Исследование и оценка конкурентоспособности товара на примере кованых изделий производства РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Белар

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие и показатели конкурентоспособности продукции……………….…...5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности …………………….……….….5
Показатели конкурентоспособности товара…………………….………….….7
Исследование и анализ конкурентоспособности продукции…………..……...9
2.1Изучение последовательности маркетингового исследования конкурентоспособности продукции……………………………………………......9
Методология оценки конкурентоспособности продукции….........................11
3 Анализ конкурентоспособности продукции РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь…………………………………………………………….…14
3.1 Краткая характеристика предприятия и технико-экономических показателей работы ………………………………………………………………………………14
3.2Изучение и анализ конкурентоспособности кованого изделия РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь……………………...……….16
Основные направления повышения конкурентоспособности продукции.....26
Заключение…………………………………………………………..……………...28
Список использованных источников……………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсач по маркетинговым исследованиям.docx

— 197.77 Кб (Скачать)
Untitled

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра логистики и ценовой политики

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: Маркетинговые исследования

на тему: Исследование и оценка конкурентоспособности товара на примере  кованых изделий производства РУП  «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь

 

 

 

 

Студентка

ФМк, 4-й курс, ЗМЦ-1              (подпись)                                А.Б. Шинкевич

                                                                                     (дата)

 

 

Руководитель

ассистент                                  (подпись)                                      Е.Н. Полешук

                                                                                 (дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Понятие  и показатели конкурентоспособности продукции……………….…...5

1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности …………………….……….….5

    1. Показатели конкурентоспособности товара…………………….………….….7
  1. Исследование и анализ конкурентоспособности продукции…………..……...9

2.1Изучение последовательности маркетингового исследования конкурентоспособности продукции……………………………………………......9

    1. Методология оценки конкурентоспособности продукции….........................11

3 Анализ конкурентоспособности продукции РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь…………………………………………………………….…14

3.1 Краткая характеристика предприятия и технико-экономических показателей работы ………………………………………………………………………………14

3.2Изучение и анализ конкурентоспособности кованого изделия РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Беларусь……………………...……….16

    1. Основные направления повышения конкурентоспособности продукции.....26

Заключение…………………………………………………………..……………...28

Список использованных источников……………………………………………...30

Приложение А Финансовое состояние РУП «Четырнадцать» ДИН МВД                   Республики Беларусь…………………………………………………….…………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим  уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и  потреблении, другими весьма важными  характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности  и противоречия развития рыночных отношений  в экономике. Товар - точный индикатор  экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного  соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного  товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар  должен обладать определенной конкурентоспособностью.[11,c. 23]

Обеспечение выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции  во всем мире рассматривается как  важная проблема национальной экономики, от которой зависят темпы промышленного  развития страны и ее престиж.

В рыночной экономике основным фактором коммерческого успеха предприятия  с любой формой собственности  является конкурентоспособность его  продукции, то есть насколько лучше  она продуктов - аналогов выпускаемых  конкурирующими предприятиями.

Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и  экономических показателей относительно выявленных требований рынка или  свойств аналогичного товара.

Так же, конкурентоспособность продукции  характеризуется как сложная  категория, объединяющая совокупность факторов, формируемых различными видами деятельности на предприятии, важнейшими из которых являются: качество, сервисное  и техническое обслуживание, цена потребления и инновационная  деятельность.[7,c. 62]

Что касается предприятий Республики Беларусь, то они имеют большие  резервы производственных мощностей, на которых не выпускается достаточного количества конкурентоспособной продукции. Пониженный спрос на продукцию невысокого качества приводит к дефициту денежных средств на приобретение новой техники, покупку материальных ресурсов, выплату  достойной заработной платы. Низкая заработная плата снижает интерес  работников к результатам своего труда, что отражается в недоработках конструкции изделий, неэффективному маркетингу и отсутствию качественной рекламы, снижению трудовой дисциплины и т.д.

Конкурентоспособность – концентрированное  выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и  услуги.         

Поэтому тема курсовой работы актуальна  в наши дни.

Цель данной работы – исследование и оценка конкурентоспособности прдукции.

Задачи работы:

- изучить теоретическую основу  понятия «конкурентоспособности товара»;

- дать методологическую оценку  конкурентоспособности товара на  рынке;

-разработать практическую программу по определению конкурентоспособности товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и показатели оценки конкурентоспособности продукции

 

1.1.Понятие и сущность конкурентоспособности продукции

 

 

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого  успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации.

Согласно СТБ972-94 РБ [10, с. 4] «Конкурентоспособность продукции – это способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период».

Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и  экономических показателей относительно выявленных требований рынка или  свойств аналогичного товара.

Конкурентоспособность — более  высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Товар с низким качеством может  быть конкурентоспособен при соответствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще. Например, отсутствие вспышки у фотоаппарата практически невозможно скомпенсировать снижением цены.

Помимо требований к товару, выдвигаемых  каждым отдельным потребителем, существуют и требования, общие для всех товаров, обязательные к выполнению. Это нормативные параметры, которые устанавливаются: действующими международными (ИСО, МЭК и др.) и региональными стандартами; национальными зарубежными и отечественными стандартами; действующими законодательствами, нормативными актами, техническими регламентами страны-экспортера и страны-импортера, устанавливающими требования к ввозимой в страну продукции; стандартами фирм—изготовителей данной продукции; патентной документацией.

Проблема конкурентоспособности  продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Конкурентоспособность – концентрированное  выражение всей совокупности возможностей производителя создавать, выпускать  и сбывать товары и услуги.

Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителя  под угрозой вытеснения с рынка  непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

В условиях развитого конкурентного  рынка маркетинг становится эффективным  средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможность [3, с. 8].

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это  многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям  потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной  частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя  за время эксплуатации.

Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских  и стоимостных (ценовых) характеристик  товара, определяющих его успех на рынке, преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров  аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно  с полным основанием говорить о конкурентоспособности  соответствующих предприятий, равно  как и стран, в которых они  базируются.

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает  тот товар, который максимально  удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей  – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие  с ним товары.

Поэтому конкурентоспособность (возможность  коммерчески выгодного сбыта  на конкурентном рынке) товара можно  определить только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными  словами, конкурентоспособность –  понятие относительное, чётко привязанное  к конкретному рынку и времени  продажи. И поскольку у каждого  покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных  потребностей, конкурентоспособность  приобретает ещё и индивидуальный оттенок.

Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

Изучение конкурентоспособности  товара должно вестись непрерывно и  систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности  и принять соответствующие решения (например, провести маркетинговую  акцию, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести  на другой сектор рынка). При этом исходя из того, что выпуск предприятием нового продукта прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей  конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен.[9, c. 423]

 

1.2 Показатели    конкурентоспособности товара

 

 

Конкурентоспособность товара показывает степень его притягательности для реального потребителя, т.е. уровень предпочтения данного товара на конкретном рынке в определенный период времени.

Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительские, экономическим, стабильности качаства, показатели технического уровня.

Потребительские параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе, с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и фикциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством [8,c. 24].

Информация о работе Исследование и оценка конкурентоспособности товара на примере кованых изделий производства РУП «Четырнадцать» ДИН МВД Республики Белар