Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:47, дипломная работа
Актуальность исследования. В современных условиях жизни постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива и стилей управления. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Совершенствование эмоционально - психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе……………………
10
1.1. Теоретический обзор понятия «стиля управления» и его сущность……………………………………………………………………
10
1.2. Социально-психологический климат коллектива как предмет
исследования в социальной и организационной психологии………..…
17
1.3. Влияние особенностей личности руководителя на социально - психологический климат коллектива…...…………………………..……
31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организации ………………
40
2.1. Организации эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организации и методики исследования.…….…………………………………………..
40
2.2. Результаты и анализ эмпирического исследования
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……...……………………………………………...
49
2.3. Рекомендации по результатам эмпирического исследования
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……………………………………………..............
60
Заключение………………………………………………………………... 63
Список использованной литературы…………………………………….. 67
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет Психологии
Кафедра
психологии управления
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Специальность «Психология»
ВЗАИМОСВЯЗЬ
СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
И ЭМОЦИОНАЛЬНО-
Выполнила:
очно-заочной формы обучения
Моисеева
Мария Геннадьевна
Научный руководитель: к.пс.н., доцент Сечко А.В.
Рецензент: д. пс.н., проф. Орлова Е.А.
Д о п
у с т и т ь к
з а щ и т е
Заведующий
кафедрой
д. пс.н., проф. Булгаков А.В.
Декан
факультета психологии
д. пс.н., проф. Булгаков А.В.
Москва
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Теоретические основы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе…………………… | 10 |
1.1. Теоретический обзор
понятия «стиля управления» и его сущность………………………………………………………… |
10 |
1.2. Социально-психологический
климат коллектива как предмет исследования в социальной и организационной психологии………..… |
17 |
1.3. Влияние особенностей личности руководителя на социально - психологический климат коллектива…...…………………………..…… | 31 |
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально- |
40 |
2.1. Организации
эмпирическое исследование взаимосвязи
стиля управления и эмоционально-психологического
климата организации и методики исследования.…….…………………………………… |
40 |
2.2. Результаты
и анализ эмпирического взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства « |
49 |
2.3. Рекомендации
по результатам эмпирического исследования взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……………………………………………...... |
60 |
Заключение…………………………………………………… |
63 |
Список использованной литературы…………………………………….. | 67 |
Приложение | |
Введение
Актуальность исследования. В современных условиях жизни постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива и стилей управления. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Совершенствование эмоционально - психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности эмоционально -психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Понятие
«социально-психологический
Б.Д.Парыгин разработал структуру социально – психологического климата. Е.В.Шорохова, О.И.Жданов в своих исследованиях выделяют общие критерии оценки социально – психологического климата, критерии благоприятного и неблагоприятного психологического климата, а так же факторы, формирующие его. В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов отмечают, что на формирование психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды, а так же субъективные (социально-психологические) факторы, к коим также относится фактор влияния профессии на психологический климат трудового коллектива. Г.М.Андреева, предлагает свои факторы, определяющие психологический климат: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки. По мнению Ю.П.Платонова, среди факторов, влияющих на психологический климат трудового коллектива, выделяют такой социально-психологический феномен, как «климатическое возмущение». Н.П.Аникеева выделяет два уровня социально – психологического климата. Первый уровень статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. Второй уровень, отмечает Н.П.Аникеева, динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Л.Г.Почебут, В.А.Чикер отслеживают и обобщают различные научные взгляды и подходы к понятию социально – психологический климат, рассматривают в целом историю развития понятия психологического климата коллектива в отечественной психологии.
Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. Наиболее плодотворно в изучении стилей руководства работали К. Левин, А. Фидлер, Р.Хаус - Т.Митчел, П.Херси - К.Бланшар, и др. Всякая социальная роль, в данном случае – руководителя, требует определенного набора личностно-психологических качеств, игравших ту или иную роль в создании эмоционально-психологического климата в коллективе. Личные качества руководителя по - существу выступают основой его деловых качеств, его стиля управления, поскольку суть работы руководителя в первую очередь – общение с людьми.
В отечественной психологической литературе вопросы организаторских способностей рассматривались в работах А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева. Наиболее крупный вклад в эту проблематику был внесен коллективом, работающим под руководством Л.И.Уманского. Ими изучались природные предпосылки организаторских способностей, структура качеств и свойств личности организатора, специфические свойства и индивидуальные различия личности способного организатора, динамическая структура личности с точки зрения ее организаторских возможностей. Организуя работу фирмы, он формирует определенный социально-психологический климат в организации.
Как мы видим, в психологической науке проблема взаимосвязи стиля управления и социально – психологического климата представлена довольно-таки объемно.
Главным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного психологического климата трудового коллектива, который включает многие психологические и социально-психологические факторы. Они также изучены психологами и представлены в научной литературе.
Соответственно тема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать объект, предмет, цели, задачи, гипотезу и подобрать адекватные методы исследования.
Цель данного исследования – изучение взаимосвязи доминирующего стиля управления и оценки социально-психологического климата в коллективе работниками.
Объект – стиль управления руководителя организации и социально – психологический климат в коллективе.
Предмет – взаимосвязь стиля управления в организации.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
Существует
взаимосвязь доминирующего
- на предприятии, где руководитель с демократическим стилем управления, присутствует благоприятный социально-психологический климат;
- на предприятии, где руководитель с авторитарным стилем управления присутствует средней благоприятности социально-психологический климат.
Теоретическую основу исследования составляют положения общей и социальной психологии, психологии труда и управления, а также сложившиеся в науке принципы и методы психологического изучения управленческой деятельности.
В исследовании были использованы следующие методики:
Эмпирическую базу исследования составила выборка из 60 человек – работников ЗАО «Управление начальника работ» (30 человек) и «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (30 человек)
Практическая значимость исследования состоит в том, что формирование благоприятного эмоционально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.
Полученные результаты можно будет использовать для предотвращения возникновения психотеррора в организациях.
Глава 1. Теоретические основы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе
С
целью изучения теоретических аспектов
исследования взаимосвязи стиля управления
в организации и эмоционально-психологического
климата в коллективе, мы должны провести
теоритический обзор понятий «стиль управления»
и его сущьность, «социально-психологический
климат коллектива» и его сущность; факторы,
оказывающие влияние на формирование
социально – психологического климата
(далее – СПК) коллектива; критерии для
исследования особенностей СПК; критерии
благоприятного и неблагоприятного СПК;
методы исследования СПК коллектива, а
также влияние особенностей личности
руководителя на социально- психологический
климат коллектива.
и его сущность
В феномене руководства психологический анализ выделяет две составляющие: собственно руководство (администрирование) и лидерство. Эти понятия единодушно разводятся психологами: руководство понимается как фактор официальной структуры, обеспечивающий социальную организацию и управление деятельностью группы; лидерство - как феномен социально-психологической самоорганизации и самоуправления в группе, как фактор упорядочения системы неформальных отношений между ними.
В аспекте социальных взаимодействий людей различают содержание понятий управление и руководство. Так, Р.Х. Шакуров под руководством понимает часть управления, «заключающуюся в целенаправленной организации и оптимизации процесса управления ... коллективом с помощью административных полномочий и личного авторитета»; управление же есть «система целенаправленных нестандартных воздействий, совершаемых в связи с изменением условий внутренней и внешней среды» [16].
Напротив, А.Л.Свенцицкий рассматривает управление несколько иначе - как «целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на объект с корректирующим учетом изменений, происходящих в последнем» [23].
Стиль управления (руководства) представляет собой совокупность типичных черт, приемов, способов работы руководителя для оказания воздействия на подчиненных, при помощи которых решается задача и достигается цель, стоящая перед коллективом. Стиль работы руководителя определяется рядом факторов: типом личности руководителя, уровнем его воспитания, накопленным опытом, условиями работы предприятия, стадией развития коллектива [30].
Информация о работе Взаимосвязь стиля упраления и эмоционально- психологического климата