Исследование и оценка конкурентоспособности товара на примере кованых изделий производства РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Белар

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие и показатели конкурентоспособности продукции……………….…...5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности …………………….……….….5
Показатели конкурентоспособности товара…………………….………….….7
Исследование и анализ конкурентоспособности продукции…………..……...9
2.1Изучение последовательности маркетингового исследования конкурентоспособности продукции……………………………………………......9
Методология оценки конкурентоспособности продукции….........................11
3 Анализ конкурентоспособности продукции РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь…………………………………………………………….…14
3.1 Краткая характеристика предприятия и технико-экономических показателей работы ………………………………………………………………………………14
3.2Изучение и анализ конкурентоспособности кованого изделия РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь……………………...……….16
Основные направления повышения конкурентоспособности продукции.....26
Заключение…………………………………………………………..……………...28
Список использованных источников……………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсач по маркетинговым исследованиям.docx

— 197.77 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ конкурентоспособности продукции РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь.

 

3.1 Краткая характеристика предприятия и технико-экономических показателей работы

 

 

РУП «Четырнадцать» ДИН МВД РБ, специализируется на выпуске изделий  металлообработки, посуды оцинкованной, узлов и деталей к автомобилям  и тракторам, изделий деревообработки, швейных изделий, строительной продукции.  Предприятие работает по кооперации с РУП «БелАЗ», РУП «МАЗ», РУП  «МТЗ», ООО «ЗТО», ОАО «Мозырьский  машиностроительный завод», УП  «ММЗ им.С.И. Вавилова», РУП «САЗ».

В состав предприятия входят пять основных цехов, участок деревообработки, ремонтно-механический участок, инструментально-штамповочный участок, энергетический участок, строительный участок, гараж, складское хозяйство, инженерные и бухгалтерские службы.

Технико-экономические показатели работы предприятия в период с 2007 по 2009 год представлены  в таблице  1.

Таким образом, прирост объемов  производства товарной продукции в  период с 2007 по 2008 годы произошел за счет увеличения выпуска узлов и  деталей для заводов-кооператоров РУП «МТЗ», РУПП «БЕЛАЗ», РУП «МАЗ»  и запасных частей к тракторам.

Удельный вес продукции собственного производства в общем объеме произведенной  продукции за январь-декабрь 2007 года составил – 39,6%. За аналогичный период прошлого года – 39,2 %.

Что касается 2008 года, то удельный вес  продукции собственного производства в общем объеме произведенной  продукции за январь-декабрь 2008года составил – 28,4%. За аналогичный период прошлого года – 29,1 %.

В 2009 году удельный вес продукции  собственного производства в общем  объеме произведенной продукции  за январь-декабрь 2009 года составил – 27,3%. За аналогичный период прошлого года – 27,9 %.

В период с 2007 по 2009 год наблюдается  отрицательная тенденция для  РУП «Четырнадцать» - уменьшения удельного  веса продукции собственного производства в общем объеме выпуска товарной продукции.

Остатки готовой продукции на складе на 1 января 2008 года в фактических  ценах без НДС и других налогов  из выручки составили – 1279,4 млн. руб. или 46,6 % от среднемесячного объема выпуска продукции за соответствующий  период текущего года. На 1 января 2009года данный показатель составил – 2183,3 млн. руб. или 65 %. На 1 января 2010 года    – 68,7 %.

 

Таблица 1 - Итоги производственно-хозяйственной работы РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь за 2007- 2009 годы

Показатель

2007-2009 годы

2007

2008

2009

Выпуск продукции в действующих  ценах, млн. руб.

32955

44753

53264

Выпуск продукции в сопоставимых ценах, млн.руб.

37085

43003

53193

Товары народного потребления, млн.руб.

5236

6881

8064

Изготовлено узлов и деталей по кооперации с заводами (в сопоставимых ценах):

РУП «МТЗ»

2008 год,

млн.руб.

2007 год,

млн.руб.

Темп роста, %

Уд.вес,%

2009 год,

млн.руб.

2008 год,

млн.руб.

Темп роста, %

Уд.вес, %

4274,7

3125,5

136,8

9,9

5256,9

4715,8

111,5

9,9

РУП «МАЗ»

5819,3

4688,7

124,1

13,5

8034,2

7119,5

112,8

15,1

РУПП «БЕЛАЗ»

20730,9

19775

104,8

48,2

25372,8

23388,7

108,5

47,7

Выпуск продукции собственного производства (в сопоставимых ценах):

Запасные части к автомобилям

1595,7

2230

71,6

3,7

1633,6

1778,1

91,9

3,1

Запасные части к тракторам

171

154,3

110,8

0,4

534,9

198,4

269,6

1

Посуда стальная оцинкованная

4436,5

4861,8

91,3

10,3

4419

5554,5

79,6

8,3

Кованые изделия

92,9

0,8

11612,5

0,2

141,4

103,2

137

0,3

Выпуск продукции по цехам (в сопоставимых ценах)

МЦ№2

8845,9

7513,6

117,7

20,6

10471,7

9725,3

107,7

19,7

МЦ№3

5320,2

4949,8

107,5

12,4

7009,5

6518,9

107,5

13,2

МЦ№4

1830,7

1531,7

119,5

4,2

2733,8

2080,3

131,4

5,1

МЦ№5

9153,6

7026,8

130,3

21,3

10322

9868,8

104,6

19,4

МЦ№6

16038

15945,6

100,6

37,3

20283,9

18383,8

110,3

38,1


 

В структуре остатков готовой продукции 2007 года можно выделить следующие  составляющие: посуда стальная оцинкованная – 727,7 млн.руб. или 56,9 %; запасные части  к тракторам – 93,3 млн.руб. или 7,3 %; продукция РУПП «БЕЛАЗ» - 66,9 млн.руб. или 5,2 %; кованые изделия – 17,6 млн.руб. или 1,4 %; продукция РУП «МТЗ» - 11,9 млн.руб. или 0,9 %.

В 2008 году структура следующая: посуда стальная оцинкованная – 2042,4 млн.руб. или  93,5 %; прочая продукция собственного производства – 140,9 млн. руб. или 6,5 %

В структуре остатков готовой продукции  за 2009 год следующие составляющие: посуда стальная оцинкованная – 2754,1 млн.руб. или  90,3 %; прочая продукция собственного производства – 296,4 млн. руб. или 9,7 %.

Таким образом, в период с 2007 по 2009 годы наблюдается еще одна отрицательная  тенденция в деятельности предприятия  – увеличение запасов готовой  продукции на складах.

 По данным приложения А видно, что сократилась рентабельность продукции, возросли дебиторская и кредиторская задолженность, а также резко увеличилась себестоимость продукции в 2009 году  - на 29,71 %.

Из приведенных данных можно  выделить следующие основные проблемы РУП «Четырнадцать»:

    1. Сокращение удельного веса продукции собственного производства;
    2. Увеличение остатков  запасов готовой продукции на складах, при этом наибольший удельный вес принадлежит продукции собственного производства;
    3. Увеличение дебиторской и кредиторской задолженности к 2010 году;
    4. Резкое увеличение себестоимости продукции, а также снижение рентабельности выпускаемой продукции.

3.2 Изучение и анализ конкурентоспособности кованного изделия произведенного   РУП «Четырнадцать»

 

Для того, чтобы отобрать изделие, по которому будет строиться весь дальнейший анализ, проанализируем структуру  реализованной кованых изделий РУП «Четырнадцать» в 2010 г. Как показывает процент удельного веса в таблице 2, скамейка кованная  занимает 1-ое место по реализации продукции, а именно 48 % - в связи с этим данное наименование  будет исследовано на состояние конкурентоспособности.

Таблица 2 - Структура  реализованных кованных изделий  РУП «Четырнадцать» за 2010год

Наименование 

Удельный вес реализованной продукции, %

1. скамейка, 6 наименования

48

2. стол, 3 наименования

9

3. стул,4 наименования

3

4. урна декоративная

11

5. перила лесничных маршей

15

6. пролет забора 1400*1000

4

7.калитка 

10

Всего

100


Согласно данным собранным  методом  полевого исследования и представленном в рисунке 2 - наиболее весомыми конкурентами по занимаемой доли рынка и  производству кованых скамеек являются: ОАО «Каменный рай», ЧУП «Астралес». Удельный вес кованных изделий этой группы составляет 82%.

Рисунок 2 - Состав приоритетных конкурентов  и занимаемая ими доля рынка1

 

Методы исследования:

1. Для определения конкурентоспособности  продукции РУП «Четырнадцать воспользуемся традиционным способом.

2. Для определения позиции РУП «Четырнадцать и его основных конкурентов воспользуемся матрицей Мак-Кинзи.

Исследование включает следующие  этапы:

Этап 1. Определение характеристик  «идеального» изделия целевого сегмента.

При разработке анкеты встает вопрос количества параметров, описывающих  изделие. Так как опрашиваемыми  являются потребители, то в данном случае «идеальное» изделие мебели для  целевого сегмента должно быть описано  показателями комфортабельности, социального назначения, фундаментальными показателями, показатели надежности в потреблении, эстетические и безопасности.[2, c.51] Задача опрашиваемых состояла в выборе 8 наиболее значимых для них характеристик и их ранжирование (распределение в порядке убывания значимости). Ранжирование проводится последующей методике: наиболее значимой характеристике присваивается значение ранга 1, следующей по важности – ранга 2 и так далее до8.

Если несколько характеристик, по мнению опрашиваемого равноценны, то им присваиваются одинаковые ранги.

Перечень показателей, включая  показатели, описанные выше. В качестве опрашиваемых выступали эксперты (работники  отделов маркетинга и продаж, планово-экономического отдела) и представители целевого сегмента, которые отбирались случайным образом. Всего было опрошено 20 человек.

 Перечень наиболее важных  проранжированных критериев расматривается в таблице 3. Таким образом, для большинства представителей целевой аудитории основным критерием выбора скамейки кованной является конструкторское решение, дизайн, а менее значимо простота уборки. Прочие факторы (помимо представленных в таблице 3) являются для представителей целевой аудитории несущественными.    

 

   Таблица 3 - Перечень проранжированных критериев оценки конкурентоспособности скамейки кованной

Показатель

Ранг средневзвешенный

Простота уборки

8

Легкость установки

6

Возможность компоновки изделия в функциональные группы и их разделение

7

Цвет, фактура лицевых поверхностей

2

Надежность и долговечность

3

Удобство использования (высота, глубина  сидения)

5

Конструкторское решение, дизайн

1

Универсальность

4


После того, как определены показатели, необходимо определить оценку значения каждого из них в «идеальном»  изделии мебели, позволяющим сформировать для представителей целевой аудитории  потребительские свойства. Для этого  построим для каждого из показателя шкалу возможных значений в виде анкеты представленной в таблице 4.

 

Таблица 4- Анкета

Показатель

Шкала измерения показателя

Простота уборки

Обычная, хлопотная

Легкость установки

Незначительные усилия, средние, значительные

Возможность компоновки изделия в функциональные группы и их разделение

Легко группируется, трудно подобрать  гарнитур

Цвет, фактура лицевых поверхностей

Сталь, однотонные расцветки, темные тона, светлые тона

Надежность и долговечность

Да, нет

Удобство использования мебелью (высота, глубина сидения)

Да, нет

Конструкторское решение, дизайн

Крупногабаритные, малогабаритные

Универсальность

Высокая, средняя, низкая


Респонденту предлагалось обвести в кружок желательное значение показателя и зачеркнуть крестиком совершенно неприемлемое.

В результате заполнения были определены следующие показатели «идеального» изделия мебели для целевого сегмента:

кованая мебель не должна быть крупногабаритной, она должна с легкостью вписываться в современный парковый дизайн; кроме того, желательно, чтобы ее без труда можно было перегруппировать. Предпочтение отдано покраске стали в темные тона и лакировка сидения из дерева «под красное дерево». Желательно, при установке скамейки кованной применять незначительные усилия, что выражается в низкой массе изделия.

Этап 2. Сравнение продукции РУП «Четырнадцать» и ее приоритетных конкурентов с параметрами «идеального» кованного изделия.

Реализация данного этапа возможна при опросе экспертов, знающих досконально большую часть кованых изделий, представленных на рынке. Потребители не могут выступать в качестве таких экспертов. Поэтому данный тип будет реализовываться через опрос работников РУП «Четырнадцать» и розничных продавцов кованых изделий. Всего опрошено 10 человек. Каждый товар конкурента предлагалось оценить по показателям «идеального» товара, используя 5 бальную шкалу: 5 – лучшая, максимальная оценка, 1 – наихудшая оценка. Далее была определена средняя взвешенная. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Определение конкурентоспособности кованой скамейки по потребительским показателям

Факторы конкурентоспособности 

Скамейка кованая

РУП «Четырнадцать»

ОАО «Каменный рай»

ЧУП «Астралес»

Идеальные изделия типа «Скамейка»

Простота уборки

3

2

4

5

Легкость установки

4

4

3

5

Возможность компоновки изделия в функциональные группы и их разделение

2

4

2

5

Цвет, фактура лицевых поверхностей

4

3

4

5

Надежность и долговечность

5

4

3

5

Удобство использования (высота, глубина  сидения)

4

5

3

5

Конструкторское решение, дизайн

4

4

2

5

Универсальность

4

4

2

5


Рассчитаем по каждому показателю единичный показатель конкурентоспособности (qi) продукта по отношению к эталону и сводный индекс конкурентоспособности каждого конкурента по потребительским показателям. Результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Определение сводного индекса конкурентоспособности по потребительским показателям

 

 Индекс qі

 

qі*аі

 

РУП «Четырнадцать»

ОАО «Каменный рай»

ЧУП «Астралес»

Ранг показателя, R

Вес,аі

РУП «Четырнадцать»

ОАО «Каменный рай»

ЧУП «Астралес»

Простота уборки

0,6

0,4

0,8

8

0,05

0,03

0,02

0,04

Легкость установки

0,8

0,8

0,6

6

0,08

0,064

0,064

0,048

Возможность компоновки изделия  в функциональные группы и их разделение

0,4

0,8

0,4

7

0,06

0,024

0,048

0,024

Цвет, фактура лицевых  поверхностей

0,8

0,6

0,8

2

0,18

0,144

0,108

0,144

Надежность и долговечность

1

0,8

0,6

3

0,16

0,16

0,128

0,096

Удобство использования (высота, глубина сидения)

0,8

1

0,6

5

0,1

0,08

0,1

0,06

Конструкторское решение, дизайн

0,8

0,8

0,4

1

0,22

0,176

0,176

0,088

Универсальность

0,8

0,8

0,4

4

0,15

0,12

0,12

0,06

Сводный индекс конкурентоспособности

1

0,798

0,764

0,56

Информация о работе Исследование и оценка конкурентоспособности товара на примере кованых изделий производства РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Белар