Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:01, курсовая работа
Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие и показатели конкурентоспособности продукции……………….…...5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности …………………….……….….5
Показатели конкурентоспособности товара…………………….………….….7
Исследование и анализ конкурентоспособности продукции…………..……...9
2.1Изучение последовательности маркетингового исследования конкурентоспособности продукции……………………………………………......9
Методология оценки конкурентоспособности продукции….........................11
3 Анализ конкурентоспособности продукции РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь…………………………………………………………….…14
3.1 Краткая характеристика предприятия и технико-экономических показателей работы ………………………………………………………………………………14
3.2Изучение и анализ конкурентоспособности кованого изделия РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь……………………...……….16
Основные направления повышения конкурентоспособности продукции.....26
Заключение…………………………………………………………..……………...28
Список использованных источников……………………………………………...30
Экономические показатели формируют цену потребления, куда входит цена продажи.
Одним из основных факторов конкурентоспособности является показатели стабильности качества продукции. В настоящее время различают четыре уровня качества:
1) соответствие стандарту, т.е. нормативным требованиям;
2) соответствие использованию, когда товар должен отвечать не только требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям;
3) соответствие фактическим
4) соответствие латентным (
Отождествлять такие понятия, как
«конкурентоспособность» и «
Не мало важным параметром является
показатель технического уровня продукции.,
а именно: технологичность, показатели
комфортабельности, патентно-правовой
показатель, уровень унификации-
характеризуется степенью насыщенности
конструкции изделия
Перечень значимых составляющих конкурентоспособности и степень их важности для разных покупателей могут различаться даже на одном рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним из ключевых моментов ее оценки.
На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов.[12,с.97]
Некоторые специалисты разграничивают составляющие конкурентоспособности на условно жесткие, которые легко поддаются измерению (например, уровень качества, цена), и условно мягкие, которые связаны с особенностями восприятия товара покупателем и не всегда легко измеримы (например, имидж товара).
2 Исследование и анализ конкурентоспособности продукции
2.1 Последовательность маркетингового исследования конкурентоспособности продукции
Изучение
Изучение
На первой стадии проводится экспериментальное определение или расчет всех характеристик собственного товара. На второй – определяются цели оценки конкурентоспособности. На третьей – методами маркетинга проводятся сегментация рынка и обоснование целевого сегмента. Оценку конкурентоспособности товара необходимо проводить для каждого сегмента. [4,c. 36]
Конкурентоспособность (возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить только сравнивая товары конкурентов между собой. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок.
Наконец, конкурентоспособность
Изучение
Сбор данных о конкурентах
Запросы потенциальных покупателей
Изучение рынка
Формулировка требований к изделию
Определение перечня параметров, подлежащих оценке
Анализ цены потребления
Экономические:
-себестоимость,
-оптовая цена,
-розничная цена
Потребительские показатели:
-показатель социального назначения,
-функциональные,
-надежность в потреблении,
-эргономические,
-эстетические,
-безопасность в потреблении
Показатели стабильности качества:
-уровень исполнения изделий
-надежность и долговечность
-гарантийный срок
-внешний вид
Показатели технического уровня:
-технологичность,
-показатели комфортабельности,
-патентно-правовой показатель,
-уровень унификации
Определение единичных показателей конкурентоспособности по потребительским параметрам
Определение единичных показателей конкурентоспособности по параметрам качества
Определение единичных показателей конкурентоспособности по техническим показателям
Определение единичных показателей конкурентоспособности по экономическим показателям
Определение группового показателя конкурентоспособности по потребительским параметрам
Определение группового показателя конкурентоспособности по параметрам качества
Определение группового показателя конкурентоспособности по техническим параметрам
Определение группового показателя конкурентоспособности по экономическим параметрам
Расчет интегрального
Разработка мер по повышению
Рис. 2 Схема оценки конкурентоспособности продукции
Рисунок 1- Схема изучения конкурентоспособности продукции
2.2 Методология оценки
Оценить показатель конкурентоспособности можно несколькими методами: методом расчетных единичных и групповых показателей, методом с использованием функции желательности, методом многокритериальной
оптимизации.
В основе первого метода лежит расчет
единичных и групповых
На первом этапе выбирается база сравнения. В качестве базы для сравнения может служить либо лучший из уже существующих на целевом рынке товар-конкурент, либо некоторый абстрактный эталон.
На втором этапе выделяются наиболее значимые для потребителя критерии.[4, c.103]
Перечень критериев для
На третьем этапе по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi).
qi = Р / Рб
На четвертом этапе внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: аni – для потребительских показателей, аэi – для экономических, акi – для показателей качества, аmi– для технических. Причем:
где Р, l, f, t – количество экономических, потребительских показателей качества и технических параметров.
На пятом этапе производится расчет группового показателя как сводного индекса конкурентоспособности по каждой группе критериев (Q)
(3)
где Qn, Qэ, Qк, Qm – сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским, экономическим, качественным и техническим параметрам.
На шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (К):
К = Qn / Qэ
Экономический смысл интегрального показателя конкурентоспособности заключается в том, что на единицу затрат потребитель получает К единиц полезного эффекта. Если К больше 1, то уровень качества (технического уровня или потребительских свойств) выше уровня затрат и товар является конкурентным, если К менее 1 – неконкурентным на данном рынке.
Данный метод имеет ряд
Второй метод, основан на использовании функции желательности
Этот метод более трудоемок
в математических расчетах. Суть его
сводится к тому, что определяются
параметры сравниваемых объектов в
интервале (0-1). Затем для сравнения
параметров различной размерности
рассчитывают приведенные значения
параметров аппроксимирующей функции.
Далее рассчитывают значение функции
желательности по всему изделию
(по всем параметрам), используя геометрическую
среднюю. Сравнивая значение функции
желательности, полученное вышеуказанным
способом определяют изделие, обладающее
наилучшей совокупностью
Данный метод имеет следующие недостатки:
Третий метод определяется, метод многокритериальной оптимизации, базируется на решении многокритериальной задачи ранжирования: из N объектов с присущими им Sn признаками желательным является тот, который имеет набор признаков является наилучшим.
Решают такую задачу одним из
способов математического
Этот метод является одним из самых точных, но в то же время трудоемких, требующий достаточного навыка владения математическим аппаратом.
При выборе образца конкурента необходимо,
чтобы он и оцениваемый продукт
были аналогичными по назначению и
условиям использования и
Важным направлением исследования
конкурентоспособности