Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:58, курсовая работа
Целью работы является изучение мнений потребителей о рынке молока в городе Алматы.
Достижение этой цели требует решения следующих задач:
1) определить понятие, сущность и модели формирования мнений потребителя;
2) определить основные методы маркетинговых исследований мнений потребителей;
3) изучить и оценить мнения потребителей на рынке молочной продукции;
4) разработать программу маркетинговых коммуникаций для перспектив изменения мнений потребителей и рынке молока в городе Алматы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Понятие, сущность и модели формирования мнений потребителя…….5
Методы маркетинговых исследований мнений потребителей……..….11
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Общая характеристика развития рынка молока в городе Алматы.........19
Методология исследований……………………………………..……......27
Оценка существующих мнений потребителя о молоке...........................29
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЙ МНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ О СУЩЕСТВУЮЩИХ ТОВАРАХ
3.1 Концепции формирования мнений.....................…………………..…….35
3.2. Программа маркетинговых коммуникаций..............……………...…….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………......40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
В зависимости от областей и городов популярность того или иного брэнда существенно разнится. Если же смотреть в целом по Казахстану, то согласно исследованиям компании Tetra Pak, большую долю рынка на данном этапе занимает компания «ФудМастер Асептик», за ней следует Adal, затем «Павлодар сут», «Агропродукт» (молокозавод «Солнечный») и «Смак». Большинство крупных производителей пастеризованного молока сосредоточено в Алматинской области, и в основном они снабжают своим продуктом южную столицу и близлежащие города.
Картонный тетраэдр для упаковки молока был изобретен шведской компанией Tetra Pak. А в шестидесятые годы шведская сторона в надежде на будущее коммерческое сотрудничество подарила СССР четыре аппарата, предназначенных для выпуска таких упаковок. В Союзе же рассудили, что незачем закупать оборудование, если можно посмотреть, как оно устроено, и сделать аналогичное. Прикрываясь «железным занавесом» от соблюдения международных законов об авторском праве, в стране наладили выпуск оборудования, скопированного со шведского. А затем снабдили им практически каждый союзный городок, где существовало молочное производство. В Павлодаре, говорят, на одной из таких машин, доставшихся нам в наследство от Союза, до сих пор пакуют молоко в тетраэдры, которые нещадно протекают.
Что касается современных технологий, то на сегодняшний день самой прогрессивной является ультрапастеризация (UHT). Суть ее заключается в том, что молоко в течение 3–4 секунд нагревается до температуры 140 градусов, при которой все патогенные микроорганизмы и даже споры бактерий, которые могут сохраняться после простой пастеризации, погибают. Затем молоко моментально охлаждается и в асептических условиях разливается в упаковки. При таком методе практически все пищевые свойства молока сохраняются, а потери витаминов, белков и других питательных веществ сводятся к нулю. В закрытом виде ультрапастеризованное молоко даже при комнатной температуре может храниться до полугода и не требует кипячения после вскрытия. Обычно такое молоко разливается в специальную многослойную упаковку в форме «кирпича» или многослойный пакет, которые эффективно защищают продукт от вредного воздействия света, кислорода и микроорганизмов.
В европейских странах, где на UHT-молоко приходится в среднем 80 процентов от общего потребления, его стоимость практически одинакова с обычным пастеризованным молоком. В нашей же стране пастеризованное молоко в основном выпускается еще на старом советском оборудовании, а потому его производство обходится дешевле, нежели изготовление ультрапастеризованного молока, которое требует немалых начальных инвестиций. Кроме того, UHT-молоко можно производить только из очень качественного молока высшего сорта, в котором изначальное количество бактерий минимально. Закупки такого молока также обходятся компаниям-производителям дороже.
Каких
марок UHT-молоко предпочитают казахстанцы?
Лидером по продажам на сегодняшний
день является компания Kosmis (рисунок 2),
производящая брэнды Nestle и Mis. Это молоко
выпускается в Костанае на заводе, ранее
принадлежащем турецкой компании Mis. После
покупки корпорацией Nestle компании Mis в
Турции расположенный в Казахстане завод
автоматически перешел к новым хозяевам.
На казахстанском рынке в начале года
компания занимала 39 процентов рынка.
На втором месте «Раимбек Ботлерс» с брэндом
«Айналайын» (28 процентов). Два этих производителя
имеют самую разветвленную дистрибьюторскую
сеть, и их продукция известна в большинстве
казахстанских городов. На третьей позиции
«ФудМастер» с марками «Заилийское», «Деревенское»,
«Био-молоко». Четвертую и пятую позиции
занимают соответственно «Агропродукт»
с молоком «Любимое» и WBD с «Домиком в деревне»
и «Веселым молочником».
Рисунок
2. Объем доли рынка молока компаниями
на 2009-2010 гг. [12]
В
целом уровень потребления
Для
анализа воздействия внешних
факторов, таких как политические,
экономические, социальные, технологические,
был проведен ПЭСТ-анализ рынка молока
в городе Алматы.
Таблица
5. ПЭСТ-анализ рынка молока. [13]
Группы факторов | Описание события / факторов | Опасность/возможность | Оценка вероятности события или проявления фактора (10 баллов) | Оценка важности фактора или события (10 баллов) | Общее влияние на компанию (высокое, среднее, низкое) | Программа действий |
Политические | ||||||
Государственное
регулирование конкуренции Торговая
политика Рост числа групп по защите интересов общественности Будущие изменения в законодательстве |
Государство может установить одинаковые цены для всех конкурентов на молочную продукцию | 07.02.2011 в Алматы
молочные компании подняли |
7 | 10 | высокое | Отстаивать право на установление своих цен компаниями |
Государственная проверка качества молока | В Алматы состоялся «Молочный рейд», инициированный Молочным союзом Казахстана при поддержке Акимата Алмалинского района, Медеуского управления санитарно-эпидемиологического надзора, Казахской академии питания. Выявление несоответствия качества молока со стандартами. | 10 | 10 | высокое | Соблюдать компаниями – производителями всех санитарно – эпидемиологических норм и правил, а также стандарты ГОСТ и ИСО. | |
Поддержка положительного или отрицательного мнения потребителей | Бытует мнение среди потребителей, что лучше покупать молоко «у бабушки», чем в магазине. Поэтому возникает опасность заразиться бактериями от молока «у бабушки», чем у купленного в магазине. | 9 | 8 | среднее | Компании должны получить положительное мнение у потребителей, правильно рекламируя молоко и дать им понять, что молоко, приобретенное в магазине и полезно и качественно | |
Могут повлиять либо положительно, либо отрицательно | Письмо Министерства
труда и социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 28 октября 2005 года № 06-1-17/1899 О нормах выдачи молока, рационов лечебно-профилактического питания работникам за счет средств работодателя |
5 | 5 | среднее | Соблюдать компаниями – производителями всех санитарно – эпидемиологических норм и правил, а также стандарты ГОСТ и ИСО. | |
Экономические | ||||||
Динамика
национальной валюты Платежеспособный
спрос Повышение
покупательной способности
потребителей Повышение цен поставщиков |
Валюта может изменить свою стоимость и спрос на продукцию снизится | Колебания позволяют курсу меняться между 145 и 155 тенге за доллар. Вплоть до 5 февраля планируется пределы довести от 127,5 до 165. Следует повышение цен на молоко. | 6 | 7 | среднее | Отслеживать курс
валюты и устанавливать |
В зависимости от того, снизится или повысится ли платежеспособный спрос населения, продукцию будут либо активнее покупать, либо нет | Закуп молока в
2010 году составил 0, 33 %. Низкие показатели
характеризуются закупом |
6 | 6 | среднее | Устанавливать доступные цены на продукцию в любом состоянии спроса | |
Повышение спроса на молоко | Прогнозируемый на 2009—2012 годы объем потребления жидких молочных продуктов на 0,2 процента. Сделано это было по итогам первой половины 2010 года, в течение которой сохранялся высокий спрос. | 4 | 7 | среднее | Устанавливать доступные цены на продукцию в любом состоянии покупательной способности населения | |
Повышение цен на молоко и, следовательно, покупателей | В Алматы поставщики молока необоснованно повысили цену реализации молока на 10-40 процентов. | 8 | 10 | высокое | Заключать заранее долгосрочные договора с поставщиками | |
Социальные | ||||||
Динамика
рождаемости Старение
населения Урбанизация
населения Культурные особенности |
Повысится спрос на молоко | Рождаемость в Казахстане растет. Коэффициент суммарной рождаемости повысился с 2,22 рождений на одну женщину в 2005 году до 2,66 в 2009 и постепенно приближается к уровню 1991 года (2,73). | 9 | 9 | высокое | Увеличить количество выпускаемой продукции |
Повышение спроса на молоко | Количество людей старше 65 лет к 2025 году увеличится с нынешних 739 млн до 2 миллиардов. | 8 | 10 | высокое | Увеличить количество
выпускаемой продукции | |
Городские потребители более образованны, а также могут позволить себе как концентрированное молоко, так и обогащенные продукты. | В 2009 году городское население составляло 3,25 млрд человек. К 2050-му оно увеличится до 6 миллиардов во всем мире. | 9 | 8 | высокое | Поддерживать высокую репутацию продукции, гарантировать качество. Соотношение – цена-качество | |
Для народа Казахстана молоко является национальным напитком, поэтому оно всегда будет пользоваться спросом | Сейчас в Казахстане потребление молочных продуктов на душу населения составляет около 66 литров в год, и этот показатель относительно стабилен с 2007 года. На 2010 год «Тетра Пак» оценивает рынок упакованных жидких молочных продуктов в Казахстане в 469 млн литров, что на 30 проц. больше, чем в 2006-м. | 9 | 9 | высокое | Соответствие ассортимента, цены и качества | |
Технологические | ||||||
Ужесточение
государственного контроля
за
доброкачественностью
и безопасностью
товаров Развитие технологий |
Повышение требований
государства к молоку, технологиям
производства, его упаковке и т.п. |
Согласно новому законодательству о ветеринарии, о частном предпринимательстве, разрешается проводить проверки не чаще двух раз в год. То есть в настоящее время частному предпринимательству делаются преференции для развития | 5 | 7 | низкое | Соответствовать государственным требованиям |
Замена молока товаром-заменителем, например: сухое молоко | Основным товаро-заменителем
молока в Казахстане является сухое
молоко. Закуплено на внутреннем рынке
Казахстана порядка 500 тонн сухого молока. |
7 | 8 | среднее | Пропагандировать, что молоко полезнее и нужнее, чем сухое молоко |
Для оценки конкуренции на рынке молока в городе Алматы была использована модель пяти конкурентных сил Портера – Лоулера.
Таблица
6. Модель пяти конкурентных сил Портера
– Лоулера рынка молока. [14]
Пять сил | Оценка | Логическое обоснование |
Конкуренция среди существующих конкурентов | Конкуренция среди существующих компаний производителей молока и другими участниками рынка в Казахстане неблагоприятная. | Основными конкурентами в молочной отрасли являются национальные компании производители, фермерские хозяйства, а также импортеры. По данным Молочного союза РК, на сегодняшний день в республике лишь 5% молока производится в современных условиях на крупных молочно-товарных фермах, а около 95% от объема молока надаивается в мелких фермерских хозяйствах. |
Угроза появления новых участников | Угроза появления новых участников на рынке невысокая. Малая вероятность того, что на рынок выйдут новые участники. | С учетом того, что в Республике большую часть рынка занимают фермерские хозяйства и иностранные компании, то выход на рынок новых участников маловероятен. Национальным компаниям нужно бороться за право быть лидерами на рынке молока. |
Рыночная власть поставщиков | Власть поставщиков на рынке молока достаточно высока. Ситуация неблагоприятная. | На казахстанском рынке основными поставщиками продукции являются фермерские хозяйства. То есть они владеют большей частью рынка и могут диктовать свои условия. |
Рыночная власть покупателей | Рыночная власть покупателей на рынке молока невысокая. | Покупатели
не могут диктовать свои условия
на данном рынке. Вся власть в основном
в руках государства и |
Угроза со стороны товаров-заменителей | Угроза со стороны товаров-заменителей высокая, так как есть вероятность того, что молоко может быть заменено сухим. | Закуп молока в
2010 году составил 0, 33 %. Низкие показатели
характеризуются закупом |
2.2
Методология исследований
Исследование рынка молока состоит из двух видов этапов – опрос и наблюдение.
Целью проведения опроса является изучение мнений потребителей о молоке в городе Алматы для того, чтобы избавиться от такой проблемы как отрицательное мнение потребителей о молоке.
Исходя из цели были поставлены задачи [приложение 1]: изучение личных данных потребителя (пол, возраст, семейное положение, возраст детей); влияние мест покупки на мнение потребителя (рейтинг места покупки); знание потребителя о характеристиках той или иной марки-производителя (уровень цен, показатели качества, вкусовые предпочтения); изучение мнение потребителя о сроке хранения молока (отношение к длительному сроку хранения, отношение к краткосрочному сроку хранения); изучение мнений потребителя об упаковке молока (отношение к мягким пакетам, отношение к тетра-пакетам, отношение к пластиковым баночкам, отношение к стеклянным баночкам); изучение мнений потребителя о взаимоотношении «цена-качество» молока (дорогое молоко, хорошее качество, дешевое молоко, хорошее качество, дорогое молоко, плохое качество, дешевое молоко, плохое качество); определение мнений потребителя к требованиям об обработке молока (структура мнений по виду обработки молока), знание потребителей о пользе потребления молока в различном возрасте (структура мнений в отношении потребления молока в разных возрастных категориях); определение мнений потребителя об объемах розлива молока (структура мнений потребителей относительно объемов розлива молока); определение мнений потребителей о дизайне упаковки молока (структура мнений потребителей об упаковке молока).
Опрашиваемыми были студенты Международной Академии Бизнеса. Респонденты были выбраны путем случайной выборки, из ста человек было выбрано двадцать пять, тринадцать девушек и двенадцать парней. Респондентами были выбраны именно студенты, потому что именно их мнение стало интересно. Какими знаниями они обладают в области молока, что влияет на их мнение, как часто они потребляют молоко.
Анкета была составлена на основе поставленных задач [приложение 2]. Состоит из тринадцати вопросов и четырех разделов. В первом разделе вопросы, связанные с местом покупки молока, во втором – мнения потребителей о различных марках молока, в третьем разделе мнения потребителей о видах обработки молока, упаковке и розливе. Четвертый раздел содержит личные данные потребителя.
Вторым этапом исследования было наблюдение [приложение 3]. Метод наблюдения использовался с целью дополнения к опросу. Целью являлось изучить мнение потребителей о молоке в городе Алматы. Формой наблюдения было выбрано личное непрямое наблюдение, то есть данные собирались со стороны, не входя в контакт с наблюдаемыми.
Предметом личного наблюдения является молоко, точнее четыре марки молока разных фирм – производителей, а именно молоко «FoodMaster» фирмы «FoodMaster», молоко «Айналайын» фирмы «Раимбек Ботлерс», молоко «Домик в деревне» фирмы “WBD” и молоко «Любимое» фирмы «Агропродукт».
Объектами личного наблюдения являются жители микрорайона Таугуль. Было выделено две целевые аудитории. Первичная аудитория – люди в возрасте 25-50 лет, работающие, мужчины и женщины. Вторичная целевая аудитория – пожилые люди в возрасте 50-70 лет, не работающие, на пенсии, мужчины и женщины.
Места наблюдения были выбраны по принципу мест продажу молока, это специализированный молочный магазинчик возле дома, магазин “Masato” молочный отдел, магазин «Керемет» молочный отдел и все мелкие магазины возле дома, которые продают молоко.
Время личного наблюдения было выбрано: с семи до восьми вечера в будние дни, время, когда люди возвращаются домой с работы и покупают нужные им продукты, а также в выходные дни с двух до трех часов дня и в шести до семи вечера, в это время в выходные дни люди чаще всего ходят за покупками.
Основными задачами наблюдения являются: влияние мест покупки на мнение потребителя (рейтинг места покупки); знание потребителя о характеристиках той или иной марки-производителя (уровень цен, показатели качества, вкусовые предпочтения); изучение мнений потребителя об упаковке молока (отношение к мягким пакетам, отношение к тетра-пакетам, отношение к пластиковым баночкам, отношение к стеклянным баночкам); изучение мнений потребителя о взаимоотношении «цена-качество» молока (дорогое молоко, хорошее качество, дешевое молоко, хорошее качество, дорогое молоко, плохое качество, дешевое молоко, плохое качество); определение мнений потребителя об объемах розлива молока (структура мнений потребителей относительно объемов розлива молока).
Личное
наблюдение проводится по местам продажи
молока (молочный ларек, магазин “Masato”,
магазин «Керемет» и магазины возле дома),
визуально и на слух. Основными критериями
являются место покупки, характеристика
товара, упаковка, цена и объем розлива
молока.
Информация о работе Исследование мнений потребителей о молоке города Алматы