Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:01, курсовая работа
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие и показатели конкурентоспособности продукции……………….…...5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности …………………….……….….5
Показатели конкурентоспособности товара…………………….………….….7
Исследование и анализ конкурентоспособности продукции…………..……...9
2.1Изучение последовательности маркетингового исследования конкурентоспособности продукции……………………………………………......9
Методология оценки конкурентоспособности продукции….........................11
3 Анализ конкурентоспособности продукции РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь…………………………………………………………….…14
3.1 Краткая характеристика предприятия и технико-экономических показателей работы ………………………………………………………………………………14
3.2Изучение и анализ конкурентоспособности кованого изделия РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь……………………...……….16
Основные направления повышения конкурентоспособности продукции.....26
Заключение…………………………………………………………..……………...28
Список использованных источников……………………………………………...30
Анализ таблицы 6 показывает, что из четырех производителей максимально по потребительским показателям к идеальному изделию близко изделия РУП «Четырнадцать» и ОАО «Каменный рай», ЧУП «Астралес» уступает кованым изделиям РУП «Четырнадцать» по следующим потребительским свойствам:
-удобство пользования кованой скамейкой,
-конструкторское решение,
Для того, чтобы рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности приведем Qэ и Qn в сопоставимый вид. Для этого рассчитаем Qэ для каждого изготовителя относительно изделия РУП «Четырнадцать», приняв Qэ РУП «Четырнадцать» за 1. Имеем:
Qkp=0.764:0.798=0.957
Qa=0.56:0.798=0.7, где Qkp, Qa-сводные индексы предприятий ОАО «Каменный рай», ЧУП «Астралес» относительно РУП «Четырнадцать».
Этап 3. Расчет конкурентоспособности по экономическим показателям.
При сравнении изделий мебели по
экономическим показателям
Таблица 7 - Определение сводного индекса Расчет конкурентоспособности по экономическим показателям
Показатель |
РУП «Четырнадцать» |
ОАО «Каменный рай» |
ЧУП «Астралес» |
Ранг показателя, R |
Вес,аі |
РУП «Четырнадцать» |
ОАО «Каменный рай» |
ЧУП «Астралес» |
Розничная цена, руб |
378500 |
350000 |
325000 |
1 |
1 |
1 |
1,081 |
1,165 |
Воспользовавшись формулой (4) имеем:
К14 = 1 : 1 = 1
Кkp = 0.957 : 1/1.0812 = 1,035,
Ka=0.7:1/1.165=0.816.
Вышеприведенные расчеты позволяют сделать вывод:
1. Самым конкурентоспособным
2. Ка менее 1 свидетельствует о неконкурентоспособности продукции, производимой ЧУП «Астралес» относительно РУП «Четырнадцать». Однако по экономическому показателю данный конкурсант является самым конкурентоспособным, но оказалось преимущество слабее недостатка, вызванного более низкими потребительскими свойствами.
Этап 4. Расчет конкурентоспособности по потребительским показателям.
Обобщенный показатель стабильности качества складывается из оценки:
-уровня исполнения изделия,
-надежности и долговечности изделия,
-гарантийного срока.
Оценим кованые скамейки каждого из рассматриваемых производителей по перечисленным показателям.
Для оценки уровня исполнения проведем
экспертный опрос продавцов мебели
на предмет жалоб, поступающих от
покупателей о недостатках
Для оценки по показателю надежности и долговечности изделия был проведен экспертный опрос трех технологов РУП «Четырнадцать». В их задачу входило проран жировать материалы, лежащие в основе изготовления скамейки того или иного изготовителя по степени сохранения основных параметров изделия, их привлекательности во времени при соответствующих условиях эксплуатации, их ремонтопригодность. Результаты представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Определение конкурентоспособности кованой скамейки по показателям стабильности качества
Качественная и колличественная характеристика показателя |
Оценка | |||||
Показатель |
РУП «Четырнадцать» |
ОАО «Каменный рай» |
ЧУП «Астралес» |
РУП «Четырнадцать» |
ОАО «Каменный рай» |
ЧУП «Астралес» |
Число жалоб |
0 |
0 |
1 |
3 |
3 |
2 |
Степень сохранения основных параметров во времени |
высокая |
высокая |
высокая |
3 |
3 |
3 |
Ремонтопригодность |
средняя |
средняя |
средняя |
2 |
2 |
2 |
По данным таблицы 8 рассчитаем групповой сводный параметрический индекс конкурентоспособности по показателям стабильности качества, расчитанные данные представлены в таблице 9. Сравнение будем проводить относительно изделия РУП «Четырнадцать».
Таблица 9 - Расчет параметрических индексов конкурентоспособности по показателю стабильности качества
Индекс qі |
qі*аі | ||||||
РУП «Четырнадцать» |
ОАО «Каменный рай» |
ЧУП «Астралес» |
Вес,аі |
РУП «Четырнадцать» |
ОАО «Каменный рай» |
ЧУП «Астралес» | |
Число жалоб |
1 |
1 |
0,67 |
0,3 |
0,30 |
0,30 |
0,20 |
Степень сохранения основных параметров во времени |
1 |
1 |
1 |
0,3 |
0,30 |
0,30 |
0,30 |
Ремонтопригодность |
0,67 |
0,67 |
0,67 |
0,4 |
0,27 |
0,27 |
0,27 |
Сводный индекс конкурентоспособности |
0,87 |
0,87 |
0,77 |
Анализ данных таблицы 9 показывает, что по показателям стабильности качества изделие скамеек кованых РУП «Четырнадцать» и ОАО «Каменный рай» распределились на одном уровне.
Этап 5. Определение
Оценка конкурентоспособности изделий по показателю техничность практически трудно осуществима. Проблема состоит в отсутствии информации о трудоемкости и материалоемкости изготовления изделия «Скамейка» у разных производителей. Поэтому ограничимся оценкой показателей комфортабельности и эстетических показателей. Для их оценки был использован метод экспертного опроса дизайнеров, конструкторов и технологов РУП «Четырнадцать». Всего было опрошено 10 человек. Результаты представлены в таблице 10.
Таблица 10 - Определение конкурентоспособности кованой скамейки по показателям технического уровня
Качественная и колличественная характеристика показателя |
Оценка | |||||
Показатель |
РУП «Четырнадцать» |
ОАО «Каменный рай» |
ЧУП «Астралес» |
РУП «Четырнадцать» |
ОАО «Каменный рай» |
ЧУП «Астралес» |
Целосность композиции |
удовл с условием |
удов |
удовл с условием |
3 |
3 |
3 |
Гармония цветовых сочетаний |
удовл |
удовл |
удовл |
3 |
3 |
3 |
Совершенство |
удовл |
удовл с услов |
удовл |
3 |
2 |
3 |
Рассчитаем для каждого
Таблица 11 - Расчет параметрических индексов конкурентоспособности по показателям технического уровня
Индекс qі |
qі*аі | ||||||
Показатель |
РУП «Четырнадцать» |
ОАО «Каменный рай» |
ЧУП «Астралес» |
Вес,аі |
РУП «Четырнадцать» |
ОАО «Каменный рай» |
ЧУП «Астралес» |
Целостность композиции |
1 |
1 |
1 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Гармония цветовых сочетаний |
1 |
1 |
1 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Совершенство |
1 |
0,67 |
1 |
0,4 |
0,4 |
0,268 |
0,4 |
Сводный индекс конкурентоспособности |
1 |
0,868 |
1 |
Из данных таблицы видно, что по показателям технического уровня изделия скамейки РУП «Четырнадцать» не уступает не одному производителю.
Оценив конкурентоспособность изделия РУП «Четырнадцать» по четырем показателям построим матрицу Мак-Кинзи для определения местоположения РУП «Четырнадцать» в рамках рассматриваемой стратегической группы. Для этого определим привлекательность рынка изготовления кованых изделий( таблица 12), а также оценим относительные преимущества в конкуренции (таблица 13),
Таблица 12 Определение притягательности рынка
Критерий оценки |
Удельный вес |
Качественная оценка |
Оценка в баллах |
Итоговая оценка |
1. Рост рынка |
40 |
До 2005 г. наблюдалось сужение рынка. В 4 квартале 2009 г. зафиксирован рост |
50 |
20 |
2. Сложность вступительных |
20 |
Высок для предприятий, занимающихся
изготовлением |
60 |
12 |
3. Власть клиентов |
30 |
Высокая |
30 |
9 |
4. Возможность дифференциации цен |
10 |
Высокая |
80 |
8 |
Итого |
100 |
- |
- |
49 |
Таблица 13 Определение относительных преимуществ в конкуренции
Показатель |
уд. вес |
РУП "Четырнадцать" |
ОАО "Каменный рай" |
ЧУП "Астралес" | |||
Q |
Общая оценка |
Q |
Общая оценка |
Q |
Общая оценка | ||
Потребительские |
40 |
1 |
0,4 |
0,957 |
0,383 |
0,7 |
0,28 |
Постоянство качества |
20 |
0,87 |
0,174 |
0,77 |
0,154 |
0,77 |
0,154 |
технические |
10 |
1 |
0,1 |
0,868 |
0,087 |
1 |
0,1 |
Экономические |
30 |
1 |
0,3 |
1,081 |
0,324 |
1,165 |
0,350 |
ИТОГО |
100 |
0,974 |
0,9479 |
0,8835 |
Для определения относительного положения каждого из изготовителей на рассматриваемом рынке пересчитаем оценки производителей относительно оценки лучшего показателя (скамейка кованная РУП «Четырнадцать». Имеем:
РУП «Четырнадцать» - 1
ОАО «Каменный рай» - 0,973
ЧУП «Астралес» - 0,907
Результаты нанесем на матрицу Мак-Кинзи рассмотренную на рисунке 3.
Относительное преимущество предприятия в конкурентной борьбе
67 |
ОАО «Каменный рай» | |
49 |
|
|
33
|
ЧУП «Астралес» |
РУП «Четырнадцать» |
Привлекательность отрасли |
Рисунок 3 - Матрица Мак-Кинзи определения позиции изделия типа скамейка кованая у разных изготовителей рассматриваемой стратегической группы
Продукция РУП «Четырнадцать» находится
на первом месте, это свидетельствует
о том, что кованая скамейка
данного производителя занимает
лидирующую позицию на исследуемом
рынке и полностью
3.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность определяется
совокупностью свойств
Факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.
В результате оценки конкурентоспособности
продукции могут быть приняты
следующие пути повышения