Анализ рынка сухарнобараночной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Многие крупные предприятия при переходе к рыночной экономике столкнулись с проблемой поиска путей переориентирования и совершенствования своей деятельности в новых условиях.
Как правило, у них возникает много трудностей, вызванных различными причинами. Прежде всего, это связано с тем, что предприятиям пришлось перейти от работы по плановым государственным заказам к самостоятельной работе с покупателем, что сказалось на деятельности новых компаний. Не стало исключением и ОАО «Сыктывкархлеб».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...………………………….........……………3
ГЛАВА I. Цепочка создания ценностей в хлебопекарной отрасли………………………..6
Концепция создания цепочки ценности……………………………..6
Понятие ценностной цепочки ………………………….……..6
1.1.2. Форма организации цепочки создания ценностей …………..10
1.1.3. Стратегия управления цепочкой создания ценностей …..…..13
Общая ситуация в хлебопекарной отрасли…… …………………...16
ГЛАВА II. Анализ рынка сухарно-бараночных изделий г. Сыктывкара …….…………..22
Общая характеристика ОАО «Сыктывкархлеб»………….………...22
Формирование комплекса маркетинга на предприятии ….………..25
2.3. Анализ внешней среды..…………………………………....………….30
Поставщики…………………………….. ………….…………30
Конкуренты…………………….………………………………31
Покупатели..…………………………………………………...32
ГЛАВА III. Анализ цепочки создания ценностей сухарно-бараночной продукции .……34
3.1. Определение ценности продукции ОАО «Сыктывкархлеб» для покупателей……………………………………………….………………………34
3.2. Взаимодействие с торговлей………………………………………………..44
3.3. Рекомендации………………………………………………………………..47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…………………..50
Список используемой литературы………………………………………..…………………52

Работа содержит 1 файл

курсовая по анализу рынка сухарнобараночной продукции ОАО СыктХлеб.doc

— 296.50 Кб (Скачать)

       Помимо  оптовых баз и иногородних  производителей СХК приходится конкурировать  с местными мини - пекарнями. На сегодняшний  день в пределах города функционируют около 10  мини – пекарен, наиболее крупными из которых являются мини – пекарни ЧП Дьяченко, ЧП Минин, Продтовары. Частные производители предоставляют покупателям гибкую оплату продукции, оперативную доставку, более низкие цены (зачастую это связано с меньшим весом хлебобулочных изделий), а также мини – пекарни имеют больше возможностей для переориентирования производства в соответствии с потребностями потребителей.

       Отделом снабжения создана специальная  база данных о конкурентах и масштабах их деятельности.

2.3.3. Покупатели.

       В число постоянных покупателей хлебобулочных  изделий СХК входит около 380 магазинов  республики, однако, только 280 из них  закупают у завода сухарно – бараночные изделия. Иногородние покупатели составляют примерно 25-30% от общего числа клиентов, но они, в основном, закупают только хлеб. После создание отдела сбыта 14 апреля 2001 года периодически проводится работа по привлечению новых покупателей. В 2003 году СХК практически полностью охватил торговую сеть нашего города, но переход на предоплату и повышение цен стало причиной потери части покупателей.

       По  словам начальника отдела сбыта, Мальцева П.В., отношения СХК с покупателями можно назвать партнерскими. Это  проявляется в постоянном общении  с клиентами, выявлении их потребностей, реакции на их пожелания, например, расширение ассортимента вафель. Но не всегда покупатели дают конструктивные предложения. Например, поступило предложение продавать хлеб в полиэтиленовой упаковке. Были затрачены дополнительные усилия и средства на реализацию этой идеи, но в результате это никак не повлияло на объем продаж, а некоторых конечных потребителей даже отпугнуло.

       Постоянными крупными клиентами СХК являются ЗАО «Север», ЧП «Милкумян», Продтовары, ЗАО «Ассорти» и др., а также  ряд иногородних покупателей из Усть-Кулома, Емвы, Сосногороска, Объячево и других городов нашей республики. Для них существует система скидок и отсрочка платежа до одного месяца.

       Предприятие имеет базу данных всех своих клиентов, а также комплексные программы  по отслеживанию деятельности покупателей, где отражены объемы продаж и имеющийся ассортимент. Наиболее точные и достоверные сведения о продажах и спросе на продукцию отдел снабжения получает из собственных 24 специализированных магазинов. Эти данные позволяют проанализировать ситуацию на рынке и своевременно отреагировать на изменения в объемах продаж и спросе на продукцию в целом. 

       В настоящее время  СХК выпускает  продукцию достаточно высокого качества, что исключает жалобы от клиентов по этому поводу. Однако если даже таковые найдутся, работники отдела сбыта всегда готовы их выслушать и сделать все возможное, чтобы такое больше не повторилось (Приложение 1). 

     Глава III. Анализ цепочки создания ценностей сухарно-бараночных изделий.

         3.1. Определение ценности  продукции ОАО  «Сыктывкархлеб» для покупателей.

       Описание  исследования.

       Данное  исследование проводится по заказу ОАО  «Сыктывкархлеб». К концу 2003 года предприятие  столкнулось с проблемой снижения физического объема сбыта сухарно  – бараночных изделий, что связано, по мнению руководства, с появлением на рынке большого количества конкурентов и все больше растущего ассортимента товаров-заменителей. Также стоит вопрос о том, является ли возраст покупателей одним из факторов потребления сухарно – бараночных изделий. Руководство предприятия интересует, насколько изменилось отношение потребителей к сухарно – бараночной продукции компании и что является основной причиной снижения объемов реализации.

       Целью данного исследования является изучение поведения потребителей на рынке  сухарно-бараночной продукции.

       При проведении исследования были использованы следующие методы:

     1) Интервью с начальником отдела  сбыта Сыктывкарского хлебокомбината;

     2) Пробные интервью с потребителями  сухарно-бараночной продукции с  целью:

  • выявления осведомленности покупателей о различных производителях сухарно – бараночных изделий;
  • определения факторов, от которых может зависеть потребление сухарно - бараночных изделий того или иного производителя;
  • анализа сильных и слабых сторон сухарно – бараночной продукции хлебозавода;
  • выяснения мнения покупателей относительно того, что они понимают под качеством сухарно-бараночных изделий.

             3)     Анкетный опрос.

       Анкета  состоит из трёх блоков вопросов. Первый блок включает вопросы о сухарно - бараночной продукции в целом. Второй блок включает специальные вопросы, касающиеся сухарно - бараночных изделий Сыктывкарского хлебокомбината. Третий блок- это паспортичка.

       Задачи:

    - выяснить предпочтения покупателей,  определить, какие из перечисленных  изделий пользуется большим спросом ( вопрос №1);

     выяснить, в каких магазинах люди обычно покупают сухарно -бараночную продукцию (№2);

    - определить частоту покупок сухарно  - бараночной продукции (№3);

    - определить, что является наиболее  и наименее значимым при выборе  покупателя (№4);

    - определить виды сухарно - бараночной продукции, потребление которых снизилось (№5);

    - узнать основные заменители сухарно  - бараночных изделий, и что  покупается чаще сухарно - бараночная  продукция или кондитерские изделия  (№6, №7);

    - выяснить, продукция каких производителей пользуется большим спросом (№8).

    - выявить параметры, по которым  СКХ отстаёт от своих конкурентов  (№9);

    - понять, различают ли респонденты  продукцию СХК от продукции  других производителей (№10);

    - выяснить характеристики сухарно  - бараночных изделий, которые не удовлетворяют покупателей (№11);

    -  узнать пожелания покупателей  об улучшении качества и ассортимента  продукции и идеи, которые СКХ  может учесть для повышения  спроса (№12);

    - выделить виды сухарно - бараночных  изделий, качество которых ухудшилось за последние два- три года (№13);

       Паспортичка включает сведения о респондентах, которые помогут разделить всех респондентов на группы по каждому  признаку.

     4) Наблюдения в различных торговых  точках с целью сравнения ассортимента, цены, выкладки сухарно – бараночных изделий. Также были выявлены производители, продукция которых доминирует на прилавках магазинов. 

         Описание выборочной совокупности.

             Для исследования были использованы вероятностные  методы выборки, так как каждый элемент  генеральной совокупности известен и имеет определённую вероятность попасть в обследование. Применялась типическая  выборка. [6, стр.79]

       Для того чтобы определить соотношение  мужчин и женщин различных возрастных групп, были использованы данные с официального сайта Госкомстата в Коми о количестве мужчин и женщин в городе Сыктывкаре, а также о распределении населения по основным возрастным группам. [30]

       По  данным на 9 октября 2002г. численность  населения в г. Сыктывкаре составляет 245,8 тысяч человек, из них 112,7 и 133,1 мужчин и женщин соответственно. Необходимое число респондентов - 500 человек. Вычислив, что 112,7 составляет 45% от 245,8, находим необходимое число респондентов-мужчин – 225 человек.. Женщины составляют 55% - 275 человек. 

       Распределение численности населения в Сыктывкаре по основным возрастным группам (в %)

Все население Моложе трудоспособного  возраста Трудоспособного возраста Старше трудоспособного  возраста
    100     18,4     66,2     15,4
 

       При анкетировании учитывалось  население  трудоспособного и старше трудоспособного возраста, что составляет 81,6% (66,2% +15,4%).

       Для вычислений использовалась формула:

    ni =n*N i/N, где

    ni – число наблюдений в i-той группе;

    n – общий объём выборки;

    N i – объём i-той группы в генеральной совокупности;

    N – объем генеральной совокупности. 

    Мужчины:

    ni=500*0,45*245800/245800=225 человек.

    в том числе:

  • трудоспособного возраста: 225*66,2/81,6 = 183 человек.
  • старше трудоспособного возраста: 225*15,4/81,6 = 42 человек.

    Женщины:

    ni=500*0,55*245800/245800=275 человек.

    В том  числе:

  • трудоспособного возраста: 275*66,2/81,6 = 223
  • старше трудоспособного возраста: 275*15,4/81,6 = 52
 
 
 
 
 

       Анализ  анкет

        

       В результате анкетирования, проведенного возле различных магазинов г. Сыктывкара, все респонденты разделились  на тех, кто потребляет сухарно – бараночную продукцию и тех, кто не потребляет.

       Таблица 3.1

     Демографическая структура респондентов

      Респонденты, не потребляющие сухарно – бараночную продукцию:

  Возраст (лет)  
Пол 16-23 24-30 31-40 41-55 56-65 Более 66 Всего
Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) %
Женщины 4 8,89 10 22,22 13 28,89 7 15,56 1 2,22 10 22,22 45 46,88
Мужчины 15 29,41 10 19,61 10 19,61 6 11,76 5 9,80 5 9,80 51 53,12
Всего 19 20,88 20 20,83 23 23,96 13 13,54 6 6,25 15 15,63 96 100
 

Респонденты, потребляющие сухарно-бараночную продукцию:

  Возраст (лет)  
Пол 16-23 24-30 31-40 41-55 56-65 Более 66 Всего
Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) % Кол-во (чел) %
Женщины 55 23,91 39 16,96 45 19,57 53 23,04 24 10,43 14 6,09 230 56,93
Мужчины 33 18,97 39 22,41 34 19,54 41 23,56 14 8,05 13 7,47 174 43,70
Всего 88 21,78 78 19,31 79 19,55 94 23,27 38 9,41 27 6,68 404 100

Информация о работе Анализ рынка сухарнобараночной продукции