Исследование мнений потребителей о молоке города Алматы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение мнений потребителей о рынке молока в городе Алматы.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1) определить понятие, сущность и модели формирования мнений потребителя;
2) определить основные методы маркетинговых исследований мнений потребителей;
3) изучить и оценить мнения потребителей на рынке молочной продукции;
4) разработать программу маркетинговых коммуникаций для перспектив изменения мнений потребителей и рынке молока в городе Алматы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Понятие, сущность и модели формирования мнений потребителя…….5
Методы маркетинговых исследований мнений потребителей……..….11

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Общая характеристика развития рынка молока в городе Алматы.........19
Методология исследований……………………………………..……......27
Оценка существующих мнений потребителя о молоке...........................29

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЙ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ О СУЩЕСТВУЮЩИХ ТОВАРАХ
3.1 Концепции формирования мнений.....................…………………..…….35
3.2. Программа маркетинговых коммуникаций..............……………...…….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

2. Возможность  установить доверие между респондентом  и интервьюером еще в начале опроса.

3. Возможность  учета при проведении опроса  особенностей и уровня образованности  опрашиваемых, например — помочь респонденту разобраться в градациях используемых шкал.

      Недостатки  данного способа точно соответствуют  достоинствам второго и будут  рассмотрены ниже.

      Достоинства второго способа заключаются  в следующем:

1. Высокая  скорость реализации данного  подхода по сравнению с личным интервьюированием. Компьютер может быстро задавать вопросы, адаптированные к ответам на предыдущие вопросы; быстро набирать случайно выбранные телефонные номера; учитывать особенности каждого опрашиваемого.

2. Отсутствие  ошибок интервьюера: он не устает, его невозможно подкупить.

3. Использование  картинок, графиков, видеоматериалов,  интегрированных в вопросы, появляющиеся на экране компьютера.

4. Обработка  данных в реальном масштабе  времени. Полученная информация  непосредственно направляется в базу данных и является доступной для табуляции и анализа в любое время.

5. Субъективные  качества интервьюера не влияют  на получаемые ответы, особенно  это касается персональных вопросов. Респонденты не стараются давать  такие ответы, которые понравятся интервьюеру.

      К числу недостатков компьютерного  метода обследований относятся относительно высокие затраты, обусловленные приобретением и использованием компьютеров, программных средств, очисткой от компьютерных вирусов после каждого обследования и т.п.

      Главной специфической чертой третьего метода является то, что респондент отвечает на вопросы переданной или посланной  ему анкеты самостоятельно, без участия  интервьюера или использования  компьютера.

      Достоинства данного метода заключаются в  следующем:

1. Относительно  низкая стоимость, обусловленная  отсутствием интервьюеров, компьютерной техники.

2. Самостоятельная  организация ответов на вопросы  со стороны респондентов, которые  сами выбирают время и скорость  ответов на вопросы, создают для себя наиболее комфортные условия ответа на вопросы.

3. Отсутствие  определенного влияния со стороны  интервьюера или компьютера, создающее  более комфортные условия для  респондентов для ответа на  вопросы.

      Недостатки  данного метода опроса, прежде всего, заключаются в том, что поскольку респондент самостоятельно контролирует ответы на вопросы анкеты, то его ответы могут содержать ошибки, обусловленные недопониманием, отсутствием должного внимания и т.п., быть неполными; сроки опроса могут нарушаться или анкеты вообще не будут возвращены. Вследствие изложенного анкеты должны разрабатываться самым тщательным образом, содержать ясные и полные инструкции. 

      Таблица 2. Характеристика методов исследования. 

Метод Показатели Рекомендации  по использованию
Прямое  наблюдение Поведение потребителей Метод следует  применять в том случае, если исследуется  прямая последовательность. Например, в какой последовательности потребители  изучают товары, выставленные на прилавке.
Непрямое  наблюдение Результаты  определенного поведения Следует применять метод при использовании архивных данных, а также при необходимости изучения физических доказательств некоторых событий.
Открытое  наблюдение Поведение потребителей Так как люди знают, что за ними наблюдают, то следует присутствие наблюдателей свести к минимуму.
Скрытое наблюдение Поведение потребителей и персонала Не нарушать личного пространства наблюдаемых, быть вежливыми и аккуратными.
Структурализованное наблюдение Поведение потребителей.

Результаты, полученные другими методами

Метод требует  хорошего предварительного знания предмета исследования
Неструктурализованное наблюдение Все виды поведения Следует использовать при проведении разведочных исследований
Опрос Уровень знаний потребителей о товаре, отношение  к продукту, предпочтения,  покупательское поведение Следить за тем, чтобы все пункты анкеты были заполнены; объяснить внятно респонденту всю  важность опроса. Предоставлять респонденту  достоверную информацию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ 

  2.1.  Общая характеристика развития рынка молока в городе Алматы 

      Человечество  открыло для себя молоко как полезный и питательный продукт более  шести тысяч лет назад. Все  содержащиеся в этом напитке вещества, то есть полноценные белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные элементы и весь набор необходимых человеку аминокислот, настолько удачно сбалансированы, что их усвоение происходит практически полностью. А особенную ценность молоку придает кальций. В сочетании с лактозой он усваивается наиболее полно и, потребляя молоко, человек покрывает до 40 процентов потребностей организма в этом минерале. [12] 

      Но  при всей своей полезности молоко имеет и серьезный минус –  способность быстро портиться и  превращаться из продукта полезного  в жидкость, чреватую всевозможными инфекционными заболеваниями. Поэтому испокон веков люди употребляли молоко только в первые часы после дойки. И лишь в XIX веке французский химик Луи Пастер заметил, что болезнетворные микроорганизмы, быстро размножающиеся в сыром молоке, при нагревании нейтрализуются. Метод термообработки, изобретенный французским ученым, получил название пастеризация и до сих пор считается главным открытием в науке о пищевой промышленности.

      Для определения мнений и предпочтений потребителей рассмотрены некоторые виды обработки молока. (таблица 3) 

       Таблица 3. Виды обработки молока. [14]

        

Вид обработки Описание
Парное  молоко Получено сразу  после дойки, в течение нескольких часов такое молоко содержит «живые»  антитела, которые крайне полезны  человеку. Парное молоко имеет характерную особенность: в нем есть углекислый газ, азот и кислород, которые способствуют лучшему его усвоению. Но! Как любой биологический продукт, молоко содержит бактерии и патогенную флору, поэтому требует обязательного кипячения.
Цельное молоко Сырьем в  молочной промышленности являются цельное, натуральное молоко, т.е. без извлечений и всевозможных добавок, и его  отдельные компоненты, в частности  жир, белок, казеин, лактоза. В зависимости  от назначения молоко-сырье оценивают по различным показателям. Если молоко используют как непосредственный продукт питания, то главным является санитарно-гигиенический  показатель.
Кипяченое молоко Кипячение - самый  старый метод обработки молока. Кипячение  убивает многие микроорганизмы, при этом не может справиться с некоторыми термостойкими микроорганизмами, такими как золотистый стафилококк, возбудитель кишечного туберкулеза. Так, чтобы убить бруцеллу надо кипятить молоко не менее 6 минут. Помимо этого, при кипячении разрушается кальций и белок.
Пастеризованное молоко Основная цель пастеризации — уничтожение патогенной токсинообразующей микрофлоры. В  результате исключается передача через  молоко и молочные продукты инфекционных заболеваний и обеспечивается более  длительный срок хранения. Процесс пастеризации включает в себя нагревание молока до 72–°C с выдержкой в течение 15–20 секунд и последующее охлаждение. Витамины стойки к воздействию высокой температуры, особенно если молоко нагревается без доступа кислорода воздуха. Поэтому в пастеризованном молоке содержатся все свойственные молоку минералы и витамины. В холодильниках пастеризованное молоко может храниться  до нескольких недель.  
Кипятить пастеризованное молоко не нужно.
Ультрапастеризованное молоко Ультрапастеризация, или высокотемпературная обработка (UHT),  представляет собой процесс термообработки натурального молока.  Опасные для здоровья микроорганизмы, посторонняя микрофлора, которая приводит к скисанию молока, погибают при нагреве до 137-140°C за очень короткое время (4 с).  В упаковку молоко разливается в полностью стерильных и герметичных условиях, обеспечивающих защиту продукта от попадания в него микроорганизмов на всех этапах технологического процесса, поэтому оно может храниться при комнатной температуре до 12 месяцев. При этом в молоке максимально сохраняются все витамины и минералы. А упаковка надежно защищает от попадания бактерий извне и разрушающего действия света.
Восстановленное молоко Натуральный продукт, который был восстановлен из сухого молока. Сухое молоко - это натуральное природное молоко, буквально высушенное по особой технологии, таким образом, чтобы удалить влагу, при этом сохраняются все полезные свойства молока. Именно такое сухое молоко используется в детских смесях и кашах. По содержанию полезных элементов сухое молоко не уступает цельному.
 

      Согласно  классификатору видов экономической  деятельности (ОКЭД), молоко относится  к ОКЭД 15511 – переработка молока, производство сыра. [16] 

      Таблица 4. Государственные стандарты [16] 

  Документ   Дата  вступления в действие   Ограничения   Возможности
ГОСТ 28283-89. Молоко коровье. Метод органолептической  оценки запаха и вкуса 01.01.1990 Молоко, не соответствующее  требованиям ГОСТ  по внешнему виду, цвету и консистенции органолептической  оценке вкуса и запаха не подлежит Молоко с  оценкой 5 и 4 балла относят к высшему  первому или второму сорту  в зависимости от других показателей, установленных ГОСТом.
ГОСТ 26754-85. Молоко. Методы измерения температуры 01.12.1986 Молоко, не прошедшее  термическую обработку, не подлежит реализации. Настоящий стандарт распространяется на молоко и устанавливает  методы измерения температуры стеклянным жидкостным и цифровым термометрами.
ГОСТ 5867-90. Молоко и молочные продукты. Методы определения жира 01.07.1991 Молоко, не соответствующее  требованиям, установленным ГОСТом, не подлежит реализации. Настоящий стандарт распространяется на молоко и молочные продукты и устанавливает методы определения массовой доли жира.
ГОСТ 26781-85. Молоко. Метод измерения pH 01.01.1987 За окончательный  результат измерения рН принимают среднеарифметическое результатов двух параллельных измерений, расхождение между которыми не должно превышать 0,03. Молоко имеет  широкий диапазон распространения  от 3 до 8 рН.
ГОСТ 3623-73. Молоко и молочные продукты. Методы определения пастеризации 01.01.1976 Молоко, не соответствующее  требованиям, установленным ГОСТом, не подлежит реализации. Настоящий стандарт распространяется на молочные продукты при оценке эффективности пастеризации сырья, из которого они выработаны.
 

      С открытием же в 60-е годы прошлого века технологии асептической обработки и упаковки жидких продуктов, молочная индустрия шагнула далеко вперед и позволила обеспечить высокий уровень потребления молока в большинстве стран мира. Но, несмотря на все новейшие технологии, в Казахстане и сегодня потребляют в основном молоко, которое не подвергается промышленной обработке. На молоко, покупаемое у уличных торговцев и получаемое на личных подворьях, приходится около 83 процентов потребления (рисунок 1), и это составляет в среднем 695 миллионов литров в год. [12] 

 

      Рисунок 1. Графическое представление потребительских  предпочтений в молоке. [12] 

      Практически каждая хозяйка знает, что так  называемое «уличное» молоко необходимо прокипятить. Но, к сожалению, вместе с бактериями при кипячении молоко теряет большую часть своих полезных свойств. Например, разрушается витамин С, а кальций оседает вместе с сывороточными белками на стенках и дне кастрюли в виде белого налета.

      Упакованное молоко занимает около 17 процентов  рынка, что в количественном выражении исчислялось цифрой 143 миллиона литров. Из них 44 миллиона, то есть 5 процентов всего потребляемого казахстанцами молока, занимает пастеризованное молоко в картонных упаковках и пластиковых пакетах.

      При пастеризации молоко нагревается до 75–85 градусов, что позволяет сохранять  его питательные свойства, нейтрализуя  при этом большинство вредных  микроорганизмов. Но так как погибают все-таки не все патогенные бактерии, пастеризованное молоко может храниться лишь несколько суток, причем только в холодильнике, что создает сложности при его транспортировке.

      Согласно  статистическим данным об объемах получаемого  в Казахстане молока (надоев), этот продукт  очень неравномерно распределен  по территории Казахстана. Так, в Костанайской области в год получают около 480 литров молока на душу населения, в Алматы – 183 литра, в Карагандинской области – 100, в Атырауской и Кызылординской – около 50 литров, а в Мангыстауской эта цифра практически равна нулю. Между тем уровень потребления в областях, где молока мало, напротив, традиционно высок: в Атырау и Актау это связано с вредными производствами, а жители Карагандинской области «пристрастились» к молоку еще с советских времен, когда всем работникам угледобывающей промышленности его выдавали каждый день бесплатно.

Информация о работе Исследование мнений потребителей о молоке города Алматы