Гендерные аспекты предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются различные аспекты проблемы интеграции женщин в сферу малого бизнеса. Работа состоит из семи частей. В первой части приводятся примеры типологических групп женщин по критериям социальной адаптивности к условиям свободного рынка труда. Во второй части рассказывается об интеграции женщин в сферу малого бизнеса.

Работа содержит 1 файл

Гендерные аспекты предпринимательской деятельности.docx

— 93.37 Кб (Скачать)

По социально-демографическим  характеристикам оказывается, что

руководители фирм и их ближайшие помощники – это  преимущественно

мужчины в возрасте от 30 до 40 лет. Женщины выполняют, как правило, работу

специалистов на участках, где требуются не столько свободный  поиск и

эксперимент, сколько осмотрительность, пунктуальность, знание деталей.

Женщины моложе 30 лет чаще всего занимают должности секретарей,

референтов, операторов.

Многие психологические  характеристики мужчин и женщин различаются.

Следует, конечно, оговориться, что проявление мужского и женского типа

определяется не только полом, но и всей совокупностью личностных

особенностей человека. В  обществе, базирующемся на неравенстве  полов,

невозможно разделить, где  эти различия носят чисто психофизиологический

характер, а где сформированы средой, в которой женщинам привычно

отводились вторые роли. Следствием этого являются большая  зависимость

женщин от обстоятельств, меньшая самостоятельность, тревожность,

неуверенность в себе. Неудивительно, что переход к рыночным отношениям

более негативно сказался на женщинах.

    В структуре  мотивации вхождения в бизнес  мужчин и женщин существуют

принципиальные различия: бизнес у женщин ориентирован на состояние  людей,

которые рядом, за которых  она несет ответственность. Внутренняя сенситивность

порождает особую чувствительность к состоянию других людей, которая  в

значительной степени  регулирует мотивационный потенциал  женщины-

предпринимателя.

    Если представить  мотивационную шкалу женского  предпринимательства

как некую иерархию, то она  примет следующий вид по результатам  опроса

женщин-предпринимательниц:

    • самореализация  – 40 %;

    • интерес –  35 %;

    • материальная  надежность, деньги – 30 %;

    • забота о  тех, кто рядом – 25 %;

    • профессиональный  рост – 20 %;

    • самоутверждение  – 15 %.

    Весьма скромную  позицию в системе мотивов  женщин-предпринимателей

занимает мотив самоутверждения, что отличает женскую мотивацию  от мужской.

 

Материальный интерес  всегда соперничает с личностными  мотивами и если

побеждает, то, как правило, в случае обострения страха за финансовое

благополучие тех, кто  находится рядом. Исследования показали, что чем выше

самооценка и удовлетворенность  происходящим, тем более низкую ступеньку

занимают деньги.

Мотивация женщин, занимающих лидирующие позиции в бизнесе, в

большей степени, нежели у  мужчин, имеет подвижный характер и

переструктурируется под  влиянием определенных факторов: состояние  фирмы,

состав команды, финансовое давление, самооценка, представление  о степени

реализации целей.

     У женщин, которые занимаются бизнесом, особенно в возрастной группе 32–

45 лет, все большее значение  приобретают профессиональный рост, стремление

действовать в рамках собственных, достаточно высоких профессиональных

требований.

     Сравнение этических установок мужчин и женщин-бизнесменов позволяет

сделать следующее утверждение: в бизнесе женщины сильнее  зависят от других,

и поэтому их принципы, и  этичность бизнеса в большей  степени определяются

нравственными принципами. Социальная ответственность женщин в

предпринимательстве выше, нежели у мужчин. Проявлением этой социальной

ответственности служит, с  одной стороны, ориентация на «гуманный»

менеджмент, учитывающий  человека во всех его проявлениях, с  другой –

выраженные ориентации на благотворительность и социальную помощь.

Сравнив перечень качеств, способствующих успеху женщины в бизнесе, с

тем же набором у мужчин, можно заметить, что они совпадают  в 20–25 %

случаев. Например, если у  мужчин лидирующее положение занимает «умение

принимать нетривиальные  решения», то у женщин – «способность к

коммуникации».

     Именно женщины с их коммуникабельностью, эмоциональной ориентацией

на клиента, умением устанавливать  доверительные отношения получают

необходимое преимущество перед  мужчинами в реализации корпоративных

задач. Успеха в бизнесе  женщина достигает не за счет мимикрии к мужскому

стилю управления, а посредством  творческого использования своего характера и

стереотипов поведения, присущих женщинам и еще недавно считавшихся

недопустимыми для руководителя. Сегодня нетрадиционный стиль управления,

гуманный менеджмент, более  соответствует изменяющимся условиям

деятельности фирм и способствует переходу на новую управленческую

парадигму. Суть ее – в  отказе от управленческого рационализма в сторону

большей открытости и гибкости по отношению к постоянно изменяющимся

требованиям внешней среды. Смена ценностных ориентиров в обществе,

переход к демократическим  принципам существования способствуют

появлению «харизматических лидеров-вдохновителей», в отличие  от

традиционно «сильных лидеров».

     Среди личностных качеств, тормозящих работу с людьми, 75 % женщин

назвали излишнюю мягкость желательным вектором изменения  в формировании психологической  дистанции с персоналом и изменении  практики

санкционирования. Среди  черт, мешающих бизнесу, женщины называли

отсутствие пунктуальности, невозможность перешагнуть через  жалость,

излишнюю эмоциональность, переходящую в несдержанность, доверчивость,

стремление сделать хорошо для всех.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 3

 

Социальные аспекты  женского предпринимательства.

 

 

Как экономическая, социальная среда, так и личность обладают

совокупностью характеристик, которые могут либо способствовать, либо

препятствовать вхождению  женщин в предпринимательскую деятельность.

     Другими словами, барьеры, которые стоят на пути успешной адаптации

женщин к рыночным условиям могут быть как внутренними, так  и внешними.

Особенности     статуса,   образования,    возраст,  медико-физиологические

особенности, а также структура  ценностей личности, совокупность личностных

особенностей, которые во многом являются определяющими в  поведении

личности – это все  относится к препятствиям, которые  носят внутренний

характер, то есть в той  или иной мере зависят от самой  женщины. К внешним

можно отнести социально-экономическую  ситуацию в стране, включающую

чисто экономические факторы, правовые, а также господствующие в обществе

ценности и многое другое.

     Рассмотрим, как влияют статусные характеристики женщин на адаптацию

к рыночным условиям. Что, прежде всего, мешает женщинам заняться

предпринимательской деятельностью? Такой вопрос был задан в одном  из

социологических исследований, проведенном среди женщин, имеющих

проблемы с работой, либо безработных, испытывающих трудности  адаптации к

современной ситуации на рынке  труда пришедших на ярмарку вакансий,

периодически проводимую службой занятости.

     На первом месте находится отсутствие необходимой профессиональной

подготовки, то есть отсутствие знаний в области рыночной экономики  так

считает каждая третья респондентка. Здесь уместно заметить, что общий  высокий

уровень образования среди  россиянок может способствовать эффективному

обучению и в сфере  рыночной экономики. Это позволяет  надеяться, что при

создании необходимых  условий, развитии сети профессиональной подготовки эта

проблема вполне решаема. Причем сами женщины уровню образования,

необходимого для успешной предпринимательской деятельности, придают

большое значение. 65 % респонденток считают, что для этого необходимо

высшее образование, 20 % полагают, что образование для успешности значения

не имеет.

   Около 30 % респонденток считают, что препятствием является также

недостаток социальных связей. Большинство женщин, испытывающих сейчас

трудности адаптации, имели  низкий уровень трудовой мобильности, работали в

крупных государственных  учреждениях (причем, как правило, много  лет на

одном рабочем месте), которые  прекратили свое существование, то есть старые

социальные связи оказались  либо потерянными, либо ненужными, а  новые не

возникли.

     Таким образом, недостаток знаний и социальных связей – это основные

барьеры, имеющие статусный  характер. Если говорить о социально-

демографических факторах, таких как возраст, семейное положение, то они

сдерживают женщин в гораздо  меньшей степени. Лишь 6 % считают  возраст и

семейное положение препятствием для вступления на путь предпринимательской

деятельности.

     Что касается базовых жизненных ценностей, то традиционное разделение

полов в обществе, безусловно, накладывает на них свой отпечаток, а это, в свою

очередь, сказывается на адаптации женщин к новым жизненным  ценностям

вообще и на вхождении  женщин в предпринимательскую деятельность в частности.

     Женщина по природе своей не склонна к поспешной смене жизненных

установок, социокультурных  взглядов; в итоге – она более  устойчива в

нравственных ориентациях, чем мужчина. Можно отметить базовые  причины

этого – женский консерватизм и женский фатализм. Причем женский

консерватизм нужно расценивать  не только как явление отрицательное: по своей

социальной сути женский  консерватизм – позитивное явление. Его цель, чаще

всего, состоит в том, чтобы  сохранить, отстоять от натиска среды  обитания

проверенные жизнью духовные ориентации и ценности (семья, дети,

стабильность в обществе). Женский консерватизм редко бывает агрессивным и

нетерпимым. Под натиском пропаганды аморальности и бездуховности,

коммерциализации культуры и духовной деградации в массовом сознании

женщин сработал защитный гендерный эффект. В действие пришла защитная

реакция конструктивного  женского консерватизма, сопротивляющегося

принижению места семьи  в жизни мужчин и женщин. Если в 1990 году семья

есть синоним счастья  для 77 % опрошенных женщин, то в 1994 году – для 97 %.

В отличие от консерватизма, женский фатализм представляет собой  социальное

явление, противоречивое и  опасное. Фатализм стремится сохранить  в

незыблемости, отжившие ориентации и ценности, не отвечающие изменившимся

социальным обстоятельствам. Он фактически мешает адаптации женщин к новой

социальной среде обитания, тормозит их нравственное и духовное развитие,

обрекает на созерцательность и пассивность.

     Проявлениями этого в сфере трудового поведения являются культивируемые

и поощряемые прежней экономической  системой делегирование решения

проблем занятости государству, социальный и профессиональный консерватизм,

низкая трудовая мобильность.

     Однако с течением времени под влиянием радикальных перемен происходит

постепенное изменение социальных позиций женщин по многим жизненно

важным вопросам.

     Последнее утверждение подтверждается многими социологическими

исследованиями, например, результатами социогендерного исследования

«Женщины в российском обществе». Это исследование интересно  тем, что

сравнивает данные опросов, проведенных в 1990 и 1994 годах, то есть дает

возможность увидеть, что  даже за столь короткий срок (с точки  зрения развития

общества) изменения, происходящие сейчас в нашем обществе, существенно

повлияли на эволюцию социальных позиций женщин. В контексте отношения  к

Информация о работе Гендерные аспекты предпринимательской деятельности