Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:47, дипломная работа
Актуальность исследования. В современных условиях жизни постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива и стилей управления. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
Совершенствование эмоционально - психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе……………………
10
1.1. Теоретический обзор понятия «стиля управления» и его сущность……………………………………………………………………
10
1.2. Социально-психологический климат коллектива как предмет
исследования в социальной и организационной психологии………..…
17
1.3. Влияние особенностей личности руководителя на социально - психологический климат коллектива…...…………………………..……
31
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организации ………………
40
2.1. Организации эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организации и методики исследования.…….…………………………………………..
40
2.2. Результаты и анализ эмпирического исследования
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……...……………………………………………...
49
2.3. Рекомендации по результатам эмпирического исследования
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……………………………………………..............
60
Заключение………………………………………………………………... 63
Список использованной литературы…………………………………….. 67
Приложение
0-8 – скромный. Робкий. Уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться. Не имеет собственного мнения. Послушно и честно выполняет свои обязанности.
13-16 – Резко-неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи. Опасения. Тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других. От чужого мнения.
9-12
– послушный, боязливый.
0-8
– конформный, мягкий, ожидает помощи
и советов. Доверчивый. Склонный
к восхищению окружающими,
9-16
– дружелюбный и любезный со
всеми, ориентирован на
0-8
– склонный к сотрудничеству,
кооперации. Гибкий и компромиссный
при решении проблем и в
конфликтных ситуациях,
9-16
– гиперответственный. Всегда приносит
в жертву свои интересы. Стремится
помочь и создать всем. Навязчивый
в своей помощи и слишком
активный по отношению
0-8
– ответственный по отношению
к людям, деликатный, мягкий, добрый,
эмоциональные отношения к
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, разделена на четыре степени выраженности отношения: адаптивное поведение (0-4 балла – низкая, 5-8 баллов – умеренная), экстремальное до патологии поведение (9-12 баллов – высокая, 13-16 баллов – экстремальная). Далее по двум специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование: (1 — 5) + 0,7 х (3 + 2 - 4 — 6).
Дружелюбие:
(7 - 3) + 0,7 х (8 - 2 - 4 + 6) [4].
Данная методика позволяет нам
диагностировать
Тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии с этим, К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: соперничество, приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В
опроснике, описывается каждый из пяти
перечисленных возможных
- «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» А. Ф. Фидлера.
Данная методика позволяет оценить психологическую атмосферу в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность.
В
предложенной таблице приведены противоположные
по смыслу пары слов, с помощью которых
можно описать атмосферу в вашей группе,
коллективе. Чем ближе к правому или левому
слову в каждой паре вы поставите знак
*, тем более выражен этот признак в вашем
коллективе».
На основании индивидуальных профилей
создается средний профиль, который и
характеризует психологическую атмосферу
в коллективе [4].
2.2.
Результаты и анализ
эмпирического исследования
взаимосвязи стиля управления
в организации и эмоционально-психологического
климата, коллектива
двух организаций ЗАО
«534 Управление начальника
работ» и рекламного
агентства «Медиа
Юроп энд ЭС-ЭС»
(ME&SS)
После проведенной диагностической работы, мы приступили к следующему этапу нашего практического исследования, обработка и анализ полученных данных по всем 4 методикам в исследуемых компаниях.
1. По результатам методики определения стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова, в компании ЗАО «534 Управление начальника работ» были получены следующие результаты (см. Приложение №2):
80%
сотрудников данного
4%
сотрудников определяют стиль
руководства как
16%
сотрудников коллектива
Результаты в компании «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС», по этой же методики выглядели следующим образом:
Только 4% сотрудников по результатам опроса определяют стиль руководства как директивный;
13%
сотрудников данного
Но, по мнению большинства сотрудников организации, составляющих 83%, руководитель их компании сочетает в своем стиле руководства требовательность и контроль с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Начальник компании «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС», по результатам обследования сотрудников данной организации, склонен делегировать полномочия и разделять ответственность между сотрудниками. Достаточно демократичен в принятии решений. Данный стиль руководства можно определить как коллегиальный или демократический стиль руководства.
При сопоставлении полученных данных по методике В.П. Захарова, можно говорить о том, что руководитель компании ЗАО «534 Управление начальника работ» в своей деятельности придерживается авторитарных методов управления организации, по мнению большинства сотрудников работающих в данной компании. Руководитель компании «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС», исходя из большинства процентов голосов респондентов, практикует демократический стиль руководства.
Анализ полученных данных, по методике Т. Лири, изучающие особенности межличностных отношений в компаниях В ЗАО «534 Управление начальника работ» и «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» позволяет нам сделать следующие выводы (см. Приложение №3):
I авторитарный тип межличностных отношений: В ЗАО «534 Управление начальника работ» сотрудники этой компании разделились на две равные группы, о 50% - мы можем говорить как об уверенных в себе людях, отличающихся упорностью и настойчивостью, но не обязательно являющимися лидерами. И вторая половина (50%) была охарактеризована как - энергичные, компетентные, успешные в делах сотрудники, которые любят давать советы, требуют к себе уважения и могут быть авторитетными лидерами. Вся группа сотрудников, после проведенной работы были разделены и по выраженности данного качества в поведенческих потернах респондентов, в связи с чем, 50% сотрудников были отнесены к индивидам с адаптивным социальным поведением, 43% - с умеренно – адаптивным поведением и 7% с экстремальным поведением, с ярко-выраженной агрессивными тенденциями.
После анализа результатов по данному показателю, у 56% сотрудников были выделены эгоистические черты характера, эти сотрудники ориентированы на себя, на свои успехи, достижения, у них высокая склонность к соперничеству и конкуренции. 44% сотрудников стремятся быть над всеми, но в тоже время остаются в стороне. Они расчетливы и самовлюбленны, с завышенными амбициями. Как правило, не терпят трудностей, стараются перекладывать их на других, хвастливы и заносчивы. Среди всех сотрудников так же были выделены работники 56% с адаптивным поведением по данному критерию, 31% - с умеренно – адаптивным социальным поведением, и 13% - с экстремальным поведением граничащего с патологией.
По данному показателю, 56% сотрудников, по их мнению, обладают настойчивостью, упорством и энергичностью. 44% - были определены нами, как требовательные, прямолинейные, откровенные, строгие в оценки других, непримиримые, склонные обвинять во всем окружающих, достаточно ироничны и раздражительны. Данный критерий у 56% сотрудников выражен в адаптивном социальном поведении, у 31% - можно констатировать умеренно – адаптивное поведение, и 13% - были отнесены к людям с экстремальным поведением, носящий почти патологичный характер.
Анализируя данный показатель, 50% респондентов мы отнесли к людям, критично относящимся ко всем социальным явлениям и окружающим людям. Как правило, они все подвергают высокой критике, но предложить конструктивные решения, как правило, не способны. И 50% сотрудников ЗАО «534 Управление начальника работ» мы диагностировали как сотрудников,испытывающих трудности в контактах из – за подозрительности и боязни плохого отношения. Они достаточно замкнуты, скептичны, возможно, испытывают разочарование в людях, скрытны, свой негативизм способны проявить в вербальных агрессиях.
Говоря о степени выраженности данного критерия в поведении испытуемых, мы отнесли 50% респондентов к адаптивному проявлению данного показателя в поведение, 43% - это сотрудники с умеренно – адаптивным поведением по данному параметру, 7% - с экстремальным поведением, вплоть до патологии.
Результаты диагностики, позволили нам отнести - 67% испытуемых данной организации к эмоционально сдержанным, скромным, способным подчиняться сотрудникам, и честно выполняющим свои должностные обязанности. К 33% мы отнесли респондентов, которых можно назвать покорными и склонными к самоуничижению.
Сотрудников с адаптивным социальным поведением было выявлено 67% от всего количество испытуемых в компании «534 Управление начальника работ», 26% с умеренно выраженным – адаптивным поведением, 6% - с экстремальным поведением.
По данному критерию, к умеренно зависимому типу мы отнесли 83% испытуемых, эти люди достаточно конформны, мягки, как правило, ожидают помощи и советов от коллег, доверчивы и вежливы. У 17% сотрудников «534 Управление начальника работ» имеются склонность к беспомощности и боязливости, они не умеют проявить сопротивление, считают, что другие всегда правы, поэтому уступают во всем и всегда.
Информация о работе Взаимосвязь стиля упраления и эмоционально- психологического климата