Взаимосвязь стиля упраления и эмоционально- психологического климата

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:47, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях жизни постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива и стилей управления. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Совершенствование эмоционально - психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе……………………
10
1.1. Теоретический обзор понятия «стиля управления» и его сущность……………………………………………………………………
10
1.2. Социально-психологический климат коллектива как предмет
исследования в социальной и организационной психологии………..…
17
1.3. Влияние особенностей личности руководителя на социально - психологический климат коллектива…...…………………………..……
31

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организации ………………

40
2.1. Организации эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организации и методики исследования.…….…………………………………………..

40
2.2. Результаты и анализ эмпирического исследования
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……...……………………………………………...



49
2.3. Рекомендации по результатам эмпирического исследования
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……………………………………………..............



60
Заключение………………………………………………………………... 63
Список использованной литературы…………………………………….. 67
Приложение

Работа содержит 1 файл

последний диплом))))))))))))))))))))).doc

— 408.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Факультет Психологии

Кафедра психологии управления 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Специальность «Психология»

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ  И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ 

Выполнила:                                                                       студентка 6 курса

                         очно-заочной формы обучения

                          Моисеева Мария Геннадьевна 

Научный руководитель:                                         к.пс.н., доцент Сечко А.В.

Рецензент:        д. пс.н., проф. Орлова Е.А.

Д о п  у с т и т ь   к    з а щ и т е 

Заведующий  кафедрой                д. пс.н., проф. Булгаков А.В. 

Декан факультета психологии              д. пс.н., проф. Булгаков А.В. 

Москва 

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе……………………  
10
1.1. Теоретический обзор понятия «стиля управления» и его сущность……………………………………………………………………  
10
1.2. Социально-психологический  климат коллектива как предмет  
исследования в социальной и организационной психологии………..…
 
17
1.3. Влияние особенностей личности руководителя на социально - психологический климат коллектива…...…………………………..……  
31
 
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи  стиля управления и эмоционально-психологического климата организации ………………
 
 
40
2.1. Организации эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организации и методики исследования.…….…………………………………………..  
 
40
2.2. Результаты  и анализ эмпирического исследования  
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата,  коллектива  двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «
Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……...……………………………………………...
 
 
 
 
49
2.3. Рекомендации  по результатам эмпирического исследования  
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата,  коллектива  двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «
Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……………………………………………..............
 
 
 
 
60
Заключение………………………………………………………………... 63
Список  использованной литературы…………………………………….. 67
Приложение  
   
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность исследования. В современных условиях жизни постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива и стилей управления. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

     Совершенствование эмоционально - психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности эмоционально -психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

     Понятие «социально-психологический климат»  используют для интегральной характеристики трудовых коллективов. В отечественной  психологической литературе, в том  числе советского периода,  широко использовались это понятие и другие, синонимичные: «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат», «моральный климат». Насчитывается несколько десятков определений социально-психологического климата и различных исследовательских подходов, так Н.С.Мансуров изучал производственные коллективы и впервые в отечественной психологии сформулировал понятие «психологический климат коллектива». Одним из первых раскрыл содержание понятия климат В.М.Шепель. Вопросами исследования социального - психологическиго климата занимались такие учёные, как В.А.Покровский, Б.Ф.Ломов, К.К.Платонов, В.Г.Казаков, А.А.Русалинова, А.Н.Лутошкин, Л.П.Буева, Е.С.Кузьмин, Н.Н.Обозов, В.В.Косолапов, А.Н.Щербань, Л.Н.Коган.

     Б.Д.Парыгин разработал структуру социально – психологического климата. Е.В.Шорохова, О.И.Жданов в своих исследованиях выделяют общие критерии оценки социально – психологического климата, критерии благоприятного и неблагоприятного психологического климата, а так же  факторы, формирующие его. В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов отмечают, что на формирование психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды, а так же субъективные (социально-психологические) факторы, к коим также относится фактор влияния профессии на психологический климат трудового коллектива. Г.М.Андреева, предлагает свои факторы, определяющие психологический климат: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки. По мнению Ю.П.Платонова, среди факторов, влияющих на психологический климат трудового коллектива, выделяют такой социально-психологический феномен, как  «климатическое возмущение». Н.П.Аникеева выделяет два уровня социально – психологического климата. Первый уровень статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. Второй уровень, отмечает Н.П.Аникеева, динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Л.Г.Почебут, В.А.Чикер отслеживают и обобщают различные научные взгляды и подходы к понятию социально – психологический климат, рассматривают в целом историю развития понятия психологического климата коллектива в отечественной психологии.

     Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. Наиболее плодотворно в  изучении стилей руководства работали К. Левин, А. Фидлер, Р.Хаус - Т.Митчел, П.Херси - К.Бланшар, и др. Всякая социальная роль, в данном случае – руководителя, требует определенного набора личностно-психологических качеств, игравших ту или иную роль в создании эмоционально-психологического климата в коллективе. Личные качества руководителя по - существу выступают основой его деловых качеств, его стиля управления, поскольку суть работы руководителя в первую очередь – общение с людьми.

     В отечественной психологической  литературе вопросы организаторских  способностей рассматривались в работах А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева. Наиболее крупный вклад в эту проблематику был внесен коллективом, работающим под руководством Л.И.Уманского. Ими изучались природные предпосылки организаторских способностей, структура качеств и свойств личности организатора, специфические свойства и индивидуальные различия личности способного организатора, динамическая структура личности с точки зрения ее организаторских возможностей. Организуя работу фирмы, он формирует определенный социально-психологический климат в организации.

     Как мы видим, в психологической науке  проблема взаимосвязи стиля управления и социально – психологического климата представлена довольно-таки объемно.

     Главным условием эффективности функционирования организаций является наличие в ней благоприятного психологического климата трудового коллектива, который включает многие психологические и социально-психологические факторы. Они также изучены психологами и представлены в научной литературе.

     Соответственно  тема исследования является актуальной, что позволяет сформулировать объект, предмет, цели, задачи, гипотезу и подобрать адекватные методы исследования.

     Цель данного исследования – изучение взаимосвязи доминирующего стиля управления и оценки социально-психологического климата в коллективе работниками.

     Объект – стиль управления руководителя организации и социально – психологический климат в коллективе.

     Предмет – взаимосвязь стиля управления в организации.

     Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические основы проблемы изучения стилей управления и социально-психологического климата в коллективе;
  2. Исследовать стили управления с целью выявления доминирующего стиля управления у руководителей;
  3. Изучить социально-психологический климат с целью выявления социально-психологического климата в исследуемых предприятиях;
  4. Выявить взаимосвязь доминирующего стиля руководства и социально-психологического климата коллектива.

     Гипотеза  исследования:

     Существует  взаимосвязь доминирующего стиля  управления и социально-психологического климата коллектива.

     -  на предприятии, где руководитель с демократическим стилем управления, присутствует благоприятный социально-психологический климат;

     -  на предприятии, где руководитель с авторитарным стилем управления присутствует средней благоприятности социально-психологический климат.

     Теоретическую основу исследования составляют положения общей и социальной психологии, психологии труда и управления, а также сложившиеся в науке принципы и методы психологического изучения управленческой деятельности.

     В исследовании были использованы следующие методики:

  1. Тест Томаса – Килменна.
  2. «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом» В. П. Захаров.
  3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
  4. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А. Ф. Фидлера.

     Эмпирическую  базу исследования составила выборка из 60 человек – работников ЗАО «Управление начальника работ» (30 человек) и «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (30 человек)

     Практическая  значимость исследования состоит в том, что формирование благоприятного эмоционально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции.

     Полученные  результаты можно будет использовать для предотвращения возникновения психотеррора в организациях.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические основы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе

     С целью изучения теоретических аспектов исследования взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата в коллективе, мы должны провести теоритический обзор понятий «стиль управления» и его сущьность, «социально-психологический климат коллектива» и его сущность; факторы, оказывающие влияние на формирование социально – психологического климата (далее – СПК) коллектива; критерии для исследования особенностей СПК; критерии благоприятного и неблагоприятного СПК; методы исследования СПК коллектива, а также влияние особенностей личности руководителя на социально- психологический климат коллектива. 

     
    1. Теоретический обзор понятия  «стиля управления»

    и его сущность

     В феномене руководства психологический  анализ выделяет две составляющие: собственно руководство (администрирование) и лидерство. Эти понятия единодушно разводятся психологами: руководство понимается как фактор официальной структуры, обеспечивающий социальную организацию и управление деятельностью группы; лидерство - как феномен социально-психологической самоорганизации и самоуправления в группе, как фактор упорядочения системы неформальных отношений между ними.

     В аспекте социальных взаимодействий людей различают содержание понятий  управление и руководство. Так, Р.Х. Шакуров под руководством понимает часть управления, «заключающуюся в  целенаправленной организации и оптимизации процесса управления ... коллективом с помощью административных полномочий и личного авторитета»; управление же есть «система целенаправленных нестандартных воздействий, совершаемых в связи с изменением условий внутренней и внешней среды» [16].

     Напротив, А.Л.Свенцицкий рассматривает управление несколько иначе - как «целенаправленное, планомерное и систематическое  информационное воздействие субъекта управления на объект с корректирующим учетом изменений, происходящих в последнем» [23].

     Стиль управления (руководства) представляет собой совокупность типичных черт, приемов, способов работы руководителя для оказания воздействия на подчиненных, при помощи которых решается задача и достигается цель, стоящая перед  коллективом. Стиль работы руководителя определяется рядом факторов: типом личности руководителя, уровнем его воспитания, накопленным опытом, условиями работы предприятия, стадией развития коллектива [30].

Информация о работе Взаимосвязь стиля упраления и эмоционально- психологического климата