Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………2

1. Теоретические основы анализа производства и реализации продукции ……4

1.1 Задачи, основные направления и информационная база анализа………….4

1.2 Методика анализа производства и реализации продукции………………...6

2. Анализ производства и реализации продукции………………………………10

2.1 технико-экономическая характеристика предприятия……………………..10

2.2 Оценка выполнения плана производства и реализации продукции……….13

2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции………………………………16

2.4 Анализ ритмичности работы предприятия…………………………………...20

2.5 Анализ качества производственной продукции……………………………..22

3. Резервы увеличения выпуска и реализации продукции………………………25

Заключение………………………………………………………………………….29

Список литературы…………………………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

lena.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

2.2 Оценка выполнения плана производства и реализации продукции 

    Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

    Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются  для обобщенной характеристики объемов  производства продукции.

    Нормативные трудозатраты используются также для  обобщенной оценки объемов выпуска  продукции в тех случаях, когда  в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно-натуральные измерители.

          Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста в таблице 3.   

 Таблица 3

    Динамика  производства и реализации продукции в сопоставимых ценах за 2002 г.

Квартал Объем производства продукц., руб. Темпы роста, % Объем реализации, руб. Темпы роста, %
Базисные Цепные базисные Цепные
I 100500 100 100 100500 100 100
II 70600 70,2 70,2 70500 70,1 70,1
III 87000 85,6 123,2 85200 84,8 120,8
IV 70000 69,6 80,5 68600 68,2 80,5
 
 

    Из  таблицы 5 видно, что к концу года объем производства снизился на 30,4 %, а объем реализации  - на 31,8 %.  Объем выпуска и реализации продукции не имеет какой - либо определенной динамики, т.к. основная деятельность предприятия зависит от сезонных факторов (самый больший объем реализации приходится на март месяц, поэтому и повышается объем производства в марте, т.е. 1 квартале).         

            Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный год производится по следующим данным (таблица 4): 
 
 

Таблица 4

Анализ  выполнения плана по выпуску и реализации продукции за 2002г.

Продукция Объем производства, руб. Объем реализации, руб.
план Факт +, - %  к плану план факт +, - %  к плану
А 83200 85000 + 1800 + 2,2 83200 83500 + 300 + 0,4
Б 62500 56000 - 6500 - 10,4 60000 56000 - 4000 - 6,7
В 100000 120300 +20300 + 20,3 98500 118500 +20000 + 20,3
Г 68800 66800 - 2000 - 2,9 68000 66800 - 1200 - 1,8
ИТОГО 314500 328100 +13600 + 4,3 309700 324800 +15100 + 4,9

       Из таблицы 6 видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 4,3 %, а по реализации - на 4,9 %.  Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции.

     Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения плана по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет спад производства.

    Особо важное значение для предприятия  имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных  нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

    В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины невыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

    Анализ  выполнения договорных обязательств по отгрузке показаны в таблице 5. 
 

    Таблица 5

    Анализ  выполнения договорных обязательств по отгрузке за март 2002 г.                     (на примере двух изделий) (руб.)

Изде-

лие

Покупа-тель План поставки по договору Фактически  отгружено Недопоставка  продукции Зачетный объем в пределах плана
А 1 1500 1900   1500
  2 1800 1500 - 300 1500
  3 1500 1900   1500
Б 1 2600 3100 - 200 2600
  2 2800 2600   2600
ИТОГО   10200 11000 -500 9700
 

    Процент выполнения договорных обязательств: 

                            К д.п. = (10200 - 500) : 10200 = 0,95 или 95 %. 

        Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.  

2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции

       

            Большое внимание на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции.

    При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

1)определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

2)оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

3)изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие их производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

4)оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

            Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановый выпуск продукции (таблица 6). 
 

    Таблица 6

Оценка  выполнения плана по ассортименту за 2002г.

Изделие Объем производства продукции в плановых ценах, руб. Процент выполнения плана Объем продукции, зачтенный в выполнение плана  по ассортименту, руб.
план факт
А 83200 85000 102,2 83200
Б 62500 56000 89,6 56000
В 100000 120300 120,3 100000
Г 68800 66800 97,1 66800
ИТОГО 314500 328100 104,3 306000
 

      Из  таблицы 6 видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 97,3 %   (306000 : 314500 * 100). 

      Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.  Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства. Недостатки в системе управления и материального стимулирования.

    Увеличение  объема производства по одним видам  и сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий  в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

    Изменение структуры производства оказывает  большое влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной  оценке, материалоемкость, себестоимость  товарной продукции, прибыль, рентабельность.  Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

    Анализ  структуры товарной продукции показан в таблице 7.

    Таблица 7

    Анализ  структуры товарной продукции за 2002г.

Изделие Оптовая цена за 1 шт. в руб. Объем производства продукции, шт. Товарная  продукция в ценах плана, руб. Изменение товарной продукции за счет структуры, руб.
план факт план факт при  план структур факт
А 40 2080 2125 83200 83584 85000 + 1416
Б 20 3125 2800 62500 62789 56000 - 6789
В 50 2000 2406 100000 100462 120300 + 19838
Г 25 2752 2672 68800 69118 66800 - 2318
ИТОГО - 9957 10003 314500 315953 328100 + 12147

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции