Гендерные аспекты предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются различные аспекты проблемы интеграции женщин в сферу малого бизнеса. Работа состоит из семи частей. В первой части приводятся примеры типологических групп женщин по критериям социальной адаптивности к условиям свободного рынка труда. Во второй части рассказывается об интеграции женщин в сферу малого бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Гендерные аспекты предпринимательской деятельности.docx

— 93.37 Кб (Скачать)

дореволюционной России было, прежде всего, семейным хозяйством. Именно на

селе, в личных подсобных  хозяйствах, семейные формы хозяйствования

сохранились и в советское  время, но в основном как вторичный  вид занятости.

      На селе семейный бизнес в настоящее время это фермерское хозяйство и

обслуживающие их предприятия, в городе – это мелкие фирмы  по бытовому

обслуживанию, воспитательные и образовательные учреждения.

      Рассмотрим подробнее экономические, социальные и психологические

факторы семейного предпринимательства, исходя из которых можно судить о

достоинствах и недостатках  семейного бизнеса, а также факторы, которые

определяют отличие семейного  бизнеса от мелкого предпринимательства  вообще.

      Одной из основных социальных функций семейного бизнеса является

обеспечение рабочими местами  всех трудоспособных членов данной семьи,

независимо от профессионального  опыта, образовательного уровня, возраста.

Семейный бизнес, как никакой  другой вид предпринимательства, способен

решить проблему занятости  женщин. Для женщин это одна из наиболее

благоприятных форм вхождения  в предпринимательскую деятельность.

Существующие общественные стереотипы, фиксирующие приоритеты семейных

обязанностей для женщин, имеют в современной ситуации тенденцию к

усилению патриархальных настроений не только на уровне общества в целом, но

и на уровне личности самой  женщины. Большинство женщин придерживаются

традиционных представлений  о своем месте в обществе, включая  и сферу

профессиональной самореализации. Женщине, имеющей детей, всегда было

трудно выбирать между  благополучием семьи и возможностью заниматься

профессиональной деятельностью. Часто зависимость женщины от внутрисемейной ситуации объективна: наличие детей, их возраст и здоровье, наличие престарелых родителей, требующих ухода.

     Семейный бизнес отличается от любой другой трудовой деятельности

прежде всего тем, что  семья и работа тесно взаимосвязаны. Все члены семьи

объединены одним делом, естественно, что при этом, в зависимости  от

конкретной ситуации данной семьи, возможны такой рабочий график, такое

разделение труда, которые  были бы удобны всем ее членам.

     Российская женщина в каком-то смысле всю жизнь занимается семейным

бизнесом, если понимать его  как умение при минимальных затратах

максимально эффективно вести  домашнее хозяйство, распределяя при  этом семейные обязанности, решая множество  финансовых проблем.

     Как уже отмечалось, число женщин, получивших новые профессии,

постоянно растет, вместе с  тем увеличивается и число  тех, кто получил рыночные

профессии. Это может быть использовано в качестве аргумента  в пользу развития

семейного бизнеса, так как  если полученная профессия связана  с каким-либо

ремеслом, то именно это может  стать основой бизнеса, а если это профессия

бухгалтера или секретаря (при обучении которой также даются основы

бухгалтерского учета), то женщина может стать либо во главе  семейного бизнеса,

либо отвечать за экономическую  и финансовую сторону дела.

     Семейный бизнес настолько не развит у нас, что, несмотря на все

вышеперечисленные преимущества, женщины пока сами не видят его

положительных перспектив. Об этом можно судить по результатам

социологического исследования. На вопрос «На чью помощь в предпринимательской  деятельности Вы могли бы рассчитывать?»  женщины ответили таким образом: более половины из них рассчитывают только на себя – 60%, 10 % почти не надеются на членов семьи. Можно предположить, что это происходит не потому, что  женщина чувствует себя полностью  независимой, а все дело в том, что женщины не видят этой возможности, такая форма предпринимательства  в настоящее время пока достаточно не привычна. У нас нет

типичного для стран с  сильной рыночной экономикой семейного  предпринимательства, формирующего независимую  личность, ориентированную на позитивный образ предпринимателя.

     Семейный бизнес можно считать одним из наиболее социально приемлемых

путей включения в трудовую деятельность молодого поколения, начиная  со

школьной скамьи. Вовлечение молодежи в общественно-полезную трудовую

деятельность – это  одна из острых проблем, поставленных современной

социально-экономической  ситуацией.

     Молодежь впервые  поставлена в ситуацию самостоятельного недетерминированного выбора в сфере труда, так как изменения приводят к появлению принципиально новых форм трудовой активности, определяемых многообразием форм и сфер профессиональной деятельности, то есть появляются новые нетрадиционные стратегии трудового поведения.

      Сегодняшняя ситуация приводит часто к беспомощности молодого человека

в ситуации выбора профессии, к стихийным, непрогнозируемым формам

профессионального, следовательно, и социального поведения. Другими  словами, существует опасность криминализированного вхождения в трудовую деятельность, соблазн легких денег, особенно среди  юношей.

     Существует также другая тенденция: в условиях капитализации общества

усилилось значение материальных благ как условия счастливой жизни, и как

следствие – усиление потребительской  ориентации в сознании. Одно из

социологических исследований показывает, что если в 2000 году формулой «не

работать, но иметь все  что хочется» выражали свои представления  о счастье 19 %

опрошенных, то в 2005 году это  число увеличилось до 49 %. Потребительская

ориентация присуща девушкам в возрасте до 30 лет с низким уровнем

образования (незаконченным  высшим и средним, но особенно –  с начальным).

      В семейном бизнесе социализация подростка проходит под патронажем

родителей, в данном случае, когда вся семья занята одним  делом, потребительское отношение  в меньшей степени возможно. Напротив, существует основа для воспитания таких  личностных качеств как трудолюбие, ответственность, умение достигать  успеха. Участие молодого человека в семейном бизнесе не исключает  получения образования, наоборот, способствует этому, так как позволяет самому заработать для этого средства.

      Семейный бизнес может создавать социальную среду, способствующую

формированию цивилизованного  предпринимателя разного уровня.

      Рассмотрим экономические факторы, которые отличают семейный бизнес

от других форм малого бизнеса, его достоинства и недостатки.

      Семейный бизнес является, как правило, мелким бизнесом, поэтому он не

требует больших капиталовложений. Можно максимально использовать все ресурсы данной семьи: помещения, как жилые, так и подсобные, личный транспорт, наличие земельного участка  и т.д. Чаще всего такой бизнес охватывает сферы деятельности, которые  не требуют больших производственных помещений, дают возможность использовать свое жилье. Возможно совмещение средств  производства, используемых в предпринимательстве, с домашними средствами труда. В  конечной стоимости продукции такой  фирмы очень велика доля живого труда, ведь максимально используются трудовые ресурсы всех членов семьи. Стоимость  создания одного рабочего места гораздо  ниже, чем при других формах предпринимательства, так как на многие издержки производства,

накладные расходы также  используются ресурсы семьи. Одним  из положительных моментов можно  считать высокую степень мобильности  производства, оперативность в использовании  инноваций, так как нет необходимости  согласовывать свои действия с какими-либо учредителями и т.д.

      Отрицательными факторами являются достаточно высокий уровень напряженности труда, продолжительность, ненормированность рабочего

времени, которые на обычном  предприятии могли бы привести к  текучести

кадров. В данном же случае действует такой мощный мотивационный  фактор,

как материальная заинтересованность. При отсутствии наемных работников все

заработанные средства остаются в распоряжении семьи.

      Однако далеко не каждая семья может заниматься семейным

предпринимательством. Кроме  того, что семья должна обладать определенными

экономическими ресурсами, а также иметь в своем составе  достаточно человеческих ресурсов, у  семьи должен быть, если можно так  сказать, психологический потенциал, то есть набор необходимых с психологической  точки зрения факторов, которые делают эту семью способной заниматься бизнесом.

      Прежде всего это будет зависеть от того, насколько члены семьи

придерживаются одной  системы ценностей. По этому признаку семья может

быть нескольких типов:

     • гомогенная  семья – имеет одну систему  ценностей в профессиональной

деятельности и одинаковое восприятие стимулирования обществом  этой

деятельности;

     • доминантная  семья – система ценностей  одного из ее членов доминирует, а

остальные подчиняются ей не вступая в конфликт;

     • конфликтная  семья – в семье ценностный  конфликт, который может

возникать между родителями либо между родителями и детьми;

     • формальная  семья – система ценностей  такого типа семьи неопределенна.

      Успеха в семейном бизнесе достигнет вероятнее всего гомогенная семья,

имеющая общие ценности. Доминантная семья тоже может  заниматься одним делом, хотя в процессе деятельности возможен переход семьи  из доминантного типа в конфликтную, что может осложнить ситуацию, если семья уже организационно, юридически и экономически объединена общим  делом.

      Независимо от того, к какому типу относится семья, для ведения дела нужен

лидер, глава дела (которым  не обязательно должен быть мужчина), к тому же если в доминантной семье  таким лидером будет тот, кто  навязывает остальным свою систему  ценностей, то гомогенная семья выберет  своим лидером того, кто больше всего по своим личностным характеристикам  для этого подходит.

      Вторым важным фактором является наличие у семьи потенциала с точки

зрения качеств, необходимых  для предпринимательской деятельности.

 

 

Для эффективного распределения  обязанностей между членами семьи  необходимо оценить возможности  каждого, его способности, знания, умения, уровень образования. Прежде всего, является обязательным наличие хотя бы у одного из

членов семьи организаторских  способностей, склонности к предпринимательской

деятельности.

     Известно, что успешность в предпринимательской деятельности зависит от

таких личностных качеств, как  настойчивость в достижении цели, готовность брать на себя риск, уверенность  в себе, гибкость, энергичность, чувство  личной ответственности, коммуникабельность, умение быстро накапливать и использовать различную информацию.

     В данном случае, когда общим делом занимается одна семья, не обязательно,

чтобы всей совокупностью  необходимых качеств обладал  один человек, возможно наиболее оптимальное  распределение обязанностей, которое  максимально бы раскрывало потенциал  каждого, распределение производственных ролей с учетом сильных и слабых сторон каждого. Возможно использование  удачного сочетания опыта старшего поколения с энергией более молодого, именно молодое поколение чаще всего  имеет высокий уровень

обучаемости, может внести инновационный потенциал, нестандартный  подход к решению проблем.

     Но даже при наличии всех вышеперечисленных психологических факторов

успех семейной фирме не гарантируется. Это необходимые, но не достаточные условия; основополагающую роль играет доверие между членами  семьи, возможность в сложной  ситуации положиться друг на друга, тем  более сейчас, когда правовое обеспечение  бизнеса не дает правовых гарантий каждому члену семейного бизнеса.

     Семейный бизнес имеет положительный социально-психологический

эффект, то есть способствует укреплению семьи, которая делает одно дело. Этот эффект особенно важен для  женщин, потому что часто в семьях, где мужья занимаются бизнесом, даже при увеличении материального достатка возникают проблемы, отрицательно сказывающиеся  на моральном климате семьи, на воспитании детей.

Информация о работе Гендерные аспекты предпринимательской деятельности