Гендерные аспекты предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются различные аспекты проблемы интеграции женщин в сферу малого бизнеса. Работа состоит из семи частей. В первой части приводятся примеры типологических групп женщин по критериям социальной адаптивности к условиям свободного рынка труда. Во второй части рассказывается об интеграции женщин в сферу малого бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Гендерные аспекты предпринимательской деятельности.docx

— 93.37 Кб (Скачать)

Семья, решившая открыть  свое дело, должна ориентироваться  в юридических вопросах, чтобы  решить, какая форма предпринимательства  наиболее приемлема именно для этой семьи, кто должен возглавить дело, как распределяется собственность.

     Несмотря на то, что основой семейного бизнеса является взаимное доверие всех членов семьи, трудовые и имущественные отношения должны быть юридически оформлены. В противном случае, при возникновении трудовых конфликтов будет трудно определить имущественный вклад каждого члена семьи.

     Если оформить частное предпринимательство без образования юридического лица на одного из членов семьи, (остальные работают, не оформляя это документально), то в случае возникновения конфликта (например, супруги решают развестись) тот из супругов, кто не был юридически оформлен, остается без своей доли в бизнесе, хотя принимал в нем участие. Тот из членов семьи, кто работал, не оформляясь официально, не будет иметь трудового стажа.

     Можно этого избежать, если зарегистрировать предприятие как общество с ограниченной ответственностью, учредителями которого были бы все члены семьи, участвующие в бизнесе. В таком случае, даже если семья распадается, все члены семьи могут остаться соучредителями и участвовать в распределении прибыли, а при выходе из числа соучредителей иметь право на компенсацию.

     Имущественные отношения регулируются также с помощью брачных контрактов и завещаний. Договоренность о внесенном вкладе в уставной фонд создаваемого семейного предприятия нужно оформить в соответствии с Гражданским кодексом. Необходимо оформить договоренность относительно того, каким образом распределяется прибыль между учредителями.

   

В нашей стране практика брачных контрактов, регулирующих

имущественные отношения  супругов, – дело относительно новое, прежде в этом

не было необходимости, так  как не было и частной собственности. Теперь

появляется настоятельная  необходимость в этом с юридической  точки зрения, но

действуют прежние стереотипы, и практика брачных контрактов приживается

медленно.

    Сферы деятельности семейного бизнеса те же, что и в малом бизнесе в

целом: торгово-посредническая деятельность, бытовые услуги, образовательные

услуги, транспортные услуги, мелкое производство, народные промыслы.

     К сожалению, приходится говорить почти о полном отсутствии семейного

бизнеса в России, а также  и в Латвии, для его развития необходимы все те же условия, что  и для развития малого предпринимательства  в целом.

 

 

Часть 6

Женщины-предприниматели  в странах Ближнего Востока, Северной Африки, Европы и США.

 

8 декабря 2007 г.   Новое исследование Всемирного банка опровергает представление о том, что женское предпринимательство в странах Ближнего Востока и Северной Африки – это лишь микро или малые предприятия, занимающиеся низкотехнологичными видами деятельности.

“Принято считать, что предприятия, чьими владельцами являются женщины, – это небольшие неофициальные  предприятия, сосредоточенные в  определенных секторах”, – говорит  Надере Чамлу, главный автор доклада The Environment for Women’s Entrepreneurship in the Middle East and North Africa. “То, в чем мы убеждаемся, опровергает эти представления”.

На самом деле в странах Ближнего Востока и Северной Африки очень  мало различий между предприятиями, которыми владеют женщины, и предприятиями, находящимися в собственности мужчин. Основной вывод доклада заключается  в том, что предприятия, находящиеся  в собственности женщин, являются не менее основательными, продуктивными, развитыми в технологическом  отношении и связанными с глобальными  рынками, чем предприятия, которыми владеют мужчины.

Одно из различий заключается в  том, что процент фирм, в которых  занято более 100 работников, в целом  выше среди “женских” предприятий (31 процент), чем среди “мужских”  предприятий (24 процента). Среди работников “женских” предприятий более  высок процент квалифицированных  специалистов, отмечается в докладе.

Принадлежащие женщинам фирмы не только нанимают больше женщин, чем фирмы, принадлежащие мужчинам (исключениями являются Ливан и Саудовская Аравия), но также принимают больше женщин на руководящие должности. На протяжении двух периодов наблюдения в Египте, Иордании, Саудовской Аравии и на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа принадлежащие женщинам фирмы увеличили  число своих работников в среднем  на большую величину, чем фирмы, принадлежащие  мужчинам.

В докладе также отмечается, что, несмотря на схожесть характеристик  и результатов деятельности этих двух категорий предприятий, женское  предпринимательство в регионе  пока еще не достигло своего потенциала, несмотря на то что инвестиционный климат “в гораздо меньшей степени, чем предполагалось, подвергается воздействию  проблем, связанных с гендерным  неравенством”.

Из 4 832 фирм, охваченных обследованием, только 13 процентов принадлежат  женщинам, отмечается в докладе.

“Женщины-предприниматели везде  в меньшинстве”, – говорит Чамлу, Старший советник Всемирного банка. “Однако в странах Ближнего Востока  и Северной Африки процент женщин-предпринимателей ниже, чем в странах со средним  уровнем дохода в Восточной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна, Европы и Центральной Азии".

Очевидно, что женщины-предприниматели  играют гораздо более важную роль в экономике стран региона, чем  предполагалось ранее”, – говорит  Даниела Грессани, Вице-президент  Всемирного банка по региону Ближнего Востока и Северной Африки. “Но  их все еще очень мало”.

Для того чтобы диверсифицировать  экономику и создать 54 миллиона рабочих  мест, в результате чего численность  рабочей силы, согласно оценкам, должна достигнуть 174 миллиона человек к 2030 году, странам региона нужно больше женщин-предпринимателей.

Улучшение делового климата и снижение барьеров, препятствующих открытию и  закрытию предприятий, также пойдет на пользу всем предпринимателям, но наибольшую пользу это принесет женщинам. Тем, кто определяет политику в странах  региона, необходимо приложить усилия к решению проблем, обусловленных  гендерно-дифференцированными общественными  нормами и разным отношением к  женщинам и мужчинам, предусмотренным  положениями законодательства, с  тем чтобы создать одинаковые возможности для мужчин и женщин.

“Женщины-предприниматели могут  стать одной из движущих сил экономического роста”, – говорит Чамлу. “Они могут  помочь региону решить стоящие перед  ним задачи, поскольку расширение прав и возможностей женщин и диверсификация экономики могут дополнять друг друга и способствовать решению  странами региона важнейшей задачи, которой является создание новых  и более качественных рабочих  мест”.


     


Исследование: Женский бизнес США решает проблему безработицы

 

Американские компании, владельцами которых являются женщины, приносят доход в 3 трлн $ в год и являются нанимателями 13% всего занятого населения страны. К данному выводу пришли в исследовании, выдержки из которого публикует в субботу Washington Post, социологи и экономисты Центра исследования женского бизнеса. Работа проводилась при поддержке компании Wal-Mart — самого крупного в мире предприятия розничной торговли. В рамках исследования специалисты изучили компании, более 50% акций которых принадлежит представительницам превосходного пола. В итоге был сделан вывод о том, что эти предприятия содержат 23 млн рабочих мест — это приблизительно в 2 раза больше, чем могут похвастать 50 самых крупных компаний в США, сложенных вместе. Примечательно, что и увольнения в период рецессии коснулись данных организаций заметно меньше, чем «боссов» бизнеса Соединенных Штатов. Это делает компании, у руля которых стоят дамы, одним из главных двигателей американской экономики. Такие данные, согласно мнениям аналитиков, должны обеспечить эффект «холодного душа» для тех, кто полагает женщин успешными и конкурентоспособными игроками крайне в нишевых, т.е. неординарных, отраслях (например, в мире моды). «Это дает нам хорошую, точную статистику, с которой можно пойти к политикам», — полагает исполнительный директор Национального женского совета по бизнесу Маргарет Бартон. Целью данного похода она видит снятие «негласных барьеров и запретов» для женщин в политике и бизнесе, говорит ИТАР-ТАСС.

Женщинам Европы  и  США  удалось

преодолеть психологический  барьер,  и  они  продемонстрировать  полную  меру

делового потенциала.

       Женский  бизнес в 80-е годы стал мощной  экономической силой в  странах

Западной  Европы  и   США.   Научно-технический   прогресс   и   переход   к

постиндустриальному обществу вызвали  структурную  перестройку  экономики  и

быстрое развитие сферы услуг. Массовые мелкие  предприятия  на  рынке  услуг

создавались женщинами. Женщины  смогли  в  этой  сфере  быстрее  найти  себя,

реализовать такие женские  качества как хозяйка  дома,  портниха,  мать.  Как

грибы  росли  мелкие  закусочные,   ремесленные   мастерские,   магазинчики.

Обществу пришлось  признать,  что  успехи  женщин-предпринимателей  в  малом

бизнесе    были    значительнее    и    весомее.    Этому     способствовала

коммуникабельность, интерес  к людям, заботливость, меньшая  амбициозность  и

другие черты женского характера. Путь женщин в бизнес не был легок и  прост.

Женщинам не хватало знаний, поддержки со  стороны  государственных  органов.

Сегодня  женщина-предпринимательница  в   странах   Западной   Европы

является  равноправным  партнером,  она   ощущает   поддержку   со   стороны

государства.   В   некоторых   странах,   например,   ФРГ,   разрабатываются

специальные программы государственной  помощи начинающим бизнесменам.

       Женский  бизнес в США:

       Свыше  30% объектов малого бизнеса находится  в руках женщин. В течение

5-летнего срока к банкротству  приходит одно из 4-х женских  предприятий  (это

меньше, чем в целом  по стране). В отчете Национального  Совета  по  женскому

бизнесу за 1990 г. отмечалось, что за  последние  два  десятилетия  на  долю

женского бизнеса  пришлось  2/3новых  рабочих  мест.  До  1970  г.  на  долю

женского бизнеса приходилось 5% предприятий, в настоящее время  более 30%,  в

т.ч. 50% предприятий розничной  торговли.  Женщина-бизнесмен  в  американской

экономике сегодня играет значительную роль.  Эта  роль  состоит,  по  мнению

исследователей, во влиянии  на структурную перестройку экономики,  сокращение

безработицы, на стабильность общества. От руководства  малыми  предприятиями

женщина не побоялась перейти  к руководству корпорациями.  Появились  женские

предприятия   в   считавшихся    всегда    мужскими    секторах    экономики

(строительство, транспорт  и т.д.).

       В США  женщины до 60-х годов не обучались   в  школах  бизнеса.  Первый

выпуск из Гарвардской  школы бизнеса имел место в 60-е  годы.  Через  15  лет

доля женщин среди выпускников  составила до  25-33%.  И  все  же  численность

женщин в управленческом персонале фирм пока невелика.  Преодолеть  стереотип

мужчины-управляющего удается  немногим  женщинам.  Большого  успеха  достигли

женщины в семейном бизнесе.

       Англия:

       Женщины  составляют 40% рабочей  силы.  Но  им  принадлежит  лишь  10%

постов  менеджеров.  В  1970  г.  в  Лондонской  школе  бизнеса  1   женщина

приходилась на 97 выпускников, через шесть лет соотношение  составило 1:6.  В

1985  г.  во  всех  формах  предпринимательской  деятельности  доля   женщин

составила 25%.

       Франция:

       Женщины   составляют   54,7%   рабочей   силы,   на   административно-

управленческих должностях 5,4%. Доля женщин среди нанимателей  рабочей  силы

составила в 1984 г. -22%.

       Германия:

       В 1990  г.  -  5,4%  работающих  женщин  (11,1%  -мужчин)  занимались

самостоятельными видами деятельности. В апреле 1990 года в  ФРГ было 628  000

женщин,  занимающихся  предпринимательством,  это   четвертая   часть   всех

предпринимателей. 164000 женщин-предпринимательниц заняты в торговле,  69000

в промышленных отраслях.

 

Часть 7.

Гендерный аспект коммуникативного поведения

Особенности женского коммуникативного поведения

1.     Женщины гораздо легче, чем мужчины, меняют свои планы, вносят коррективы, порой весьма существенные, вплоть до быстрого принятия совершенно противоположного плана действий.

2.     Женщины менее настойчивы, чем мужчины, в реализации своих стратегических планов.

3.     Женщины менее сдержанны в проявлениях эмоций, больше мужчин склонны демонстрировать свои эмоции окружающим.

4.     При восприятии и оценке человека или ситуации женщина склонна воспринимать и ситуацию, и конкретного человека в деталях, в отличие от мужчины, который и человека, и ситуацию воспринимает целостно.

Информация о работе Гендерные аспекты предпринимательской деятельности