Анализ рынка сухарнобараночной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Многие крупные предприятия при переходе к рыночной экономике столкнулись с проблемой поиска путей переориентирования и совершенствования своей деятельности в новых условиях.
Как правило, у них возникает много трудностей, вызванных различными причинами. Прежде всего, это связано с тем, что предприятиям пришлось перейти от работы по плановым государственным заказам к самостоятельной работе с покупателем, что сказалось на деятельности новых компаний. Не стало исключением и ОАО «Сыктывкархлеб».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...………………………….........……………3
ГЛАВА I. Цепочка создания ценностей в хлебопекарной отрасли………………………..6
Концепция создания цепочки ценности……………………………..6
Понятие ценностной цепочки ………………………….……..6
1.1.2. Форма организации цепочки создания ценностей …………..10
1.1.3. Стратегия управления цепочкой создания ценностей …..…..13
Общая ситуация в хлебопекарной отрасли…… …………………...16
ГЛАВА II. Анализ рынка сухарно-бараночных изделий г. Сыктывкара …….…………..22
Общая характеристика ОАО «Сыктывкархлеб»………….………...22
Формирование комплекса маркетинга на предприятии ….………..25
2.3. Анализ внешней среды..…………………………………....………….30
Поставщики…………………………….. ………….…………30
Конкуренты…………………….………………………………31
Покупатели..…………………………………………………...32
ГЛАВА III. Анализ цепочки создания ценностей сухарно-бараночной продукции .……34
3.1. Определение ценности продукции ОАО «Сыктывкархлеб» для покупателей……………………………………………….………………………34
3.2. Взаимодействие с торговлей………………………………………………..44
3.3. Рекомендации………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…………………..50
Список используемой литературы………………………………………..…………………52

Работа содержит 1 файл

курсовая по анализу рынка сухарнобараночной продукции ОАО СыктХлеб.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

       К сожалению приходиться констатировать, что в последние годы качество муки не находит своего кардинального разрешения. Чтобы охватить государственным контролем мини-мельницы, а они производят до 1/3 всей выпускаемой муки, необходимо вводить лицензирования этого вида деятельности. Забраковка муки на предприятиях малой мощности в среднем по России составляет 8% зачастую по показателям безопасности: хрусту и наличию металломагнитной примеси. [7, стр.10]

       Что касается проникновения в РФ хлебопродуктов из-за рубежа, то Росгосхлебинспекция  поставила надежный барьер. Доля иностранного зерна не превышает 1%.

       Для решения основных проблем отечественных  поставщиков зерна и муки, а  именно связанных с качеством  предоставляемого ими сырья и  улучшением технологий, необходимо создать  комплекс мер, направленных на:

  • создание благоприятного инвестиционного климата для производителей зерна;
  • программу широкой продажи нерентабельных предприятий по производству, обработке и переработке зерна;
  • стимулирование создания крупных частных и акционерных компаний, охватывающих всю цепочку движения зерна и продуктов переработки от производителя к потребителю;
  • меры по поддержанию спроса на зерно.

       Требуются соответствующие меры, которые будут  поощрять передачу производителям зерна  на ответственное хранение элеваторам и прием элеваторами этого зерна.[3, стр.13]

       Для более эффективного и стабильного  функционирования зернового рынка  в современных условия, требуется  комплексная последовательная система  льготного налогообложения, которая  должна предусматривать достаточно быстрый переход от практики государственных дотаций и льготных кредитов для производителей и переработчиков зерна, к практике их льготного налогообложения в зависимости от уровня их развития. Для повышения самого уровня развития необходимо отменить таможенные пошлины на ввозимое в страну новое оборудование, не имеющих отечественных аналогов. [19, стр.49]

       Экономика мукомольного производства непосредственно  определяет рентабельность производства хлеба и хлебобулочных изделий, завершающего звена зернопереработки. Наряду с законодательными, дотационными и квотирующими мерами предлагается ввести лицензирование производства муки и хлеба.  В настоящее время лицензируется  предпринимательская деятельность только по хранению, взвешиванию, сушке и переработке зерна. Отсутствие лицензирования привело к тому, что огромная масса мини-мельниц реализует муку низкого качества по демпинговым ценам. [24, стр.4]

        

       Производитель.

       По  данным Госкомстата, на 2000 г. хлебопекарная  промышленность страны насчитывала  около 1,5 тысяч предприятий большой, средней и малой мощности и свыше 10 тысяч пекарен. Главным отличием крупных предприятий от мини-пекарен на сегодняшний день остаётся более высокое качество продукции, получаемое благодаря использованию традиционных технологий. Хлеб, приготовленный на опаре или закваске традиционным способом, лучше хлеба, приготовленного по интенсивным технологиям с применением увеличенного числа дрожжей, улучшителей и других добавок, широко используемых в мини-пекарнях. Качество продукции мини-пекарен значительно ниже, чем качество продукции хлебозаводов. По данным Госкомстата, 50% продукции, производимой мини-пекарнями, бракуется, в то время как у хлебозаводов данный показатель составляет 1%. Это связанно с тем, что мини-пекарни часто используют низкокачественную муку, разрыхлители, другие добавки, которые недостаточно проверены. Также это объясняется отсутствием лабораторного контроля качества сырья и готовой продукции на малых предприятиях. Тем не менее, безусловным преимуществом мелкого производства остаётся часто меняющийся ассортимент, большая гибкость при работе с клиентами. [4, стр. 10]

       Говоря  о результатах деятельности предприятий  хлебопекарной отрасли, можно сказать, что в 1999г., после ряда лет снижения выработки впервые практически повсеместно начался ее подъем: темпы прироста составили 7-10%, а в отдельных регионах – свыше 20%. Это во многом было обусловлено повышенным спросом на российские продукты питания, в том числе на хлебобулочные изделия, и ростом цен на многие продовольственные товары, которые делают хлебобулочные изделия относительно дешевыми. Но такая ситуация продолжалась недолго. В 2001г., по данным Госкомстата, практически во всех регионах России произошло снижение производства хлебобулочных изделий.[17]

       Каналы  сбыта

       Несомненно, выбор правильных каналов сбыта  является залогом успешного продвижения  продукции. За последние годы «география»  реализации хлебобулочных изделий  заметно изменилась. В 1996-1997г.г. данная продукция продавалась в универсамах, магазинах «Продукты», булочных.

       В настоящее время хлеб можно купить в универсальных магазинах, максимально  приближенных к покупателю: в универсамах, мини - маркетах, на рынках, с машин, в ларьках, в близи остановок общественного транспорта. Причем хлеб всегда свежий и горячий, чаще в упаковке, продается  круглосуточно и без обеденного перерыва.[14, стр.23]

       Однако  столь большой разброс каналов  сбыта может привести к значительной разнице (до 40%) в цене одного вида изделия в разных торговых предприятиях. [6, стр.76] 

       Конечный  потребитель.

       На  сегодняшний день покупатель имеет  возможность приобретать хлебобулочные  и сухарно - бараночные изделия в  разных местах и по разным ценам. Сегодня  потребитель стремится покупать высококачественную хлебобулочную  продукцию широкого ассортимента, различной весовой фасовки и упакованной в соответствии с его представлением. Тот, кто лучше сможет удовлетворить потребность в таком продукте выиграет борьбу за потребителя. Проводимые исследования позволяют сделать выводы:

  • Рынок плохо информирован, особенно при выведении новых продуктов. Существующий потенциальный спрос на эти продукты не развивается и поэтому не может быть реализован при появлении товара на полке в магазине.
  • Ценовой фактор на сегодня уже не является главным, и потребители в основном не ранжирует для себя производителей хлебобулочной продукции по цене. [10, стр.11]
  • Качество продукта большинство потребителей не связывают с конкретным производителем, ведь продвижению своих марок лидеры рынка уделяют недостаточно внимания. Чаще всего рекламируется весь ассортимент без выделения конкретных марок, без четкого позиционирования своей продукции.
  • Рост доходов населения не повысит спрос на традиционную хлебобулочную продукцию, поэтому реализовать свой потенциал сможет тот, кто уже сегодня акцентирует внимание на качестве, инновациях, в том числе и маркетинговых исследованиях потребительских предпочтений и рынка, умении конкурировать по-новому и продвигать свои марки. [15, стр.82]

             Мы еще раз убедились в том, что маркетинговые исследования жизненно необходимы для производителей любой отрасли. Результаты этих исследований позволяют трансформировать ресурсный потенциал хлебобулочных предприятий в стратегические факторы успеха на рынке хлебопродуктов, сохранить старых потребителей и завоевать новых.

       Проблемы  отрасли.

       Основной  проблемой в работе хлебопекарной  промышленности является продолжающееся ухудшение финансового состояния  отрасли в целом вызванное  неплатежами. Значительную долю в задержке расчетов за хлеб занимают подразделения бюджетных организаций, таких, как МВД, Минюст, Минобороны и Минздрава России. Так же к основным проблемам отрасли относится закупка зерна в Федеральный оперативный фонд, что позволяет исключить резкую разницу в ценах на зерно, муку и печеный хлеб между регионами. [6, стр.77]

       Еще одной проблемой в отрасли  является необходимость обновления оборудования. Несмотря на принимаемые  отдельными предприятиями меры по дооснащению  производства новым оборудованием  и замене изношенного, объем этой работы в отрасли крайне незначителен. Причины две: устойчивое снижение в последние годы объемов выработки и ограниченность финансовых ресурсов. В итоге в хлебопекарной промышленности, включая пекарни, износ оборудования достигает 80%.[22, стр.4]

       Проблемы  отрасли обусловлены:

  • слабой материально технической базой;
  • высоким энергопотреблением отечественной техники;
  • отсутствием на отечественном рынке современных ресурсосберегающих технологий;
  • слабым финансовым положением  отрасли;
  • высокой стоимостью техники и низкой стоимостью рабочей силы, препятствующими внедрению высокопродуктивных новейших технологий.[11, стр.15]

       Для решения вопросов качества продукции  разрабатываются регламентирующие показатели хлебопекарных свойств  и микробиологического состояния муки, биотехнологических свойств дрожжей. [18, стр.3] 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Анализ рынка сухарно  – бараночной продукции  г. Сыктывкара на основе модели цепочки создания ценностей.

       2.1. Общая характеристика  ОАО «Сыктывкархлеб».

       Хлебопекарная отрасль в Усть-Сысольске начиналась с небольшого кустарного производства по выпечке хлеба, которое появилось  после Октябрьской революции. Однако в привычной для нас форме  Сыктывкарский хлебозавод начал  функционировать с 70-х годов прошлого столетия, когда на заводе были построены ныне действующие цеха и склады для хранения сырья и продукции, внедрено новое оборудование, освоены передовые технологии. В 1994 году на хлебозаводе произошла смена руководства, и он был преобразован в открытое акционерное общество.

       На  сегодняшний день ОАО «Сыктывкархлеб»  является крупнейшим предприятием г. Сыктывкара, выпускающим до 90% хлеба и хлебобулочных  изделий. Всего на предприятии задействовано  свыше 600 человек. В ассортимент завода входят хлеб, булочные, сухарно-бараночные, кондитерские изделия, вафельная продукция, а также различные виды печенья. Сыктывкарский хлебозавод за сутки производит более 56 тонн формового и подового (пшеничного и ржаного) хлеба шести наименований; до 8 тонн булочных и сдобных изделий двадцати наименований; более 20 видов сдобных сухарей и бараночных изделий (сушки, баранки, бублики, соломка); до 3 тонн кондитерских изделий, печенья и вафельной продукции. Ассортимент кондитерских изделий содержит торты бисквитные суфлейные, песочные, слоёные, праздничные торты на заказ, пирожные, кексы, рулеты, шербет, луку, земелах, курабье.

      Предприятие располагает достаточными производственными  мощностями для удовлетворения традиционных вкусов всех групп потребителей. Высокое  качество выпускаемой продукции обеспечивается строгим соблюдением технологической дисциплины. Каждая партия хлеба и хлебобулочных изделий контролируется по всем параметрам действующих стандартов на всех стадиях технологического процесса. Вся продукция предприятия сертифицирована. Хлеб изготавливается по традиционной технологии, сохраняющей натуральный вкус, без использования искусственных пищевых добавок. Приготовленный на опаре или закваске традиционным способом, по мнению специалистов, он остаётся лучше хлеба, выработанного по интенсивным технологиям с применением увеличенного количества дрожжей, улучшителей и других добавок, широко используемых, например, в малых пекарнях.

      В цехах хлебокомбината постоянно  проводится текущий и капитальный  ремонт оборудования без остановки  производства. Изношенное или устаревшее оборудование постоянно заменяется. Средний возраст оборудования 4-5 лет, кроме печей, которые эксплуатируются более 15 лет. Последнее обновление оборудования производилось 3-4 года назад, когда была закуплена вафельная линия и линия для круассанов германского производства. Это позволило значительно улучшить товарный вид и качество вафель, а также наладить их выпуск в мелкой нарезке и упаковке. В будущем руководство предприятия планирует продолжить обновление технологического оборудования. Это позволит улучшить качество продукции и постепенно обновить её ассортимент.

       Управление  компанией осуществляется советом  директоров и советом акционеров. Руководство завода осознает, что  для наиболее успешного и эффективного функционирования предприятие необходимо уделять первостепенное внимание организации функций сбыта и маркетинга, однако на сегодняшний день большее внимание уделяется таким функциям, как управление финансами, производству, по отдельности созданию и поддержанию взаимоотношений с клиентами, разработке новых продуктов.

       Самым главным преобразованием в структуре  управления после смены руководства  является создание 14 апреля 2001 года отдела сбыта. Однако по-прежнему одним из существенных недостатков организационной  структуры хлебокомбината является отсутствие отдела маркетинга. Пока что функции отсутствующего отдела выполняет отдел сбыта, в задачи которого входят разработка перспективных планов развития предприятия, анализ сбыта,  объемов производства, рынков сырья, минимизация затрат, поддержание партнерских отношений с клиентами и т.д.

Информация о работе Анализ рынка сухарнобараночной продукции