Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:01, курсовая работа
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие и показатели конкурентоспособности продукции……………….…...5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности …………………….……….….5
Показатели конкурентоспособности товара…………………….………….….7
Исследование и анализ конкурентоспособности продукции…………..……...9
2.1Изучение последовательности маркетингового исследования конкурентоспособности продукции……………………………………………......9
Методология оценки конкурентоспособности продукции….........................11
3 Анализ конкурентоспособности продукции РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь…………………………………………………………….…14
3.1 Краткая характеристика предприятия и технико-экономических показателей работы ………………………………………………………………………………14
3.2Изучение и анализ конкурентоспособности кованого изделия РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь……………………...……….16
Основные направления повышения конкурентоспособности продукции.....26
Заключение…………………………………………………………..……………...28
Список использованных источников……………………………………………...30
3 Анализ конкурентоспособности продукции РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь.
3.1 Краткая характеристика предприятия и технико-экономических показателей работы
РУП «Четырнадцать» ДИН МВД РБ, специализируется на выпуске изделий металлообработки, посуды оцинкованной, узлов и деталей к автомобилям и тракторам, изделий деревообработки, швейных изделий, строительной продукции. Предприятие работает по кооперации с РУП «БелАЗ», РУП «МАЗ», РУП «МТЗ», ООО «ЗТО», ОАО «Мозырьский машиностроительный завод», УП «ММЗ им.С.И. Вавилова», РУП «САЗ».
В состав предприятия входят пять основных цехов, участок деревообработки, ремонтно-механический участок, инструментально-штамповочный участок, энергетический участок, строительный участок, гараж, складское хозяйство, инженерные и бухгалтерские службы.
Технико-экономические
Таким образом, прирост объемов
производства товарной продукции в
период с 2007 по 2008 годы произошел за
счет увеличения выпуска узлов и
деталей для заводов-
Удельный вес продукции
Что касается 2008 года, то удельный вес продукции собственного производства в общем объеме произведенной продукции за январь-декабрь 2008года составил – 28,4%. За аналогичный период прошлого года – 29,1 %.
В 2009 году удельный вес продукции собственного производства в общем объеме произведенной продукции за январь-декабрь 2009 года составил – 27,3%. За аналогичный период прошлого года – 27,9 %.
В период с 2007 по 2009 год наблюдается отрицательная тенденция для РУП «Четырнадцать» - уменьшения удельного веса продукции собственного производства в общем объеме выпуска товарной продукции.
Остатки готовой продукции на складе на 1 января 2008 года в фактических ценах без НДС и других налогов из выручки составили – 1279,4 млн. руб. или 46,6 % от среднемесячного объема выпуска продукции за соответствующий период текущего года. На 1 января 2009года данный показатель составил – 2183,3 млн. руб. или 65 %. На 1 января 2010 года – 68,7 %.
Таблица 1 - Итоги производственно-хозяйственной работы РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь за 2007- 2009 годы
Показатель |
2007-2009 годы | ||||||||||||||||
2007 |
2008 |
2009 | |||||||||||||||
Выпуск продукции в |
32955 |
44753 |
53264 | ||||||||||||||
Выпуск продукции в |
37085 |
43003 |
53193 | ||||||||||||||
Товары народного потребления, млн.руб. |
5236 |
6881 |
8064 | ||||||||||||||
Изготовлено узлов и деталей по кооперации с заводами (в сопоставимых ценах): | |||||||||||||||||
РУП «МТЗ» | |||||||||||||||||
2008 год, млн.руб. |
2007 год, млн.руб. |
Темп роста, % |
Уд.вес,% |
2009 год, млн.руб. |
2008 год, млн.руб. |
Темп роста, % |
Уд.вес, % | ||||||||||
4274,7 |
3125,5 |
136,8 |
9,9 |
5256,9 |
4715,8 |
111,5 |
9,9 | ||||||||||
РУП «МАЗ» | |||||||||||||||||
5819,3 |
4688,7 |
124,1 |
13,5 |
8034,2 |
7119,5 |
112,8 |
15,1 | ||||||||||
РУПП «БЕЛАЗ» | |||||||||||||||||
20730,9 |
19775 |
104,8 |
48,2 |
25372,8 |
23388,7 |
108,5 |
47,7 | ||||||||||
Выпуск продукции собственного производства (в сопоставимых ценах): | |||||||||||||||||
Запасные части к автомобилям | |||||||||||||||||
1595,7 |
2230 |
71,6 |
3,7 |
1633,6 |
1778,1 |
91,9 |
3,1 | ||||||||||
Запасные части к тракторам | |||||||||||||||||
171 |
154,3 |
110,8 |
0,4 |
534,9 |
198,4 |
269,6 |
1 | ||||||||||
Посуда стальная оцинкованная | |||||||||||||||||
4436,5 |
4861,8 |
91,3 |
10,3 |
4419 |
5554,5 |
79,6 |
8,3 | ||||||||||
Кованые изделия | |||||||||||||||||
92,9 |
0,8 |
11612,5 |
0,2 |
141,4 |
103,2 |
137 |
0,3 | ||||||||||
Выпуск продукции по цехам (в сопоставимых ценах) | |||||||||||||||||
МЦ№2 | |||||||||||||||||
8845,9 |
7513,6 |
117,7 |
20,6 |
10471,7 |
9725,3 |
107,7 |
19,7 | ||||||||||
МЦ№3 | |||||||||||||||||
5320,2 |
4949,8 |
107,5 |
12,4 |
7009,5 |
6518,9 |
107,5 |
13,2 | ||||||||||
МЦ№4 | |||||||||||||||||
1830,7 |
1531,7 |
119,5 |
4,2 |
2733,8 |
2080,3 |
131,4 |
5,1 | ||||||||||
МЦ№5 | |||||||||||||||||
9153,6 |
7026,8 |
130,3 |
21,3 |
10322 |
9868,8 |
104,6 |
19,4 | ||||||||||
МЦ№6 | |||||||||||||||||
16038 |
15945,6 |
100,6 |
37,3 |
20283,9 |
18383,8 |
110,3 |
38,1 |
В структуре остатков готовой продукции 2007 года можно выделить следующие составляющие: посуда стальная оцинкованная – 727,7 млн.руб. или 56,9 %; запасные части к тракторам – 93,3 млн.руб. или 7,3 %; продукция РУПП «БЕЛАЗ» - 66,9 млн.руб. или 5,2 %; кованые изделия – 17,6 млн.руб. или 1,4 %; продукция РУП «МТЗ» - 11,9 млн.руб. или 0,9 %.
В 2008 году структура следующая: посуда стальная оцинкованная – 2042,4 млн.руб. или 93,5 %; прочая продукция собственного производства – 140,9 млн. руб. или 6,5 %
В структуре остатков готовой продукции за 2009 год следующие составляющие: посуда стальная оцинкованная – 2754,1 млн.руб. или 90,3 %; прочая продукция собственного производства – 296,4 млн. руб. или 9,7 %.
Таким образом, в период с 2007 по 2009 годы наблюдается еще одна отрицательная тенденция в деятельности предприятия – увеличение запасов готовой продукции на складах.
По данным приложения А видно, что сократилась рентабельность продукции, возросли дебиторская и кредиторская задолженность, а также резко увеличилась себестоимость продукции в 2009 году - на 29,71 %.
Из приведенных данных можно выделить следующие основные проблемы РУП «Четырнадцать»:
3.2 Изучение и анализ конкурентоспособности кованного изделия произведенного РУП «Четырнадцать»
Для того, чтобы отобрать изделие, по которому будет строиться весь дальнейший анализ, проанализируем структуру реализованной кованых изделий РУП «Четырнадцать» в 2010 г. Как показывает процент удельного веса в таблице 2, скамейка кованная занимает 1-ое место по реализации продукции, а именно 48 % - в связи с этим данное наименование будет исследовано на состояние конкурентоспособности.
Таблица 2 - Структура реализованных кованных изделий РУП «Четырнадцать» за 2010год
Наименование |
Удельный вес реализованной |
1. скамейка, 6 наименования |
48 |
2. стол, 3 наименования |
9 |
3. стул,4 наименования |
3 |
4. урна декоративная |
11 |
5. перила лесничных маршей |
15 |
6. пролет забора 1400*1000 |
4 |
7.калитка |
10 |
Всего |
100 |
Согласно данным собранным методом полевого исследования и представленном в рисунке 2 - наиболее весомыми конкурентами по занимаемой доли рынка и производству кованых скамеек являются: ОАО «Каменный рай», ЧУП «Астралес». Удельный вес кованных изделий этой группы составляет 82%.
Рисунок 2 - Состав приоритетных конкурентов и занимаемая ими доля рынка1
Методы исследования:
1. Для определения
2. Для определения позиции РУП «Четырнадцать и его основных конкурентов воспользуемся матрицей Мак-Кинзи.
Исследование включает следующие этапы:
Этап 1. Определение характеристик «идеального» изделия целевого сегмента.
При разработке анкеты встает вопрос количества параметров, описывающих изделие. Так как опрашиваемыми являются потребители, то в данном случае «идеальное» изделие мебели для целевого сегмента должно быть описано показателями комфортабельности, социального назначения, фундаментальными показателями, показатели надежности в потреблении, эстетические и безопасности.[2, c.51] Задача опрашиваемых состояла в выборе 8 наиболее значимых для них характеристик и их ранжирование (распределение в порядке убывания значимости). Ранжирование проводится последующей методике: наиболее значимой характеристике присваивается значение ранга 1, следующей по важности – ранга 2 и так далее до8.
Если несколько характеристик, по мнению опрашиваемого равноценны, то им присваиваются одинаковые ранги.
Перечень показателей, включая показатели, описанные выше. В качестве опрашиваемых выступали эксперты (работники отделов маркетинга и продаж, планово-экономического отдела) и представители целевого сегмента, которые отбирались случайным образом. Всего было опрошено 20 человек.
Перечень наиболее важных
проранжированных критериев
Таблица 3 - Перечень проранжированных критериев оценки конкурентоспособности скамейки кованной
Показатель |
Ранг средневзвешенный |
Простота уборки |
8 |
Легкость установки |
6 |
Возможность компоновки изделия в функциональные группы и их разделение |
7 |
Цвет, фактура лицевых поверхностей |
2 |
Надежность и долговечность |
3 |
Удобство использования (высота, глубина сидения) |
5 |
Конструкторское решение, дизайн |
1 |
Универсальность |
4 |
После того, как определены показатели, необходимо определить оценку значения каждого из них в «идеальном» изделии мебели, позволяющим сформировать для представителей целевой аудитории потребительские свойства. Для этого построим для каждого из показателя шкалу возможных значений в виде анкеты представленной в таблице 4.
Таблица 4- Анкета
Показатель |
Шкала измерения показателя |
Простота уборки |
Обычная, хлопотная |
Легкость установки |
Незначительные усилия, средние, значительные |
Возможность компоновки изделия в функциональные группы и их разделение |
Легко группируется, трудно подобрать гарнитур |
Цвет, фактура лицевых поверхностей |
Сталь, однотонные расцветки, темные тона, светлые тона |
Надежность и долговечность |
Да, нет |
Удобство использования мебелью (высота, глубина сидения) |
Да, нет |
Конструкторское решение, дизайн |
Крупногабаритные, малогабаритные |
Универсальность |
Высокая, средняя, низкая |
Респонденту предлагалось обвести в кружок желательное значение показателя и зачеркнуть крестиком совершенно неприемлемое.
В результате заполнения были определены следующие показатели «идеального» изделия мебели для целевого сегмента:
кованая мебель не должна быть крупногабаритной, она должна с легкостью вписываться в современный парковый дизайн; кроме того, желательно, чтобы ее без труда можно было перегруппировать. Предпочтение отдано покраске стали в темные тона и лакировка сидения из дерева «под красное дерево». Желательно, при установке скамейки кованной применять незначительные усилия, что выражается в низкой массе изделия.
Этап 2. Сравнение продукции РУП «Четырнадцать» и ее приоритетных конкурентов с параметрами «идеального» кованного изделия.
Реализация данного этапа
Таблица 5 - Определение конкурентоспособности кованой скамейки по потребительским показателям
Факторы конкурентоспособности |
Скамейка кованая | ||||
РУП «Четырнадцать» |
ОАО «Каменный рай» |
ЧУП «Астралес» |
Идеальные изделия типа «Скамейка» | ||
Простота уборки |
3 |
2 |
4 |
5 | |
Легкость установки |
4 |
4 |
3 |
5 | |
Возможность компоновки изделия в функциональные группы и их разделение |
2 |
4 |
2 |
5 | |
Цвет, фактура лицевых поверхностей |
4 |
3 |
4 |
5 | |
Надежность и долговечность |
5 |
4 |
3 |
5 | |
Удобство использования (высота, глубина сидения) |
4 |
5 |
3 |
5 | |
Конструкторское решение, дизайн |
4 |
4 |
2 |
5 | |
Универсальность |
4 |
4 |
2 |
5 |
Рассчитаем по каждому показателю единичный показатель конкурентоспособности (qi) продукта по отношению к эталону и сводный индекс конкурентоспособности каждого конкурента по потребительским показателям. Результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Определение сводного индекса конкурентоспособности по потребительским показателям
Индекс qі |
qі*аі | |||||||
РУП «Четырнадцать» |
ОАО «Каменный рай» |
ЧУП «Астралес» |
Ранг показателя, R |
Вес,аі |
РУП «Четырнадцать» |
ОАО «Каменный рай» |
ЧУП «Астралес» | |
Простота уборки |
0,6 |
0,4 |
0,8 |
8 |
0,05 |
0,03 |
0,02 |
0,04 |
Легкость установки |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
6 |
0,08 |
0,064 |
0,064 |
0,048 |
Возможность компоновки изделия в функциональные группы и их разделение |
0,4 |
0,8 |
0,4 |
7 |
0,06 |
0,024 |
0,048 |
0,024 |
Цвет, фактура лицевых поверхностей |
0,8 |
0,6 |
0,8 |
2 |
0,18 |
0,144 |
0,108 |
0,144 |
Надежность и долговечность |
1 |
0,8 |
0,6 |
3 |
0,16 |
0,16 |
0,128 |
0,096 |
Удобство использования (высота, глубина сидения) |
0,8 |
1 |
0,6 |
5 |
0,1 |
0,08 |
0,1 |
0,06 |
Конструкторское решение, дизайн |
0,8 |
0,8 |
0,4 |
1 |
0,22 |
0,176 |
0,176 |
0,088 |
Универсальность |
0,8 |
0,8 |
0,4 |
4 |
0,15 |
0,12 |
0,12 |
0,06 |
Сводный индекс конкурентоспособности |
1 |
0,798 |
0,764 |
0,56 |