Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:07, курсовая работа
Коммерческая деятельность предприятия направлена на получение прибыли, которая и является основным показателем ее эффективности. В условиях неопределенности, присущих рыночной экономике, только эффективная коммерческая деятельность может гарантировать выживание предприятия.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Введение 3
I. Методические основы исследования ценовой политики на
товарном рынке
1.1. Направления исследования ценовой политики на товарном рынке........6
1.2. Система показателей для исследования ценовой политики
на товарном рынке…………………………………………………………11
1.3. Информационные потоки и методы исследования ценовой
политики на товарном рынке……………………………………………...25
II. Анализ ценовой политики на товарном рынке йогуртов Железнодорожного района г. Красноярска
2.1 Общая характеристика ассортимента и цен на товарном рынке
йогуртов Железнодорожного района г. Красноярска…………………….33
2.2. Анализ показателей ценовой политики на товарном рынке йогуртов Железнодорожного района г. Красноярска………………………………..50
2.3 Факторы формирования ценовой политики на товарном рынке
йогуртов Железнодорожного района г. Красноярска……………………..60
III. Анализ восприятия цен потребителями на товарном рынке
йогуртов Железнодорожного района г. Красноярска
3.1. Сегментация потребителей по уровню ценовосприятия…………………65
3.2. Анализ и оценка эластичности спроса на товарном рынке
йогурта Железнодорожного района г. Красноярска……………………..67
3.3. Направления совершенствования ценовой политики на товарном рынке йогуртов Железнодорожного района г. Красноярска……………………..68
Заключение……………………………………………………………………….71
Список литературы
Приложение №1 (Перечень предприятий)
Приложение №2 (Анкета)
В области исследований цен можно выделить следующие главные направления их проведения: [12.с.36]
1.
Изучение фактически
2.
Изучение ценовой политики
Информация
по двум первым направлениям получается
путем прямого изучения прейскурантов,
прайс-листов, другой информации рекламно-информационного
характера; посещения магазинов, ярмарок
и выставок, а также организаций-
3.
Изучение изменения
4.
В рыночной экономике
В последнем случае важно выявление факторов чувствительности потребителей к цене, поскольку их знание в существенной степени способствует повышению эффективности ценообразования.
Любой потребитель чувствителен к цене, однако эта чувствительность может существенно изменяться от одной ситуации к другой в зависимости от важности, приписываемой товару, или, напротив, от неценовых жертв, связанных с приобретением товара. Можно выделить девять причинных факторов, определяющих чувствительность потребителей к цене. Ниже дается краткая характеристика этих факторов. Кроме того, после каждого фактора приводятся вопросы, которые задаются потребителям при изучении данной проблемы. [9.с.32]
1. Эффект уникальной ценности. Покупатели не так чувствительны к цене, если товар обладает особыми, уникальными свойствами.
2.
Эффект осведомленности об
3. Эффект трудности сравнения. Покупатели менее чувствительны к цене, если товары плохо поддаются сравнению.
4. Эффект доли затрат на товар в суммарном доходе. Покупатели менее чувствительны к цене, если цена товара составляет лишь небольшую долю их дохода.
5. Эффект конечной пользы. Покупатели тем менее чувствительны к цене, чем меньшую долю составляет цена товара в общих расходах на получение конечного результата.
6. Эффект распределения затрат. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если они делят ее с другими потребителями.
7. Эффект разделения затрат. Покупатели менее чувствительны к цене товара, если он применяется совместно с ранее приобретенным основным товаром.
8.
Эффект связи цены и качества.
Покупатели не так
9. Эффект запаса. Покупатели менее чувствительны к цене, если у них нет возможности создать запас товара.
Заметим,
что эти факторы
На
рынке продукции
Очевидно, что эти поведенческие характеристики и приоритетные характеристики имеют большое значение при определении ценовой политики и поэтому могут являться предметом специальных исследований.
Другим важным направлением исследований является изучение эластичности спроса к цене. Организациям целесообразно знать, насколько чувствителен, или эластичен, спрос на их товары к изменению цены. Такую информацию можно получить, изучая так называемые кривые спроса. В общем случае эластичность спроса - это зависимость его изменения от какого-либо рыночного фактора. Различают ценовую эластичность спроса и эластичность спроса от доходов потребителей (подсчитывается аналогично). На практике чаще изучают ценовую эластичность. Для определения степени чувствительности спроса к изменению цен используют показатель эластичности спроса по ценам, который определяется как отношение процента изменения величины спроса к проценту изменения его цены.
Степень
эластичности спроса на изменение цены
характеризует коэффициент
Спрос будет менее эластичным при следующих условиях: [9.с.38]
Ценовая
эластичность непосредственно характеризует
чувствительность спроса к цене; знание
ее величины помогает рассчитать уровень
спроса для различных цен. Знание
ценовой эластичности позволяет также
рассчитать оптимальную цену продаж, максимизирующую
прибыль.
1.2. Система показателей для исследования ценовой политики на товарном рынке.
Система показателей должна отражать различные закономерности и дифференциацию рыночных цен: ассортиментные, территориальные, во времени, по социально-доходным группам, различным субрынкам.
Базой для любого анализа цен, будь то оценка направления и интенсивности их измерения, анализ колеблемости или сравнительный анализ, является уровень цен. Статистика цен использует комплексный подход к изучению уровня цен: разным целям исследования соответствует индивидуальный, средний, относительный и обобщающий уровни цен. Например, бессмысленно сравнивать напрямую цены одноименных товаров в регионах, в значительной степени отличающихся по уровню среднедушевого дохода. В этом случае большую информационную нагрузку несут относительные цены, нивелирующие разницу в доходах.
Показатели структуры рыночных цен в значительной степени помогают выявить и обосновать уровень цены и его изменение на всех стадиях производства и реализации готовой продукции, позволяют оценивать состояние паритетности отношений между разными отраслями народного хозяйства.
Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений и взаимозависимости должны найти отражение в системе показателей статистики цен, причем этот анализ должен быть дифференцирован не только в связи с разнообразием факторов, непосредственно влияющих на цену, но и во времени, так как со временем меняется характер любых зависимостей. При анализе эластичности цена может выступать не только как результат воздействия факторов, но и в качестве самостоятельного фактора. Возможная реакция цен на изменение доходов населения, спроса на изменение цен – необходимая информация при принятии решений по регулированию цен и других рыночных параметров как государственных органов, так и для фирменного маркетинга.
Важнейшими показателями статистики цен остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Либерализация ценообразования и перспектива стабилизации экономики позволят закладывать цены в математические модели. В современных условиях нестабильности экономических процессов оптимальными считаются комплексные прогнозные модели цен: синтез различных прогнозных показателей и методов (с обязательным использованием экспертных оценок).
Изменение цен может быть вызвано различными причинами: это инфляционный рост цен, и циклические их изменения, и рост в связи с ростом качества товаров. Разделить динамический процесс на ряд составляющих позволяют структурные и сезонные показатели динамики, особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров.
Информация о работе Анализ ценовой политики на рынке йогуртов