Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 08:55, доклад
Выход из глубочайшего экономического кризиса, надолго поразившего экономику России, когда-то казавшуюся оазисом стабильности и благополучия, невозможен без квалифицированного анализа причин, спровоцировавших этот кризис, и, конечно невозможен без приобщения к достижениям мировой экономической мысли.
Что касается стабильности
кадрового состава отдела
Относительно механизма
подбора кадров, следует отметить
отсутствие какой – либо утвержденной
системы и документально
Функции работников отдела маркетинга представлены в Приложении 5.
ООО «Эмак» использует следующие элементы маркетинга для достижения целей компании:
Маркетинговые исследования;
Маркетинговые коммуникации;
Формирование ценовой политики.
В то же время, необходимо отметить,
задачи по управлению сбытом и товародвижением
как части маркетинговой
В результате подобное дублирование
функций сбыта и маркетинга на
предприятии предопределяет вероятность
нескоординированности и
Таблица 2.5.
Сравнительный анализ функций менеджеров высшего звена, работников коммерческой службы и отдела маркетинга
Функции маркетинга Директор
Исследование маркетинга Р ПИУ РПУ
Расширение ассорт. Р П П П У
Реклама и стимул-ние продаж С СУ ПУ ПУ
Разработка торговой марки Р С С С СУ
Сбыт У У С С ПИ У
Услуги потребителям Р СУ
Контроль маркет-вой
Р принятие решения
П подготовка решения
У участие в подготовке решения
С обязательное согласование на стадии подготовки решения или его принятия
И исполнение решения
В процессе осуществления
маркетинговой деятельности предприятие
использует как систему продвижения,
так и систему проталкивания,
так как одновременно воздействует
на конечный потребительский сегмент
и предприятия оптового звена. Действующая
система распределения
Рис.2.4. Система распределения ООО «Эмак»
Таким образом, действующая система сбыта характеризуется как одноуровневыми, так и многоуровневыми каналами распределения, что и определяет применение различных направлений продвижения продукции: путем непосредственного воздействия на конечного потребителя - прямой сбыт и путем стимулирования опосредующих звеньев – предприятия оптовой и розничной торговли.
Коммерческий агент использует следующий алгоритм в заключении сделок (рис.2.5.):
Рис. 2.5. Алгоритм деятельности коммерческого агента.
Поиск и оценка потенциальных заказчиков. Хотя постоянный покупательский сегмент рынка уже определен, коммерческий агент самостоятельно проводит работу по выявлению возникающих субъектов рынка, потребности которых смогли бы удовлетворить производимые предприятием товары. При этом агент применяет следующие методы:
запрашивание имен потенциальных клиентов у существующих заказчиков;
анализ информации других источников диалогового поля (поставщики, торговые ассоциации и союзы, банковские учреждения, бизнес – центры и др.);
анализ информации периодической
печати (статистические сборники, каталоги,
специальные рекламные и
выход на потенциальных заказчиков посредством средств связи (телефон, почта, Интернет, факсимильная связь);
посещение презентаций, выставок, рабочих контор.
При ознакомлении с потенциальным заказчиком, как правило, заочно коммерческий агент проводит оценку финансовых возможностей предприятия, объема операций, места расположения и вероятности длительных хозяйственных связей. Поиск потенциальных заказчиков включает в себя просмотр телефонных и коммерческих справочников, докладов, журналов и газет на предмет поиска различных коммунальных, городских, газовых хозяйств, строительных государственных и коммерческих организаций, разного рода аварийных и эксплуатационных служб и т.п. Потенциальные заказчики разбиваются на три категории А, Б и С. Попавшим в категорию А немедленно отсылается рекламный материал (прайс-листы или специальные коммерческие предложения), за которым следует звонок представителя. Попавшим в категорию Б также может быть выслан рекламный материал, после чего с ними налаживается контакт по каналам телекоммуникаций. Действия по отношению к категории С ограничиваются посылкой рекламного материала.
Согласование даты и места встречи. Непосредственно перед визитом агент определяет оптимальную в данном случае форму визита (телефонные переговоры, личный визит, письменная или электронная переписка). Кроме того, принимается решение об удобном времени контакта. Также заранее определяется стиль, тон общения, то есть общий стратегический подход.
Презентация и наглядная
демонстрация товара. В зависимости
от сложившихся условий
Диалоговое общение. В ходе презентации у клиента, как правило, возникают возражения и дополнительные вопросы, что объективно исходит из психологических и логических предпосылок. Столкнувшись с подобным барьером, торговый представитель, несмотря ни на что ориентируется на позитивный подход, стараясь ставить вопросы таким образом, что клиент самостоятельно отвечает на свои возражения и вопросы.
Заключение договора. Данный этап не всегда имеет место. В случае же, если факт доброжелательности со стороны потенциального клиента очевиден, представитель предлагает проформу контракта. Кроме того, позволительно предложить определенные льготы, бесплатную доставку оговоренного количества батарей.
Исполнение договора и
контроль. В целях повышения уровня
обслуживания оптового покупателя и
упрочения налаженной связи торговый
представитель удостоверяется в
степени удовлетворенности
Агент имеет значительную
самостоятельность в
Необходимо отметить, исследователи
выделяют необходимость наличия
этапа предварительной
Агент должен как можно
тщательнее изучить компанию – потенциального
клиента, на основе чего принять решение
о наилучшем подходе к
Основным недостатком, сдерживающим повышение результативности работы коммерческих агентов, является действие следующих факторов:
1.отсутствие программы сбыта в данном направлении;
недостаточно эффективное использование возможностей сбора информации о рынке;
3.отсутствие информационной
поддержки деятельности
4.использование данного
подхода не в комплексе со
всеми элементами
На сегодняшний день разрабатывается система поощрительного премирования агентов с целью повышения степени их внутренней мотивации.
Информационное обеспечение деятельности отдела маркетинга главным образом составляют результаты собственных исследований.
К основным направлениям маркетинговых исследований данного предприятия относятся:
определение рыночного потенциала компании и возможностей его развития;
исследование реакции покупателей на новый товар и его потенциал;
исследование упаковки;
краткосрочное прогнозирование сбыта;
анализ политики цен;
анализ каналов распределения;
анализ издержек распределения;
исследование эффективности средств коммуникации;
анализ потенциала закупочной среды.
Процедура проводимых на предприятии маркетинговых исследований, как правило, состоит из следующих этапов:
1. Выявление проблем и
формулирование целей
2. Отбор источников, сбор
и анализ вторичной
3. Планирование и организация сбора первичной информации.
4. Систематизация и анализ собранной информации.
5. Представление полученных результатов исследования.
Проведение маркетинговых
исследований сопряжено не только со
значительными финансовыми
Количественный и качественный
состав работников отдела маркетинговых
исследований определяется исходя из
широты круга проводимых им исследований.
Основой для этого служит перспективный
план проведения маркетинговых исследований.
При его разработке следует составить
список исследовательских работ, определить
их приоритетность и произвести ориентировочную
оценку финансовых и трудовых ресурсов,
необходимых для выполнения каждой
из указанных выше работ. Кроме того,
следует выделить работы, проведение
которых носит систематический
характер, т.е. выполняемых с определенной
периодичностью и разовые исследования.
Необходимо отметить, недостаточный
уровень квалификации работников отдела
маркетинга в сфере исследований
сказывается некоторой
Анализ этих данных позволяет составить план маркетинговых исследований фирмы, включающий важнейшие для фирмы работы и определить какие из них подлежат выполнению силами собственного отдела маркетинговых исследований (в первую очередь к ним относят исследования, носище систематический характер) и какие следует поручить сторонним организациям.
Работники отдела маркетинга используют следующие методы сбора первичной информации:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) опрос.
При сборе вторичной информации используют как внутренние, так и внешние источники. Основным и важнейшим источником внутренней вторичной информации служит компьютер, в информационную базу которого включаются все значимые данные, отражающие различные функции управления деятельностью фирмы (организацию производства, закупку, продажу, управление кадрами, финансовую, маркетинговую деятельность и др.). Использование компьютерной технологии хранения и получения внутренней вторичной информации позволяет не только сократить трудовые затраты по ее сбору, но и обеспечить высокую оперативность ее получения.
Несмотря на заметное развитие процесса компьютеризации управленческой деятельности большая часть внутренней информации по-прежнему обрабатывается вручную, что значительно снижает оперативность ее сбора.
Внешние же источники вторичной информации включают:
— материалы законодательного
и инструктивного характера, публикуемые
государственными учреждениями, в том
числе федеральными и местными (например,
бюллетени фонда имущества, бюллетени
государственной налоговой
— отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров;
— издания некоммерческих исследовательских организаций (отделений академий наук, университетов, институтов, материалы конференций, семинаров и т.д.);
— публикации торговых и промышленных ассоциаций, в том числе ассоциаций маркетинга по отдельным видам продукции (ассоциация товаропроизводителей, ассоциация рекламодателей и т.д.);
— журналы по различным товарам и технологиям;
— газеты;
теле- и радиореклама.
Планирование маркетингового комплекса осуществляется на основе анализа результатов проводимых исследований посредством выявления «узких мест».
2.3. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
Анализ показывает, что система маркетингового воздействия (маркетинговых коммуникаций) предприятия рассчитана как на информирование посредников и стимулирование сбыта малого опта (система скидок и льгот начинает действовать с 10 тыс. руб.), так и на индивидуального потребителя.
В целях воздействия на участников рынка, менеджмент предприятия использует следующие элементы системы маркетинговых коммуникаций: