Гендерные аспекты предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются различные аспекты проблемы интеграции женщин в сферу малого бизнеса. Работа состоит из семи частей. В первой части приводятся примеры типологических групп женщин по критериям социальной адаптивности к условиям свободного рынка труда. Во второй части рассказывается об интеграции женщин в сферу малого бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Гендерные аспекты предпринимательской деятельности.docx

— 93.37 Кб (Скачать)

предпринимательской деятельности интереснее всего следующий вывод  этого

исследования: резко возросла нравственная ценность «личной свободы». Если в

1990 году личную свободу  считали неотъемлемым элементом  счастья 55 %

опрошенных, то в 1994 году –  на 22 % больше. Личная свобода – это  прежде

всего самостоятельность  в выборе форм поведения, профессиональной и общественной самореализации в  соответствии со своими возможностями  и ценностными представлениями. 29 % опрошенных в трудных жизненных  ситуациях стали полагаться только на собственные силы. Этот результат  говорит о положительной тенденции  в изменении сознания россиянок  в сторону независимости, что  потенциально является основой для  экономически активного поведения.

     Положительным можно считать и такой результат исследования, который

говорит о возрастании  значения профессиональной карьеры  в ценностных

ориентациях женщин. Если в 1990 году 24 % опрошенных связывали успехи в

карьере с представлениями  о счастье, то четыре года спустя таких  женщин стало

почти в два раза больше – 47 %. Та же тенденция проявилась и  в оценке

экономической самостоятельности. Для 42 % респонденток в 1994 году

возможность иметь «собственное дело» являлась важным элементом  личного счастья.

     В целом же это исследование показывает, что все больше россиянок

становятся более адаптированными  к новым экономическим условиям, что

многие женщины, с их высоким  образовательным уровнем, при смягчении

объективных условий вхождения  в предпринимательскую деятельность, захотят

и смогут достичь успеха в этой области. Предприимчивости, как  форме экономически активного поведения, должны способствовать не только социальные предпосылки, но и психологические  особенности личности, определяющие ее склонность и способности к

предпринимательству. Предпринимательство  требует от человека

определенных качеств, как  и любая другая профессия, основанная на

необходимости проявления творческих начал, природного таланта, ума и

смекалки, а также широте мышления и познаний. Ведущими признаками

предпринимательской деятельности являются автономность, инновационность,

рискованность. Предпринимательская  деятельность невозможна без

самостоятельности в принятии решений, стремления к личному контролю над

ситуацией. Как правило, и  многие исследования тому подтверждение,

люди, достигшие успеха в  такого рода деятельности, отличаются низким

уровнем тревожности, высокой  потребностью в личных достижениях.

     Большинство женщин считают, что качеств, необходимых для успешной

предпринимательской деятельности, у них недостаточно. 72 % женщин

решительно отвергают  для себя возможность заняться предпринимательской

деятельностью, считая, что  у них отсутствуют необходимые  для этого личные

качества. На вопрос «Что, по Вашему мнению, способствует успеху в  бизнесе?»

около 43 % ответили, что главное  – это личностно-деловые качества.

Недостаток деловой хватки, склонности к риску, ориентации на успех  – вот

совокупность факторов, которую  один из авторов назвал «рыночным  комплексом

неполноценности» женщин.

     Из личностных качеств, которые необходимы в такого рода деятельности,

можно отметить традиционное трудолюбие женщин, их умение мобилизоваться в

нужный момент, присущую им интуицию.

     Среди черт, способствующих успеху в бизнесе, можно выделить

коммуникабельность, умение налаживать контакты с людьми, любовь к людям,

добросовестность и ответственность, умение доводить начатое до конца.

     К социальным предпосылкам, носящим внешний характер и сдерживающим

развитие женского предпринимательства, следует, прежде всего, отнести общие

проблемы, связанные с  положением женщин в сфере труда. В основе этих

проблем лежит доминирование  патриархальных ценностей, которые  в условиях

перехода к рыночным отношениям, несмотря на демократизацию общества в

целом, только усилились. Основными  показателями такого положения женщин

являются:

    • социальная  дискриминация женщин (при приеме  и увольнении, при оплате

труда и т.д.);

    • существование  стереотипов ролевых функций  женщин, в том числе и в

сфере труда;

    • некоторые  формы социальной защиты женщин, имеющих характер

ограничений в сфере труда.

     Немногие женщины пока считают себя способными заняться

предпринимательством, хотя число тех, кто готов к инновационным  формам

трудового поведения, по результатам  различных исследований, все-таки

неуклонно растет. Если в 1994 году лишь 4 % опрошенных безработных  женщин

хотели бы заняться предпринимательской  деятельностью и около 2 % открыть

свое дело (более половины (55 %) категорически против такой  перспективы для

себя, а 35 % женщин затруднились ответить на этот вопрос), то в 1997 году около

половины (48 %) опрошенных женщин считали для себя это возможным.

     Однако для того, чтобы эта возможность реализовалась, необходимо

выполнение многих условий, не зависящих от самих женщин. Каковы же те

внешние препятствия, мешающие женщинам стать активными, равноправными

участниками радикальных  социально-экономических изменений, происходящих в

обществе? В большей степени  внешние барьеры нельзя разделить  по признаку

пола, они общие для  всех предпринимателей.

     Рассмотрим отношение женщин к этим препятствиям, насколько по их

мнению они важны, на основе одного из социологических исследований.

     На первое место среди причин, по которым респондентки не могут заняться

предпринимательской деятельностью, женщины ставят отсутствие средств,

отсутствие первоначального  капитала, который позволил бы начать свое дело,

так ответили 76 % опрошенных. Таким образом, основным препятствием,

мешающим женщинам стать  на путь предпринимательства, является отсутствие

стартового капитала. Не развита система льготного кредитования, хотя очевидно,

что именно отсутствие стартового капитала – одно из основных препятствий,

делающих малый бизнес недоступной сферой деятельности, так  считают, как уже

было отмечено выше, около 76 % опрошенных женщин. Около половины

респонденток уверяют, что  главной формой поддержки женского

предпринимательства должно быть льготное кредитование.

     Необходимо создание эффективной налоговой системы. Для 20 %

опрошенных респонденток отсутствие эффективной налоговой  системы –

главное препятствие для  того, чтобы заняться предпринимательской

деятельностью.

     Еще одной причиной, препятствующей вхождению женщин в

предпринимательскую деятельность, является то, что российский бизнес сейчас

часто располагается на границе  криминального мира. Необходима активная

деятельность государства  по обеспечению безопасности предпринимательства,

как части общей проблемы безопасности общества. Для женщин криминализация

общества в целом и  бизнеса в частности – это  серьезное препятствие. Последний

опрос подтверждает, что  около 20 % женщин отпугивает главным  образом

криминальная среда. Малый  бизнес более беззащитен перед криминальной

средой, так как не имеет  достаточных возможностей для самостоятельного

обеспечения собственной  безопасности. Для женщин характерна устойчивость в

морально-нравственных ориентациях, поэтому компромисс с криминальными

структурами не приемлем для  большинства из них, что делает женщин-

предпринимательниц более  беззащитными перед криминальной средой.

     Развитию женского предпринимательства препятствует также отсутствие в

прежнем обществе системы  ценностей, которая бы поощряла индивидуальную

инициативу, стремление к  независимости, делала бы предпринимательскую

деятельность престижной, привлекательной. Поэтому государству  отводится

большая роль в увеличении привлекательности предпринимательской

деятельности, раскрытии  социальной роли предпринимательства. Государство,

принявшее на себя труд развивать  предпринимательскую культуру, способно

через средства массовой информации, искусство и другие каналы воздействия

наглядно рекламировать  предпринимательство, любую социально  одобряемую

экономическую инициативу как  благо для общества. Можно отметить, что в

последнее время в этом направлении делается достаточно много  и

предпринимательская деятельность стала более привлекательной (что  еще раз

подтверждает тезис о  постепенном изменении социальных позиций в обществе).

Лишь около 5 % женщин ответили, что не хотели бы заниматься предпринимательской  деятельностью, так как она не престижна.

     Положительную информацию о престижности малого бизнеса представляет,

например, журнал «Космополитен». Это издание рассчитано на женщин

преуспевающих, придающих  большое значение профессиональной карьере.

Журнал дает много положительных  примеров женщин, которые преуспели  в

бизнесе, то есть создает  портрет новой героини дня  – женщины, уверенной в

себе, делающей карьеру, но вместе с тем остающейся женщиной в остальных

сферах жизни.

 

Часть 4

 

Новые организационные  формы развития женского предпринимательства  в сфере малого бизнеса

 

Что такое малый бизнес, каковы критерии, его определяющие?

По Закону «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в

РФ», субъектами малого предпринимательства  считаются предприятия

численностью до 100 человек  в промышленности, строительстве  и транспорте, до

30 человек в розничной  торговле и бытовом обслуживании. Физические лица, занимающиеся предпринимательством  без образования юридического  лица также

считаются субъектами малого предпринимательства (ст. 3 данного  закона).

     Многие      развитые   страны     переживают     сейчас    бум     малого

предпринимательства. В США, например, мелкие фирмы, численностью менее

100 человек составляют  около 80 % от общего числа фирм, немалую часть из них

можно считать семейными. В том числе в малом бизнесе  занято около 5 млн.

женщин.

    Сущностными чертами малого бизнеса являются: ориентация на рынок и

свободную торговлю, преимущественное использование нецентрализованных

источников финансирования, высокая организационно-функциональная гибкость

и мобильность, общая простота организации и управления.

    Однако малые размеры предприятия еще не означают реальных преимуществ

малого предпринимательства. При этом существуют и негативные стороны:

ограничение капиталоемких  задач, большая подверженность финансовому  риску,

меньшая социальная защищенность работников.

     На пути развития малого бизнеса, тем более женского предпринимательства,

стоят существенные препятствия: неразвитость рынка рабочей силы, малая

социальная мобильность  рабочей силы (тем более известно, что мобильность

женской рабочей силы всегда ниже мужской), с финансово-экономической  точки

зрения не подготовлена кредитная  система для финансирования мелких фирм,

правовая незащищенность, отсутствие реализуемых государственных  программ

помощи малому бизнесу.

     Малое предпринимательство не знает себе равных по способности оживить

экономику, вывести ее из кризиса и обеспечить индивидуальный подход к

потребителю товаров и  услуг, концентрироваться в наиболее необходимых

потребительских сферах. Именно малое предпринимательство в  большей степени

выполняет в обществе социальные функции. Малое предпринимательство  – это

наиболее приемлемая для  женщин форма предпринимательской  деятельности.

Пока общество придерживается традиционных представлений о роли женщины,

крупный и средний бизнес останется в основном мужским.

     Надо     понимать,   что    большинство     женщин      способны    стать

предпринимателями в определенной области и на определенном уровне.

Женщина, занимающаяся рукоделием и сама реализующая свои изделия,

женщина, которая держит торговую палатку и руководящая  небольшим

производственным предприятием, – это все доступные женщинам различные

уровни малого бизнеса.

    Необходимо создание  таких экономических, социальных  и политических

условий, при которых преимущества малого предпринимательства перекрывали

бы его негативные эффекты. Объективные возможности в обществе,

способствующие предпринимательской  деятельности, заключаются в создании

                                    

Информация о работе Гендерные аспекты предпринимательской деятельности