Формы и методы саморазвития руководиеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является поиск путей рационализации деятельности руководителей в органах государственного управления железнодорожного транспорта.
Для этого в процессе выполнения работы были:
- раскрыты содержание управленческой деятельности и научные основы её совершенствования;
- описаны современные технологии и методы управленческой деятельности административного аппарата;
- показаны пути развития потенциала руководителей в структуре железнодорожного транспорта и пути повышения эффективности организационного поведения служащих;

Содержание

Введение
3
Глава 1. Сущность деятельности руководителя
5
Содержание работы и требования к личности руководителя
5
Стили работы руководителя и его эффективность
14
Методы управления
32
Глава 2. Пути и способы повышения эффективности работы руководителей в сфере железнодорожного транспорта

41
2.1 Южное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта – орган государственного управления в сфере железнодорожного транспорта


41
2.2 Организация и методы работы руководителей
50
2.3 Особенности взаимодействия руководителя и подчиненного
54
2.4 Развитие потенциала руководителей – фактор повышения эффективности их деятельности

61
Заключение

Работа содержит 1 файл

Формы и методы саморазвития руководиеля.doc

— 352.00 Кб (Скачать)

- осуществляет права  и несет обязанности получателя средств федерального бюджета, выделяемых для обеспечения деятельности Южного территориального управления;

- организует конференции,  семинары, выставки и другие мероприятия  в сфере деятельности Южного  территориального управления;

- осуществляет в пределах своей компетенции и по поручению Росжелдор иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и актами Федерального агентства железнодорожного транспорта.

 

2.2 Организация и методы работы руководителей

 

Южное территориальное  управление Федерального агентства  железнодорожного транспорта возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министерством транспорта по представлению руководителя Росжелдор15.

Руководитель территориального управления несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на управление полномочий.

Руководитель управления имеет заместителей, назначаемых  на должность и освобождаемых  от должности Федеральным агенством  железнодорожного транспорта по представлению  руководителя управления. Количество заместителей руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта устанавливается Министерством транспорта.

Руководитель Южного территориального управления:

-  распределяет обязанности  между своими заместителями;

- представляет руководителю Агентства: проект положения об управлении, предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя управления, проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности управления, а также отчет об их исполнении;

- назначает на должность  и освобождает от должности работников аппарата управления;

- решает в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о государственной  службе вопросы, связанные с  прохождением федеральной государственной  службы в Агентстве;

- в установленном порядке  назначает на должность и освобождает от должности руководителей подведомственных территориальных государственных унитарных предприятий и территориальных государственных учреждений, заключает, изменяет, расторгает с указанными руководителями трудовые договоры;

- на основании и  во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к сфере деятельности управления.

Руководитель  управления и его заместители  должны обладать профессиональными  знаниями: Конституции Российской Федерации; федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации; основных направлений социально-экономического развития транспорта, нормативных правовых актов, регулирующих вопросы развития транспортного комплекса России; стратегии развития транспорта на среднесрочный и долгосрочный периоды; структуры и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления; правовых организационных и финансово-экономических основ государственной гражданской службы Российской Федерации; порядка разработки проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов; регламентов и положений Минтранса России и Росжелдора; положения территориального управления; порядка работы со служебной информацией; служебного распорядка Росжелдора; основ делопроизводства; правил деловой этики; правил охраны труда и противопожарной безопасности16.

Управленческая деятельность невозможна без разумного применения разнообразных методов.

Экономические методы управления17. Существуют различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. Стимулирующие выплаты устанавливаются законодательно для:

- работников, занятых  на тяжелых работах, работах  с вредными, опасными и иными  особыми условиями труда, работах  в местностях с особыми климатическими условиями;

- работников, занятых  на выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Система гарантий и компенсаций:

- при направлении в  служебные командировки;

- при переезде в  другую местность; 

- при исполнении государственных  или общественных обязанностей;

- при совмещении работы  с обучением; 

- при вынужденном прекращении  работ не по вине работника; 

- при предоставлении  ежегодного оплачиваемого отпуска; 

- в случаях прекращения  трудового договора в связи  с ликвидацией организации, призыва работника на военную службу, восстановления на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, отказа работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность.

Дополнительная заработная плата включает в себя различного вида доплаты и компенсации за дифференцированные условия труда и квалификацию сотрудника:

- доплаты за неблагоприятные  и вредные условия труда; 

- надбавки за совмещение  профессий и выполнение дополнительных  обязанностей;

- надбавки за классность;

- надбавки за ученые степень и звание;

- персональные надбавки  руководителям и специалистам  за квалификацию;

- доплаты за ненормированный  рабочий день;

- оплата сверхурочных  часов работы в выходные и  праздничные дни.

Премия за основные результаты труда, так же как и вознаграждение, стимулирует достижение конечных результатов.

Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий5.

Организационное воздействие  основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала.

За совершение дисциплинарного  проступка, то есть неисполнение или  ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Материальная ответственность  стороны трудового договора наступает  за ущерб, причиненный ей другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения, действия или бездействия.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться  и применяться следующие административные наказания:

- предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения административного правонарушения;

- конфискация орудия  совершения или предмета административного  правонарушения;

- лишение специального  права (например, управления транспортным  средством);

- административный арест; 

- дисквалификация.

Уголовная ответственность  вступает в силу в случаях совершения преступлений, которые характеризуются  как общественно-опасные деяния в виде активных противоправных действий.

Социально-психологические  методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности.

По масштабам и способам воздействия их можно разделить:

- на социологические  методы, направленные на группы  сотрудников в процессе их  производственного взаимодействия;

- на психологические  методы, целенаправленно воздействующие  на внутренний мир конкретной  личности.

Комплексное решение  проблем организации требует учитывать, что в ее состав входят объекты двоякой природы:

- факторы, определяющие  социально-психологическую структуру  организации (персонал с совокупностью  индивидуальных способностей, интересов,  мотивов поведения, неформальных  отношений и тому подобное);

- факторы производственной  структуры (предметы и орудия  труда, технологические нормативы  и так далее).

 

2.3 Особенности взаимодействия руководителя и подчиненного

 

Психология рядового и руководящего работника, сложившаяся в советское время, входит в противоречие с требованиями в новых условиях. Рядовой работник, наблюдая криминальную ситуацию в экономической сфере страны, и, не имея традиции бережного обращения с собственностью предприятия, меньше всего предрасположен к тому, чтобы сокращать эксплуатационные затраты на своем рабочем месте. Отсюда вытекает необходимость заинтересовать его в этом18.

С другой стороны, в системе  управления государственным предприятием сохраняется много недостатков  и слабых звеньев. И, как результат, - не исполнительность работников и их пассивность, расхождение личных и производственных интересов, несовершенство системы стимулирования труда, низкая эффективность системы управления, с точки зрения оптимизации эксплуатационных затрат.

Положение усугубляется недостаточной эффективностью, управляемостью информационных потоков, что не может не влиять на эксплуатационные затраты предприятия.

Безусловно, практикуемые методы в системе управления персоналом предприятия за рубежом и на некоторых  экспериментальных предприятиях нашей страны позволяет предприятию сэкономить на увеличении отдачи от работника. Основанные на инициативе рядовых сотрудников, эти методы также позволяют выявить при помощи самого сотрудника, поскольку он заинтересован в этом и лучше других знает производственную обстановку на месте, способы и методы оптимизации производства на конкретных и узких участках.

Анализ особенностей взаимодействия руководителя и подчиненных  на Ростовского отделения Северо-Кавказской Железной дороги свидетельствует о том, что профессиональные группы по-разному оценивают работу различных звеньев управления. Интересно заметить, что оценки работы низшего звена управления достаточно высоки не только среди представителей мастеров и бригадиров, но и среди других работников. Характерно, что вышестоящие работники более скептически оценивают работу своих коллег нижнего звена. В оценках работы и методов управления среднего звена преобладают позитивные моменты. Особое место, пожалуй, занимают здесь административно – управленческие работники, их собственная самооценка является самокритичной19.

Принципиально иной характер носит оценка профессиональными  группами работы и методов управления высшего руководства отделения. То, что за последний год эти стороны деятельности руководства предприятия ухудшились, отмечают все группы, кроме монтеров пути и проводников. Наиболее категоричны в своих оценках динамики качества работы управления высшего звена слесаря, машинисты, специалисты и мастера.

Ухудшилось отношение  руководства к проявлению инициативы подчиненных: по мнению основных профессиональных групп: об этом говорят бригадиры, слесаря, мастера и машинисты. Противоположная оценка характерна для управленцев среднего уровня (аппарат управления, специалисты), то есть для тех, кто в основном сам оценивает полезность проявленной инициативы от других, нижестоящих по должности.

Из полученных результатов  можно сделать вывод, что практически  все профессиональные группы считают  систему управления своим предприятием эффективной, но в тоже время признают за ней потенциал для еще большей эффективности.

Беря во внимание то, что  различия между группами по данному  показателю недостаточно велики, заметим, что в группу мало верящих в  эффективность системы управления предприятия вошли слесаря, бригадиры и мастера.

Обращаясь к причинам несвоевременного и неполного выполнения распоряжений руководства рядовыми работниками, можно сказать, что на первом месте для подчиненных стоит необеспеченность распоряжений финансами и несовпадение распоряжений с прямыми обязанностями. При этом последняя причина у большинства подчиненных (слесаря, машинисты, специалисты, в значительной степени — проводники) доминирует. Другие категории, включая аппарат управления среднего звена, мастеров и бригадиров, больше остальных ссылаются на нежелание брать на себя дополнительную ответственность

Из приведенных ниже результатов можно заключить, что  подавляющее число подчиненных  рядовых работников высказывает  мнение о необходимости расширить  свое участие в управлении делами коллектива. К ним можно отнести и монтеров пути, и слесарей, и машинистов с проводниками.

 Если подавляющее  число рядовых работников отмечает  необходимость расширения их  участия в управлении, а такого, расширенного варианта, как представляется, еще нет, то на эту проблему нельзя не обращать внимания.

Во-первых, необходимо выявить  конкретные форм расширения участия  рядовых работников, в особенности  таких категорий как слесаря, монтеры пути, машинисты, проводники и других рядовых работников, а также мастера, в управлении делами коллектива. Это тем более необходимо, что не только рядовые работники, но низшее звено управления отмечает, указывая на причины простоев и невозможность экономии, что основными помехами являются именно «организация труда» и «неграмотное управление производством».

Информация о работе Формы и методы саморазвития руководиеля