Анализ рынка сухарнобараночной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Многие крупные предприятия при переходе к рыночной экономике столкнулись с проблемой поиска путей переориентирования и совершенствования своей деятельности в новых условиях.
Как правило, у них возникает много трудностей, вызванных различными причинами. Прежде всего, это связано с тем, что предприятиям пришлось перейти от работы по плановым государственным заказам к самостоятельной работе с покупателем, что сказалось на деятельности новых компаний. Не стало исключением и ОАО «Сыктывкархлеб».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...………………………….........……………3
ГЛАВА I. Цепочка создания ценностей в хлебопекарной отрасли………………………..6
Концепция создания цепочки ценности……………………………..6
Понятие ценностной цепочки ………………………….……..6
1.1.2. Форма организации цепочки создания ценностей …………..10
1.1.3. Стратегия управления цепочкой создания ценностей …..…..13
Общая ситуация в хлебопекарной отрасли…… …………………...16
ГЛАВА II. Анализ рынка сухарно-бараночных изделий г. Сыктывкара …….…………..22
Общая характеристика ОАО «Сыктывкархлеб»………….………...22
Формирование комплекса маркетинга на предприятии ….………..25
2.3. Анализ внешней среды..…………………………………....………….30
Поставщики…………………………….. ………….…………30
Конкуренты…………………….………………………………31
Покупатели..…………………………………………………...32
ГЛАВА III. Анализ цепочки создания ценностей сухарно-бараночной продукции .……34
3.1. Определение ценности продукции ОАО «Сыктывкархлеб» для покупателей……………………………………………….………………………34
3.2. Взаимодействие с торговлей………………………………………………..44
3.3. Рекомендации………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…………………..50
Список используемой литературы………………………………………..…………………52

Работа содержит 1 файл

курсовая по анализу рынка сухарнобараночной продукции ОАО СыктХлеб.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

       то  есть необходимо заняться мерчендайзингом.

       Для того, чтобы магазины согласились  на данные условия, помимо партнерских отношений необходимо стимулирование как материальное (предоставление скидок, отсрочка платежа), так и нематериальное (доказать заведующим магазинов, что удачная выкладка способствует привлечению потребителей, а следовательно, увеличивает объемы продаж).

      Все это необходимо сделать потому, что  в результате проведенных наблюдений в различных продуктовых магазинах  мы увидели, что:

  • в таких крупных продуктовых точках, как Универсам, Продтовары №23,        Продтовары №15, Юбилейный, ЛВЗ, Воркута сухарно - бараночная продукция СХК выложена очень неудачно, т.е. она находится либо на нижних полках, либо возле кассы (если это  магазин не самообслуживания), где постоянно стоит народ, а следовательно, разглядеть ассортимент предоставляемой продукции и тем более производителя бывает довольно проблематично; помимо очереди вид на сухарно-бараночную продукцию также могут заграждать стенды с шоколадом и жевательной резинкой;
  • в фирменной упаковке продукция СХК продается в весьма ограниченном списке магазинов (в основном это специализированные ларьках СХК), во всех же остальных продуктовых магазинах данная продукция представлена в обыкновенных полиэтиленовых пакетах и ничем не отличается от аналогичной продукции других производителей.

      3. Необходимо договариваться с заведующими магазинов о расширении ассортимента продаваемой в магазине сухарно - бараночной продукции.

      Для того, чтобы убедить заведующих в  этом, можно предоставить результаты исследования, согласно которым большое  число респондентов предлагает расширить  ассортимент сухарно - бараночных изделий, не предполагая, что такие виды уже существуют. Это объясняется тем, что в магазинах представлен далеко не весь ассортимент сухарно - бараночной продукции, выпускаемой СХК.

      4. Разработать новую фирменную упаковку, которую можно было бы использовать при фасовке непосредственно в торговых точках.

        Поставлять в магазины сухарно  - бараночную продукцию вместе  с  фирменной упаковкой, стоимость  которой СХК должен взять на  себя.

      Это обеспечит узнаваемость продукции. Результаты анкетирования показали, что при выборе сухарно - бараночной продукции респонденты прежде всего обращают внимание на вкус и свежесть. При этом большинство респондентов отмечали, что предпочитают продукцию СХК, так как она полностью устраивает их по данным показателям. В тоже время  многие респонденты не уверены, чью продукцию они покупают – СХК или других производителей, так как не могут отличить ее из-за отсутствия в магазинах фирменной упаковки. Следовательно, если продукция будет продаваться в фирменной упаковке, то покупатели, желая приобрести сухарно - бараночные изделия СХК, случайно не приобретут продукцию другого производителя.

        5. Пересмотреть ассортимент сухарно - бараночных изделий.

      Необходимо  проанализировать весь ассортимент, выделить более и менее рентабельные виды сухарно – бараночной продукции. Может быть, от чего-то отказаться, что-то добавить.

      Судя  по наблюдениям, ассортимент продукции  СХК не особо отличается от ассортимента, предлагаемого другими производителями, поэтому следует разнообразить  свой ассортимент, сделать его отличным от других. Например, изменить форму, добавки, вкус.

      Многие  респонденты, отвечая на вопрос о  пожеланиях к СХК, просили увеличить  ассортимент сухарно - бараночных изделий, включив в него продукцию с  различными вкусовыми добавками. Например, «хрустящие сушки («Малютка») с маком», сушки с орехами, бублики с изюмом, с кунжутом.

         6. Не упускать  возможностей реализации своей продукции в местах с большим потоком покупателей.

        На мини-рынке «Торжок» нет фирменного киоска СХК. Единственным местом, где могла бы продаваться сухарно - бараночная продукция СХК является фирменный киоск сети магазинов Ассорти, с которой, по словам начальника отдела сбыта СХК, налажены партнерские отношения. Однако в данном киоске не было представлено ни одного вида сухарно – бараночной продукции СХК.

         Таким образом, можно сделать  вывод, что хотя представители  отдела сбыта и ведут постоянный  учет объемов реализации своей  продукции в различные торговые  точки и считают отношения  с клиентами (покупателями) партнерскими, на сегодняшний день пока еще трудно  говорить об эффективно налаженной системе сбыта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      В процессе анализа отрасли хлебобулочных  изделий мы пришли к следующим  выводам:

  • В настоящее время перед отраслью стоит ряд проблем, наиболее важными из которых являются недостаточная техническая оснащенность предприятий, нехватка финансовых средств. Безусловно, эти проблемы препятствуют продуктивной работе предприятий хлебобулочной отрасли, поэтому их решение имеет очень важное значение для отрасли в целом.
  • Основой эффективной деятельности предприятий хлебобулочной отрасли является ориентация на цепочку создания ценностей, то есть принятие во внимание интересов конечных потребителей.
  • В большинстве своем предприятия хлебобулочной отрасли не используют маркетинг, но они начинают осознавать необходимость создания на предприятии отдела маркетинга. Применение маркетинговых исследований потребительского рынка позволило бы предприятиям наилучшим образом удовлетворить потребности покупателей, тем самым получить максимальную прибыль.                             

       Первые  попытки внедрения маркетинга на СХК были предприняты 3 года назад  при создании в апреле 2001 г. отдела сбыта.

      Руководство СХК считает отношения с торговыми  предприятиями партнёрскими, под которыми понимает поддержание связи с клиентами. Однако на самом деле партнёрские отношения подразумевают взаимное удовлетворение потребностей, учёт интересов каждой стороны, совместное решение возникающих проблем. Магазины имеют претензии к СХК, например, их не устраивает график поставок продукции и недавно введённая система предоплаты. СХК, в свою очередь, не торопится решать эти проблемы.

      На  сегодняшний день существует тенденция  снижения потребления сухарно-бараночной продукции в г. Сыктывкаре. В сложившейся ситуации очень сложно привлечь новых покупателей, однако необходимо приложить все усилия, чтобы удержать имеющихся. В ходе исследования были обнаружены разрывы в цепочке создания ценностей. СХК не учитывает систему ценностей торговых посредников, а те, в свою очередь, не учитывают систему ценностей конечного потребителя, не предоставляя им информацию о производителях в полном объёме, выкладывая продукцию на нижних полках, что является неудобным для покупателей. Таким образом, и СХК, и торговые посредники ориентируются, в основном, на сбыт, в то время как ключевым моментом в цепочке создания ценностей является удовлетворение конечного потребителя. СХК  и торговые посредники работают скорее изолированно друг от друга, преследуя собственные интересы, которые всегда идут в разрез с интересами другой стороны.

      На  основе проведенных интервью с заведующими  магазинов и анкетирования можно  сделать выводы:

  • потребителям известно, что на рынке сухарно - бараночной продукции г. Сыктывкара присутствуют производители г. Сыктывкара (ОАО «Сыктывкархлеб»), Кирова, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Наиболее популярным производителем является ОАО «Сыктывкархлеб»;
  • к факторам, влияющим на выбор сухарно - бараночных изделий, можно отнести цену, вкус, свежесть, расфасовку, упаковку, место расположения торговых точек и производителя, причем наиболее значимыми из них оказались вкус, свежесть и цена;
  • большую часть респондентов продукция СХК полностью устраивает по таким показателям, как ассортимент, вкус, свежесть, цена, упаковка, расфасовка, внешний вид;
  • за последние 2-3 года потребление сухарно-бараночной продукции не изменилось, но наблюдается тенденция к снижению. Причем, это не связано с ухудшением качества выпускаемой СХК сухарно-бараночной продукции. Это обусловлено все более растущим ассортиментом товаров-заменителей, в основном печенья;
  • СХК является основным поставщиком сухарно-бараночных изделий для большинства магазинов г. Сыктывкара, а значит, он имеет все шансы на дальнейшее укрепление своих позиций на рынке сухарно-бараночной продукции путем установления партнёрских отношений с клиентами, наиболее эффективного распределения имеющихся  ресурсов и привлечения новых, а также путем наиболее полного удовлетворения потребностей конечного потребителя.
 
 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы:

  1. Бушуева Л.И. Маркетинговые исследования: Учебное пособие-практикум. Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 2003. 134 с. (с.38)
  2. Бушуева Л.И. Статистические методы в маркетинговых исследованиях: Учебное пособие. Сыктывкар: издательство Сыктывкарского университета, 1999. 135 с. (с.79)
  3. Гуревич А. Проблемы рынка пшеницы и муки. // Хлебопродукты.-2003, №3, стр.12-13.         
  4. Драчева Л. На пороге XXI века. // Хлебопродукты. –2001,  №3, стр. 10-12.
  5. Жигалов А.Н., Максакова Т.Ю, Особенности продукции хлебопекарных предприятий как товара. // Хлебопечение России. –2000, №2, стр. 9-10.
  6. Зимина Н.В. совершенствование связей производителей продуктов питания с торговыми организациями. // Маркетинговые исследования.-2000, №6, стр. 75-79.
  7. Калянина Л. Между магазином и складом. // Эксперт.-1999, №24, стр. 10-12.
  8. Косован А.П. Рынок хлебобулочных изделий и перспективы его развития. // Хлебопечение России. –2000, №5, стр.3.
  9. Косован А.П., Турчанинова Т.П. Оптимизация технологических процессов при использовании улучшителей в хлебопечении. // Пищевая промышленность.-2003, №2, стр. 16-17.
  10. Косован А.П., Шифман З.Б. Факторы формирования цены на хлеб. // Хлебопечение России. –2000, №2, стр.11.
  11. Кудряшов В.И. Проблемы пищевой промышленности. // Пищевая промышленность.-2000, №5, стр. 13-17.
  12. Лучинина С. …//Комсомольская правда, -13.02.2004, стр. XIII
  13. Международный семинар «Хлеб - 99». // Пищевая промышленность.-2000, №3, стр. 28-30.
  14. Минаева Е.В. Пути повышения конкурентоспособности предприятий хлебопродуктового комплекса. // Пищевая промышленность.-2003 , № 1, стр. 24-25.
  15. Прокофьев В.Е. Анализ рынка х/б изделий с позиции социально-ориентированного маркетинга. // Маркетинг в России и за рубежом.- 2002 , №1, стр. 80-83.
  16. Пыхтина И., Дли М. Особенности потребительского спроса на рынке хлебопродуктов. // Маркетинг.-2002, №2, стр. 40-43.
  17. Сайт Российского союза пекарей. // WWW. Gosniihp.ru.
  18. Соколова Т.В. Маркетинговое исследование сбытовой сети х/б изделий. // Маркетинг в России и за рубежом.-1999, №4, стр. 27-33.
  19. Топорков А. Закон есть закон. // Итоги. -сентябрь 1999, стр. 49-50.
  20. Турчанинова Т.П. Машиностроители – предприятиям хлебопродуктов. // Хлебопродукты.-2001, №12, стр. 37.
  21. Цирюльников В.Д. Основные направления реконструкции и технологического перевооружения хлебопекарных предприятий. // Хлебопечение России. –1999, №2, стр.8.
  22. Чубенко Н.Т. Хлебопекарная промышленность. Современное состояние и направление развития. // Хлебопечение России. –2000, №1, стр.4.
  23. Шифман З. Давайте привлекать инвестиции. // Хлебопродукты.-2001, №11, стр. 18.
  24. Шифман З. Совершенствование хозяйственного механизма хлебопекарных предприятий в рыночных условиях. // Хлебопродукты.-2001, №9, стр. 4-5.
  25. Шифман З. Тенденции развития рынка хлебобулочных изделий. // Хлебопродукты. –2001, №8, стр.14.
  26. Шурховецкий А.В. Хлебозавод им. В.П.Зотова, его прошлое, настоящее и будущее. // Пищевая промышленность.-1999, №2, стр 32-35.
  27. Charu C., & Sameer K. (2000), “Supply Chain Management in theory & practice: a passing fad ore a fundamental change?”, Industrial Management & Data Sistem? Wol. 38 №.3, pp. 100-113.
  28. Ellen J. Dumond (1996), “Applying value-based management to procurement”, International Journal of Physical Distribution & Logistics Management, Vol. 26 No. 1, pp. 5-24.
  29. Internet: www. Kolobok. ru / Ассортимент хлебобулочных изделий. Кузнецов М.И., 2002 г.
  30. Internet: www. Komistat. ru
  31. Soonhong Min, Mentzer John T. (2000), “The role of marketing in Supply Chain Management”, International Journal of Physical Distribution & Logistics Management, №9, pp. 765-787.
  32. Walters, D. and Lancaster, G. (1999), ``Value and information - concepts and issues for management'', Management Decision, Vol. 37 No. 8, pp. 643-656.
  33. Walters, D. and Lancaster, G. (2000), “Implementing value strategy through the value chain”, Management Decision, Vol. 38 No. 3, pp. 160-178.

Информация о работе Анализ рынка сухарнобараночной продукции