Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 01:52, реферат
Метод фокус-групп является одним из наиболее эффективных качественных методов исследования, применяемых в коммерческом, социальном и политическом маркетинге, а также в социологических исследованиях. Книга содержит практические рекомендации по проведению исследования - области применения, описание коммуникативных техники и методы анализа данных. Предназначена для социологов, политологов, специалистов по маркетингу, преподавателей, студентов.
ВВЕДЕНИЕ 4
ЧАСТЬ 1. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 7
ЧАСТЬ 2. ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАНИЯ 19
ЧАСТЬ 3. СЦЕНАРИЙ ФОКУС-ГРУППЫ 31
ЧАСТЬ 4. ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
ЧАСТЬ 5. АНАЛИЗ ДАННЫХ И СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЯ 96
ФОКУС-ГРУППЫ
снижение риска при принятии решений
АННОТАЦИЯ
Метод фокус-групп является одним из наиболее эффективных качественных методов исследования, применяемых в коммерческом, социальном и политическом маркетинге, а также в социологических исследованиях. Книга содержит практические рекомендации по проведению исследования - области применения, описание коммуникативных техники и методы анализа данных. Предназначена для социологов, политологов, специалистов по маркетингу, преподавателей, студентов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
МЕМОРАНДУМ №1.
Руководителям Штаба избирательной кампании Президента Российской Федерации
Уважаемые господа! Благодарим Вас за приглашение принять участие в проведении Вашей избирательной кампании. До выборов осталось меньше трех месяцев, а согласно опубликованным данным рейтинг популярности Вашего кандидата драматически уступает рейтингу его соперников. Считая себя теперь членами Вашей команды и учитывая свой многолетний опыт проведения избирательных кампаний, предлагаем следующую программу предварительных действий:
¼
3. Немедленное создание небольших, их трех - пяти человек, оперативных бригад социологов, которые под руководством членов нашей группы должны в двухнедельный срок облететь двадцать пять - тридцать регионов страны, чтобы с помощью разработанной на Западе методики определить на «фокус-группах» городских и сельских избирателей приоритетные политические, экономические и эмоциональные ориентиров вашего населения и отношение избирателей к платформам Президента и его соперников¼
Маршал ¼ отложил меморандум и поднял глаза ¼
- Какие еще «фокус-группы»? - сказал он по-русски. - Что за фигня?
- Насколько я понимаю, это и есть их главная карта. Они опрашивают избирателей и по своей методике точно определяют, есть у кандидата шансы на победу, или нет. Но самое главное - они выпытывают, что эти избиратели хотят. После этого их кандидат обещает народу именно это и - выигрывает.
Э.
Тополь. «Китайский проезд».
Не знаю, был ли такой разговор в действительности, но на недоуменные вопросы по поводу, что же такое фокус-группы, мне приходилось отвечать не раз. Впервые я познакомился с этим методом в 1994 году, когда в рамках программы РОСКОН (Российская социальная конверсия) проводился тренинг по обучению методу фокус-групп для отслаивания эффективности подачи материала в СМИ, социальной рекламы. Организаторы планировали создать исследовательскую сеть для оперативного проведения фокус-групп в различных регионах страны. По окончании проекта все участники получили сертификаты и разъехались по домам (от каждого региона участвовал один представитель). Вернувшись в Саратов, я первым делом попытался продолжить применять на практике эту методику, но оказалось, что о ней потенциальным заказчикам мало известно. Тогда, мы включили курс по фокус-группам в учебную программу и в течение трех лет я преподавал этот предмет студентам специальности «Социальная работа» СГТУ и слушателям МВА Высшей школы бизнеса СГТУ. Параллельно с этим мы проводили различные исследования в области коммерческого маркетинга, социального маркетинга и отдельные академические исследования.
Со временем появилось несколько пособий, посвященных методу фокус-групп, особенно хочется отметить книгу С.А. Белановского. Однако эти публикации, несмотря на достаточный объем практических рекомендаций по проведению фокус-групп, на мой взгляд, носят в большей степени методологический характер и не содержат тех рекомендаций, которые необходимы для анализа данных и составления отчета.
В предлагаемом пособии я постарался уделить основное внимание именно практическим рекомендациям.
Итак,
мы рассмотрим один из наиболее перспективных
методов маркетинговых
Почему я делаю акцент именно на маркетинговых исследованиях? В настоящее время основной сферой применения этого метода стали исследования в различных областях, включая:
Так, или иначе все перечисленное относится непосредственно к маркетингу. Ведь на самом деле, все равно, какой товар мы предлагаем - зубную пасту, идею восстановления СССР, безопасный секс, кандидата в Президенты - технология изучения восприятия этих товаров одна и та же.
В развитых странах метод фокус-групп - один из наиболее популярных. Иногда создается впечатление, что американцы просто не могут принять решение, не опробовав на фокус-группах все возможные последствия. В США существует около 800 коммерческих фирм и примерно такое же число структурных подразделений, специализирующихся на фокус-групповых исследованиях, а общее число проводимых в этой стране групп превышает 200 тысяч.
В России индустрия маркетинговых исследований находится в стадии формирования. Основными заказчиками фокус-групповых исследований являются сегодня западные фирмы, поставляющие свою продукцию на российский рынок. Однако, по прогнозам экспертов спрос на квалифицированные маркетинговые исследования будет с течением времени быстро расти.
Целью предлагаемого пособия является обучение применению данного метода для проведения прикладного маркетингового исследования, а также для оценки результатов исследований. Технологии коммуникации, многие приемы лежащие в основе метода фокус-групп могут быть использованы также и при проведении совещаний, переговоров, и во многих других случаях.
Надо отметить, что одно время, на волне пика популярности метода его применяли во всевозможных сферах, считали неким универсальным инструментом. Как водится, по прошествии времени появились критические оценки метода. Так, в некоторых учебниках по прикладной социологии можно встретить упоминание о методе как «несоциологическом», непригодном для полноценного исследования. Однако, именно применение фокус-групп в сфере маркетинга служит главным подтверждением эффективности - никто не станет платить деньги за методики, которые не окупают затрат.
Существует мнение, что технологии фокус-групп могут быть успешно применены и в других, неисследовательских сферах, таких как совещания, консультации и т.д. Некоторые ученые скептически относятся к подобным рекомендациям, считая их данью моде. Однако, в основе коммуникативных технологий фокус-групп лежат приемы, используемые в других групповых техниках. Так, например, С.А. Белановский рекомендует в качестве пособия для интервьюера руководство по проведению допросов, техника активного слушания применяется в большинстве групповых коммуникативных методик, одним словом. в методе фокус-групп собраны наиболее эффективные приемы общения, позволяющие максимально понять собеседника.
Пособие, предлагаемое Вашему вниманию, включает в себя следующие основных части:
При подготовке были использованы материалы американских специалистов AED (Академия развития через образование), рекомендации ведущих зарубежных и российских исследователей.
Методы
социальных исследований, к которым
относятся и маркетинговые
Количественные методы предполагают применение статистического подхода к анализу данных. Среди наиболее распространенных количественных методов можно назвать анкетный опрос и формализованное интервью.
Количественные
методы можно охарактеризовать как
“формализованные” или “
Данные,
собранные с помощью
В
противоположность
Качественные методы позволяют провести более гибкий анализ причинно-следственных связей с более подробным объяснением исследуемых факторов. Здесь результаты редко выражены в цифрах и нет возможности провести статистический анализ данных.
Наиболее распространенными качествами методами в маркетинговых исследованиях можно назвать индивидуальные и групповые интервью. К последним относится метод фокус-групп.
В 20-е годы сфера коммерческих исследований создала технологию массовых количественных опросов и распространила ее на всю социологию. Однако, в 50-е годы при освоении новой предметной области, а конкретно - маркетинговых исследований, именно коммерческая сфера первой почувствовала недостаточность и поверхностность количественного аппарата, причем по чисто прагматическим соображениям. Следует отметить, что основным методом в этой сфере стали именно фокус-группы, а также, хотя и в меньшей степени, индивидуальные интервью. По единодушному мнению исследователей, в США фокус-группы активно применялись в маркетинговых исследователей уже с конца 40-х годов.
Популярность метода в этом случае определялась особенностями маркетинговых исследований. Задачи маркетинговых исследований, в отличие от исследований академических, обладают следующими специфическими чертами:
Информация о работе Фокус-группа снижение риска при принятии решений