Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:05, курсовая работа
В работе рассматриваются различные аспекты проблемы интеграции женщин в сферу малого бизнеса. Работа состоит из семи частей. В первой части приводятся примеры типологических групп женщин по критериям социальной адаптивности к условиям свободного рынка труда. Во второй части рассказывается об интеграции женщин в сферу малого бизнеса.
Институт информационных систем менеджмента
Учебная программа: Руководитель предпринимательской деятельности
Имя, фамилия: Андрей Закревский | ||||||||
Название работы:
Гендерные аспекты
|
Рига 2010
Аннотация
В работе рассматриваются различные аспекты проблемы интеграции женщин в сферу малого бизнеса. Работа состоит из семи частей. В первой части приводятся примеры типологических групп женщин по критериям социальной адаптивности к условиям свободного рынка труда. Во второй части рассказывается об интеграции женщин в сферу малого бизнеса. В третей части указываются социальные аспекты женского предпринимательства. Новые организационные формы развития женского предпринимательства в сфере малого бизнеса раскрываются в четвёртой части. В пятой части указываются аспекты семейного бизнеса и интеграции в него женщин. В шестой части рассказывается о женщинах-предпринимателях за рубежом. В седьмой части перечислены особенности женского коммуникативного поведения.
Предпринимательство рассматривается как вариант социальной адаптации женщин в новых рыночных условиях. Описываются социальные аспекты женского предпринимательства. Изучается влияние статусных характеристик женщин на адаптацию к рыночным условиям (проблема взаимного влияния социальной среды и личностных особенностей). Рассматриваются новые организационные формы развития женского предпринимательства в сфере малого бизнеса. Выделяются сущности и критерии малого бизнеса, подчеркивается, что малое предпринимательство - это наиболее приемлемая для женщин форма предпринимательской деятельности. Описывается инфраструктура, необходимая для нормального развития малого предпринимательства - создание организаций, поддерживающих женское предпринимательство. Так же подробно рассматриваются экономические, социальные и психологические факторы семейного предпринимательства.
Ключевые слова:
Latviski |
По-русски |
English |
Dzimumu pazīmes |
Гендерные особенности |
Gender peculiarities |
Mazais bizness |
Малый бизнес |
Small Business |
Ģimenes bizness |
Семейное предпринимательство |
Family business |
Subsīdija |
Субсидия |
Subsidy |
Komunikatīvā uzvedība |
Коммуникативное поведение |
Communicative behavior |
Содержание:
Введение
Часть 1: Типологические группы
Часть 2: Интеграция женщин в сферу малого бизнеса
Часть 3: Социальные аспекты женского предпринимательства.
Часть 4: Новые организационные формы развития женского предпринимательства в сфере малого бизнеса
Часть 5: Семейное предпринимательство
Заключение
Список используемых источников
Введение
На пути развития рыночной экономики одним из двигателей экономических
реформ должен стать развитый класс предпринимателей, для
широкомасштабного становления, которого необходимо создание
соответствующих не только экономических, но и социальных условий.
Женщины активно участвуют в преобразованиях экономики,
меняют формы трудовой активности. Основное социальное противоречие,
сложившееся в сфере занятости женщин, заключается в том, что, с одной
стороны, рыночная модель позволяет свободно развиваться женской
экономической инициативе,
самостоятельности и
занятости, с другой стороны, в условиях перехода к рынку, принципиально
отличных от сложившихся в советское время норм, установок трудового
поведения, женщины оказываются менее готовы к свободной, инициативной
деятельности, менее адаптированы, чем мужчины. Женщины вынуждены не
просто менять в массовом порядке свой социальный и профессиональный статус,
но в большинстве случаев его снижать, становясь безработными,
переквалифицируясь, как правило, на другие профессии и используя формы
занятости, не требующие ни образования, ни накопленных профессиональных
знаний.
Часть 1
Типологические группы.
В социогендерном исследовании «Женщины в российском обществе»,
исходя из позиций, занимаемых женщинами в сфере занятости, были выделены
типологические группы по критерию социальной адаптивности к условиям
свободного рынка труда.
Адаптивная группа – это работающие женщины, отличающиеся трудовым
оптимизмом, спокойной уверенностью в том, что они не потеряют свое рабочее
место. Численность этой группы – 21 %. Группа динамична в смене моделей
трудового поведения и трудовой активности, адаптирована к переходным
экономическим условиям; по своему социальному положению – это, прежде всего
предпринимательницы и представительницы интеллигенции.
Индифферентная группа – в нее входит около 21 % опрошенных. По
социальному положению это, прежде всего домохозяйки, предпринимательницы
составляют в этой группе около 24 %.
Фрустрационная группа – самая многочисленная, к ней относится около половины всех опрошенных. Фрустратором является безработица, порождающая напряженность и тревогу. По социально-демографическому составу в этой группе представлены в основном служащие, инженерно-технические специалисты (около 60 %). Фрустрационный настрой характерен и для предпринимательниц, хотя и вдвое меньший, он связан не с безработицей, а с нестабильной экономической ситуацией, повышенным риском в сфере предпринимательской деятельности. И последняя группа – это собственно безработные, которые составляют около 8 % опрошенных. На основании многочисленных социологических исследований, последнюю группу по уровню фрустрированности можно полным основанием присоединить к предыдущей.
Эти данные говорят о
том, что женщины, занимающиеся предпринимательской
деятельностью, наиболее адаптивны
к новым экономическим
Часть 2
Интеграция женщин в сферу малого бизнеса
Российская экономика в силу целого ряда экономических, политических,
социально-психологических причин не является в цивилизованном смысле по-
настоящему рыночной экономикой.
Резкое ухудшение материальных
условий жизни людей
выбору мотивов перехода
к предпринимательской
получение быстрых доходов, которые превышали бы нищенские зарплаты,
получаемые в государственных учреждениях. Поэтому большая часть
предпринимателей сейчас занимается посредничеством, которое требует
наименьших материальных, физических, профессиональных затрат и приносит за
меньшее время большие доходы. Взятая для анализа любая страница газетных
объявлений дает представление
о соотношении
посредников и свидетельствует о гипертрофированной ориентации на
перепродажу и посредничество.
Вхождение в предпринимательскую деятельность через посредничество и
торговлю можно, наверное, считать в сложившихся сегодня условиях
неизбежным шагом на пути к цивилизованному рынку. Среди лиц, имеющих
отношение к предпринимательской деятельности, большое число людей, которые
являются частными предпринимателями без образования юридического лица: это
так называемые «челноки» (по данным статистики их около 10 млн. человек), это
уличные торговцы, это, хотя и в меньшем количестве, мелкие производители.
Среди тех, кто осуществляет
какую-либо предпринимательскую
увеличивается количество женщин, выбирающих мелкий бизнес.
Это обращение к мелкой коммерческой деятельности для подавляющего
большинства женщин вынужденное, никак не связанное с прежней
профессиональной
и профессиональный статус, но в большинстве случаев его снижают, так как эта
деятельность не требует ни образования, ни накопленных профессиональных
знаний. Однако при стагнации промышленности, невыплате зарплат, отсутствии
социальных гарантий со стороны государства, именно такая деятельность для
многих является единственной альтернативой пассивному выжиданию помощи
от государства, многомесячному ожиданию невыплачиваемой зарплаты, а часто и
попросту полуголодному существованию. Главным движущим мотивом принятия такого решения становится чувство ответственности за своих близких, которое, если можно так сказать, перекрывает присущий женщине консерватизм, нежелание рисковать и прочие качества, которые не способствуют вхождению женщин в предпринимательскую деятельность.
Если говорить о путях вхождения женщин в крупный и средний бизнес, то
можно сказать, что в данном случае становление женского бизнеса отличается
известной вынужденностью.
Данные исследования говорят, что в 80 % случаев, когда женщина является
лидером, руководителем крупного или среднего предприятия, выбор бизнеса и
занятие лидирующей позиции в деле определялись не самими респондентами, а
привнесенными обстоятельствами, вынуждающими брать ответственность на
себя. Фактически новая экономическая политика поставила женщин –
руководителей, администраторов и т.д. – перед необходимостью осваивать новые
зоны ответственности. Бизнес же, как цель, как желание активно поменять свою
жизнь были характерны лишь для 20 % опрошенных, то есть факторы интеграции
в сферу бизнеса очень часто определялись сложившейся ситуацией.
Например, магазины, кафе, аптеки, парикмахерские, которыми прежде
руководили женщины, в новых экономических условиях изменяли формы
собственности, а руководитель автоматически должна была стать
предпринимателем.
Статистические данные полностью подтверждают, что российский бизнес
сохраняет традиционно мужские черты. По данным фонда «Общественное
мнение», доля мужчин, занимающихся бизнесом, достигает 83 %. Женщины
гораздо осторожнее мужчин начинают собственное дело. В качестве возможной
цели «открытие собственного дела» рассматривают 10 % мужчин и только 4 %
женщин.
Среди крупных и средних предпринимателей мужчин в пять раз больше, чем
женщин. Среди мелких предпринимателей мужчины составляют три четверти от
общего числа. Среди тех, кто совмещает занятия какой-либо предпринимательской деятельностью с работой по найму, мужчин около 55–60%. Соотношение мужчин и женщин среди руководителей, менеджеров в производстве 3:2. В нашем движении «сверху вниз» первая группа с преобладанием женщин в отношении 5:4 – это руководители учреждений науки, образования, здравоохранения и др., другими словами, среднее звено аппарата управления социальной сферы.
Информация о работе Гендерные аспекты предпринимательской деятельности