Взаимосвязь стиля упраления и эмоционально- психологического климата

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:47, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных условиях жизни постоянно растет интерес к явлению социально-психологического климата коллектива и стилей управления. Актуальность данной проблемы диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

Совершенствование эмоционально - психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Формирование благоприятного психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилей руководства и социально-психологического климата в коллективе……………………
10
1.1. Теоретический обзор понятия «стиля управления» и его сущность……………………………………………………………………
10
1.2. Социально-психологический климат коллектива как предмет
исследования в социальной и организационной психологии………..…
17
1.3. Влияние особенностей личности руководителя на социально - психологический климат коллектива…...…………………………..……
31

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организации ………………

40
2.1. Организации эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организации и методики исследования.…….…………………………………………..

40
2.2. Результаты и анализ эмпирического исследования
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……...……………………………………………...



49
2.3. Рекомендации по результатам эмпирического исследования
взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата, коллектива двух организаций ЗАО «534 Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)……………………………………………..............



60
Заключение………………………………………………………………... 63
Список использованной литературы…………………………………….. 67
Приложение

Работа содержит 1 файл

последний диплом))))))))))))))))))))).doc

— 408.50 Кб (Скачать)
  1. выявить преобладающий стиль управления в организации;
  2. особенности СПК трудового коллектива;
  3. выявить преобладающий тип отношений в коллективе;
  4. изучить конфликтные явления в коллективе;
  5. коммуникативные и организаторские склонности, связанные с субъект-субъектным характером профессионального взаимодействия и имеющих огромное значение для успешной профессиональной деятельности сотрудников в коллективе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля  управления и эмоционально-психологического климата организации 

2.1. Организации эмпирическое исследование взаимосвязи стиля управления и эмоционально-психологического климата организаций ЗАО «Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS) и методики исследования

     Замысел исследования.

     С целью исследования взаимосвязи стиля управления в организации и эмоционально-психологического климата в коллективе нами было проведено

эмпирические  исследование в двух совершенно различных по характеру работы организациях ЗАО «Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS)

     В исследовании ставились и решались следующие задачи:

     -        составить выборку исследования;

     -  подобрать психодиагностические  методики для изучения взаимосвязи  стиля управления в организации  и эмоционально - психологического климата в коллективе;

     -        изучить состояние СПК 2-х трудовых  коллективов;

     -        определить стиль руководства  трудовым коллективом;

     -     провести диагностику взаимоотношений  в группе, связанных с субъект-субъектным  характером профессионального взаимодействия и имеющих огромное значение для успешной профессиональной деятельности сотрудников в трудовом коллективе;

     -       проанализировать полученные данные при помощи коэффициента корреляции.

     -        провести анализ и подвести итоги по результатам эмпирического исследования;

     -       разработать общие и индивидуальные  практические рекомендации по  результатам эмпирического исследования  для руководителей, персонала  по оптимизации СПК исследуемых  коллективов, совершенствования стиля управления, развития коммуникативных и организаторских склонностей и эмоционально-психологическом развитии коллективов.

     Гипотеза  исследования: Существует взаимосвязь доминирующего стиля управления и социально-психологического климата коллектива.

  • на предприятии, где руководитель с демократическим стилем управления, присутствует благоприятный социально-психологический климат;
  • на предприятии, где руководитель с авторитарным стилем управления присутствует средней благоприятности социально-психологический климат.

     Выборка исследования была сформирована на базе организаций:

     - ЗАО « 534 Управление начальника работ» было создано в 1960 году в соответствии с директивой начальника Главного военно-строительного управления Министерства обороны. Организация осуществляет строительство объектов жилья, соцкультбыта и промышленного назначения в Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах. Для проведения исследования я предложила принять участие 30 сотрудникам организации. Из них 15 мужчин, 15 женщин. Все сотрудники офиса. В числе опрошенных такие должности как инженера (22 человека), руководители отделов (4 человека) и их заместители (4 человека). Возраст от 35 лет до 50. Высшее образование имеют – 60%, средне-специальное – 30%, среднее – 10%.

     - Рекламное агентство «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS) создано в 1999 году, как официальный партнер издательского дома «Alain Charles Publishing» в России. На сегодня это не только разработка яркого рекламного макета, но и размещение на всех видах медиа: от прессы, интернета и федерального телевидения до наружной рекламы, транспорта и рекламы в местах продаж. Сотрудников офиса насчитывается около 40 человек. Для проведения эмпирического исследования были отобраны 30 человек: 15 человек мужчин, 15 женщин. В основном это дизайнеры (27 человек) и руководящий состав (3 человека). Возраст от 25-40 лет. Высшее образование имеют – 40%, средне-специальное – 50%, среднее – 10%.

     В ходе подготовительной программы проведения исследования нами было:

     1. Выбрано 4 методики:

  • «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом» В. П. Захаров.
  • «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири.
  • Тест Томаса – Килменна.
  • «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» А. Ф. Фидлера.

     2. Разработаны соответствующие бланки  для заполнения методик.

     3. Проведена предварительная беседа  с Руководителями ЗАО « Управление начальника работ» и рекламного агентства «Медиа Юроп энд ЭС-ЭС» (ME&SS) и получено их согласие. Установлена договорённость о предоставлении им результатов с подробными комментариями и последующими рекомендациями по оптимизации межличностных отношений в коллективах и социально-психологическом развитии коллективов.

     4. Организовано собрание исследуемых  коллективов. Участники исследования  на добровольной основе дали своё согласие на участие в исследовании.

     5. Проведён подробный инструктаж  сотрудников по вопросам тестирования. Озвучена договорённость о сохранении  конфиденциальности информации, оглашения  результатов группе по просьбе  всей группы, индивидуальная характеристика на выборочных сотрудников. 

     Методика  исследования.

       В ходе эмпирического исследования  нами использовалась следующие  методики (см. Приложение 1):

  • «Методика определения стиля руководства трудовым коллективом» В. П. Захаров.

            Данный опросник позволяет определить стиля руководства трудовым коллективом. Для ответа на вопросы необходимо:

     - внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе.

     - отметьте выбранное утверждение  на опросном листе знаком «+»  под соответствующей буквой.

            С помощью ключа по обработке данных по каждому респонденту (сотруднику)  Подсчитываются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства. Затем определить преобладающее количество баллов по всем сотрудникам и согласно полученным результатам определить к какой категории относится стиль управления в организации :

     Директивный стиль – ориентация на собственное  мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность, к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

     Попустительский стиль – снисходительность к  работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность  в принятии решения.

     Коллегиальный компонент – требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения [4]. 

    -  «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири.

          Позволяет изучения стиль и  структуру межличностных отношений  и их особенностей, и также  исследования представлений испытуемого  о себе, своем «идеальном Я», отношения  к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого. На основании исследований межличностных отношений Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы. Полярные на этой схеме варианты являются противоположными друг другу.

             Опросник составлен соответственно  этим выделенным типам межличностного  поведения и представляет собой  набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные психологические профили. Методика была представлена респондентам на отдельных карточках. Оценивая себя по пунктам опросника, респондент должен отмечать «+» те характеристики, которые считает присущими себе.

            В результате  с помощью специального  «ключа» к опроснику, производится  подсчет баллов по каждой октанте.  Полученные баллы переносятся  на дискограмму, при этом расстояние  от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

  1. Каждому из 8 октантов соответствует следующий тип межличностных отношений: Авторитарный

     13-16 – диктаторский, властный, деспотический  характер. Тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности, всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение. Не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

     9-12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах. Любит давать советы. Требует к себе уважения.

     0-8 – уверенный в себе человек.  Но необязательно лидер. Упорный  и настойчивый. 

  1. Эгоистичный

     13-16 – стремится быть над всеми,  но одновременно в стороне  от всех. Самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый. Самодовольный. Заносчивый.

     0-12 – эгоистические черты. Ориентация  на себя. Склонность к соперничеству.

  1. Агрессивный

     13-16 – жесткий и враждебный по  отношения к окружающим. Резкий. Жесткий. Агрессивность может  доходить до асоциального поведения. 

     9-12 – требовательный. Прямолинейный.  Откровенный. Строгий и резкий  в оценки других. Непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

     0-8 – упрямый. Упорный. Настойчивый  и энергичный. 

  1. Подозрительный

     13-16 – отчужденный по отношению  к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый. Склонный  к сомнению во всем, злопамятный. Постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

     9-12 – критичный, необщительный, испытывает  трудности в интерперсональных  контактах из-за подозрительности  и боязни плохого отношения,  замкнутый. Скептичный. Разочарованный  в людях. Скрытный. Свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

     0-8 – критичный по отношению ко  всем социальным явлениям и  окружающим людям. 

  1. Подчиняемый

     13-16 – покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать  во всем и всем. Всегда ставит  себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком либо более сильном.

     9-12 – застенчивый, кроткий. Легко  смущается. Склонен подчиняться  более сильному без учета ситуации.

Информация о работе Взаимосвязь стиля упраления и эмоционально- психологического климата