Исследование мнений потребителей о молоке города Алматы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение мнений потребителей о рынке молока в городе Алматы.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1) определить понятие, сущность и модели формирования мнений потребителя;
2) определить основные методы маркетинговых исследований мнений потребителей;
3) изучить и оценить мнения потребителей на рынке молочной продукции;
4) разработать программу маркетинговых коммуникаций для перспектив изменения мнений потребителей и рынке молока в городе Алматы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Понятие, сущность и модели формирования мнений потребителя…….5
Методы маркетинговых исследований мнений потребителей……..….11

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Общая характеристика развития рынка молока в городе Алматы.........19
Методология исследований……………………………………..……......27
Оценка существующих мнений потребителя о молоке...........................29

ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЙ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ О СУЩЕСТВУЮЩИХ ТОВАРАХ
3.1 Концепции формирования мнений.....................…………………..…….35
3.2. Программа маркетинговых коммуникаций..............……………...…….36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 412.50 Кб (Скачать)

      В зависимости от областей и городов  популярность того или иного брэнда существенно разнится. Если же смотреть в целом по Казахстану, то согласно исследованиям компании Tetra Pak, большую  долю рынка на данном этапе занимает компания «ФудМастер Асептик», за ней следует Adal, затем «Павлодар сут», «Агропродукт» (молокозавод «Солнечный») и «Смак». Большинство крупных производителей пастеризованного молока сосредоточено в Алматинской области, и в основном они снабжают своим продуктом южную столицу и близлежащие города.

      Картонный тетраэдр для упаковки молока был  изобретен шведской компанией Tetra Pak. А в шестидесятые годы шведская сторона  в надежде на будущее коммерческое сотрудничество подарила СССР четыре аппарата, предназначенных для выпуска таких упаковок. В Союзе же рассудили, что незачем закупать оборудование, если можно посмотреть, как оно устроено, и сделать аналогичное. Прикрываясь «железным занавесом» от соблюдения международных законов об авторском праве, в стране наладили выпуск оборудования, скопированного со шведского. А затем снабдили им практически каждый союзный городок, где существовало молочное производство. В Павлодаре, говорят, на одной из таких машин, доставшихся нам в наследство от Союза, до сих пор пакуют молоко в тетраэдры, которые нещадно протекают.

      Что касается современных технологий, то на сегодняшний день самой прогрессивной  является ультрапастеризация (UHT). Суть ее заключается в том, что молоко в течение 3–4 секунд нагревается  до температуры 140 градусов, при которой все патогенные микроорганизмы и даже споры бактерий, которые могут сохраняться после простой пастеризации, погибают. Затем молоко моментально охлаждается и в асептических условиях разливается в упаковки. При таком методе практически все пищевые свойства молока сохраняются, а потери витаминов, белков и других питательных веществ сводятся к нулю. В закрытом виде ультрапастеризованное молоко даже при комнатной температуре может храниться до полугода и не требует кипячения после вскрытия. Обычно такое молоко разливается в специальную многослойную упаковку в форме «кирпича» или многослойный пакет, которые эффективно защищают продукт от вредного воздействия света, кислорода и микроорганизмов.

      В европейских странах, где на UHT-молоко приходится в среднем 80 процентов от общего потребления, его стоимость практически одинакова с обычным пастеризованным молоком. В нашей же стране пастеризованное молоко в основном выпускается еще на старом советском оборудовании, а потому его производство обходится дешевле, нежели изготовление ультрапастеризованного молока, которое требует немалых начальных инвестиций. Кроме того, UHT-молоко можно производить только из очень качественного молока высшего сорта, в котором изначальное количество бактерий минимально. Закупки такого молока также обходятся компаниям-производителям дороже.

      Каких марок UHT-молоко предпочитают казахстанцы? Лидером по продажам на сегодняшний  день является компания Kosmis (рисунок 2), производящая брэнды Nestle и Mis. Это молоко выпускается в Костанае на заводе, ранее принадлежащем турецкой компании Mis. После покупки корпорацией Nestle компании Mis в Турции расположенный в Казахстане завод автоматически перешел к новым хозяевам. На казахстанском рынке в начале года компания занимала 39 процентов рынка. На втором месте «Раимбек Ботлерс» с брэндом «Айналайын» (28 процентов). Два этих производителя имеют самую разветвленную дистрибьюторскую сеть, и их продукция известна в большинстве казахстанских городов. На третьей позиции «ФудМастер» с марками «Заилийское», «Деревенское», «Био-молоко». Четвертую и пятую позиции занимают соответственно «Агропродукт» с молоком «Любимое» и WBD с «Домиком в деревне» и «Веселым молочником».  

        

       Рисунок 2. Объем доли рынка молока компаниями на 2009-2010 гг. [12] 

      В целом уровень потребления молока казахстанцами в последние годы увеличивается, а рынок растет как  количественно, так и качественно. И это, конечно, момент позитивный. Ведь мода на напитки газированные и энергетические, мода на вкусы, цвета и виды упаковок приходит и уходит, а молоко как было с человеком 6000 лет назад, так и осталось. А мы желаем каждому читателю найти среди «молочных рек» Казахстана свой «ручеек», который придется ему по вкусу.

      Для анализа воздействия внешних  факторов, таких как политические, экономические, социальные, технологические, был проведен ПЭСТ-анализ рынка молока в городе Алматы. 
 

       Таблица 5. ПЭСТ-анализ рынка молока. [13] 

Группы  факторов Описание  события / факторов Опасность/возможность Оценка  вероятности события  или проявления фактора (10 баллов) Оценка  важности фактора  или события (10 баллов) Общее влияние на компанию (высокое, среднее, низкое) Программа действий
Политические    
Государственное регулирование конкуренции 
 

Торговая  политика 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рост  числа групп по защите интересов

  общественности 
 
 
 
 

Будущие изменения в законодательстве

  
Государство может  установить одинаковые цены для всех конкурентов на молочную продукцию 07.02.2011 в Алматы  молочные компании подняли цену  молока до 40%. Основной проблемой  является повышение цен на молоко.   7   10 высокое Отстаивать  право на установление своих цен  компаниями
Государственная проверка качества молока В Алматы состоялся  «Молочный рейд», инициированный Молочным союзом Казахстана при поддержке  Акимата Алмалинского района, Медеуского управления санитарно-эпидемиологического надзора, Казахской академии питания. Выявление несоответствия качества молока со стандартами.   10   10 высокое Соблюдать компаниями – производителями всех санитарно  – эпидемиологических норм и правил, а также стандарты ГОСТ и ИСО.
Поддержка положительного или отрицательного мнения потребителей Бытует мнение среди потребителей, что лучше  покупать молоко «у бабушки», чем в  магазине. Поэтому возникает опасность  заразиться бактериями от молока «у бабушки», чем у купленного в магазине.   9   8 среднее Компании должны получить положительное мнение у  потребителей, правильно рекламируя молоко и дать им понять, что молоко, приобретенное в магазине и полезно  и качественно
Могут повлиять либо положительно, либо отрицательно Письмо Министерства труда и социальной защиты населения  Республики Казахстан

  от 28 октября 2005 года № 06-1-17/1899

  О нормах выдачи молока, рационов лечебно-профилактического  питания работникам за счет средств  работодателя

  5   5 среднее Соблюдать компаниями – производителями всех санитарно – эпидемиологических норм и правил, а также стандарты ГОСТ и ИСО.
Экономические    
Динамика  национальной валюты 
 
 
 
 

Платежеспособный  спрос 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Повышение покупательной способности  потребителей 
 

Повышение цен поставщиков

Валюта может  изменить свою стоимость и спрос  на продукцию снизится Колебания позволяют  курсу меняться между 145 и 155 тенге  за доллар. Вплоть до 5 февраля планируется  пределы довести от 127,5 до 165. Следует  повышение цен на молоко.   6   7 среднее Отслеживать курс валюты и устанавливать соответствующие  цены. Поддерживать репутацию компании и активно рекламировать свою продукцию
В зависимости от того, снизится или  повысится ли платежеспособный спрос  населения, продукцию будут либо активнее покупать, либо нет Закуп молока в 2010 году составил 0, 33 %. Низкие показатели характеризуются закупом страной  сухого молока (закуплено на внутреннем рынке порядка 500 тонн сухого молока). То есть большее количество платежеспособного  спроса населения уходит на сухие сливки.   6   6 среднее Устанавливать доступные цены на продукцию в  любом состоянии спроса
Повышение спроса на молоко Прогнозируемый  на 2009—2012 годы объем потребления  жидких молочных продуктов на 0,2 процента. Сделано это было по итогам первой половины 2010 года, в течение которой сохранялся высокий спрос.   4   7 среднее Устанавливать доступные цены на продукцию в  любом состоянии покупательной  способности населения
Повышение цен на молоко и, следовательно, покупателей В Алматы поставщики молока необоснованно повысили цену реализации молока на 10-40 процентов.   8   10 высокое Заключать заранее  долгосрочные договора с поставщиками
Социальные    
Динамика  рождаемости 
 
 
 
 
 

Старение  населения 
 
 
 
 

Урбанизация населения 
 
 
 
 
 
 
 
 

Культурные  особенности

  
Повысится спрос на молоко Рождаемость в  Казахстане растет. Коэффициент суммарной  рождаемости повысился с 2,22 рождений на одну женщину в 2005 году до 2,66 в 2009 и постепенно приближается к уровню 1991 года (2,73).   9   9 высокое Увеличить количество выпускаемой продукции
Повышение спроса на молоко Количество  людей старше 65 лет к 2025 году увеличится с нынешних 739 млн до 2 миллиардов.   8   10 высокое Увеличить количество выпускаемой продукции установить цены, которые соответствуют возможностям целевой аудитории
Городские потребители более образованны, а также могут позволить себе как концентрированное молоко, так и обогащенные продукты. В 2009 году городское  население составляло 3,25 млрд человек. К 2050-му оно увеличится до 6 миллиардов во всем мире.   9   8 высокое Поддерживать высокую репутацию продукции, гарантировать качество. Соотношение – цена-качество
Для народа Казахстана молоко является национальным напитком, поэтому оно всегда будет  пользоваться спросом Сейчас в  Казахстане потребление молочных продуктов  на душу населения составляет около 66 литров в год, и этот показатель относительно стабилен с 2007 года. На 2010 год «Тетра Пак» оценивает рынок упакованных жидких молочных продуктов в Казахстане в 469 млн литров, что на 30 проц. больше, чем в 2006-м.   9   9 высокое Соответствие  ассортимента, цены и качества
Технологические    
Ужесточение государственного контроля за 

доброкачественностью  и безопасностью  товаров 
 
 

Развитие  технологий

Повышение требований государства к молоку, технологиям  производства, его упаковке и т.п. 
 
  
Согласно новому законодательству о ветеринарии, о  частном предпринимательстве, разрешается  проводить проверки не чаще двух раз  в год. То есть в настоящее время  частному предпринимательству делаются преференции для развития   5   7 низкое Соответствовать государственным требованиям
Замена  молока товаром-заменителем, например: сухое молоко Основным товаро-заменителем  молока в Казахстане является сухое  молоко. Закуплено на внутреннем рынке  Казахстана порядка 500 тонн сухого молока. 
  
  7   8 среднее Пропагандировать, что молоко полезнее и нужнее, чем сухое молоко

      Для оценки конкуренции на рынке молока в городе Алматы была использована модель пяти конкурентных сил Портера – Лоулера.

      Таблица 6. Модель пяти конкурентных сил Портера – Лоулера рынка молока. [14] 

  Пять  сил      Оценка   Логическое  обоснование
Конкуренция среди существующих конкурентов    Конкуренция среди  существующих компаний производителей молока и другими участниками  рынка в Казахстане неблагоприятная. Основными конкурентами в молочной отрасли являются национальные компании производители, фермерские хозяйства, а также импортеры. По данным Молочного союза РК, на сегодняшний день в республике лишь 5% молока производится в современных условиях на крупных молочно-товарных фермах, а около 95% от объема молока надаивается в мелких фермерских хозяйствах.
Угроза  появления новых участников    Угроза появления  новых участников на рынке невысокая. Малая вероятность того, что на рынок выйдут новые участники. С учетом того, что в Республике большую часть  рынка занимают фермерские хозяйства и иностранные компании, то выход на рынок новых участников маловероятен. Национальным компаниям нужно бороться за право быть лидерами на рынке молока.
Рыночная  власть поставщиков    Власть поставщиков  на рынке молока достаточно высока. Ситуация неблагоприятная. На казахстанском  рынке основными поставщиками продукции  являются фермерские хозяйства. То есть они владеют большей частью рынка  и могут диктовать свои условия.
Рыночная  власть покупателей    Рыночная власть покупателей на рынке молока невысокая.    Покупатели  не могут диктовать свои условия  на данном рынке. Вся власть в основном в руках государства и поставщиков. Но покупатели могут воздействовать на данный рынок  через общественные группы.
Угроза  со стороны товаров-заменителей    Угроза со стороны  товаров-заменителей высокая, так  как есть вероятность того, что  молоко может быть заменено сухим.    Закуп молока в 2010 году составил 0, 33 %. Низкие показатели характеризуются закупом страной  сухого молока (закуплено на внутреннем рынке порядка 500 тонн сухого молока).
 
 

       2.2 Методология исследований 

      Исследование  рынка молока состоит из двух видов этапов – опрос и наблюдение.

      Целью проведения опроса является изучение мнений потребителей о молоке в городе Алматы для того, чтобы избавиться от такой проблемы как отрицательное мнение потребителей о молоке.

      Исходя  из цели были поставлены задачи [приложение 1]: изучение личных данных потребителя (пол, возраст, семейное положение, возраст детей); влияние мест покупки на мнение потребителя (рейтинг места покупки); знание потребителя о характеристиках той или иной марки-производителя (уровень цен,  показатели качества, вкусовые предпочтения); изучение мнение потребителя о сроке хранения молока (отношение к длительному сроку хранения, отношение к краткосрочному сроку хранения); изучение мнений потребителя об упаковке молока (отношение к мягким пакетам, отношение к тетра-пакетам, отношение к пластиковым баночкам, отношение к стеклянным баночкам); изучение мнений потребителя о взаимоотношении «цена-качество» молока (дорогое молоко, хорошее качество, дешевое молоко, хорошее качество, дорогое молоко, плохое качество, дешевое молоко, плохое качество); определение мнений потребителя к требованиям об обработке молока (структура мнений по виду обработки молока), знание потребителей о пользе потребления молока в различном возрасте (структура мнений в отношении потребления молока в разных возрастных категориях); определение мнений потребителя об объемах розлива молока (структура мнений потребителей относительно объемов розлива молока); определение мнений потребителей о дизайне упаковки молока (структура мнений потребителей об упаковке молока).

      Опрашиваемыми были студенты Международной Академии Бизнеса. Респонденты были выбраны путем случайной выборки, из ста человек было выбрано двадцать пять, тринадцать девушек и двенадцать парней. Респондентами были выбраны именно студенты, потому что именно их мнение стало интересно. Какими знаниями они обладают в области молока, что влияет на их мнение, как часто они потребляют молоко.

      Анкета  была составлена на основе поставленных задач [приложение 2]. Состоит из тринадцати вопросов и четырех разделов. В первом разделе вопросы, связанные с местом покупки молока, во втором – мнения потребителей о различных марках молока, в третьем разделе мнения потребителей о видах обработки молока, упаковке и розливе. Четвертый раздел содержит личные данные потребителя.

      Вторым  этапом исследования было наблюдение [приложение 3]. Метод наблюдения использовался с целью дополнения к опросу. Целью являлось изучить мнение потребителей о молоке в городе Алматы. Формой наблюдения было выбрано личное непрямое наблюдение, то есть данные собирались со стороны, не входя в контакт с наблюдаемыми.

      Предметом личного наблюдения является молоко, точнее четыре марки молока разных фирм – производителей, а именно молоко «FoodMaster» фирмы «FoodMaster», молоко «Айналайын» фирмы «Раимбек Ботлерс», молоко «Домик в деревне» фирмы “WBD” и молоко «Любимое» фирмы «Агропродукт».

      Объектами личного наблюдения являются жители микрорайона Таугуль. Было выделено две целевые аудитории. Первичная аудитория – люди в возрасте 25-50 лет, работающие, мужчины и женщины. Вторичная целевая аудитория – пожилые люди в возрасте 50-70 лет, не работающие, на пенсии, мужчины и женщины.

      Места наблюдения были выбраны по принципу мест продажу молока, это специализированный молочный магазинчик возле дома, магазин “Masato” молочный отдел, магазин «Керемет» молочный отдел и все мелкие магазины возле дома, которые продают молоко.

      Время личного наблюдения было выбрано: с семи до восьми вечера в будние дни, время, когда люди возвращаются домой с работы и покупают нужные им продукты, а также в выходные дни с двух до трех часов дня и в шести до семи вечера, в это время в выходные дни люди чаще всего ходят за покупками.

      Основными задачами наблюдения являются: влияние  мест покупки на мнение потребителя (рейтинг места покупки); знание потребителя  о характеристиках той или  иной марки-производителя (уровень  цен,  показатели качества, вкусовые предпочтения); изучение мнений потребителя об упаковке молока (отношение к мягким пакетам, отношение к тетра-пакетам, отношение к пластиковым баночкам, отношение к стеклянным баночкам); изучение мнений потребителя о взаимоотношении «цена-качество» молока (дорогое молоко, хорошее качество, дешевое молоко, хорошее качество, дорогое молоко, плохое качество, дешевое молоко, плохое качество); определение мнений потребителя об объемах розлива молока (структура мнений потребителей относительно объемов розлива молока).

      Личное  наблюдение проводится по местам продажи молока (молочный ларек, магазин “Masato”, магазин «Керемет» и магазины возле дома), визуально и на слух. Основными критериями являются место покупки, характеристика товара, упаковка, цена и объем розлива молока. 

Информация о работе Исследование мнений потребителей о молоке города Алматы