Исследование и оценка конкурентоспособности товара на примере кованых изделий производства РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Белар

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие и показатели конкурентоспособности продукции……………….…...5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности …………………….……….….5
Показатели конкурентоспособности товара…………………….………….….7
Исследование и анализ конкурентоспособности продукции…………..……...9
2.1Изучение последовательности маркетингового исследования конкурентоспособности продукции……………………………………………......9
Методология оценки конкурентоспособности продукции….........................11
3 Анализ конкурентоспособности продукции РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь…………………………………………………………….…14
3.1 Краткая характеристика предприятия и технико-экономических показателей работы ………………………………………………………………………………14
3.2Изучение и анализ конкурентоспособности кованого изделия РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь……………………...……….16
Основные направления повышения конкурентоспособности продукции.....26
Заключение…………………………………………………………..……………...28
Список использованных источников……………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсач по маркетинговым исследованиям.docx

— 197.77 Кб (Скачать)

 

Анализ таблицы 6 показывает, что из четырех производителей максимально по потребительским показателям к идеальному изделию близко изделия РУП «Четырнадцать» и ОАО «Каменный рай», ЧУП «Астралес» уступает кованым изделиям РУП «Четырнадцать» по следующим потребительским свойствам:

-удобство пользования кованой скамейкой,

-конструкторское решение, дизайн.

Для того, чтобы рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности приведем Qэ и  Qn в сопоставимый вид. Для этого рассчитаем Qэ для каждого изготовителя относительно изделия РУП «Четырнадцать», приняв Qэ РУП «Четырнадцать» за 1. Имеем:

Qkp=0.764:0.798=0.957

Qa=0.56:0.798=0.7, где Qkp, Qa-сводные индексы предприятий ОАО «Каменный рай», ЧУП «Астралес» относительно РУП «Четырнадцать».

Этап 3. Расчет конкурентоспособности  по экономическим показателям.

При сравнении изделий мебели по экономическим показателям возьмем  за базу сравнения розничную цену на скамейку кованную №2 РУП «Четырнадцать» и определим конкурентоспособность цен других изготовителей относительно цен РУП «Четырнадцать». Результаты представим в таблице 7.

Таблица 7 - Определение сводного индекса Расчет конкурентоспособности по экономическим показателям

Показатель

РУП «Четырнадцать»

ОАО «Каменный рай»

ЧУП «Астралес»

Ранг показателя, R

Вес,аі

РУП «Четырнадцать»

ОАО «Каменный рай»

ЧУП «Астралес»

Розничная цена, руб

378500

350000

325000

1

1

1

1,081

1,165




 

Воспользовавшись формулой (4) имеем: 

К14 = 1 : 1 = 1

 Кkp = 0.957 : 1/1.0812 = 1,035,

Ka=0.7:1/1.165=0.816.

 

Вышеприведенные расчеты позволяют  сделать вывод:

1. Самым конкурентоспособным изделием  в рамках рассматриваемой стратегической  группы является кованные скамейки производства ОАО «Каменный рай»: на единицу затрат потребитель получает 1,035 единиц полезного эффекта. На данное обстоятельство повлиял в основном экономический показатель.

2. Ка менее 1 свидетельствует о неконкурентоспособности продукции, производимой ЧУП «Астралес» относительно РУП «Четырнадцать». Однако по экономическому показателю данный конкурсант является самым конкурентоспособным, но оказалось преимущество слабее недостатка, вызванного более низкими потребительскими свойствами.

Этап 4. Расчет конкурентоспособности  по потребительским показателям.

Обобщенный показатель стабильности качества складывается из оценки:

-уровня исполнения изделия,

-надежности и долговечности  изделия,

-гарантийного срока.

Оценим кованые скамейки каждого из рассматриваемых производителей по перечисленным показателям.

Для оценки уровня исполнения проведем экспертный опрос продавцов мебели на предмет жалоб, поступающих от покупателей о недостатках приобретаемой  ими скамеек. Всего было опрошено 10 экспертов.

Для оценки по показателю надежности и долговечности изделия был  проведен экспертный опрос трех технологов РУП «Четырнадцать». В их задачу входило проран жировать материалы, лежащие в основе изготовления скамейки того или иного изготовителя по степени сохранения основных параметров изделия, их привлекательности во времени при соответствующих условиях эксплуатации, их ремонтопригодность. Результаты представлены в таблице 8.

 

Таблица 8 - Определение конкурентоспособности кованой скамейки по показателям стабильности качества

 

Качественная и  колличественная  характеристика показателя

Оценка 

Показатель

РУП «Четырнадцать»

ОАО «Каменный рай»

ЧУП «Астралес»

РУП «Четырнадцать»

ОАО «Каменный рай»

ЧУП «Астралес»

Число жалоб

0

0

1

3

3

2

Степень сохранения основных параметров во времени

высокая

высокая

высокая

3

3

3

Ремонтопригодность

средняя

средняя

средняя

2

2

2




 

 

 

 

 

 

По данным таблицы 8 рассчитаем групповой сводный параметрический индекс конкурентоспособности по показателям стабильности качества, расчитанные данные представлены в таблице 9. Сравнение будем проводить относительно изделия РУП «Четырнадцать».

 

Таблица 9 - Расчет параметрических индексов конкурентоспособности по показателю стабильности качества

 

 Индекс qі

 

qі*аі

 

РУП «Четырнадцать»

ОАО «Каменный рай»

ЧУП «Астралес»

Вес,аі

РУП «Четырнадцать»

ОАО «Каменный рай»

ЧУП «Астралес»

Число жалоб

1

1

0,67

0,3

0,30

0,30

0,20

Степень сохранения основных параметров во времени

1

1

1

0,3

0,30

0,30

0,30

Ремонтопригодность

0,67

0,67

0,67

0,4

0,27

0,27

0,27

Сводный индекс конкурентоспособности

0,87

0,87

0,77


  

Анализ данных таблицы 9 показывает, что по показателям стабильности качества изделие скамеек кованых РУП «Четырнадцать» и ОАО «Каменный рай»  распределились на одном уровне.

Этап 5. Определение конкурентоспособности  кованного изделия РУП «Четырнадцать» по техническим показателям.

Оценка конкурентоспособности  изделий по показателю техничность  практически трудно осуществима. Проблема состоит в отсутствии информации о трудоемкости и материалоемкости изготовления изделия «Скамейка» у разных производителей. Поэтому ограничимся оценкой показателей комфортабельности и эстетических показателей. Для их оценки был использован метод экспертного опроса дизайнеров, конструкторов и технологов РУП «Четырнадцать». Всего было опрошено 10 человек. Результаты представлены в таблице 10.

 

 

 

Таблица 10 - Определение конкурентоспособности кованой скамейки по показателям технического уровня

 

Качественная и  колличественная  характеристика показателя

Оценка 

Показатель

РУП «Четырнадцать»

ОАО «Каменный рай»

ЧУП «Астралес»

РУП «Четырнадцать»

ОАО «Каменный рай»

ЧУП «Астралес»

Целосность композиции

удовл с условием

удов

удовл с условием

3

3

3

Гармония цветовых сочетаний

удовл

удовл

удовл

3

3

3

Совершенство производственного  исполнения

удовл

удовл с услов

удовл

3

2

3


Рассчитаем для каждого изготовителя qi, сравнив каждое изделие с изделием РУП «Четырнадцать». Результаты сведем в таблицу 11.

 

Таблица 11 - Расчет параметрических индексов конкурентоспособности по показателям технического уровня

 

 

 Индекс qі

 

qі*аі

Показатель

РУП «Четырнадцать»

ОАО «Каменный рай»

ЧУП «Астралес»

Вес,аі

РУП «Четырнадцать»

ОАО «Каменный рай»

ЧУП «Астралес»

Целостность композиции

1

1

1

0,4

0,4

0,4

0,4

Гармония цветовых сочетаний

1

1

1

0,2

0,2

0,2

0,2

Совершенство производственного  исполнения

1

0,67

1

0,4

0,4

0,268

0,4

Сводный индекс конкурентоспособности

1

0,868

1


 

Из данных таблицы  видно, что  по показателям технического уровня изделия  скамейки РУП «Четырнадцать» не уступает не одному производителю.

Оценив конкурентоспособность  изделия РУП «Четырнадцать» по четырем показателям построим матрицу Мак-Кинзи для определения местоположения РУП «Четырнадцать» в рамках рассматриваемой стратегической группы.  Для этого определим привлекательность рынка изготовления кованых изделий( таблица 12), а также оценим относительные преимущества в конкуренции (таблица 13),

 

Таблица 12 Определение  притягательности рынка

Критерий оценки

Удельный вес

Качественная оценка

Оценка в баллах

Итоговая оценка

1. Рост рынка

40

До 2005 г. наблюдалось сужение рынка. В 4 квартале 2009 г. зафиксирован рост

50

20

2. Сложность вступительных барьеров

20

Высок для предприятий, занимающихся  изготовлением металлоконструкций.

60

12

3. Власть клиентов

30

Высокая

30

9

4. Возможность дифференциации цен

10

Высокая

80

8

Итого

100

-

-

49

         

 

Таблица 13 Определение  относительных преимуществ в  конкуренции

Показатель конкурентоспособности

уд. вес

РУП "Четырнадцать"

ОАО "Каменный рай"

ЧУП "Астралес"

Q

Общая оценка

Q

Общая оценка

Q

Общая оценка

Потребительские

40

1

0,4

0,957

0,383

0,7

0,28

Постоянство качества

20

0,87

0,174

0,77

0,154

0,77

0,154

технические

10

1

0,1

0,868

0,087

1

0,1

Экономические

30

1

0,3

1,081

0,324

1,165

0,350

ИТОГО

100

 

0,974

 

0,9479

 

0,8835


 

Для определения относительного положения  каждого из изготовителей на рассматриваемом  рынке   пересчитаем оценки производителей относительно оценки лучшего показателя (скамейка кованная РУП «Четырнадцать». Имеем:

РУП «Четырнадцать» - 1

ОАО «Каменный рай» - 0,973

ЧУП «Астралес» - 0,907

Результаты нанесем на матрицу  Мак-Кинзи рассмотренную на рисунке 3.

 

Относительное преимущество предприятия в конкурентной борьбе

 

 

 

 

 

67

 

ОАО «Каменный рай»

 

 

49

33

 

 

 

 

 

ЧУП «Астралес»   

 

 

РУП «Четырнадцать»


 

Привлекательность отрасли





                                  0,33                                     0,67                 0,9  0,97       1

Рисунок 3 -  Матрица Мак-Кинзи определения  позиции изделия типа скамейка кованая  у разных изготовителей рассматриваемой  стратегической группы

 

Продукция РУП «Четырнадцать» находится  на первом месте, это  свидетельствует  о том,  что кованая скамейка данного производителя занимает лидирующую позицию на исследуемом  рынке и полностью конкурентоспособна.

 

 

3.3 Основные направления повышения конкурентоспособности продукции

 

Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств продукции, входящих в состав ее качества и  важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению и утилизации продукции.

Факт высокой конкурентоспособности самого изделия является лишь необходимым условием реализации этого изделия на рынке в заданных объемах. Следует также учитывать формы и методы технического обслуживания, наличие рекламы, торгово-политические отношения между странами и т.д.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности:

    1. изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
    2. изменение порядка проектирования продукции;
    3. изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
    4. изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
    5. изменение порядка реализации продукции на рынке;
    6. изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
    7. изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
    8. изменение системы стимулирования поставщиков;
    9. изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции. [12, c. 218]

Информация о работе Исследование и оценка конкурентоспособности товара на примере кованых изделий производства РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Белар