Исследование мнений потребителей о молоке города Алматы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение мнений потребителей о рынке молока в городе Алматы.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1) определить понятие, сущность и модели формирования мнений потребителя;
2) определить основные методы маркетинговых исследований мнений потребителей;
3) изучить и оценить мнения потребителей на рынке молочной продукции;
4) разработать программу маркетинговых коммуникаций для перспектив изменения мнений потребителей и рынке молока в городе Алматы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Понятие, сущность и модели формирования мнений потребителя…….5
Методы маркетинговых исследований мнений потребителей……..….11

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Общая характеристика развития рынка молока в городе Алматы.........19
Методология исследований……………………………………..……......27
Оценка существующих мнений потребителя о молоке...........................29

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЙ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ О СУЩЕСТВУЮЩИХ ТОВАРАХ
3.1 Концепции формирования мнений.....................…………………..…….35
3.2. Программа маркетинговых коммуникаций..............……………...…….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

      Прямое  наблюдение предполагает непосредственное наблюдение за поведением, скажем, покупателей в магазине (например, в какой последовательности они изучают товары, выставленные на прилавке). При применении непрямого наблюдения изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение. Здесь часто используются архивные данные, например, данные о динамике запасов определенных товаров по годам могут быть полезными при изучении сдвигов в рыночной ситуации. Кроме того, могут изучаться физические доказательства некоторых событий. Например, по результатам изучения содержимого мусорных баков можно сделать вывод о том, в какой мере упаковка (банки, бутылки, пакеты и т.п.) каких фирм в наибольшей степени захламляет окружающую среду.

      Открытое  наблюдение предполагает, что люди знают о том, что за ними наблюдают, например, при проведении специальных экспериментов. Однако присутствие наблюдателей влияет на поведение наблюдаемых, поэтому надо стремиться свести его к минимуму.

      Этим  требованиям удовлетворяет скрытое наблюдение, когда обследуемый не предполагает, что за ним наблюдают. Например, в магазинах могут скрыто наблюдать за тем, насколько продавец вежливо обходится с покупателями и помогает им совершить покупку.

      При проведении структурализованного наблюдения наблюдатель заранее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать. Все другие виды поведения игнорируются. Часто используется стандартный лист наблюдений, сокращающий до минимума затраты времени наблюдателя.

      Структурализованное наблюдение используется для проверки результатов, полученных другими методами, уточнения их. Оно может также использоваться и как основной метод сбора информации для точного описания поведения объекта исследования и проверки определенных гипотез.

      Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования, так как в процессе разработки процедуры структурализованного наблюдения исследователь должен построить систему классификации явлений, составляющих наблюдаемую ситуацию, и стандартизировать категории наблюдения. Система классификации должна быть выражена в тех терминах, в которых предполагается проводить последующий анализ.

      Когда осуществляется неструктурализованное наблюдение, наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения. Такой тип поведения часто используется при проведении разведочных исследований. Например, компания, выпускающая строительный инструмент, может послать своих сотрудников для изучения направлений и частоты применения данного инструмента при строительстве домов. Результаты наблюдений используются при совершенствовании данного инструмента.

      Иногда  человека-наблюдателя можно заменить специальным механическим устройством. Эта замена обусловливается или большей точностью, или меньшей стоимостью, или по функциональным причинам. Например, при изучении уличного движения автоматические устройства фиксируют каждую машину, колеса которой пересекли специальную пластину. Также надежнее и проще изучать привычки семьи смотреть определенные телепередачи с помощью специального устройства, чем на основе наблюдений человека.

      Для успешного проведения наблюдений должны выполняться определенные условия [2]:

1. Наблюдения  должны осуществляться на относительно  коротком отрезке времени. Например, с точки зрения затрат времени и средств вряд ли целесообразно наблюдать процесс покупки дома в целом. Хотя это можно осуществить по частям, на отдельных этапах данного процесса.

2. Наблюдаемые  процессы и явления должны  быть доступны для наблюдения, протекать на публике. Этому требованию не удовлетворяет, например, частная беседа.

3. Наблюдениям  следует подвергать только такое  поведение, в основе которого не лежит часто повторяющаяся, систематическая деятельность, которую респондент не в состоянии хорошо запомнить. Например, человек обычно не в состоянии вспомнить, какую радиопередачу в своем автомобиле он слушал в последний понедельник по пути на работу.

      В идеальном случае объекты наблюдений не должны знать, что их поведение подвергается наблюдению. В ряде случаев наблюдение является единственным способом получения точной информации. Например, маленькие дети не в состоянии словесно выразить свое отношение к новой игрушке, однако такую информацию можно получить, наблюдая, играют дети или нет с этой игрушкой.

      Обычно  метод наблюдений используется совместно  с другими методами. Полученные в этом случае результаты дополняют и контролируют друг друга. Так, если наблюдение используется для контроля данных, полученных другими методами, оно должно быть максимально строго структурализовано, проводиться в тех условиях, в которых собиралась контролируемая им информация.

      Недостатки  метода наблюдений присущи всем качественным исследованиям. При прямом наблюдении обычно изучается поведение в определенных условиях малой группы людей, следовательно, возникает вопрос о репрезентативности полученных данных. При этом имеет место субъективное истолкование последних. Человеческое восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемой ситуации. Обычно исследователь не в состоянии на основе метода наблюдений углубить полученные результаты и вскрыть интересы, мотивы, отношения, лежащие в основе определенного поведения. В ряде случаев это ограничение удается преодолеть, например изучая реакцию детей на новую игрушку. Кроме того, надо иметь в виду, что присутствие наблюдателя может оказывать влияние на наблюдаемую ситуацию. Уровень этого влияния определить чрезвычайно сложно.

      Наблюдение  является весьма трудоемким методом. Оформление итогов наблюдений занимает порой в два раза больше времени, чем само наблюдение.

      При использовании метода наблюдений надо стремиться преодолеть синдромы Дракулы и Франкенштейна [3]. Первый заключается в стремлении «высосать» всю мыслимую и немыслимую информацию из непрезентативных наблюдений. Второй — в стремлении бездумно использовать количественные характеристики. Путь к успеху — продуманное использование как количественных, так и качественных методов; проведение как крупномасштабных обследований, так и наблюдений в малых группах.

      По  характеру окружающей обстановки наблюдение может быть полевым, что означает, что процессы проходят в естественной обстановке (в магазине, у витрины магазина), или лабораторным, т.е. проводящимся в искусственно созданной ситуации.

      Результаты  наблюдений фиксируются с помощью  аудио- или видеотехники, в блокнотах и т.п.

      Трудности проведения наблюдений делятся на субъективные (связанные с личностью наблюдателя) и объективные (не зависящие от наблюдателя).

      К субъективным трудностям наблюдения относится  возможность понимания и истолкования исследователем поведения и действий других людей через призму собственного «я», через свою систему ценностных ориентации, а также эмоциональную  окрашенность человеческого восприятия и неизбежность влияния на результаты наблюдения имеющегося у исследователя прошлого опыта. Кроме того, наблюдение всегда подчинено цели исследования, что очерчивает сферу того, что наблюдается, придает ему селективный характер. Вследствие этого выбор фактов для наблюдения и регистрации в сильной мере зависит от наблюдателя.

      К объективным трудностям наблюдения прежде всего следует отнести ограниченность времени наблюдения временем совершения события. Кроме того, далеко не все представляющие интерес факторы поддаются непосредственному наблюдению.

      Присутствие наблюдателя может вызвать у  наблюдаемых чувство смущения, изменить обычные стереотипы поведения.

      Личностные  качества наблюдателя, проявление им отношения  к происходящим событиям могут также оказать серьезное влияние на поведение наблюдаемых.

      Наблюдение  должно дополнять другие методы маркетинговых  исследований и применяться тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами. Так бывает, когда люди не хотят или не могут достаточно точно и подробно описать последовательность своих действий. В привычных ситуациях действия людей в большинстве случаев приобретают «автоматический» характер. Человеку в этом случае довольно трудно сказать, какое именно из привычных действий он осуществил и почему. Кроме того, сама часто повторяющаяся ситуация становится для него чем-то данным в его сознании, и ее особенности, ее характерные черты стираются. С другой стороны, при чрезмерном эмоциональном напряжении человек действует как бы не рассуждая, по первому побуждению, и впоследствии он редко может объяснить, почему он совершил одно действие, а не другое.

      Наблюдая  изучаемую деятельность со стороны, наблюдатель может зафиксировать  такие ее характеристики, как последовательность и частота тех или иных действий, изменение эмоциональной атмосферы и т.п., т.е. получить информацию, недоступную для получения с помощью других методов.

      Чтобы получить необходимую для целей  исследования информацию, т.е. получить сведения о важных характеристиках изучаемого объекта, не пропустить каких-то важных фактов, связанных с его деятельностью, или значимых сведений о нем, следует заранее тщательно разработать план и программу наблюдения. При планировании необходимо четко установить сроки проведения наблюдения и определить средства сбора информации. Кроме того, исследователю важно решить вопрос об ограничении сферы наблюдений при имеющихся у него возможностях (время, финансы, число помощников и их квалификация), а также учесть возможные препятствия (административные или психологические затруднения, трудности, связанные с получением и фиксированием информации).

      Выделяются  следующие этапы проведения наблюдения[1]:

1) Определение  цели, постановка задач, установление объекта и предмета наблюдения.

2) Обеспечение  доступа к среде, получение  соответствующих разрешений, завязывание контактов с людьми.

3) Выбор  способа наблюдения и разработка  процедуры на основе предварительно собранных материалов.

4) Подготовка технических документов и оборудования .

5) После  разработки плана осуществляется  проведение наблюдений, сбор данных, накапливание информации.

6) Фиксация  результатов наблюдений.

7) Контроль  наблюдения

8) Отчет  о наблюдении.

      Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямого задавания людям вопросов относительно уровня их знаний, отношений к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос может носить структуризованный и неструктуризованный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором — интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.

      При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться или однократному, или многократным обследованиям. В  первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента времени (сгоss-seсtional study — «поперечное» изучение). Например, редакции журналов и газет проводят одноразовые выборочные исследования своих читателей по таким параметрам, как возраст, пол, уровень образования, род занятий и т.п. Поскольку, как правило, при проведении данных исследований используются выборки больших размеров, то эти исследования обычно называются выборочными опросами (см. соответствующий раздел).

      Во  втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, неоднократно изучается в течение определенного периода времени (1ongitudinal study — «продольное» изучение). Различные типы панелей используются при проведении многих маркетинговых исследований. В этом случае часто говорят, что используется панельный метод опроса.

      Методам опроса присущи следующие достоинства[2].

1. Высокий  уровень стандартизации, обусловленный  тем, что всем респондентам  задаются одни и те же вопросы  с одинаковыми вариантами ответов на них.

2. Легкость  реализации заключается в том,  что респондентов посещать не обязательно, передавая им вопросники по почте или по телефону; не нужно использовать технические средства и привлекать высококвалифицированных профессионалов, как в случае использования метода фокус-группы, глубинного интервью и т.п.

3. Возможность  проведения глубокого анализа  заключается в задании последовательных уточняющих вопросов. Например, работающих матерей спрашивают, насколько важным был учет местоположения школы при ее выборе для их детей. Далее задается вопрос относительно того, сколько школ рассматривалось в качестве возможных вариантов. Затем задаются вопросы, касающиеся рода занятий, особенностей работы, дохода, размера семьи.

4. Возможность  табулирования и проведения статистического анализа заключается в использовании методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров.

5. Возможность  анализировать полученные результаты  применительно к конкретным рыночным сегментам обусловлена возможностью подразделить общую выборку на отдельные подвыборки в соответствии с демографическими и другими критериями.

      Информация  от респондентов при проведении опросов  собирается тремя способами:

1. Путем  задания вопросов респондентам интервьюерами, ответы на которые интервьюер фиксирует.

2. Путем  задания вопросов с помощью  компьютера.

3. Путем  самостоятельного заполнения анкет  респондентами.

      Первый  способ обладает следующими достоинствами:

1. Наличие  обратной связи с респондентами, которая дает возможность управлять процессом опроса.

Информация о работе Исследование мнений потребителей о молоке города Алматы