Взаимосвязь стиля упраления и эмоционально- психологического климата

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:47, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях жизни постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива и стилей управления. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Совершенствование эмоционально - психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе……………………
10
1.1. Теоретический обзор понятия «стиля управления» и его сущность……………………………………………………………………
10
1.2. Социально-психологический климат коллектива как предмет
исследования в социальной и организационной психологии………..…
17
1.3. Влияние особенностей личности руководителя на социально - психологический климат коллектива…...…………………………..……
31

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организации ………………

40
2.1. Организации эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организации и методики исследования.…….…………………………………………..

40
2.2. Результаты и анализ эмпирического исследования
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……...……………………………………………...



49
2.3. Рекомендации по результатам эмпирического исследования
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……………………………………………..............



60
Заключение………………………………………………………………... 63
Список использованной литературы…………………………………….. 67
Приложение

Работа содержит 1 файл

последний диплом))))))))))))))))))))).doc

— 408.50 Кб (Скачать)

     3. С целью повышения эмоционально – психологического климата в коллективе, необходимо проводить семинары – тренинги по бесконфликтному общению и эмоциональной устойчивости.

     4. Для повышения организационных  и коммуникативных навыков сотрудников  и создания эффективной команды  следует предусмотреть их участие в тренинговых формах обучения (например, тренинг командообразования, деловая игра, сюжетно-ролевая игра и др.)

     5. Необходимо провести индивидуальные  беседы с руководителями отделов,  направленные на повышение их  ответственности и внимания к установлению оптимальных межличностных отношений и СПК в коллективе.

     6.  С целью оптимально управление СПК в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. Поэтому необходимо проводить аттестацию руководящих кадров.

     7. Необходимо 2 раза в год проводить углубленное исследование удовлетворённости работников стилем управления компанией (выяснить специфику, степень позитивной и негативной оценки управления в компании).

     8. В качестве организационно-управленческих средств профилактики СПК психологом в служебных коллективах выделяются следующие:

      - формирование здоровой организационной культуры в организации;

      поддержание здорового социально-психологического климата в служебных коллективах;

      -  развитие навыков управления у высшего руководства;

      -  создание условий, обеспечивающих получение обратной связи от сотрудников;

      - рациональное и четкое разделение труда между отделами, исключение возможности дублированных или пересекающихся заданий различных подразделений;

      - четкое формулирование служебных обязанностей каждого работника с обозначением границ их персональной ответственности;

      - формирование прозрачного механизма принятия управленческих решений, рационализация и открытость информационных потоков в организации;

      - формирование системы кадрового продвижения и возможностей карьерного роста;

      - формирование нетерпимого отношения к разносчикам сплетен и любителям интриг на работе;

      - исключение интимных или родственных связей между подчиненными и руководством. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

     Выводы главе 2

     Анализируя  данные эмпирического исследования можно сделать следующие выводы: 

     Заключение 

     В данной исследовательской работе были рассмотрены теории и сущность понятия социально-психологического климата коллектива в социальной и организационной психологии; выделены факторы, оказывающие влияние на формирование СПК коллектива; критерии для исследования особенностей СПК; критерии благоприятного и неблагоприятного СПК; методы и методики исследования СПК коллектива, а также психологические и социально-психологические особенности профессиональной деятельности менеджеров по продажам и программистов.

     Так же проведено эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления в  организации и эмоционально –  психологического климата в коллективе.  И разработаны практические рекомендации по результатам эмпирического исследования для руководителей и работников организаций.

     В результате можно сделать следующие  выводы:

  1. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. Наиболее плодотворно в изучении стилей управления работали К. Левин, А. Фидлер, А.М. Омаров, Т.С. Кабаченко, Ревенко и др. Всякая социальная роль, в данном случае – руководителя, требует определенного набора личностно-психологических качеств, игравших ту или иную роль в создании эмоционально-психологического климата в коллективе. Личные качества руководителя по - существу выступают основой его деловых качеств, его стиля управления, поскольку суть работы руководителя в первую очередь – общение с людьми.
  2. Существуют различные научные взгляды и подходы к понятию эмоционально – психологический климат коллектива. Проблемой исследования эмоционально – психологического климата занимались и занимаются психологи разных стран в ХХ-ХХI веке. В психологии часто употребляются схожие категории: "социально-психологический климат", "эмоционально - психологический климат", "психологический климат", "психологическая атмосфера коллектива". Наиболее употребительно понятие "социально-психологический климат" коллектива.
  3. Нами была представлена и изучена психология стилей управления в коллективе. Согласно научным взглядам учёных-психологов, выделяются три  «классических» стилей управления: авторитарный, демократический и пассивный (либеральный). Важнейшим общим основанием выделения этих является характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным.
  4. Исходя из проведённого нами анализа литературных источников, мы пришли к следующему интегрированному определению СПК коллектива – это такое свойство группы, которое определяется системой межличностных отношений, определяющими общий эмоционально-психологический настрой группы, социальное и психологическое самочувствие каждого члена группы, их социально-психологическую совместимость, морально-психологическое единство, сплочённость, условия труда, наличие общих мнений, обычаев и традиций.
  5. Для нашего исследования имеют значение социально-психологические и психологические факторы, а именно стиль управления в коллективе, которые как раз и оказывает влияния СПК и развитие коллектива. По нашим наблюдениям, создание условий для сохранения психического здоровья, создание и поддержание благоприятного эмоционально – психологического климата в коллективе – забота руководителя любого ранга. Характер психологического климата зависит от всех членов коллектива. Но решающую роль в его создании играют руководители.
  6.          Критерием оценки СПК принято выделять такое свойство как удовлетворённость – неудовлетворённость членов группы характером и содержанием труда, взаимоотношениями с товарищами по работе, системой морального и материального стимулирования, и главное стилем  управления организацией.

     7.  Было проведено эмпирическое исследование, включавшее диагностику стратегий поведения в конфликтной ситуации членов первичного трудового  коллектива  по методике К. Томаса, определение стиля руководства трудовым коллективом по методики В.П. Захарова, диагностика межличностных отношений по методики Т. Лири и была использована методика оценки психологической атмосферы в коллективе по А.Ф. Фидлеру. Исследование показало, что в организации с директивным компонентом а, следовательно, авторитарным стилем управления напряженность и преобладание негативных эмоций в отношениях  в коллективе.  Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации  в коллективе является соперничество.

     При анализе результатов исследования второй организации стало понятно, что в организации с коллегиальным  компонентом – демократический стиль управления, дружеская и комфортная обстановка в коллективе организации. Тестирование выявило, что преобладающей стратегией поведения  в  конфликтной  ситуации  в коллективе является сотрудничество.

     Кроме того, нами был сделан корреляционный анализ с использованием Критерия Манна – Уитни, что позволило нам выявить различия в значении параметра между нашими выборками.

     Это позволило нам выявить, что в  компании «534 Управление начальника работ» такие параметры как агрессивность и эгоистичность проявлены достаточно высоко, во второй компании – значимым оказался такой показатель как доброжелательность.

     В связи с полученными данными  можно совершенно точно говорить, что существует взаимосвязь между доминирующим стилем управления и социально-психологическим климатом в коллективе.

     На  предприятии, где руководитель с  демократическим стилем управления, присутствует благоприятный социально-психологический  климат, что может говорить о полной благоприятной обстановке на предприятии, о доверии, доброжелательной и деловой критике, свободном выражении собственного мнения, удовлетворенностью в работе, высокой степенью взаимопомощи.

     На  предприятии, где руководитель с  авторитарным стилем управления присутствует средней благоприятности социально-психологический климат. Это означает, что на предприятии присутствует средней степени доверие членов предприятия друг к другу, положительная, но не высокая степень взаимопомощи и взаимоподдержки, степень удовлетворенности работой.

     Таким образом, гипотеза о наличии взаимосвязи  между стилем управления на эмоционально-психологический климат в коллективе

     - в организации, где руководитель с демократическим стилем управления, присутствует благоприятный социально-психологический климат;

     -  в организации, где руководитель с авторитарным стилем управления присутствует средней благоприятности социально-психологический климат.

     нашла свое подтверждение. 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Аксёненко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. Ростов на Дону: 2001.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001.
  3. Андреенко Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2000.
  4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
  5. Анцупов А.Я. Ковалев В.В. Социально-психологическая оценка персонала. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Юнити, 2006.
  6. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации. URL: http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm (дата обращения: 09.09.2011).
  7. Бабаева Ю.Д., Войскуновский А.Е.Одарённый ребёнок за компьютером. М.: Сканрус, 2003.
  8. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2000.
  9. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
  10. Бодров В.А.Психологические основы профессиоведения. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. / Под общей ред. В. Н. Дружинина. СПб., 2001.
  11. Бойко В.В., Ковалев А.Г, Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1993.
  12. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник   по 
    психодиагностике. СПб.: Питер, 1999.
  13. Вайсман Р.С. Связь межличностных отношений с групповой эффективностью деятельности//Вопросы психологии. 2004, № 4.
  14. Волков К.П. Руководителю о человеческом факторе. СПб., 1999.
  15. Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы коллектива). М., 1984.
  16. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: интегративный подход // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: в 8 т. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 
  17. Дружилов С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности  // Журнал прикладной психологии. М.: ИД «ЭКО», 2004, №6.
  18. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для гуманитарных вузов.Спб.: Питер, 2001.
  19. Евсеева Т.Г. Психология управления: Учебно-практическое пособие для дистанционного обучения. М., МГТА, – 2000.
  20. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2002.
  21. Захаров В.П. Удовлетворенность трудом (описание и измерение) // Личность и деятельность / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 2002.
  22. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; 2003.
  23. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М.: 2006.
  24. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1988.
  25. Карпов А.В. Психология менеджмента. М., 1991.
  26. Климов Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
  27. Климов Е.А. Психология труда. М., 1998.
  28. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д., 1996.
  29. Коган Л.Н.Социология культуры. Екатеринбург,1992.
  30. Краткий психологический словарь/Сост. Л.А.Карпенко; под общ. Ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.М.,1995.
  31. Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений // Психология личности и малых групп. «Питер» СПб., 2003.
  32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  33. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.,1998.
  34. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  35. Мейо Э. Теория человеческих отношений/ Журнал психологии  - 2002/6.
  36. Методы социальной психологии: учеб.пособие для вузов /Минаева Н.С., Пивоваров Д.В., Боднар Э.Л. и др.;  под общ. ред. Н.С.Минаевой. М.: Академический Проект, 2007.
  37. Наследов А. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2008.
  38. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Басов Н.Ф., Басова В.М., Бессонова О.Н. и др.; под ред. Басова Н.Ф.- 3-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  39. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. СПб., 2001.
  40. Петровский А.В., Абраменкова В.В., Зеленова М.Е., под ред. Петровского А.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. институтов.М., "Просвещение", 1997.
  41. Платонов К.К., Петров Б.М.: Психология и трудовое воспитание школьников 2003.
  42. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1990.
  43. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002.
  44. Почебут Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2002.
  45. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб.пособие / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. СПб.: Речь, 2007.
  46. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
  47. Психология труда: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Под редакцией проф. А.В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  48. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2003.
  49. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд.СПб.: Питер, 2003.
  50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  51. Сидоренко Е.В. Математическая обработка в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2003.
  52. Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения / Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1999.
  53. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие. М.: ИД «Академия»; Высшая школа, 2001.
  54. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности.  Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.
  55. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. Спб.: Питер, 2005.
  56. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.
  57. Шепель В.М. Эффективный менеджмент: мыслить по-русски/ изд. «Финансы и статистика», М., 2008.
  58. Шорохова Е.В., Мансуров Н.С. и другие. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1977.
  59. Шульц Д.П., Шульц С.Э. Психология и работа. СПб.: Питер, 2003.

Информация о работе Взаимосвязь стиля упраления и эмоционально- психологического климата