Исследование мнений потребителей о молоке города Алматы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение мнений потребителей о рынке молока в городе Алматы.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1) определить понятие, сущность и модели формирования мнений потребителя;
2) определить основные методы маркетинговых исследований мнений потребителей;
3) изучить и оценить мнения потребителей на рынке молочной продукции;
4) разработать программу маркетинговых коммуникаций для перспектив изменения мнений потребителей и рынке молока в городе Алматы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Понятие, сущность и модели формирования мнений потребителя…….5
Методы маркетинговых исследований мнений потребителей……..….11

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Общая характеристика развития рынка молока в городе Алматы.........19
Методология исследований……………………………………..……......27
Оценка существующих мнений потребителя о молоке...........................29

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЙ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ О СУЩЕСТВУЮЩИХ ТОВАРАХ
3.1 Концепции формирования мнений.....................…………………..…….35
3.2. Программа маркетинговых коммуникаций..............……………...…….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

      2.3 Изучение факторов, влияющих на формирование мнений 

      Исследование  мнений потребителей о молоке с помощью  опроса показывает, что мужское население  отдает предпочтение покупке молока в магазине возле дома (50%), это легко объяснить психологией того, что мужчины не склонны подолгу ждать, и выбирать товар. Для них самым главным фактором является быстрота и близость расположения. Таким образом, 42% мужчин предпочитают приобретать молоко в гипермаркете. Это объясняется тем, что мужчины очень педантичны и они полагают, что в гипермаркете продаются продукты достаточно чистые и прошедшие обработку. Остальные 8 процентов респондентов покупают молоко у частных продавцов. Женщины же имеют несколько другие показатели, 62% респондентов покупают молоко в гипермаркете. Это легко объясняется тем, что женщины чаще совершают покупки в крупных торговых центрах, и там же они приобретают молоко. Меньше женщин покупают молоко в магазине возле дома, лишь 31%. И оставшиеся 7% в специализированных молочных магазинах.

      Для определения мнений и предпочтений респондентов цены товара были отобраны четыре марки разных фирм-производителей, это молоко «FoodMaster» фирмы «FoodMaster» [17], молоко «Айналайын» фирмы «Раимбек Ботлерс», молоко «Домик в деревне» фирмы “WBD” и молоко «Любимое» фирмы «Агропродукт». Здесь мужское (рисунок 3) и женское (рисунок 4) мнение относительно цены снова разное. 

 

      Рисунок 3. Ценовые предпочтения в молоке среди мужчин

 

      Рисунок 4. Ценовые предпочтения в молоке среди мужчин 

      По  диаграммам видно, что среди мужчин явным лидером по цене является марка  «Food Master», а среди женщин – «Домик в деревне». Но обе стороны не выбрали молоко «Любимое».

      При оценке качества молока разных марок  товаров, мнение респондентов снова разделилось. 

        

      Рисунок 5. Предпочтения по качеству молока среди мужчин 
 

 

 

      Рисунок 6. Предпочтения по качеству молока среди женщин 

      По  качетсвенным характеристикам молока среди мужчин лидером является молоки марки «Айналайын» - 77%, «Food Master» - 72%, «Домик в деревне» - 70% и молоко «Любимое» - 66%, а среди женщин «Домик в деревне» - 81%, «Food Master» - 71%, «Айналайын» - 69% и «Любимое» - 66%.

      По  предпочтениям во вкусе среди  мужчин также является молоко «Айналайын» - 50%, а после него в равных степенях идут марки «Food Master» и «Домик в деревне», у них по 25%. Среди женщин лидером по вкусу является молоко «Домик в деревне» - 66%, затем молоко «Айналайын» и «Любимое» в равных степенях по 15%,и молоко «Food Master» - 4%.

      Для мужчин, как ни странно, молоко удобнее покупать с кратким сроком хранения, чтобы совершать покупки чаще. У женщин же наоборот – покупка молока производится реже и они покупают молоко с длительным сроком хранения.

      Для 83% мужчин приобретать молоко в тетра-пакетах  является привлекательнее всего. Это объясняется тем, что мужчины не любят сложности с продуктами питания, как например с мягкими пакетами, которые нужно переливать. Для женской половины в равных степенях удобны и тетра-пакеты и пластиковые баночки. Они находят эти способы упаковки молока удобными и привлекательными. 

      Таблица 7. Показатели соотношения «цена-качество»  среди различных марок у мужчин. 

  Высказывание   “Food Master”   «Айналайын»      «Домик  в деревне»      «Любимое»   
  Дорогое молоко, хорошее качество      8%   42%   58%   8%
  Дешевое молоко, хорошее качество      58%   33%   17%   33%
  Дорогое молоко, плохое качество      33%   17%   -   17%
  Дешевое молоко, плохое качество      -   8%   25%   42%
 

  Таблица 8. Показатели соотношения «цена-качество»  среди различных марок у мужчин. 

  Высказывание   “Food Master”   «Айналайын»      «Домик  в деревне»      «Любимое»   
  Дорогое молоко, хорошее качество      38%   31%   77%   15%
  Дешевое молоко, хорошее качество      31%   31%   15%   38%
  Дорогое молоко, плохое качество      31%   15%   8%   15%
  Дешевое молоко, плохое качество   -   23%   -   31%

      По  соотношению «цена качества», мужчины отдали предпочтение двум маркам и считают, что молоко “Food Master” дешевое и хорошего качества, а молоко «Домик в деревне» дорогое и хорошего качества. Среди женщин явным лидером можно выделить молоко «Домик в деревне», которое соответствует соотношению «дорогое молоко, хорошее качество».

      По  виду обработки молока мужчины свое предпочтение отдают молоку пастеризованному, либо парному. Женщины же большую  часть своих предпочтений отдают пастеризованному молоку.

      Стало интересно мнение потребителей о том, в каком возрасте наиболее полезно употреблять молоко. На что мужчины ответили практически в равных степенях: 55% - новорожденные и маленькие дети, 45% - молодые люди. Среди женщин же мнение разделилось по-другому: 62% ответили, что оно необходимо новорожденным и маленьким детям, 31% ,среди которых девушки, проживающие одни, ответили, что молоко необходимо молодым людям, и 7% ответили, что молоко необходимо  людям среднего возраста.

      Что касается упаковки молока, то мужчины  предпочитают, чтоб молоко продавалось в розливе 1 литр (92%), а сама внешняя упаковка была нейтральная и отражала основные сведения о молоке (58%). Женщинам тоже удобнее приобретать молоке в розливе 1 литр (93%), и упаковка также должна быть нейтральная и отражать основные сведения о молоке (85%).

      При проведении личного наблюдения были выявлены некоторые закономерности. При покупке молока в молочном ларьке пожилые люди очень долго  делают свой выбор, так как ассортимент  достаточно широк, и покупают молоко средних или низких цен. Например, молоко «Любимое». Люди же среднего возраста, так как они постоянно торопятся и покупают известное им молоко  «Food Master» или «Домик в деревне», то есть они не теряют время на раздумья. В магазинах «Masato» и «Керемет», при покупке молока, покупатели достаточно долго выбирают молоко из-за широкого ассортимента. Они не обращают внимания на срок годности, так как уверены, что в крупных магазинах оно всегда свежее. Основными покупателями в таких магазинах являются люди среднего возраста. Но при покупке часто просят чек. В магазине возле дома молоко покупают крайне редко, то есть когда закрыт молочный ларек, или некогда идти в гипермаркет. Не доверяют качеству молока в мелких неспециализированных магазинах.

      Пожилые люди предпочитают покупать молоко среднего качества и низкой цены, люди среднего возраста покупают молоко среднего качества по средней или высокой цене, это  молоко «Домик в деревне» и «Food Master».

      Люди  среднего возраста предпочитают покупать молоко в тетра-пакетах (83%), остальные же 17% в мягких пакетах. Пожилые люди же наоборот, 76% в мягких пакетах и 24% в тетра-пакетах.

      В основном потребители покупают пастеризованное  молоко без всяческих вкусовых и  ароматных добавок. Молоко покупают в объеме один литр, так как его, таким образом, удобнее хранить в холодильнике.

      Молоко  покупают чаще по будничным дням после  обеда или вечером. В это время  люди среднего возраста возвращаются с работы и покупают продукты домой.

      Подводя итог, можно выделить положительные и отрицательные мнения потребителей. Положительные: молоко удобнее покупать в гипермаркете, потребители удовлетворены качеством и молочной продукцией в супермаркетах. Также подтверждается тот факт, что потребители «ленивые» и им удобно покупать молоко в магазинах возле дома. Опрос показал, что потребители практические не покупают молоко в специализированных молочных магазинах, но наблюдение показывает обратное – потребителям удобнее покупать молоко в специализированных магазинах. На этот факт влияла возрастная категория потребителей. Молодым удобнее там, где интереснее, а пожилым там, где быстрее, также на их мнение большое воздействие оказывает реклама. Лидерами по предпочтениям у мужчин и женщин стали различные марки, но самой невостребованное является молоко «Любимое» ни по ценовым, ни по качественные, ни по вкусовым показателям. Но эту марку иногда потребляют люди пожилого возраста. Для потребителей менее удобно хранить молоко  с кратким сроком годности. В основном молоко с кратким сроком годности используют при выпечке, если нужно использовать молоко сразу и не ставить в холодильник. Самой удобной упаковкой признан тетра-пакет, а также пластиковые баночки. Но пожилым людям хоть и неудобно хранить молоко в мягких пакетах, но покупать его выгоднее. Потребители, помимо пастеризованного и ультрапастеризованного, предпочитают парное молоко. Но молоко сразу после дойки невозможно купить в магазине, а у частных продавцов не всегда безопасно покупать. Многие респонденты ответили, что молоко полезно в основном новорожденным детям, но маленькие дети получают молоко от матери. А вот действительно молоко полезно во всех возрастных категориях. Что касается упаковки, то потребители выделили, что удобнее приобретать молоко розлива 1 литр, хотя некоторым было бы удобнее покупать молоко в полулитровом розливе. Это молодые люди, проживающие одни и пожилые люди. Одного литра им много и молоко начинает портиться. Респонденты предпочитают нейтральную упаковку, которая отражает основные характеристики молока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЙ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ О СУЩЕСТВУЮЩИХ ТОВАРАХ 

      3.1.     Концепции формирования мнений 

      Формирование  мнений начинается с понимания, то есть потребитель должен понять,  какой товар он хочет приобрести. Он представляет этот предмет, в процессе курсовой работы, это молоко, его основные характеристики. Выделить для себя ценности этот предмета, это цена молока, его качественные характеристики, а также определить для себя значимые и незначимые факторы. [4]

      Детерминанты  понимания. Личные детерминанты: мотивация – потребителя что-то должно подтолкнуть к покупке молока. Например, это может быть реклама или ощущение нехватки молока. Знания – это что имеет потребитель о молоке. Например, фирма-производитель, цена.

      Факторы порядка. Новизна – потребитель услышал или узнал про новое молоко и ему хочется его попробовать, это может повлиять на мнение при покупке молока. Первенство – стимулы, которые находятся у потребителя на первом месте в цепочке потребностей. Это, например, может быть нехватка в молоке, если потребитель собирается приготовить пищу. То есть потребность в покупке молока выходит у него на первое место.

      Следующим этапом является принятие. На этом этапе потребитель решает для себя, нужно ли ему идти и покупать молоко, или нет. Он находит для себя аргументы, которые либо подтверждают его ожидания, либо нет. Здесь раздражителями к принятию решений могут быть эмоциональные реакции – оптимистические, негативные и теплые.

      Уровень актуализации (или осмысления). Центральный процесс формирования мнения, это та информация, которую непосредственно получает потребитель, информация, которая нужна. Периферийный процесс формирования мнения, это косвенные сигналы. Например, потребитель собирался покупать молоко одной марки, но друзья посоветовали другую. На мнение потребителя повлиял косвенный фактор. Также периферийными сигналами могут быть сигналы, не носящие прямое отношение к продукту. Например, потребитель собирался купить молоко одной марки, но из-за нехватки денег был вынужден купить другое молоко. [6]

      Если  рассматривать влияние факторов на формирование мнений потребителей со стороны маркетинга, то можно выделить что источник рекламного сообщения должен вызывать доверие у потребителя. Но если реклама вызовет недоверие или отрицательные эмоции, в сознание потребителя может сформироваться барьер к данному виду молока. Рекламное сообщение не должно быть двусмысленным. То есть на формирование мнений не должны влиять какие-либо посторонние факторы. [7]

Информация о работе Исследование мнений потребителей о молоке города Алматы