя все затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт. При увеличении объема выпуска продукции издержки сбыта дополнительной продукции растут.
Таким
образом, сбытовая политика предприятия
направлена на повышение эффективности
фирмы, так как в сфере сбыта окончательно
проявляются все усилия маркетинга по
повышению прибыльности, приспосабливая
сбытовую сеть под потребителя предприятие
имеет больше шансов выстоять в конкурентной
борьбе, именно в данной сфере предприниматель
находится ближе к покупателю.
2.
ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ
ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ
СБЫТОВОЙ ПОЛИТИКИ
Одной из основных задач торговли является обеспечение эффективного движения товаров от производителей к конечным покупателям (потребителям). Во многих случаях такое товародвижение не может быть осуществлено без участия оптовой торговли, призванной обеспечить соответствующие накопление необходимых товаров и перемещать их в пространстве и времени.
Обычно под оптовой торговлей понимается любая деятельность по продаже товаров или услуг для их дальнейшей перепродажи или производственного использования.
Оптовая торговля охватывает по существу всю совокупность товарных ресурсов, являющихся как средствами производства, так и предметами потребления. Как правило, при оптовой торговле товар закупается крупными партиями. Закупки оптом осуществляют посреднические организации с целью последующей перепродажи низовым оптовым организациям, предприятиям розничной торговли. [18]
Кроме того, оптовая торговля является важным рычагом маневрирования материальными ресурсами, способствует сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях и устранению товарного дефицита, принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков. Оптовая торговля влияет на систему экономических связей между регионами, отраслями, определяет пути перемещения товаров в стране, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда, достигается пропорциональность в развитии регионов. Для рационального распределения торговой конъюнктуры оптовая торговля должна владеть конкретными данными о настоящем состоянии и перспективных изменениях ситуаций на региональных и отраслевых рынках. Основными задачами оптовой торговли являются:
Оптовую торговлю могут осуществлять как товаропроизводители, так и различные коммерческие фирмы. Непосредственное участие в оптовой торговле принимают агенты и брокеры.
Прямую оптовую торговлю осуществляют товаропроизводители. Это они делают тогда, когда считают, что таким способом они смогут обеспечить наиболее эффективную политику продаж.
В условиях прямой оптовой торговли товаропроизводители создают свои торговые филиалы или торговые конторы. Они могут также поручить оптовую торговлю отделам сбыта.
Торговые филиалы или конторы создают запасы товаров фирмы и обеспечивают реализацию широкого круга функций оптовой торговли.
Коммерческие оптовые предприятия являются независимыми фирмами, приобретающими право собственности на товар в целях его дальнейшей перепродажи. Такие фирмы могут выполнять как все функции, присущие оптовой торговле, так и часть из них. В первом случае говорят о коммерческих оптовых предприятиях с полным обслуживанием, а во втором – речь идет о коммерческих оптовых предприятиях с ограниченным обслуживанием. [5]
Агенты
и брокеры обеспечивают выполнение
отдельных функций оптовой
Агенты представляют, как правило, несколько производителей, товары которых являются взаимодополняющими и неконкурирующими. Основное назначение брокеров свести покупателей и продавцов товаров для свершения сделок. В отличие от коммерческих оптовых фирм, которые получают прибыль от принадлежащих им товаров, агенты и брокеры работают за комиссионное вознаграждение или платежи за их услуги.
Использование агентов и брокеров позволяет товаропроизводителю увеличить объемы продаж товаров, используя при этом ограниченные ресурсы и заранее зная, какие издержки, связанные со сбытом, он понесет. К сбыту его товаров подключается квалификационный торговый персонал.
Из всего вышесказанного об оптовой торговле можно сделать вывод о принадлежности ее к косвенному методу сбыта, методу, при котором производители для достижения потребителей используют услуги различных посредников.
Розничная торговля – деятельность по продаже товаров непосредственно конечным потребителям для личного и группового, основном некоммерческого потребления, хозяйственных нужд. [17]
При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли-продажи, поскольку потребители приобретают нужные ему товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий- изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов, мастерских, ателье и т.д. [29]