Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 23:40, курсовая работа
Целью дипломного проекта является поиск путей рационализации деятельности руководителей в органах государственного управления железнодорожного транспорта.
Для этого в процессе выполнения работы были:
- раскрыты содержание управленческой деятельности и научные основы её совершенствования;
- описаны современные технологии и методы управленческой деятельности административного аппарата;
- показаны пути развития потенциала руководителей в структуре железнодорожного транспорта и пути повышения эффективности организационного поведения служащих;
Введение
3
Глава 1. Сущность деятельности руководителя
5
Содержание работы и требования к личности руководителя
5
Стили работы руководителя и его эффективность
14
Методы управления
32
Глава 2. Пути и способы повышения эффективности работы руководителей в сфере железнодорожного транспорта
41
2.1 Южное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта – орган государственного управления в сфере железнодорожного транспорта
41
2.2 Организация и методы работы руководителей
50
2.3 Особенности взаимодействия руководителя и подчиненного
54
2.4 Развитие потенциала руководителей – фактор повышения эффективности их деятельности
61
Заключение
Руководитель, получив определенные данные, должен их понять, оценить возможность их использования. Для этого он должен обладать определенной системной понятийной базой, которая зависит от способностей, квалификации, опыта.
Одним из инструментов управления может выступить аудит. Целью аудита подразделений являются:
- обеспечение выполнения
предъявляемых к ним
- осуществление анализа
эффективности экспертизы
- проведение анализа
полноты и достоверности
- проведение выборочной
проверки технических и
- получение достаточных
и уместных аудиторских
В связи со стремительно
изменяющимися условиями в
Технология информационной деятельности руководителя должна включать в себя:
- создание систем фиксации информации;
- создание систем носителей информации;
- формирование базы данных;
- создание пакетов прикладных программ;
- система защиты информации.
Основы требования к информации: достоверность, своевременность, релевантность, полнота, экономичность.
Очевидно, что совместить все эти требования в одном массиве невозможно – достоверность и полнота требуют времени и затрат. Поэтому задача руководителя построить информационный процесс таким образом, чтобы в каждом случае обеспечить качество информации необходимое руководителю.
Почти всем должностным лицам приходится постоянно обосновывать различные варианты решений, изыскивать альтернативы ресурсного обеспечения и временной реализации, подводить итоги реализации решений. Здесь особенно нужны научно обоснованные технологии подготовки, принятия и реализации управленческих решений. Все должно быть четко, ясно, последовательно и понятно как для тех, кто принимает решения, так и для исполнителей.
Управляющий потенциал и исполнительные перспективы управленческих решений во многом определяются тем, каков установлен порядок их принятия в соответствующих субъектах управления и как он реально соблюдается. Данный порядок в своем содержании связан с волеизъявлением субъектов управления, главным образом их руководителей. В государственных и муниципальных органах власти используют в основном два способа принятия управленческих решений: единоличный и коллективный. И организационная практика, и законодательство в области управления идут, в общем, по пути разумного сочетания единоличного и коллегиального порядка принятия управленческих решений. Для повышения качества принимаемых решений требуется закрепление механизмов их принятия в организационно-правовых формах управленческой деятельности и учет множества условий и факторов их рациональности и эффективности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управленческая деятельность представляет собой сложное социально-психологическое явление, многогранное по своим проявлениям. Ее результаты всегда приобретают определенную форму и таким образом реализуется и фиксируется компетенция государственных и муниципальных органов власти. В отличие от методов управления, которые представляют собой определенную абстракцию, формы деятельности - это реальные, видимые, типизировано фиксированные проявления практической деятельности управленцев.
Большое место в управленческой деятельности занимают организационные формы, которые можно характеризовать как способы коллективного поиска оптимального варианта решения какой-либо управленческой проблемы. Важными условиями и факторами рациональности организационных форм управленческой деятельности являются: состав участников, заинтересованных и компетентных в решаемой управленческой проблеме; способы активизации интеллектуального и должностного потенциала, время и длительность проведения мероприятия; контроль за исполнением и другое.
Управленческая деятельность тогда создает условия для эффективного использования кадрового потенциала, когда она: соответствует способностям и влечениям исполнителей, самостоятельна, соответствует квалификации, создает благоприятные условия для самоконтроля, комплексна и разнообразна, является понятной нужной и полезной, наглядно способствует удовлетворению насущных общественных потребностей.
Совершенствование управленческой деятельности в структуре железнодорожного транспорта должно начинаться с раскрытия ее содержания, с комплексного анализа, оценки и сочетания двух составляющих: человеческого потенциала, сосредоточенного в органе власти, и целей управления с наличными управленческими ресурсами. Совершенствование должно опираться на объективные основания и отличаться реальностью.
Основным источником
рационализации управления является человек.
Причин для этого несколько. Во-первых,
человек предельно
Одним из важных факторов рационализации управленческой деятельности является формирование современных управленческих технологий. В качестве таковых следует рассматривать лишь те, которые отличают рациональность и эффективность. Сегодня нужны не просто социальные технологии управления, а прежде всего инновационные, которые связывают современные научные знания, практический опыт и творческий потенциал работников в рациональную систему, использование которой приведет к высоким результатам.
Для государственных структур важно умение объективно оценивать управленческий потенциал руководителей, их способности возглавлять коллектив, вести за собой своих единомышленников. Развитие управленческого потенциала должен быть, прежде всего, направлено на устранение сдерживающих факторов. Среди них в первую очередь следует назвать неумение управлять собой, размытость личностных ценностей, остановка в саморазвитии, неумение влиять на других и обучать.
В условиях повышения социальной ответственности и инициативности железнодорожного транспорта в России особую значимость приобретает разработка способов и форм эффективного управления деятельностью и поведением служащих. Основные подходы к управлению организационным поведением группируются по четырем направлениям:
- внедрение приемов и методов оценки результативности и эффективности служебной деятельности;
- управление посредством организационной культуры.
Управление персоналом включает два важных аспекта: с одной стороны – это знания и теория, которые позволяют выстроить стратегию работы с персоналом и стратегию формирования человеческого ресурса организации, с другой – практика управленческого общения, которая является тактикой, позволяющей эффективно воплотить в жизнь эти стратегии, искусство управленческого общения позволяет мотивировать, убеждать сотрудников, доносить до них грамотные, обоснованные цели и задачи.
Вторая составляющая эффективного управленческого общения – это виды влияния. Выбор вида влияния в зависимости от типа сотрудника, склонностей руководителя, особенностей корпоративной культуры и задачи оказывают существенное влияние на эффективность управленческого общения. Ни один из видов влияния не является универсальным, ни один из них нельзя считать лучше какого-то другого. Все зависит от конкретной ситуации. Главное – находить правильный инструмент для каждой ситуации, делать это быстро и уверенно.
ЛИТЕРАТУРА
1 см.: Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. СПб., 2002. С. 18-20.
2 См.: Вересов Н.Н. Психология управления: учебное пособие. М., 2006. С. 36-47
3 см.: Неталимов Ю.Б., Зимин А.Ф. Социально-экономические аспекты управления на железнодорожном транспорте. Самара, 2004. с. 134-142.
4 см.: Неталимов Ю.Б., Зимин А.Ф. Социально-экономические аспекты управления на железнодорожном транспорте. - Самара, 2004. – с. 138-142.
5 См.: Морозов А.В. Управленческая психология: учебное пособие. М., 2004. С. 69 – 75.
6 См.: Вересов Н.Н. Психология управления: учебное пособие. М., 2006. С. 47 – 49.
7 См.: Маллиз Л. Менеджмент и организационное поведение. Минск, 2003. С 333 – 336.
8 см.: Фомичев А.Н. Административный менеджмент: учебное пособие. М., 2005. С. 57 – 60.
9 См.: Фомичев А.Н. Административный менеджмент: учебное пособие. М., 2005. С. 146.
10 См.: Фомичев А.Н. Административный менеджмент: учебное пособие. М., 2005. С. 153 – 158.
11 см.: Регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта. М, 2005. с. 3-14
12 См.: Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта. М, 2004. с. 5 – 7.
13 см.: Регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта. М, 2005. с. 3-14
14 См.: Типовое положение о территориальном управлении Федерального агентства железнодорожного транспорта. М., 2007. С. 3 – 12.
15 см.: Регламент Федерального агентства железнодорожного транспорта. М, 2005. с. 3-14
16 См.: Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам служащих аппарата Федерального агентства железнодорожного транспорта. М., 2008. С. 7.
17 см.: Неталимов Ю.Б., Зимин А.Ф. Социально-экономические аспекты управления на железнодорожном транспорте. Самара, 2004. с. 159.
18 см.: Неталимов Ю.Б., Зимин А.Ф. Социально-экономические аспекты управления на железнодорожном транспорте. Самара, 2004. с. 163-165.
19 см.: Ковтунов А.В., Горюшинская Е.В., Глущенко И.Н., Труд руководителя в подразделениях железнодорожного транспорта. Самара, 2005. с 21.
20 см.: Ковтунов А.В., Горюшинская Е.В., Глущенко И.Н., Труд руководителя в подразделениях железнодорожного транспорта. Самара, 2005. с 18-19.
21 см.: Неталимов Ю.Б., Зимин А.Ф. Социально-экономические аспекты управления на железнодорожном транспорте. Самара, 2004. с. 163-165.
22 см.: Ковтунов А.В., Горюшинская Е.В., Глущенко И.Н., Труд руководителя в подразделениях железнодорожного транспорта. Самара, 2005. с. 23-24.
23 См.: Батаршев А.В., Лукьянов А.О. Психология управлния персоналом. М. 2005. С. 201 – 210.
24 см.: Турчинов А.И Управление персоналом. - М, 2003. С. 144.
25 См.: Вересов Н.Н. Психология управления: учебное пособие. М., 2006. С. 77.